В прошлый понедельник проездом из Конобеево в Санкт-Петербург впервые в жизни побывал в храме Василия Блаженного. Даже не думал, что Даниил настолько прав:
"РМ" "ХРИСТИАНСКИЙ МИФ И ПРАРОССИАНСТВО"
Сопоставив всё это, интересно обратить внимание на один вид искусства, в памятниках которого прароссианство и христианский миф сумели ужиться рядом, как бы поделив между собой территорию и почти не смешиваясь даже механически, и вместе с тем - как это ни странно - художественно и психологически дополняя друг друга. Я говорю о некоторых школах церковного зодчества, от шатрового храма до так называемого "Нарышкинского барокко". Поражает в этих памятниках одна особенность, ярче всего, пожалуй, сказавшаяся в храме Василия Блаженного: контраст экстерьера и интерьера. Заразительная, заставляющая невольно улыбаться всей душой, жизнерадостность этих пёстрых луковок и пузатых колонок, этих стен, превращённых наивно весёлым узорочьем в сказочные сады... А войдёшь вовнутрь - и точно попадаешь в другую культуру, хотя, как это ни невозможно, почти столь же русскую: решётчатые оконца, узкие притворы, низкие своды, тяжёлые устои, суровые лики, полумрак. Изгнанный наружу, вовне, миф сверхнарода - и противопоставляющий себя миру, созидающий внутреннее пространство, самодовлеющий и нетерпимый миф христианский. Прароссианство - и православие. И не синтез, даже не смешение, а почти механическое разграничение сфер действия. А если уж говорить о какой-нибудь диалектике, то - теза и антитеза.
На дворе было яркое солнце, отреставрированные иконостасы подсвечивались электрически, но и при этом было мрачно. А какой мрак был 300-400 лет назад зимой при свечах и закопченных иконостасах! Страшно представить. И вообще совсем непонятная внутренняя архитектура - множество маленьких приделов и какие-то пещерные лабиринты переходов.
Вот такая иллюстрация к "РМ". _________________ Сегодня самый лучший день:
пестреют флаги над полками:
Сегодня самый лучший день.
сегодня битва с дураками.
С уважением
Яков
|