Святые заступники: Брахма Нарада, Архангел Гавриил Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011)

Три вещи не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и упущенная возможность.
(Арабская пословица)

 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Святые заступники: Бодхисаттва Гуаньинь, ангел

Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.

Образ Бога в творчестве Н.А. Бердяева и Д.Л. Андреева
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След. [Всё]

 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Религии, духовные традиции, философия
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Вт Июн 02, 2009 10:40 am   

Fourwinged писал(а):
Если бы в Евангелиях еще была беспримесная Истина... эхх... как бы было легко и просто - бери и читай Супер-Книгу, сверкающую подобно солнцу, возлежащую на алтаре, исполненом света...

Обсуждаемые в данном случае высказывания особых нареканий не достойны, полагаю. Просто они дали культуре популярные образы. И только.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Fourwinged



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 963
Откуда: Земля, Украина, Киев, Inner Space

СообщениеДобавлено: Вт Июн 02, 2009 10:46 am   

Fourwinged писал(а):
Если бы в Евангелиях еще была беспримесная Истина... эхх... как бы было легко и просто - бери и читай Супер-Книгу, сверкающую подобно солнцу, возлежащую на алтаре, исполненом света...

Рауха писал(а):
Обсуждаемые в данном случае высказывания особых нареканий не достойны, полагаю. Просто они дали культуре популярные образы. И только.

Так мы же не культурные образы обсуждаем, а наши воприятия их и, что главнее, наши собственные мысли.

Возвращаясь к теме качеств Бога, то я все-таки считаю что всемогущество относится к триаде этих качеств (всемогущество, вечность, всеблагость), из которой вытекают все остальные качества Изначального в том виде, в каком мы тут их можем вообразить.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Константин Софьин



Зарегистрирован: 15.01.2008
Сообщения: 137
Откуда: Краснокамск

СообщениеДобавлено: Вт Июн 02, 2009 11:01 am   

Ахтырский писал(а):
Твою жажду логической непротиворечивости и полной этической адекватности одновременно ничто, имхо, не удовлетворит.

На мой взгляд, это говорит только о полной неадекватности и неудовлетворительности всех ныне имеющихся у нас представлений о первоначале бытия, а не об отсутствии адекватного представления как такового.

Ахтырский писал(а):
Но ты с ходу отвергаешь антиномичность...

Я не встречал неразрешимых задач (за исключением чистой схоластики, преднамеренно отрицающей возможность решения). Если задача не решается, значит, она неправильно поставлена, её уравнение учитывает не все необходимые переменные. Неудовлетворительность андреевской теодицеи и моё отношение к ней подчёркивается в сообщении Альты:
Alta писал(а):
Если бы Бердяев, вместо того чтобы славословить “несотворенную свободу”, задержался бы на ужасах, о которых повествует нам устами Карамазова Достоевский, — все радикально изменилось бы. Он проклял бы эту свободу, как прокляли ее Карамазов и Достоевский, проклял бы и самое “познание добра и зла”, которое с этой свободой связано и в котором умозрительная философия видит источник высших, духовных ценностей.

И в самой статье Фёдора:
Фёдор Синельников писал(а):
Можно философски примирять всемогущество и всеблагость Бога, иллюстрируя свои соображения картинами выпадения волос и колыхания листьев. Но что если мы скажем примерно так: ««Да, ни один ребенок не будет замучен без воли Отца Небесного, не будет изнасилована ни одна девочка. Но это следует понимать не в том смысле, что весь мировой Закон в его совокупности есть проявление Воли Божией, а в том, что становление свободных воль, которое представляет собой Вселенная, санкционировано Богом».

Не совсем понятен здесь твой упрёк мне касательно опоры на логику. Моя логика подчинена этике. Я ставлю этические вопросы. Перефразируя известный афоризм, можно сказать: «Этика – глаза метафизики. Логика – её уши.» Сама по себе логика что дышло – куда повернул, туда и вышло. А в качестве послушного инструмента логика безотказна и - повторяю своё мнение - нет антиномий, а есть конкретные слабосильные индивидуальные разумы, расписывающиеся в своей беспомощности.


_________________
Костя


Последний раз редактировалось: Константин Софьин (Вт Июн 02, 2009 11:49 am), всего редактировалось 1 раз
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Вт Июн 02, 2009 11:08 am   

Fourwinged писал(а):
любой разумный (даже не благой) человек, если вдруг получит большое кол-во возможностей вряд ли станет беспорядочно использовать их, ни о чем кроме своих желаний не думая.

Думаю, будет как раз наоборот Sad


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Вт Июн 02, 2009 11:11 am   

Константин Софьин писал(а):
На мой взгляд, это говорит только о полной неадекватности и неудовлетворительности всех ныне имеющихся у нас представлений о первоначале бытия, а не об отсутствии адекватного представления как такового.

"Адекватное" (рассудочно-непротиворечивое) представление невозможно принципе. В силу безнадёжной неадекватности рассудка как такового...
Константин Софьин писал(а):
Я не встречал неразрешимых задач

Встретил таки... Такие задачи решаютс НЕ ТАК. Принципиально.
Константин Софьин писал(а):
её уравнение учитывает не все необходимые переменные.

Эта задача не имеет адекватного отражения в каком бы то ни было "уравнении". Рассудок не при делах, его место очень и очень скромненькое...
Константин Софьин писал(а):
Моя логика подчинена этике.

А не наоборот? Этическим решениям строгая логика не обязательна...
Константин Софьин писал(а):
А в качестве послушного инструмента логика безотказна

Ага. Как безотказен отбойный молоток в деле огранки бриллиантов...
Константин Софьин писал(а):
нет антиномий, а есть конкретные слабосильные индивидуальные разумы, расписывающиеся в своей беспомощности.

Есть трезвый разум, знающий своё скромное место. А бывает и нетрезвый ...

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фёдор



Зарегистрирован: 25.09.2007
Сообщения: 1701

СообщениеДобавлено: Вт Июн 02, 2009 4:25 pm   

Fourwinged писал(а):
Во первых, всемогущество само по себе еще ни о чем не говорит.
Во-первых, соблазн этим термином говорит об очень многом.

Fourwinged писал(а):
Насчет выпадающих волос, листьев и т.д. я вообще молчу - такой пример может придти в голову только человеку, разделяющему человека и "его монаду".
При чем тут разделение человека и его монады?

Fourwinged писал(а):
Лис писал(а):
Идея не всемогущества приводит к ещё большей бессодержательности. И непониманию, следовательно. Что ж такого в Боге не всемогущего? Может, но не хочет, поэтому и не может. Может, но не считает разумным, потому и не являет всю власть и могущество.

Действительно.
Почему это обязательно Бог должен регулярно проявлять свое всемогущество, как бы напоминая "я тут папа, а вы все - сынки (или даже рабы)" Чрезвычайно убогая логика.
Мы у Бога - вот и логика у нас такая. Бог никому ничего не должен. Но себя как любовь Бог "проявляет регулярно" - не напоминая никому о том, что он (или она) здесь папа-мама. Точно так же, например, и с творчеством и свободой. Зачем же Богу приписывать такое качество (всемогущество), которое Он "не проявляет регулярно"?

Категория силы в отношении Бога - бессодержательна и бессмысленна. Слабые люди этого мира, неспособные переносить своих ограниченных представлений о добре и зле, начинают наделять Бога либо категорией всемогущества, либо упрекать в бессилии. А Он выше всего этого.

Добавлено спустя 1 минуту 25 секунд:

Fourwinged писал(а):
всемогущество относится к триаде этих качеств (всемогущество, вечность, всеблагость), из которой вытекают все остальные качества
Показательный набор. Ни творчеству, ни свободе здесь места не нашлось.

Добавлено спустя 3 минуты 25 секунд:

Константин Софьин писал(а):
нет антиномий, а есть конкретные слабосильные индивидуальные разумы, расписывающиеся в своей беспомощности.
Например, Кант или Флоренский - уж такие слабосильные индивидуальные разумы, просто сил никаких нет.

Антиномия - это показатель того, что человек признает ограниченность своих способностей говорить о высшем и динамичном бытии при помощи фиксированных статичных понятий.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Песец



Зарегистрирован: 23.01.2008
Сообщения: 8982
Откуда: Киев

СообщениеДобавлено: Вт Июн 02, 2009 4:37 pm   

Фёдор Синельников писал(а):
Антиномия - это показатель того, что человек признает ограниченность своих способностей говорить о высшем и динамичном бытии при помощи фиксированных статичных понятий.

В ряде случаев это просто констатация нехватки знаний об устройстве мироздания, которая по мере возрастания такихзнаний со временем решается.


_________________
- Какова истинная природа Будды?
- Палочка-подтирка, дырка в отхожем месте (с) Бодхидхарма.
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Sergey



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 5400

СообщениеДобавлено: Вт Июн 02, 2009 4:39 pm   

Нихрена вы в антиномиях не понимаете. Антиномия это кот шредиренгера.


_________________
Сергей
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора Skype-имя
Фёдор



Зарегистрирован: 25.09.2007
Сообщения: 1701

СообщениеДобавлено: Вт Июн 02, 2009 4:40 pm   

Песец писал(а):
В ряде случаев это просто констатация нехватки знаний об устройстве мироздания, которая по мере возрастания такихзнаний со временем решается.
Есть конкретный антиномизм. Есть антиномичность как принцип. Сколько бы ни возрастали наши знания в этом и высших мирах, антиномичность как один из принципов познания никуда не исчезнет. Просто будут возникать конкретные антиномии более высокого уровня.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Песец



Зарегистрирован: 23.01.2008
Сообщения: 8982
Откуда: Киев

СообщениеДобавлено: Вт Июн 02, 2009 4:45 pm   

Фёдор Синельников писал(а):
Есть конкретный антиномизм. Есть антиномичность как принцип. Сколько бы ни возрастали наши знания в этом и высших мирах, антиномичность как один из принципов познания никуда не исчезнет. Просто будут возникать конкретные антиномии более высокого уровня.

Если ты веришь, что вселенная, как совокупность всех миров - бесконечна. Если нет, то тогда антиномии касательно мирозданиярано или поздно исчерпаются (ну, например когда большинство людей станет демиургами метабрамфатурного уровня Wink ), в качестве непознаваемого останется разве что относящееся к Божественной природе, но не к мирам, творимым монадами. dunno (не понимаю!)


_________________
- Какова истинная природа Будды?
- Палочка-подтирка, дырка в отхожем месте (с) Бодхидхарма.
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Фёдор



Зарегистрирован: 25.09.2007
Сообщения: 1701

СообщениеДобавлено: Вт Июн 02, 2009 4:47 pm   

Песец писал(а):
Если ты веришь, что вселенная, как совокупность всех миров - бесконечна.
Я верю, что Бог бесконечен. И безначален (во всех смыслах этого русского слова).

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Песец



Зарегистрирован: 23.01.2008
Сообщения: 8982
Откуда: Киев

СообщениеДобавлено: Вт Июн 02, 2009 4:51 pm   

Фёдор Синельников писал(а):
Я верю, что Бог бесконечен. И безначален (во всех смыслах этого русского слова).

Мы не о природе Бога сейчас говорим. а о творении - совокупности всех слоёв мироздания. А тут антиномии могут быть решаемыми.


_________________
- Какова истинная природа Будды?
- Палочка-подтирка, дырка в отхожем месте (с) Бодхидхарма.
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Фёдор



Зарегистрирован: 25.09.2007
Сообщения: 1701

СообщениеДобавлено: Вт Июн 02, 2009 4:55 pm   

Песец писал(а):
Мы не о природе Бога сейчас говорим. а о творении - совокупности всех слоёв мироздания.
А я не разделяю так строго познание природы Бога и познание творения. Бог проявляет себя в творении. И через познание творения мы можем приближаться к Его постижению. Бесконечно.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Лис



Зарегистрирован: 21.11.2008
Сообщения: 1979

СообщениеДобавлено: Вт Июн 02, 2009 5:59 pm   

Фёдор Синельников писал(а):
Могущественным может быть и Бог, и дьявол - если не принимать концепт зла как умаления добра.

Но речь ведь идёт о всемогуществе, а не о могуществе. Дьявол - то как раз могуществен, но никак уж не всемогущь.
Фёдор Синельников писал(а):
И когда мы говорим, что Бог всемогущ, мы утверждаем, что в Нем сосредоточено это самое этически амбивалентное качество.

Не понял логики?! Тут полемика - о природе зла. В развёртываемых вселенных зло не затрагивает божественных эйдосов. Бога это не затронуло. Осталось только понять это: как так происходит.
Каким образом амбивалентные качества бытуют в Боге - ясно. Каким образом не этичность увязывается с Богом - не очень.

Фёдор Синельников писал(а):
Бог вообще - по другую сторону от категории силы.

И от любых категорий? Если говорить о Боге апофатиков - то да. Если говорить о деятельном, проявляющем Себя, Боге - это абсурд.
Рауха писал(а):
Как тебе такое изречение?

Будем Евангелия понимать буквально? - Утонем в глупостях. А если вдуматься в смысл того, что сказал Христос? а не в логические выкладки, следующие из этой притчи?

Добавлено спустя 9 минут 51 секунду:

Фёдор Синельников писал(а):
Категория силы в отношении Бога - бессодержательна и бессмысленна. Слабые люди этого мира, неспособные переносить своих ограниченных представлений о добре и зле, начинают наделять Бога либо категорией всемогущества, либо упрекать в бессилии. А Он выше всего этого.

Да, Бог выше силы, но тогда Он становится абсолютно недоступен для восприятий. В Себе - трансцендентален. Бог же открывающий Своё фиксирует, обозначает Себя через миры и творения.


_________________
и делов - то
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype-имя
Фёдор



Зарегистрирован: 25.09.2007
Сообщения: 1701

СообщениеДобавлено: Вт Июн 02, 2009 6:25 pm   

Лис писал(а):
Но речь ведь идёт о всемогуществе, а не о могуществе. Дьявол - то как раз могуществен, но никак уж не всемогущь.
Всемогущество и могущество - даже на этимологическом уровне - предельно близкие понятия. Что следует из того, что дьявол - могущественен, а Бог - всемогущ? То, что они оказываются в одной системе координат, причем Бог еще ею и является. Какой этический, онтологический, эстетический и т.д. смысл в этом сопряжении Бога и дьявола?

Лис писал(а):
Фёдор Синельников писал(а):
И когда мы говорим, что Бог всемогущ, мы утверждаем, что в Нем сосредоточено это самое этически амбивалентное качество.

Не понял логики?! Тут полемика - о природе зла. В развёртываемых вселенных зло не затрагивает божественных эйдосов. Бога это не затронуло. Осталось только понять это: как так происходит.
Особенно оно не затронуло Его на Голгофе... Зло не властно над чистотой Божества, но уже само его присутсвие в мироздании есть трагедия, в которой живет Бог. Он распят в этом мироздании. Может быть, это распятие божественных эйдосов и "не затрагивает", но тогда нужно понять, в чем состоит трагедия мира? И зачем вообще стремиться к преодолению зла? И кто объект этого стремления?

Лис писал(а):
Фёдор Синельников писал(а):
Бог вообще - по другую сторону от категории силы.

И от любых категорий? Если говорить о Боге апофатиков - то да. Если говорить о деятельном, проявляющем Себя, Боге - это абсурд.
Нет, не абсурд. Об этом уже писалось. Категория всемогущества требует привлечения дополнительных категогрий. Я уже писал о подходе Франка, сказавшего, что Бог всемогущ как истина и любовь. Но при всей эстетической привлекательности этого определения, в нем присутсвует натяжка. Франк пытается сохранить традиционное для авраамистических религий качество Бога. Но при этом понимает, что сделать это через безапялляционное утверждение уже невозможно. И привлекает для этого дополнительные категории (любовь и истину). Т.о., если быть до конца последовательным, то надо признать, что категория всемогущества просто избыточна.

Добавлено спустя 1 минуту 28 секунд:

Лис писал(а):
Да, Бог выше силы, но тогда Он становится абсолютно недоступен для восприятий.
Разве сила - единственный путь познания? И разве через силу лучше всего постигается Бог? Он, вроде как не в силе, а в правде. Есть еще любовь, истина, творчество и свобода. В них и через них и познавай Бога.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Религии, духовные традиции, философия Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След. [Всё]
Страница 5 из 10

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий