Святые заступники: Брахма Нарада, Архангел Гавриил Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011)

Три вещи не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и упущенная возможность.
(Арабская пословица)

 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Святые заступники: Бодхисаттва Гуаньинь, ангел

Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.

Томас Мёртон. Голос средь клятв и ропота
На страницу Пред.  
1, 2, 3 [Всё]

 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Личное -> Персональные подфорумы -> Келья Милы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Ср Июл 06, 2011 7:52 pm   

Мила писал(а):
Это трудно безоговорочно усвоить

Это не трудно, это, скорее, непривычно. Smile

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Сб Июл 09, 2011 1:55 am    "Чего и ждать от рьяного трапписта?"

Те, кто открывал книгу Томаса Мёртона "Внутренний опыт. Заметки о созерцании", увидели, что я начала рассказ о ней с её последних глав. Вряд ли я напишу что-то наподобие дайджеста книги; последовательного изложения написанного Мёртоном не ждите.
Вообще "Внутренний опыт..." - книга, которую Томас Мёртон не публиковал по известным ему причинам, она была напечатана уже после его смерти благодаря нескольким людям, лично знавшим Мёртона и занимавшимся его наследием. В ней присутствует энергия очень сложного качества, возможно, накопленная не только автором, но и другими участниками, которые устраивали судьбу этой книги - братом Полом Квенноном, Полом Пёрсоном, Энн Мак-Кормик, Робертом Жиро и другими. Эта книга даётся мне труднее, чем "Семена созерцания", потому я признаю её особые достоинства (не переставая любить "Семена...", конечно).

"...заодно перепишу ещё что-нибудь из старого. Всё это никуда не годится, кое-что даже вызывает у меня отвращение", - писал в письме Мёртон в 1959 году, готовясь к возобновлению работы над рукописью этой книги...

Относительно самокритичности авторов: Валентин Серов, будучи уже известным состоявшимся художником, сказал однажды с горечью, что так и не превзошёл за всю свою жизнь собственную "Девушку, освещённую солнцем". И он был не прав. Однако эта бескомпромиссность - двигатель развития.
Томас Мёртон писал, когда уже был готов замолчать, писал и переписывал, потому что надо было писать и переписывать.
Этот труд приобретал с годами универсальные качества, переставая быть похожим на хороший путеводитель и становясь плохим эхом внутренней эволюции, и это был прогресс. Я говорю об этом не соотнося эволюцию Мёртона и собственный опыт, а помня об образах, которые отвращали Мёртона от старых формы и содержания своих трудов (для Серова образец вместился в одну раннюю картину...).

"...утверждение собственной индивидуальности далеко от христианской самореализации. Внутреннее "я" - это, определённо, святилище нашего самого личного, частного одиночества, но одновременно и то самое одинокое и личное в нас, что едино с "Ты", Которое нам предстоит. Мы не сможем соединиться друг с другом на самой последней глубине, пока в каждом из нас внутреннее "я" не пробудится настолько, чтобы коснуться глубин духа другого. Такое узнавание друг друга есть любовь "в Духе" и исходит от Духа. Согласно апостолу Павлу, внутреннее "я" - это наш "дух", pneuma, или иначе - Дух Христа, Сам обитающий в нас Христос... <...> По таинственному выражению св. Августина, мы становимся "Единым Христом, любящим Самого Себя".
В том самом толковании св. Августина на 41 псалом сказано о пробуждении внутреннего "я" и о том, что мы находим Бога "над" эти "я". Но там же святой говорит и о поиске Бога "через" духовное "я" верных, соединённых в Нём любовью. Всё это нужно правильно понять, чтобы не впасть в заблуждение. Во-первых, Августин никогда не говорил, что Бога нужно искать в коллективности как таковой. Во-вторых, существует нечто большее, чем внешнее, юридически оформленное сообщество: мистический Христос - это духовное тело, организм, живущий любовью. И сила этой любви поднимает человека над коллективным "я" верующих - к Богу, Который обитает в них и над ними".,

"Общество и внутреннее "я"

"На первый взгляд, не вполне ясно, какое отношение к созерцанию имеет вера в Воскресение. Но в действительности Воскресение и Вознесение Христа - нового Адама - целиком восстановило человечческую природу в её духовной основе и сделало возможным обожение всякого человека, приходящего в этот мир...
<...>
Слово не для того вышло из глубин непознаваемой тайны Отца, Которого "не видел никто никогда" (Ин. 1:18 ), чтобы люди пали перед Ним ниц. Оно пришло, чтобы стать человеком и в себе соединить человека с Богом".

