Святые заступники: Брахма Нарада, Архангел Гавриил Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011)

Три вещи не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и упущенная возможность.
(Арабская пословица)

 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Святые заступники: Бодхисаттва Гуаньинь, ангел

Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.

Каллий, или о красоте
 
 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Психология
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
mr. wistful elf



Зарегистрирован: 24.11.2008
Сообщения: 175
Откуда: с другой стороны монитора

СообщениеДобавлено: Ср Янв 14, 2009 11:50 am    Каллий, или о красоте

! Омела:
Перемещено из "Предложений в избранное".


Иена. 18 февраля 1793 год

Один человек попал в руки разбойником, которые раздели его донага и в жестокую стужу бросили на дороге.

Мимо него проезжал путник; пострадавший жалуется ему на свое положение и умоляет о помощи. «Мне жаль тебя, - сочуственно отвечает тот, - и я охотно отдам тебе все что имею. Только не проси другой услуги, ибо вид твой расстраивает меня. Вон там идут люди, отдай им этот кошелёк, они помогут тебе». – «Спасибо, - отвечает пострадавший, - но надо иметь также силу смотреть на страдание, когда этого требует долг человечности. Весь твой кошелёк не стоит и половины небольшого усилия твоих чувствительных нервов».

Что представлял собою этот поступок? Он не был ни полезным, ни моральным, ни великодушным, ни прекрасным. Это была только вспышка, только порыв добросердечия.

Появляется второй путник; пострадавший повторяет свою просьбу. Этому второму дороги его деньги, и всё же ему хотелось бы исполнить долг человечности: «Я упущу случай заработать гульден, если потрачу время на тебя, - говорит он. – Если ты уплатишь мне из своих денег столько, сколько я потеряю, я взвалю тебя на плечи и перетащу в монастырь за час ходьбы отсюда». – «Разумное решение, - возразил тот, - но надо сказать, твоя услужливость недорого тебе обойдётся. Вон там едет верховой, он даром окажет мне помощь, которую ты только продаешь за гульден».

Что представлял собой этот поступок? В нем не было ни добросердечия, ни исполнения долга, ни великодушия, ни красоты. В нем была только корысть.

Третий проезжий останавливается, и пострадавший повторяет ему рассказ о своем злоключении. В раздумье и борьбе с собою стоит тот по окончании рассказа. «Трудно мне будет, - говорит он наконец, - расстаться с плащом, единственной защитой моего больного тела, и оставить тебе моего коня, так как силы мои истощились. Но долг повелевает мне помочь тебе. Садись же на моего коня и укутайся в мой плащ, - я поведу тебя туда, где тебе окажут помощь». – «Спасибо тебе, добрый человек, за такое благое намерение, - отвечает тот, - но ты сам в тяжёлом положении и не должен страдать из-за меня. Вон там идут два крепких человека, они смогут оказать мне услугу, которая трудна для тебя».

Этот поступок был чисто морален (но ничего больше), так как он совершен был против голоса чувственной природы, из уважения к нравственному закону.

Тут приближаются к пострадавшему двое прохожих и начинают расспрашивать его о беде. Едва открыл он рот, как оба они с изумлением воскликнули: «Это он! Это тот самый, которого мы разыскиваем». И он тоже узнал их и пришел в ужас.

Он видит, что они узнали в нем своего заклятого врага и виновника их несчастий, за которым они гнались, чтобы кровью отомстить ему. «Удовлетворите свою ненависть и месть, - говорит он, - не помощи, а смерти могу я только ждать от вас».

«Нет, - отвечает один из них, - дабы ты узнал, кто мы и кто ты, возьми это платье и оденься. Мы вдвоём поднимем тебя и отнесем туда, где тебе окажут помощь». – «О великодушный враг, - восклицает тот в умилении, - ты пристыдил меня, ты обезоруживаешь мою ненависть! Приди в мои объятия и заверши благодеяние искренним прощением!» - «Успокойся, приятель, - холодно отвечает тот, - не потому я намерен тебе помочь, что простил тебя, а лишь потому что ты страдаешь». – «Так бери назад свою одежду, - будь что будет; лучше погибнуть, чем быть обязанным спасением надменному врагу!»

Он встает и хочет двинуться в путь, но тут приближается к нему пятый спутник, с тяжелой ношей на плечах. «Я столько раз уж был обманут, - думает пострадавший, - а этот непохож на такого, кто захочет мне помочь: пусть проходит мимо».

Заметив его, путник немедля снимает свою ношу. «Вижу, - говорит он по собственному побуждению, - что ты ранен и силы покинули тебя. Ближайшая деревня еще далека, и ты изойдешь кровью, прежде чем доберешься до неё. Садись на мою спину, я бодро пущусь в путь и донесу тебя». – «А что будет с твоей ношей, которую придётся тебе бросить здесь на дороге?» - «Не знаю и не думаю об этом, - говорит носильщик, - знаю только, что тебе нужна помощь и что я обязан её тебе оказать».

Сердечный привет от всех нас. Поразмысли тем временем, почему прекрасен поступок носильщика.

Иена. 19 февраля 1793 года.

Могу присовокупить еще несколько строк ко вчерашнему письму и не стану дольше скрывать от тебя fabuladocet (поучения) рассказанной истории.

Красоты пятого поступка должна заключаться в той черте, которой чужды все предыдущие.

Итак: 1) все пятеро были готовы помочь; 2) большинство избрало для этого подходящее средство; 3) большинство готово было ради этого пожертвовать кое-чем; 4) некоторые одержали при этом великую победу над собою. Но только пятый помог без просьбы и без внутренних колебаний, хотя это требовало от него жертвы; только пятый совершенно забыл о себе и «исполнил свой долг с такой лёгкостью, словно им двигал только инстинкт». Итак, моральный поступок тогда лишь есть прекрасный поступок, когда имеет вид самопроизвольного действия природы. Одним словом: свободное действие есть прекрасное действие лишь в том случае, когда автономия души совпадает с автономией в явлении.

На этом основании максимум совершенства в натуре человека есть моральная красота; ибо она имеет место лишь тогда, когда исполнение долга сделалось природой.

Насилие, которое практический разум совершает над нашими инстинктами при моральных решениях нашей воли, очевидно, заключает в себе нечто оскорбительное, нечто тягостное в явлении. Что поделаешь, мы не хотим быть свидетелями насилия нигде, даже там, где его совершает наш разум; и мы хотим, чтобы уважением пользовалась также свобода природы, потому что «с эстетической точки зрения мы рассматриваем всякое существо как самоцель» и потому что нам, для которых свобода есть высшее, отвратительно (нас возмущает), что нечто приносится чему-либо в жертву и должно служить чему-либо средством

Поэтому моральный поступок никогда не может быть прекрасным, если мы являемся свидетелями застращивания, посредством которого он вымогается у чувственности. Наша чувственная природа таким образом представляется в моральном поступке свободной, несмотря на то, что она в действительности не свободна, и должно казаться, будто природа лишь исполняет поручение наших инстинктов, в то время как она, именно вопреки инстинктам, склоняется под властью чистой воли.

Ф. Шиллер

Ну от себя добавлю, что сам я Шиллера не читал, а этот отрывок получил от своего друга (который Шиллера читает), однако отрывок впечатляет.


_________________
Никита Д.
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
РостИсЛав



Зарегистрирован: 07.01.2009
Сообщения: 42
Откуда: Черкассы

СообщениеДобавлено: Ср Янв 14, 2009 9:09 pm   

--Кирилл-- писал(а):
Итак, я бы сказал, что сила воли – это сила осознанного желания, с которой я хочу это желание воплотить. Постепенно увеличиваясь, сила осознанного желания доходит до некоего предела и порождает конкретные действия в материальном мире.

Хотя, наверное, правильнее говорить не о силе осознанного желания, а о степени осознания (ясности понимания) какой-либо идеи, мысли о необходимости изменить что-либо к лучшему. По-моему в этом контексте желание все-таки ближе к страсти, то есть неосознанному подчинению чужим стремлениям демонической природы.

Хорошо, а откуда тогда берется эта самая ясность понимания?

Мне представляется, что она есть результат перехода количества полученных знаний в качество – новое знание. То есть фактически ясное понимание чего-либо – это знание


Знание -> стремление -> сила воли -> чувство, возбуждаемое силой воли -> приобретенный инстинкт -> моральное инстинктивное действие.

Как тебе такая цепочка?


_________________
Вопрос: какое место занимает в вашей жизни вера?
Ответ: она не занемает место, а расширяет его до бесконечности.
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
mr. wistful elf



Зарегистрирован: 24.11.2008
Сообщения: 175
Откуда: с другой стороны монитора

СообщениеДобавлено: Ср Янв 14, 2009 11:18 pm   

Ну как-то так.

А вообще любопытно. Я добавил этот отрывок, потому что просто вспомнил о нём и о том, что он мне понравился. Но теперь перечитав его и сообщение РостИсЛава мне показалось, что он ещё и имеет некоторое отношение к нашему спору с Раухой.


_________________
Никита Д.
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Психология Часовой пояс: GMT + 3
 
Всё на одной странице

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий