Никто не хочет быть первым, но все хотят быть вторыми. Что же, первым буду я, раз предложил. Только для начала предлагаю следующее правила - в теме писать так: Название спектакля, драматурга или по чьим произведениям, театр, режиссера и год. Чтобы сразу было ясно.
А то у нас только ревизоров, горестей от ума, простодушных мудрецов и прочая-прочая, а скоро будет еще и целый каскад спектаклей по МакДонаху. Уже в Москве два идут: Вахтанговский и Сатириконовский. Хотя, после смерти Аллы Казанской, Вахтанговский, может, и снимет...
Итак. Этот спектакль я посмотрел в прошлом году на фестивале "Твой шанс" в ТЦ СТД "На Страстном". Режиссер - Гарольд Стрелков, выпускник вроде ГИТИСа (не помню кого), муж, к сожалению бывший, Инги Оболдиной, ведущей актрисы театра Апарте, ученицы Фоменко.
Инга играет во многих его спеклаклях.
Главные роли:
Гамлет - Иван Косичкин
Гертруда - Инга Оболдина
Клавдий - Алексей Зуев
Актеры - Дмитрий Воробьев и Юльен Балмусов (последний из РАМТа)
Да. Это спектакль малой формы.
Почему я хочу рассказать об этом спектакле? Во-первых, это Шекспир. Во-вторых, Гарольд открыл для меня космогоническое начало у Шекспира. В-третьих, после спектакля была встреча в Гарольдом и я задал ему вопрос. Вопрос ему понравился. Его ответ понравился мне.
Дело в том, что я не такой образованный как многие, да и мистическая шишка у меня в зачатке. Поэтому многие вещи, другим ясные с первого взгляда, мне надо долго постигать.
Не буду останавливаться на актерской игре (шикарно, все-таки это блестящие актеры), сценографии - очень интересно: в виде трехлучевых стен (на каждый луч звезды Мерседеса поставили по стене), сверху - тележное колесо, снизу - ролики. Стены вертятся, получаем три разные декорации.
Остановлюсь на главном. Почему Гамлет так мучается, переживает, думает быть или не быть? Стрелков поднял древнейшую тему: отец и мать. Дело в том, что здесь призрак присутствует постоянно. Он сидит на тележном колесе, никому не видим. Зато он видит всех и реагирует на все.
Наиболее глубоко и осмысленно вражду мужского и женского начала представили греки. У других народов больше единства. У греков - вражда. На уровне древнейших, изначальных богов-прародителей - это Хронос и Гея. Гея мстит за Урана. Тут-то все и началось. То есть, можно представить, что когда не было времени, а были только Твердь небесная и Хлябь земная, все было хорошо. И спокойно от плюса к минусу, сверху вниз, тек Фохат. Но появилось Время. И Небо оказалось оскоплено, т.е. лишено мужской основы, сердцевины, сути. И стало оно как сейчас - из кисельных туч. Земля же стала твердой. Т.е. в Инь попал кусок ян и наоборот, как в монаде. "Все смешалось в доме Облонских".
Затем Гея нарожала кучу всякой гадости и начала войну с небом. Первое богоборчество. Великаны, титаны, и прочая, и прочая. Причем, ими дело не кончилось.
Вражда перекинулась и на потомков. Наиболее ярко это показано в мифе о Геракле, его n-й подвиг про Гесперидовы яблоки. На пути на Запад наш герой встретил Антея. И начали они бороться. А Антей был сын Геи. И, каждый раз, когда он прижимал его к Земле, Гея давала Антею силы. Тогда Геракл поднял Антея к небу и задушил его, обессилившего.
Небо - отец Геракла, Зевс. Гея - мать Антея.
Получаем противостояние: отец - мать, Зевс-Гея, Небо-Земля.
В эзотерике это достигла пика у Орфея: культ Гекаты (земля, магия, прошлое, женщина, кельтская болотистая Европа) и культ Аполлона, Феба (небо, наука, будущее, мужчина, светлые азиатские степи, радость Авесты, огненная река Ра царевича Рамы).
Орфей погиб, но учение победило. И наступил патриархат. (женатые мужчины кисло усмехнутся). Во всяком случае, внешне.
Что поднял Гарольд Стрелков?
Гамлет не может, но должен сделать выбор, за кем идти, кто ему ближе:
- мать: молодая, красивая, которая по-настоящему любит его, которая заботится о нем, которой он дорог, она его родила.
Но это мать. Земля. Прошлое.
- отец: лихой воин, который всю жизнь провел в походах, на супружеское ложе являлся чаще всего пьяный, если являлся вообще (чаще всего, небось, ночевал в комнате служанок), без конца воевал с норвегами, был неотесанным зверем. А кем он мог быть? Гамлет такой тонкий и интелигентный явно в мать, а не в этого солдафона.
Но это отец! Небо! И он подло убит! Кем?
Вот это отдельная песня. Высокий, красивый, умный и образованный, тонкий и тактичный, страстно любит Гертруду, они читают друг другу сонеты Петрарки, они действительно заслужили этот союз. Сразу ясно, у кого находила Гертруда утешение, когда ее муж был либо в походе, либо у горничных или фрейлин.
Он действительно пара Гертруде. Они идеальные муж и жена. Да. Он брат убитого короля.
Только убил ли он ради царства? Нет. Еще Евприпид в "Царе Эдипе" доказал, что младший брат царя - баловень судьбы, отдаст все, лишь бы жил и правил его старший брат, а потом племянник, а он бы валял дурака, был сыт, пьян, счастлив и безответственнен (!!!! - ключевое слово).
Зачем было убивать этого товарища? И при жизни его они с Гертрудой прекрасно жили...
А ничего, что покойный довел страну до ручки? Гамлет учился за рубежом и не хотел особо ни о чем думать. Страна катилась в тар-тарары.
Вот исходные условия. Отсюда и начинается действие.
Насколько стало ниже и гаже Небо? Насколько стала выше и чище Земля? Они же почти сравнялись!
Смешались! И выбор стал просто титаническим. Что выбрать?
Все на стороне матери, но это земля. Ведьмы. Прошлое.
Все против отца. Но это Небо. Священники. Будущее.
И вот в такой ситуации "быть или не быть" приобретает другое звучание. Это не просто жить или не жить. Это быть или не быть кем? Какой путь выбрать?
Рама, Орфей, Моисей, Христос. Даже Будда отрицал для женщины возможность спастись.
Это рок. Страшный рок. Страшный выбор. Выбор космического, вселенского масштаба.
Мать начала, как Велга, а дальше она почти что Навна.
Отец - орудие Демиурга. Но всю жизнь вел себя как Уицраор, под чью инвольтацию он и попал.
Действительно ли Велга в основе матери? Только ли Каросса мать? Может ли каросса, Лилит, стать светлой? Даже если очень захочет?
Настолько ли снимается благословение Демиурга с царя, попавшего под власть уицраора. Или, все-таки можно попытать счастья по-второму разу, опять попросить Демиурга благословить род царский.
Приходит Фонтенбрас. Новое орудие. Чье? Уицраора. Он завоеватель. Кто будет дальше править Данией? Клавдий, как марионетка.
Будет ли у него благословение демиурга? Или это всего лишь орудие Уицраора?
Старый Уицраор погиб.
А был ли Гамлет орудием отпочковавшегося детеныша? Клавдий, мне кажется, не был.
Может ли орудие светлых сил, родомысл, убивать?
Вопросов больше чем ответов. Прошу прощения, что я выступил перед Вами всего лишь как зритель (к сожалению не имеющий театрального образования), как театрал-любитель.
Кому интересно - прошу принять участие в дискуссии.
Следующими темами я хочу сделать другие произведения Шекспира в постановках других гениев нашего современного театра: Туминаса, Някрошюса, Додина.
Москвичи могут увидеть этот великолепный спектакль в театре "АпАрте". Тверской б-р, одна сцена, другая - Филипповский пер., в старом доме Актера.
Всем, кто прочитал, большое спасибо за внимание. _________________ Главное ввязаться в драку. А исход боя решит судьба.
|