"Христианское созерцание. Созерцание и богословие"

"Святой Дух не открывает себя мирским людям, поскольку они не хотят Его знать. Они наполняют свой разум обыденным. Но желание - самое главное в созерцательной жизни. Без него мы никогда не получим даров от Бога. Dona spiritualia non accipiuntur nisi desiderata* Св. Фома добавляет: nec desiderantur nisi aliqualiter cognita**. Если мы чего-то желаем, то мы познали это хотя бы отчасти. Если мы хотим соединиться с Богом, то мы знаем, что это возможно, и нечто сходное уже испытали.
____________
* Духовный дар нельзя принять, если его не хочешь (лат.).
** Их невозможно узнать, пока их так или иначе не познаешь (лат.)".

"Христианское созерцание. Созерцание и Евангелие"

Замечательно, что эта рукопись была подготовлена к печати и опубликована. Наверное, она сможет послужить людям так, как рассчитывал Томас Мёртон, напутствовавший читателей: "...читайте и не ждите плодов..." Пусть она будет глотком чистого воздуха, который мы вдыхаем, не замечая его.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Вт Июл 12, 2011 9:17 pm   

Две странички текста о том, как человек хочет духовных даров, какого качество желание может препятствовать или помогать созерцанию, как мешают ему ожидания... Глава XII "Внутреннего опыта...", которую можно было бы цитировать прямо целиком. Но я не буду этого делать, чтобы не мешать читать книгу другим.

"Созерцание нельзя выдавать за нечто великое. Оно просто и смиренно по существу. Войти в него можно только через безвестность и самозабвение".
"Стремитесь к созерцанию, но будьте искренни, рассудительны, открыты к истине. Если вы жёстки и предвзяты, у вас ничего не выйдет... если вы считаете созерцание чем-то возвышеным, захватывающим, вы не воспримите высшей и неотмирной Реальности..."
"...апофатическое постижение Сущего невозможно передать словами тому, кто в своей внутренней жизни не испытал ничего похожего. Тот же, кто испытал легко распознает похожий опыт в других".
"...поскольку большинство из нас жёстки, привязаны к собственным идеям, уверены в своей мудрости, горды своими способностями, амбициозны, то и желать созерцания для нас небезопасно. Если же мы действительно хотим освободитиься от этих грехов, то жажда созерцательной свободы, опыта неотмирной реальности придёт незаметно, сама собой. А едва мы разглядим её в себе, она уже будет утолена. Таков закон созерцательного пути".


Очевидные, но требующие своего многократного повторения истины.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Ср Июл 13, 2011 4:05 pm   

"...самое сакральное из земных сообществ постепенно приобретает светские черты. Это неизбежно, поскольку видимое общество состоит из людей, чья природа повреждена грехом. Видимые, символические выражения божественной реальности тускнеют от долгого употребления, перестают возводить людей к Богу. Даже причастие может стать чем-то обыденным, светским, если искать в нём не мистического единения с воплощённым Словом Божьим и членами Его мистического Тела, а общественного одобрения и лекарства от тревог. Даже самые сакральные реалии можно обесценить, превратить их ещё в одно светское развлечение, хотя окончательно лишить их сакральности не удаётся.
Настоящее сакральное отношение к жизни - это ни в коем случае не бегство от ощущения собственной ничтожности, которое мы испытываем, оставшись наедине с собой. Напротив, оно [отношение] учит нас входить в этот мрак, в эту ничтожность, сознавая, что милость Божья преобразила её в храм Божий..."



"Всё, что нам нужно, - это дар от Бога, которы делает нас способными находить в себе не только себя, но и Его, превращает нашу ничтожность в Его полноту. Это невозможно без свободы, добытой через смирение и общение с ближними. Это требует не таланта, не озарения, а печали, изливающей себя в любви и доверии.
Сакральное отношение к жизни созерцательно, а светское - деятельно. Это не значит, что деятельность не бывает сакральной (вырастающей из любви). Но и такая деятельность сакральна лишь в ту меру, в какую она подкреплена созерцанием...
<...>
В молчании, надежде, незнании человек веры отдаёт себя на волю Божью, которая есть поток реальности, сама жизнь, а не капризная магическая сила.
<...>
Указал Христос и на окончательную, совершенную проверку, доказательство истинной любви, на решающее отличие созерцателя от человека светского, святого - от христианина-обывателя: "Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё... Не любящий Меня не соблюдает слов Моих" (Ин.14:23-24)".

Т.Мёртон, "Христианское созерцание. Светское и сакральное"

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Пт Окт 14, 2011 9:00 pm   

! Мила:
Этот заповедник, где вы находитесь, меняет адрес.
Теперь он будет находиться здесь. А это сообщение - здесь http://forum.arimoya.info/threads/Томас-Мёртон-Голос-средь-клятв-и-ропота.173/page-2#post-18869 Сохраните ссылку.
Приглашаю вас на новый сайт.


"У догматов есть четыре основных свойства: первое – это теологичность, т.е. вероучительный характер. Это учение о Боге и Его Домостроительстве, т.е. о деле спасения. «Созижду Церковь Мою» (Мф.16.18 ) Другое свойство догматов – Богооткровенность (по способу обретения, получения догматических истин). Догмат не есть плод естественного откровения, но Божественного. Научные и философские истины – плод работы разума. Правда в преподании догматов участвует разум, но весьма в скромной мере. Главная задача разума в отношении догматов – посильное воплощение в слова. Недаром один из современных богословов сказал, что богословие – это поиск наименее неподходящих слов, потому что подходящих вообще быть не может. Слово – это творение человека. Человеческий язык – это творение человека (см.Быт.2.19-20). И существует противоречие между тварностью языка и теми истинами, которые стоят выше всего тварного".
Из выступления прот. Андрея Тетерина на конференции «Русского Христианского Движения в Великобритании»
«Соборность». Конференция «Русского Христианского Движения в Великобритании»
"...там, где кончаются разум и желание, в этом мраке сияет Бог".
Майстер Экхарт
"Остерегайтесь думать, что в союзе Слова и души есть нечто телесное... <...> Это Слово приходит без звука, но проникает внутрь, оно не говорит, но воздействует на душу; оно не режет слух, но убеждает сердце".
Св. Бернар Клервосский

"В созерцании мы действительно смутно сознаём, что можно "коснуться и удержать Его любовью". Когда нам это удаётся, мы бываем удовлетворены. Знание неважно. Мы знаем Бога любовью".
Томас Мёртон, "Внутренний опыт. Пять текстов о созерцательной молитве".

"Новые семена созерцания" и "Внутренний опыт" Томаса Мёртона. Небольшие книжечки паршивой склейки, которая разваливается через пару недель чтения книг мной и моими домашними.
Во мне теплится новое представление о том, какие же "семена созерцания" могут дать в нас ростки после чтения этих книг.
Умственные построения сами по себе увлекают, если удаются. Занятия ими дают ощущение приближения к истине. То, что для них требуются особые навыки и способности, - очевидно, и это может вызывать у мыслителей чувство твёрдой опоры, большого подъёма, высоких достижений.
И рядом с этим великим строительством Вавилонской башни стоит кривая хижина отшельника-молчальника...

"Каким бы бессмысленным ни казался созерцательный поиск Бога, глубиной души человек знаеи, что осмыслен именно этот поиск, и все его житейские планы и предвзятые идеи абсурдны. Обратите внимание на то, что похожее переживание бессмысленности знакомо сегодня каждому мыслящему человеку. Не всякий, знающий суетность жизни, - созерцатель ipso facto*. Но то, что светское существование столь ярко демонстрирует собственную бессмысленность всякому, имеющему глаза, чтобы видеть, позволяет здравым и чутким людям переживать нечто схожее с одним из предваряющих созерцание очищений. Это очищение учит их здоровой и плодотворной духовной отрешённости.
________
* в силу самого факта"

Томас Мёртон, "Внутренний опыт".

Как же можно было указать направление, названия которому нет, описать качество движения, для которого не годятся "тварные" слова? Начинаю смутно представлять себе творческое томление Мёртона, который искал способ передать людям то, что пережил сам, что получалось при свободе именно от тех средств, которыми Мёртону приходилось пользоваться при творчестве. То есть сам предмет описания отрицал средства своего изображения. Как всё это трудно...
Одно из понятий тварного мира - соседство света и тени. Но именно плотность и предметность, встающие на пути света, рождают тень, а не сам свет. Язык приспособлен более к тем же отбрасывающим тень предметам, чем к тому, на что и смотреть нельзя. Однако мы храним способность читать то, что больше слов, храним её со времён изгнания из Райского сада. Оттого, сумев освободиться хотя бы чуть-чуть от власти предметности, мы различаем осмысленность без слов и бессмысленность со словами.
Томас Мёртон сумел на зыбком поле человеческого смысла уверенно прочертить маршрут такими неподходящими для этого средствами, как литература, печатное слово. С помощью описаний тени - и густой, и полупрозрачной - он сумел подвести нас к возможности взглянуть на свет.

Особенно драгоценно то, что Мёртон наименее неточно выбрал аудиторию, которая готова вчитаться в то, что он писал. Состоялось точное попадание (не зря рукописи так долго вынашивались и выписывались) в образный язык, близкий человеку с натренированным мышлением, достаточно остывшему к светскому существованию и стремящемуся к настоящему Свету, от слов - к Слову.
Поскольку литература эта переводная, отдаю должное "наименее неподходящим словам" Андрея Кириленкова, переводчика "Внутреннего опыта", а также и Натальи Трауберг, тоже переводившей Мёртона.


Гарри Виногранд

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Личное -> Персональные подфорумы -> Келья Милы Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  
1, 2, 3 [Всё]
Страница 3 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий