Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
a.
Зарегистрирован: 07.09.2007 Сообщения: 4222
|
Добавлено: Пт Янв 23, 2009 12:53 am Зороастризм |
|
|
Предлагаю поговорить о религии, которой уделяется столько внимания на страницах Розы Мира. Но к сожалению, литературы (достойной) о ней очень немного (может, кто что порекомендует? ), поэтому предлагаю начать разговор с книги П. Глобы '''Живой огонь'' (со множеством спорного, но за неимением лучшего под рукой).
Итак, что в первую очередь бросается в глаза при прочтении?
Четкое разделение Добра и зла.
Бог, Творец Вселенной, один. Ахура-Мазда.
Авеста рассматривает человека как часть созданного Господом благого мира, который оказался подвержен вторжению сил зла.
За человеком признается свобода воли, однако не отрицается и жесткая предопределенность как результат прошлого выбора.
Бог - источник добра и не является источником зла. Отсюда название зороастризма ''доброй религией''.
Изначально был сотворен мир Меног (невоплощенный мир, мир идеи). И в процессе его воплощения в силу свободы выбора возникло зло. Три ипостаси зла: Ангра-Майнью (соответствует миру Меног, духу для человека), Аз (соответствует воплощенному миру Гетиг и человеческому телу) и Друдж (соответствует миру Ритаг, поддерживающему равновесие между Меног и Гетиг, душе для человека).
Осуждение рабства в любой форме. Жреческий пояс могли носить все зороастрийцы.
Граница между добром и злом проходит через каждого из нас, и у каждого есть возможность сместить эту границу в ту или иную сторону.
Авестийская традиция считает грехом не только активное распространение зла, но и пассивное пособничество этому распространению.
Жизнь человека - это работа. По восстановлению первозданной гармонии.
Уход из воплощенного состояния, физическая смерть, считается результатом несовершенства нашего мира. Когда зло будет окончательно побеждено, не будет потери физического тела, дух, душа и тело будут всегда едины.
В зороастризме не поощряется ни праздное безделье, ни религиозный аскетизм. Религия не противопоставляется мирской жизни. Отсюда - отсутствие монастырей, весь мир - один большой монастырь.
Самоубийство считается страшным грехом
Непостижимое высшее начало, лежащее в основе всего сущего - Зерван. И если мы будем приписывать Зервану разные качества, мы отнимем у него ровно столько, сколько ему припишем.
Две формы времени - конечное трехликое и бесконечное вечное. Зло несовершенно и лишено творческого начала, потому может проявляться только в конечном времени.
Хумат, хукст, хуварст. Благая мысль, благое слово, благое дело. Соответственно Меног, Ритаг, Гетиг.
Зороастризму присущ оптимизм, исходящий из неминуемой погибели зла. Даже те, кто попадает в ад, не будут находиться в нем вечно.
Шесть высших сил - покровители Огня, Неба (Воздуха), Воды, Земли, Растений, Животных. Покровитель человека - сам Ахура-Мазда.
Огонь почитался как первая, самая чистая и близкая к Творцу, стихия.
Представление о четырех стражах времени.
Фраваши (предвечно существующие в мире идей прообразы человеческих душ) согласились принять телесный облик для того, чтобы оградить духовный мир Меног от посягательств Ангра-манью и, по возможности, одержать над ним верх в материальном физическом мире.
У животных, растений, гор, рек и озер есть своим фраваши.
Наличие женщин-жриц
Тело умершего не предавалось земле и не сжигалось в огне, т.к. это оскверняло стихии. А загрязнение благих творений не допустимо. Тела помещали на небольшие башни, где они становились добычей воронов и грифов. Уже чистые и высохшие кости хоронили в земле вместе с носилками, на которых они лежали. Также запрещалось закапывать, сжигать. бросать в воду и рассеивать в воздухе мусор.
Приветствуется накопление праведным путем богатства. Главная цель накопления богатства - внесение гармонии в этот мир. Поэтому нельзя копить ценности ради самих ценностей.
Осуждалось и нищенство, жизнь за чужой счет.
Убивать растения можно только для нужд человека, животных - при крайней необходимости, когда больше нечего есть, например. _________________ "тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
|
|
К началу темы |
|
 |
Алексей

Зарегистрирован: 01.10.2007 Сообщения: 558 Откуда: Ростов-на-Дону
|
Добавлено: Пт Янв 23, 2009 7:45 pm |
|
|
Из достойных книг я бы выделил Мэри Бойс. "Зороастрийцы. Верования и обычаи." - на первом месте из переведенных, imho. Российские зороастрицы чтят ее.
Также: Дорошенко "Зороастрийцы в Иране", написана отчасти в полемике с Мэри Бойс. |
|
К началу темы |
|
 |
a.
Зарегистрирован: 07.09.2007 Сообщения: 4222
|
Добавлено: Пт Янв 23, 2009 11:24 pm |
|
|
Алексей, спасибо
А по самому зороастризму что скажешь? _________________ "тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
|
|
К началу темы |
|
 |
Art Gratis
Зарегистрирован: 11.09.2007 Сообщения: 93 Откуда: Spb
|
Добавлено: Сб Янв 24, 2009 12:57 pm |
|
|
Зороастризм, как и весь исторический феномен Персии-Ирана, несомненно представляет интерес в свете РМ. Но представленное здесь краткое описание слишком идеализировано. Не все так однозначно.
Например, отношение к животным было двойственным, как один из очищающих обетов сущенствовала практика убийства храфстр, т.е. живых существ сотворенных Ахриманом: змей, пауков, скорпионов, лягушек и т.п. Если не ошибаюсь в одном из текстов упоминалось, что некоторые грехи можно замолить убийством 10000 храфстр. Еще одним фактом была ориентация, на некоторых этапах, зороастризма исключительно на иранский этнос, когда соседние народы (напр.саки), имеющие отличные верования, рассматрвиались как враги веры.
Зороастризм интересен и с другой стороны, пожалуй не найти второй такой религиозной системы, которая была бы столь динамична на всем протяжении своего существования. На мой взгляд, в зороастризме был потенциал стать мировой религией в полной мере, но все многочисленные реформы и революции в этом направлении оказывались несостоятельными: Гаумата, реформа Ксеркса, противостояние идей Мани и Картира, движение маздакитов. Интересны также влияния зороастризма как на тибетский бон, так и мифологический реверс в уже исламизированной персидской культуре 9-11веков. |
|
К началу темы |
|
 |
a.
Зарегистрирован: 07.09.2007 Сообщения: 4222
|
Добавлено: Сб Янв 24, 2009 2:42 pm |
|
|
Art Gratis писал(а): | Интересны также влияния зороастризма как на тибетский бон, так и мифологический реверс в уже исламизированной персидской культуре 9-11веков. |
Art Gratis писал(а): | пожалуй не найти второй такой религиозной системы, которая была бы столь динамична на всем протяжении своего существования |
А можно поподробнее?
Art Gratis писал(а): | Еще одним фактом была ориентация, на некоторых этапах, зороастризма исключительно на иранский этнос, когда соседние народы (напр.саки), имеющие отличные верования, рассматрвиались как враги веры. |
Это было в период, когда религия была государственной? Когда именно?
Art Gratis писал(а): | Зороастризм, как и весь исторический феномен Персии-Ирана, несомненно представляет интерес в свете РМ. Но представленное здесь краткое описание слишком идеализировано. Не все так однозначно. |
КОНЕЧНО, не все так однозначно. Но я решил начать разговор хотя бы с этого. А что ты имел в виду, говоря, что в свете РМ представляет интерес весь исторический феномен Персии-Ирана? Ты бы видел, какой идеализированной выглядит сама книжка Глобы  _________________ "тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
|
|
К началу темы |
|
 |
Art Gratis
Зарегистрирован: 11.09.2007 Сообщения: 93 Откуда: Spb
|
Добавлено: Сб Янв 24, 2009 3:39 pm |
|
|
Подробней можно, но лучше это делать не с моих слов, а по источникам, например:
"Зороастрийская мифология" И.В.Рак, 1998
"Авеста в русских переводах 1861-1996" И.В.Рак, 1998
"Древний Иран и Тибет, история религии Бон" Б.И. Кузнецов, 1998
Еще было много публикаций Луконина В.Г., если не ошибаюсь, есть переводы Авесты Стеблин-Каменского, в общем лучше все научное, где не говорится о родине Зарутуштры в Поволжье .
Темы "мифологического реверса" 9-11вв. вроде уже касался Родион, вкратце, суть в том, что в тот период зороастрийские мифологические сюжеты (напр.Шах-наме) можно сказать обрели вторую жизнь в культуре мусульманского Ирана.
"Враги веры" обычно были кочевники, если не ошибаюсь этот термин был еще до огосударствления зороастризма, возможно и до реформы Зороастра, но здесь могу и ошибаться. Как известно, боги и духи индусов у иранцев были демонами, т.е. мы видим своеобразную проекцию противостояния на очень глубоком идеологическом уровне.
Под историческим феноменом Персии-Ирана я бы назвал само существование зороастрийской религиозной культуры между основными центрами цивилизации Запада и Востока, вполне логично, что в именно этой культуре должны возникнуть объединяющие концепции. Основной базой для подобного возникновения была изначальная идейная пластичность зороастризма, насколько помню, догматизация учения произошла лишь при первых Сасанидах и в угоду новой власти. В этом ключе вполне логично распространение зороастрийских идей, в искаженном виде, от Рима (митраизм, манихейство) до Тибета (следы в Бон). Это распространение шло не военным путем и не в противостояние уже существующим религиям. Идеей Мани было объединить все религии. |
|
К началу темы |
|
 |
a.
Зарегистрирован: 07.09.2007 Сообщения: 4222
|
|
К началу темы |
|
 |
Яник

Зарегистрирован: 07.09.2007 Сообщения: 6136 Откуда: Санкт-Петербург
|
Добавлено: Пт Янв 30, 2009 2:24 pm |
|
|
Я последнее время весьма затруднен с выходом в интернет.
Как только возникло обсуждение, мой старый товарищ по школе ППГлобы прислал мне список для нашего форума. С опозданием публикую.
"Литература по зороастризму на русском языке:
«Авеста» переводы основных зороастрийских текстов.
Интернет-версия: http://avesta.isatr.org/
«Изведать дороги и пути праведных» сборник пехлевийских текстов.
Фирдоуси «Шахнаме»
Мэри Бойс «Зороастрийцы – верования и обычаи».
Иван Рак «Мифы древнего Ирана».
Б.И. Кузнецов «Бон и маздеизм»
Б.И. Кузнецов «Древний Иран и Тибет»
Терапиано Ю. Маздеизм: «Современные последователи Зороастра.»
Зенер Р. Ч. «УЧЕНИЕ МАГОВ» Компендиум зороастрийских верований.
и прошу тебя опубликовать этот список в этой ветке. Пусть народ изучает зороастризм в оригинале.
С Уважением,
Сергей Евтушенко " _________________ Сегодня самый лучший день:
пестреют флаги над полками:
Сегодня самый лучший день.
сегодня битва с дураками.
С уважением
Яков
|
|
К началу темы |
|
 |
a.
Зарегистрирован: 07.09.2007 Сообщения: 4222
|
Добавлено: Пт Янв 30, 2009 2:54 pm |
|
|
Яник писал(а): | Изведать дороги и пути праведных» сборник пехлевийских текстов. |
Языками не владею, в каком переводе рекомендуешь?
Сергею спасибо! А что не зарегистрироваться? _________________ "тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
|
|
К началу темы |
|
 |
Лис

Зарегистрирован: 21.11.2008 Сообщения: 1979
|
Добавлено: Сб Янв 31, 2009 3:28 pm |
|
|
Если я не ошибаюсь, то впервые идея о наличие в мире двух противоборствующих начал, добра и зла ( дуализм ), чётко была сформулированна именно в зороастризме. Никакой мешанины.
Потом, очень интересен в авестийской традиции мыслеобраз Саошьянта. Перекликается и с Христом, и с бодхисатвами буддизма. Правда, я не знаю, как трактуют этот архетип современные парсы.
Известная тяга авестийцев к персонификации абстрактных понятий роднит их апологетику и с эйдосами Платона, и вообще со многими мифологемами народов мира.
Как это не покажется странным, но проработку стихиального сектора концепций зороастризма я считаю на отличном уровне, даже на фоне верификаций по этой теме индуистского пантеона. _________________ и делов - то
|
|
К началу темы |
|
 |
Песец

Зарегистрирован: 23.01.2008 Сообщения: 8982 Откуда: Киев
|
Добавлено: Сб Янв 31, 2009 3:54 pm |
|
|
Лис писал(а): | Потом, очень интересен в авестийской традиции мыслеобраз Саошьянта. Перекликается и с Христом, |
Да.
Лис писал(а): | и с бодхисатвами буддизма. |
Кореектнее говорить - махаяны и ваджраяны. _________________ - Какова истинная природа Будды?
- Палочка-подтирка, дырка в отхожем месте (с) Бодхидхарма.
|
|
К началу темы |
|
 |
Рауха

Зарегистрирован: 08.09.2007 Сообщения: 14901 Откуда: Отовсюду всеми возможными
|
Добавлено: Вс Фев 01, 2009 2:41 am |
|
|
Песец писал(а): | Корректнее говорить - махаяны и ваджраяны. |
В тхераваде бодхисатва - ТОЛЬКО "недобуддованный" Шакья Муни (до Просветления). Можно сказать, что там этого понятия просто нет. |
|
К началу темы |
|
 |
Ондатр

Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
Добавлено: Вс Фев 01, 2009 9:34 am |
|
|
В "хинаянских" школах образ бодхисаттв есть, просто не акцентируется. _________________ Максим
|
|
К началу темы |
|
 |
Рауха

Зарегистрирован: 08.09.2007 Сообщения: 14901 Откуда: Отовсюду всеми возможными
|
Добавлено: Пн Фев 02, 2009 1:37 am |
|
|
Ондатр писал(а): | В "хинаянских" школах образ бодхисаттв есть, просто не акцентируется. |
Любопытно. Если не в напряг - кинь ориентирчик, Ондатр-сан. Не то, чтоб остро-актуально, но сгодиться может.
Art Gratis писал(а): | Идеей Мани было объединить все религии. |
Мани нельзя назвать зараострийцем (даже "неортодоксальным"). И "перспективность" его варианта синкретизма показально проявилась и для уйгуров, и для боснийцев... |
|
К началу темы |
|
 |
Ондатр

Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
Добавлено: Пн Фев 02, 2009 1:39 pm |
|
|
Рауха писал(а): | кинь ориентирчик, Ондатр-сан. |
Все Будды прошлого, настоящего и будушего проходят путь бодхисаттвы протяжённостью в три неисчислимые кальпы. Таким образом, в мире присутствует сразу много бодхисаттв. По Абхидхармакоше, первым царём был бодхисаттва. Встречал также пассажи о бодхисаттвах, которые никогда не достигнут освобождения, так как спасение бесконечного числа живых существ займёт бесконечно много времени. _________________ Максим
|
|
К началу темы |
|
 |
Vladek

Зарегистрирован: 13.09.2007 Сообщения: 480 Откуда: Россия, г. Москва
|
Добавлено: Вт Апр 28, 2009 10:01 pm |
|
|
Мне тоже зороастризм очень и осень небезразличен! К тому же и краткое представление о нём у Брата Орма мне тоже кажется более-менее правильным.
Но здесь упущена только одна деталь! Котора яна смом дле очень и очень важна для понимания зороастризма!
А именно, в зороастризме очень большое внимание уделяется теме способностей человека. А именно - вопросу наличия или отсутствия у него хварны. Притом, что там рассматриваются семь видов хварн (по числу семи наиболее важных древних профессий). А также там упоминается и о трёх видах хварн (то етсь хварне царя, жреца или воина). Кроме того, в зороастризме также рассматриваются и разные показатели, необходимые для наличия хварны - так называемые сигнатуры, а также данные натальной карты человека. И плюс к тому - там имеется также понятие о 13-ти признаках хварны и антихварны. При том, что хварна всегда спосбствует добрым делам, а антихварна - наоборот, злым делам.
Кроме того, лишь человек с хварной мог при этом подняться над обыденным уровнем реальности, а также лишь хварно-носец имел право на снастоящее уважение к себе со стороны других членов общества.
Самое же интересное в настоящее время состоит в том, что зороастрийский подход к понятию "хварна" сейчас в нашем мире реально возрождён заново! Но только что в весьма неявной, скрытой форме!
А именно, желание многих людей получить высшее образование, и работать потом в престижном месте для обществееного блага, очень похоже на стремление их получить хварну. То есть выделиться в нашем мире в качестве профессионалов, да и ещё и поиметь за всё это уважение к сбе как со стороны самого этого общества, так и со стороны самих себя.
Так что по крайней мере однга лишь важность этого понятия- пусть и в неявном виде - сейчас имеет право развить интерес к зороастризму как можно сильнее. По крайней мере для того, чтобы понять, откуда взялось то, что сейчас ценится современным человеком иногда даже и ценнее всего остального - а именно, его способность к овладению той или иной профессией (особенно же - в той или иной степени полезной другим людям). |
|
К началу темы |
|
 |
a.
Зарегистрирован: 07.09.2007 Сообщения: 4222
|
Добавлено: Ср Апр 29, 2009 12:01 am |
|
|
не думаю, что идея хварны была существенной частью зороастризма _________________ "тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
|
|
К началу темы |
|
 |
Лис

Зарегистрирован: 21.11.2008 Сообщения: 1979
|
Добавлено: Ср Апр 29, 2009 12:08 pm |
|
|
брат орм писал(а): | не думаю, что идея хварны была существенной частью зороастризма |
Разве? Странно.
А что без Хварны останется от зороастризма? По -моему, так только - "голая" высокохудожественная буква, закон. _________________ и делов - то
|
|
К началу темы |
|
 |
a.
Зарегистрирован: 07.09.2007 Сообщения: 4222
|
Добавлено: Ср Апр 29, 2009 9:54 pm |
|
|
Лис писал(а): | А что без Хварны останется от зороастризма? По -моему, так только - "голая" высокохудожественная буква, закон. |
Имхо, четкое разграничение Добра и Зла и указание на конечную победу Добра и прочее-прочее-прочее
Добавлено спустя 21 секунду:
Этика замечательная останется _________________ "тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
|
|
К началу темы |
|
 |
Лис

Зарегистрирован: 21.11.2008 Сообщения: 1979
|
Добавлено: Чт Май 21, 2009 9:08 pm |
|
|
Братишка Орм. Несуразность сказал. Без Хварно утратится внутренний движок зороостризма. Хварно - это много чего...в Авесте. Но это - внутренний аккаунт к раю парсов. _________________ и делов - то
|
|
К началу темы |
|
 |
Фёдор
Зарегистрирован: 25.09.2007 Сообщения: 1701
|
Добавлено: Чт Май 21, 2009 9:26 pm |
|
|
Art Gratis писал(а): | Зороастризм интересен и с другой стороны, пожалуй не найти второй такой религиозной системы, которая была бы столь динамична на всем протяжении своего существования. | Здесь я хотел бы сделать небольшое уточнение. Динамична была сама иранская религиозность. Говоря сегодня о "зороастризме" мы, как правило, касаемся уже поздней формы иранской религиозной системы - сасанидской и пост-сасанидской. Но "зороастризмов" фактически было несколько. Была т.н. "религия Заратуштры" или "гатический зороастризм". Была "религия "Младшей Авесты", в которой усилились политэистические элементы. Была "религия Ахеменидов", в которой саошьянтом, например, был провозглашен Хшаяршах (Ксеркс), а Арта стала пониматься как государственный закон. Была, наконец, религия Сасанидов, огромную роль в формировании которой сыграл упомянутый выше Картир (Кирдэр), претендовавший фактически на верховенство над шахской властью (в России нечто подобное имело место при Никоне). На поздний (пост-сасанидский - парсийский) зороастризм оказали влияния индийские религии.
Art Gratis писал(а): | На мой взгляд, в зороастризме был потенциал стать мировой религией в полной мере | Интересно то, что и митраизм и манихейство вышли за этнические и культурные границы Ирана. Не помню кто из религиоведов - назвал манихейство "мировой ересью".
Замечу, что лично для меня андреевская визионерская идея белой пирамиды связывается не только с "зороастризмом" во всех его стадиальных и аспектных проявлениях, сколько со всем древнеиранским религиозным многообразием, т.е. еще и с митраизмом и манихейством. |
|
К началу темы |
|
 |
Лис

Зарегистрирован: 21.11.2008 Сообщения: 1979
|
Добавлено: Чт Май 21, 2009 9:41 pm |
|
|
Фёдор Синельников писал(а): | Динамична была сама иранская религиозность. |
Плюс.
Фёдор Синельников писал(а): | На поздний (пост-сасанидский - парсийский) зороастризм оказали влияния индийские религии. |
Опять согласен. Жаль, что даты упускаешь.
Фёдор Синельников писал(а): | Интересно то, что и митраизм и манихейство вышли за этнические и культурные границы Ирана. |
Вышли, но не локализовались. И причин множество. Одна из них - не ставка как думают некоторые на эту системообразующу мифологию Провидения - нет. Континентальность Азиопы - границ много и так далее.. Фёдор Синельников писал(а): | Замечу, что лично для меня андреевская визионерская идея белой пирамиды связывается не только с "зороастризмом" во всех его стадиальных и аспектных проявлениях, сколько со всем древнеиранским религиозным многообразием, т.е. еще и с митраизмом и манихейством. |
Кто отделял митраизм и манихейство из совремнных историков?  _________________ и делов - то
|
|
К началу темы |
|
 |
Фёдор
Зарегистрирован: 25.09.2007 Сообщения: 1701
|
Добавлено: Чт Май 21, 2009 9:55 pm |
|
|
Лис писал(а): | Кто отделял митраизм и манихейство из совремнных историков? | Уточни вопрос. Что значит: "кто отделял"? Митраизм и манихейство - это самостоятельные религии иранского корня, генетически связанные с зороастризмом меньше, чем... ну, например, чем ислам с иудаизмом. |
|
К началу темы |
|
 |
Лис

Зарегистрирован: 21.11.2008 Сообщения: 1979
|
Добавлено: Чт Май 21, 2009 10:17 pm |
|
|
Фёдор Синельников писал(а): | Митраизм и манихейство - это самостоятельные религии иранского корня, генетически связанные с зороастризмом меньше, чем... ну, например, чем ислам с иудаизмом. |
Самостоятельные? Нет конечно. Слишком зависимые. Видишь ли манихейство угасло. Распространилось? Если ты в курсе в этой синтетической религии - у неё нет никаких перспектив. Механическое соединение несоединимого. _________________ и делов - то
|
|
К началу темы |
|
 |
Фёдор
Зарегистрирован: 25.09.2007 Сообщения: 1701
|
Добавлено: Чт Май 21, 2009 10:19 pm |
|
|
Лис писал(а): | Механическое соединение несоединимого. | Ты читал "Кефалайю"?
Добавлено спустя 1 минуту 31 секунду:
Лис писал(а): | Самостоятельные? Нет конечно. Слишком зависимые. | Для митраизма и манихейства Авеста не была священным текстом. Это довольно весомое основание для того, чтобы считать эти религии вполне самостоятельными. Состоялись они в истории или нет - это совсем другая тема. |
|
К началу темы |
|
 |
Лис

Зарегистрирован: 21.11.2008 Сообщения: 1979
|
Добавлено: Чт Май 21, 2009 10:42 pm |
|
|
Фёдор Синельников писал(а): | Для митраизма и манихейства Авеста не была священным текстом. |
Что ты имеешь ввиду? Ты меня удивил. Более трепетного отношения к этим кожам на которых был записан текст Заратуштры можно найти только евреев. Фёдор Синельников писал(а): | Ты читал "Кефалайю"? |
Умерший коптский трактат, которым никто не пользуется в живой религиозной практике? кроме учёных - искусствоведов, да ещё два ненормальных - ты да я?
А откуда ты выкопал слово митраизм? Насколько я слышал, современные парсы называют себя иначе. _________________ и делов - то
|
|
К началу темы |
|
 |
Фёдор
Зарегистрирован: 25.09.2007 Сообщения: 1701
|
Добавлено: Чт Май 21, 2009 10:52 pm |
|
|
Лис писал(а): | А откуда ты выкопал слово митраизм? Насколько я слышал, современные парсы называют себя иначе. | Тебе не кажется, что мы о разном говорим? Современные парсы никакого отношения к давно угасшему митраизму вообще не имеют. Если говорить о самоназваниях, есть такой термин "маздаяснийская вера". Собственно ее и исповедуют современные парсы. В религиоведении им практически не пользуются. Применяется, как правило, термин "зороастризм" или "религия парсов".
Лис писал(а): | Более трепетного отношения к этим кожам на которых был записан текст Заратуштры можно найти только евреев. | Еще раз: для митраистов и манихеев Авеста не была священным текстом. Трепетное отношение к Авесте - у современных парсов, которые митраистами не являются.
Лис писал(а): | коптский трактат, которым никто не пользуется в живой религиозной практике | Вопрос не в том, кто им сегодня пользуется и для чего. Кефалайя представляет собой вполне самостоятельный текст, а не компиляцию. И манихейство при всей его созвучности другим религиям (хотя тут тоже нужно делать оговорки - манихеи в чем-то созвучны Д.Андрееву - Мани был склонен к "редакции" сути чужих вер) так вот, при всей своей инорелигиозной многоаспектности манихейство все же являлось самостоятельным и довольно разработанным религиозным учением. Об этом я и вел речь.
Добавлено спустя 39 минут 4 секунды:
К уже перечислявшимся выше спискам источников и литературы по иранской истории, культуре и религиозности хотел бы приложить еще этот небольшой перечень:
Вайнберг Б.И. Этнография Турана в древности. М., 1999. Изд. Вост.лит.
Грантовский Э.А. Иран и иранцы до Ахеменидов. М., 1998. Изд. Вост. лит.
Гаты Зороастра / пер. И.М. Стеблин-Каменского// Вестник древней истории. 2000. №2
Зороастрийские тексты/ подг. О.М. Чунаковой. М., 1997
"Пехлевийская Божественная комедия. Книга о праведном Вирафе и другие тексты". М., 2001. (Памятники письменности Востока, CXXVI).
Кюмон Ф. Мистерии Митры. СПб., 2000. Изд. Евразия
Виденгрен Г. Мани и Манихейство. СПб., 2001. Изд. Евразия.
Кефалайя ("Главы"). Коптский манихейский трактат. М., 1998. Изд. Вост. лит (ППВ, CXV) |
|
К началу темы |
|
 |
Лис

Зарегистрирован: 21.11.2008 Сообщения: 1979
|
Добавлено: Пт Май 22, 2009 6:14 am |
|
|
Фёдор Синельников писал(а): | Вопрос не в том, кто им сегодня пользуется и для чего. Кефалайя представляет собой вполне самостоятельный текст, а не компиляцию. И манихейство при всей его созвучности другим религиям (хотя тут тоже нужно делать оговорки - манихеи в чем-то созвучны Д.Андрееву - Мани был склонен к "редакции" сути чужих вер) так вот, при всей своей инорелигиозной многоаспектности манихейство все же являлось самостоятельным и довольно разработанным религиозным учением. Об этом я и вел речь. |
Хорошо, Фёдор. Попробую поразбираться и обратить на это внимание. Но Мани всё - таки мне кажется был движим более светлой волной, даже грядущей Розой(хоть и назаблуждался и наподменился), чем думают. По крайней мере хочется в это верить  _________________ и делов - то
|
|
К началу темы |
|
 |
Фёдор
Зарегистрирован: 25.09.2007 Сообщения: 1701
|
Добавлено: Сб Май 23, 2009 7:18 pm |
|
|
Лис писал(а): | Но Мани всё - таки мне кажется был движим более светлой волной, | Разве я утверждал обратное? |
|
К началу темы |
|
 |
Лис

Зарегистрирован: 21.11.2008 Сообщения: 1979
|
Добавлено: Сб Май 23, 2009 7:28 pm |
|
|
Фёдор Синельников писал(а): | Разве я утверждал обратное? |
Друг, а никак поразбирать поболее чем мы пишем? Ты вроде знаешь больше чем демонстрируешь? Деликатность? _________________ и делов - то
|
|
К началу темы |
|
 |
Фёдор
Зарегистрирован: 25.09.2007 Сообщения: 1701
|
Добавлено: Сб Май 23, 2009 7:41 pm |
|
|
Лис писал(а): | Ты вроде знаешь больше чем демонстрируешь? | Это ошибочное впечатление. Я не специалист по Ирану. Могу лишь высказать некоторые мысли о Мани.
Манихейство создало сложную и яркую религиозную концепцию, утвердило высокий этический идеал для верующих, продемонстрировало свою вселенскую всеохватность, признавая пророками человечества не только Заратуштру и Иисуса, но и Будду.
Но манихеи отождествляли зло с материей и наделяли его онтологической реальностью, противоположной Свету. Если принять идею о том, миссия Иисуса состояла в том, чтобы просветлить материальность нашего мира (что и было явлено в Воскресении и Вознесении, а в будущем, как мы верим - будет явлено в абсолютной полноте при смене эонов), то целью космического процесса у манихеев объявлялось конечное разделение Света и Тьмы. Материя, в том числе материя нашего мира, должна была вернуться к себе самой, то есть остаться «злой».
Появление плоти человека объявлялась результатом направленных усилий дьявольских сил и их инструментом. Соответственно задачей человеческого существования манихеи считали не преодоление и просветление материи, а освобождение от нее.
Строго говоря, «злом» для манихеев было не само зло, а его смешение с Добром. Дуализм из сферы этической, где Добро и зло действительно непримиримы, переносился в сферу онтологическую. Непримиримость «добрых» и «злых» подменяла собой непримиримость Добра и зла. Спасение «злых» и преображение материи не интересовали манихеев.
Если взглянуть на эсхатологию манихеев, то в перспективе конца времен наш мир должен был бы остаться во власти демонических сил. Тем самым манихейство как бы устранялось от главной задачи этого эона – победы над злом в нашем временно-пространственном слое. Используя христианскую терминологию, можно сказать, что манихейство было религией духовного уныния.
Может показаться, что пессимизм манихейства близок некоторым положениям буддизма. Но Будда проповедовал свое учение до Иисуса. К тому же, несмотря на наличие в буддизме таких персонажей как Мара, в этой религии не было идеи о существовании в мироздании онтологического зла. Заместителем зла было неведение, которое можно было устранить. Не было в буддизме, соответственно, и понимания плоти человека как создания дьявольских сил. Отношение буддизма к просветлению было более гуманным и всеобъемлющим. Манихейство, напротив, принимая идею о присутствии сил зла в мироздании, исказило это понимание, утверждая онтологичность зла. Манихейский дуализм был неустраним.
Не столько в оправдание манихеев, сколько для понимания проникновения демонических инспираций и в христианство, необходимо сказать, что в концепции «вечного» ада утверждается та же онтология зла. Интересно, что «вечный» ад – это мечта дьявола. И утверждение какой-либо религией онтологичности зла означает, что она утверждает то, чего хотел бы добиться дьявол.
Манихейство не было демонизированным учением. Об этом говорит хотя бы высокая этика манихеев. Но из-за первичного поражения религии духовным пессимизмом и неверием в победу Добра над злом, оно уже не могло стать ни мировой религией, ни главным каналом становления Иранской метакультуры.
Добавлено спустя 14 минут 14 секунд:
Нужно сказать еще об одном аспекте.
Манихейство обладало планетарными потенциями – об этом говорит как его универсализм, так и последующее распространение возникших на его основе дуалистических учений от Бискайского залива до Китайской стены.
Но манихейство с самого начала оказалось в неблагоприятных исторических и метаисторических условиях. Основатель учения родился в Месопотамии как раз тогда, когда туда вторглись армии Каракаллы, а система иранского великодержавия получила необходимый внешний импульс для того, чтобы способствовать утверждению в метакультуре новой державы – Сасанидской. Впоследствии это окажет самое негативное влияние на развитие манихейства и судьбу самого Мани.
Косная, консервативная держава Сасанидов, видевшая смысл своего существования во внешней экспансии и самовластии шахов, представляла собой силу, не соответствующую ценностям Иранской метакультуры, стремившейся предложить миру новое универсальное учение, отличавшееся высокой этикой и тонкой метафизикой.
Считая земную власть демоническим орудием, Мани пытался найти поддержку у сасанидского шаха Шапура I, который довольно благосклонно относился и к пророку и к его учению. Это обращение к шаху означало, что Мани желал придания своему учению государственного статуса. Мы не можем знать, насколько сам факт существования тяжеловесной Сасанидской державы повлиял на пессимистический, полный метафизического уныния характер, который обрело учение Мани. Но его обращение за поддержкой к государственной власти говорит нам о том, что Мани оказался готов к союзу с силами, которые определял как демонические. |
|
К началу темы |
|
 |
Лис

Зарегистрирован: 21.11.2008 Сообщения: 1979
|
Добавлено: Сб Май 23, 2009 8:11 pm |
|
|
Твоё имя не соотетсвут твоёму уму.!Спасибо. Лис благодарен. Я да ж не ожидал. _________________ и делов - то
|
|
К началу темы |
|
 |
Фёдор
Зарегистрирован: 25.09.2007 Сообщения: 1701
|
Добавлено: Сб Май 23, 2009 8:12 pm |
|
|
Лис писал(а): | Твоё имя не соотетсвут твоёму уму.! | Имя мое неизвестно, подвиг мною бессмертный не совершен... |
|
К началу темы |
|
 |
Лис

Зарегистрирован: 21.11.2008 Сообщения: 1979
|
Добавлено: Сб Май 23, 2009 8:18 pm |
|
|
Надеюсь познакомится. Класссс.ю у тебя слово. Не возгордисть - за мной матюги не заржавеют. _________________ и делов - то
|
|
К началу темы |
|
 |
Фёдор
Зарегистрирован: 25.09.2007 Сообщения: 1701
|
Добавлено: Сб Май 23, 2009 8:20 pm |
|
|
Лис писал(а): | Не возгордисть - за мной матюги не заржавеют. | Думаю, что эффективнее Раухи здесь вряд ли кто может спесь сбивать. |
|
К началу темы |
|
 |
Лис

Зарегистрирован: 21.11.2008 Сообщения: 1979
|
Добавлено: Сб Май 23, 2009 8:23 pm |
|
|
Фёдор Синельников писал(а): | Думаю, что эффективнее Раухи здесь вряд ли кто может спесь сбивать. |
Так и есть. Где нибудь печатаешься кроме этого форума?: _________________ и делов - то
|
|
К началу темы |
|
 |
Фёдор
Зарегистрирован: 25.09.2007 Сообщения: 1701
|
Добавлено: Сб Май 23, 2009 8:26 pm |
|
|
Здесь мой печатный дом. |
|
К началу темы |
|
 |
Лис

Зарегистрирован: 21.11.2008 Сообщения: 1979
|
Добавлено: Сб Май 23, 2009 8:32 pm |
|
|
Читал. Видишь ли - всё глупости вокруг. И думать кто пытается едва ли. По поводу твоих статей хочешь говорить? Я не советовую. Вокруг эйдосов бы поговорил б .
7 _________________ и делов - то
|
|
К началу темы |
|
 |
Vladek

Зарегистрирован: 13.09.2007 Сообщения: 480 Откуда: Россия, г. Москва
|
Добавлено: Вс Май 24, 2009 5:53 am |
|
|
А вот лично я считаю, что зороастризм - это одна религия а не нсеколько! Ибо иначе пришлось бы и христиантсво считать как минимум тремя весьма разными религиями, то есть православием, католицизмоми пртестантизмом! Но ведь почему-то всё врем яговорится об одной христианской религии, а не о трёх разных религиях! Да и трансмиф христианский - один, ане три (или более того) трансмифов!
Что же касается понятия Хварны - то оно совершенно явно принадлежит этой религии и её трансмифу! Даже и независимо от того, было ли оно раскрыто в митраизме, манихействе или в других "вариациях" зороастризма! Ибо оно является одним из самых больших достижений данной религии. А, значит, его нельзя от неё отделить лишь потому, что на той или иной стадии развития зороастризма понятие хварны было разработано меньше, чем нужно!
Кроме того, понятие хварны очень тесно связано с понтиями добра и зла, а также и благого и злого деяния человека. А также и с возможностью выбора этого человекка между добром и злом при помощи хварны. При том, что простто у хварноносца было намного больше возможностей для выбора и для творчества, чем у обычного человека. И прежде всего потому, что он был более талантлив, более свободен, и более благ (в силу своей одарённости хварны), чем обычный человек без хварны.
Что же касается манихейства - то здесь явно видно демоническое искажение зороастризма. Ибо у Мани получается некая уравненность добра и зла, белого и чёрного - то есть понятие нравственного выбора человека там обесценивается. Что и вобще обесценивает как его возможную хварническую одарённость, так и его жизнь, в которой очень важной или джа есамой главной!) её целью должен быть прежде всего благой выбор между добром и злом - в светлую сторону! А кроме того, в манихействе в результате этого обесценивается и благость жизни человека ради блага всех окружающих его людей (ведь зачем же всё это - если весь мир вокруг служит лишь злу?), то етсь также и поняти е хварны при этом очень и очень сильно обесценивается и девальвиркуется! |
|
К началу темы |
|
 |
Фёдор
Зарегистрирован: 25.09.2007 Сообщения: 1701
|
Добавлено: Вс Май 24, 2009 11:30 am |
|
|
Vladek писал(а): | А вот лично я считаю, что зороастризм - это одна религия а не нсеколько! Ибо иначе пришлось бы и христиантсво считать как минимум тремя весьма разными религиями, то есть православием, католицизмоми пртестантизмом! | Течения в христианстве в настоящее время существуют параллельно друг другу во времени. Зороастризм эволюционировал. Причем так, что некоторые его формы полностью исчезали. Так, например, полностью растворилась в истории религия Ахеменидов. Гатический зороастризм развился не в сторону строгого монотеизма (о чем сожалел Д. Андреев), а в политеистическом направлении. "Зороастризмов" несколько не в том смысле, что они все когда-либо сосуществовали друг с другом (хотя, например, "младшеавестийский" зороастризм сосуществовал с "религией Ахеменидов", а учение Маздака - какое-то время с "сасанидским" зороастризмом). "Зороастризмы" сменяли друг друга. Сходным образом - хотя и не так оформленно - происходили смены форм в иудаизме. Например, иудаизм до Вавилонского плена очень отличался от нормативного иудаизма позднего времени.
Vladek писал(а): | Что же касается манихейства - то здесь явно видно демоническое искажение зороастризма. | Еще раз: зороастризм сасанидской эпохи и манихейство - это совершенно разные религии. В данном случае лишено смысла утверждение, что одна из этих религий является искажением другой.
Vladek писал(а): | Ибо у Мани получается некая уравненность добра и зла, белого и чёрного - то есть понятие нравственного выбора человека там обесценивается. | Такая же уравненность есть и у самого Заратуштры, она есть и в зурванизме (еще одном течении в позднем зороастризме). От этого нравственный выбор человека совсем не обесценивается. Не понимаю, о чем у Вас идет речь. |
|
К началу темы |
|
 |
Антон Москалёв
Зарегистрирован: 13.09.2007 Сообщения: 1056 Откуда: Россия, Москва
|
Добавлено: Вс Май 24, 2009 5:32 pm |
|
|
Помню когда смотрел "Иллюстрированную инциклопедию мифологии" меня поразила фотография барельефа "Митра убивающий быка". К сожалению не нашел в инете именно этой фотографии. Из тех что нашел эта ближе.
На том борельефе змея была от скорпиона до кончика ножа. У стоящей за быком (Утренней Зари) факел был прямо под кончиком хвоста у змеи. У стоящей перед быком (Вечерней Зари) был венец как на статуе Свободы (она и есть). Факел она держала в одной руке в другой поводок от собаки. |
|
К началу темы |
|
 |
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|
Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий
|