Святые заступники: Брахма Нарада, Архангел Гавриил Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011)

Три вещи не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и упущенная возможность.
(Арабская пословица)

 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Святые заступники: Бодхисаттва Гуаньинь, ангел

Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.

Славянская инициация
 
 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Личное -> Персональные подфорумы -> Там, на неведомых тропинках...
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Вс Июл 05, 2009 11:05 pm    Славянская инициация

Инициация в древнем мире была границей, отмечающей переход в новое качество. Изучение такого перехода становится интересно в аспекте РМ, во-1, с т.з. мистериализации жизни человека, а во-2, с т.з. духовного преображения. При этом иницаций было несколько.

Яндекснем для начала вопрос.
Некоторые источники утверждают, что у славян, как и других индоевропейцев, включала в себя ритуальное перерождение инициируемых в волков ( http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=15173 ). Скорее всего, и в других животных, в первую очередь медведя. Такой откат был символом возвращения в животный мир, соединения с природой.
Инициация проводилась в лесу, где инициируемых встречали женщины во главе с жрицей (~Яга). Возможно, девушек посвящали в березовых рощах, а юношей - в дубовых. Лес же, согласно верованиям славян, традиционно приравнивался к потустороннему миру и противопоставлялся как территория «чужая» и «неосвоенная» «своему», «освоенному» дому. Это свидетельствует о степном происхождении этноса.
Исходя из фольклорно-этнографического материала, можно допустить, что определенная символическая роль в ходе инициации отводилась и реке как границе между «этим» и «тем» светом. Поэтому можно предположить, что лагерь инициации действительно находился за рекой, которая служила символической границей между мирами.


Из материалов восточнославянских сказок видно, что имело место не просто символическое умерщвление инициируемого, но и проглатывание чудовищем. Для лиминальной фазы (от лат. limen - порог) были характерны также физические испытания посвящаемых - нанесение им болезненных ударов, ран, голодание, всяческое их унижение. Жалкое состояние инициируемых отражалось в их внешнем виде и одежде. Об этом свидетельствует анализ не только сказочного материала, но и позднейших этнографических данных. Так, во время инициаций в молодежных объединениях украинцев, поляков, чехов, словаков, существовавших вплоть до рубежа XIX-XX вв., молодых парней подвергали всяческому осмеянию и издевательству. Их били, брили деревянной бритвой, причиняя боль, поднимали вверх за волосы, заставляли залезать на столб и кукарекать, "плавать" в пыли, бросали в воду, мазали сажей и нечистотами лицо, пришивали к одежде тряпки и т. п. Инициируемые не должны были смеяться, говорить, есть и пить. Проводился постриг.

Лиминальное состояние инициантов, когда они подвергались всяческим унижениям и испытаниям (голодание, побои, лишение сна и д.р.), отразилось в языке. Так, лингвисты отмечают происхождение некоторых славянских терминов (*огbъ, *otrokъ, *хоlръ) от слов, которыми ранее называли проходивших инициацию подростков. Слово *хоlръ представляет собой суффиксальное производное от глагола *xoliti в значении «стричь очень коротко», т. е. указывает на ритуальные постриги посвящаемых.

Кроме употребления галлюциногенов происходило, вероятно, и поедание инициируемыми особой ритуальной пищи, как это вообще принято у многих народов при проведении инициации. У древних германцев иницианты, которые «превращались» в волков и медведей, ели их мясо и пили их кровь. Это, как верили в древности, придавало посвящаемым силу, ярость и другие качестве данных хищников. Мифологические рассказы о волкодлаках также повествуют, о том, что в ряде случаев «превращенные в волков» поедают печень и сердце животных. Эти органы, в соответствии с народными верованиями, — место средоточия жизненных сил. Возможно, об употреблении инициантами крови и мяса волка в древности свидетельствует и тот факт, что в описанном П. В. Шейном обряде превращении человека в волка на превращаемого капали волчью кровь. Среди польских охотников зафиксированы особые посвящения, в ходе которых иницианты поедали волчью печень и им мазали лицо кровью первого убитого ими зверя.

Важную роль играл конь, который осуществлял "прорыв уровня", переход из этого мира в иные миры"

Юноши, прошедшие посвящение в члены "волчьих" союзов, становились молодыми воинами-"волками". Они должны были некоторое время жить вдали от поселений "волчьей жизнью", т.е. воюя и грабя. Это была как бы вторая лиминальная фаза, наступавшая после ритуального перерождения юноши в волка и посвящения его в члены союза. В былинной дружине богатыря-оборотня Волха Всеславьевича видны характерные черты "волчьего" союза молодых воинов. Это и возраст ее членов - "по пятнадцати лет", и обучение их "ко премудростям", и особенно их военные и разбойничьи занятия.
Реминисценция "волчьего" поведения юношеских инициационных союзов архаической эпохи прослеживается в поведении членов парубоцких громад украинцев и западных славян, а также средневековых ремесленных подмастерьев. Члены таких молодежных союзов совершали своего рода ритуальные набеги на деревни и дворы отдельных хозяев, балансировавшие подчас на грани настоящего разбоя. В ходе таких "проказ" и "развлечений" парни воровали продукты и животных для общих "складок", разбирали заборы на дрова, уносили солому для устройства ночевки. У хозяев, чем-то им не понравившихся или не пускающих девушек на улицу, ломали и разбирали хозяйственные постройки, снимали ворота, раскрывали избы, вытаскивали на крышу телеги и лошадей, опустошали огороды и т. п.
Параллели зафиксированы у иных индоевропейских племен. Павел Диакон писал, что в войске союза племен лангобардов, которые в 568 г. вторглись в Италию, были и «собакоголовые» воины.
После того как в многочисленных боях и разбойничьих походах члены "волчьих" союзов доказывали свою силу и мужество, они, по-видимому, проходили заключительные обряды инициации - возвращение в свою общину и посвящение в полноправные ее члены.

В фольклоре частично нашло отражение выделение в древности мальчиков в группу подростков-прединициантов. Например, из так называемых инициационных сказок можно узнать об оставлении мальчиками дома в семь лет (сказки о «семилетке» и др.). Герой одной из самых архаичных былин Волх Всеславьевич ушел из дому «десяти годов», собирал дружину (юношеский союз древней эпохи) «двенадцати годов» и обучал ее военным и охотничьим «премудростям» до «пятнадцати годов». Ивась Коновченко — семилетний казак-богатырь, герой украинской думы. Она уходит своими истоками в глубокую древность и генетически родственна былинам. В ней отразились, согласно мнению американской исследовательницы О. Грабович, обряды инициаций. ( http://rushistory.stsland.ru/Relig/Relig1_5.html )


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Эрхамион



Зарегистрирован: 24.06.2009
Сообщения: 481
Откуда: Хемулистан

СообщениеДобавлено: Пн Июл 06, 2009 5:09 am   

брат орм писал(а):
В фольклоре частично нашло отражение выделение в древности мальчиков в группу подростков-прединициантов.

Можно также вспомнить Петра 1 с его "потешным полком"


_________________
Будущее рождает надежды, настоящее их вскармливает или хоронит. Чтобы дойти до цели, надо идти.
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Пн Июл 06, 2009 12:50 pm   

Продолжаем рыться в сети..

Это больше о германской
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Eliade/Obrjad.php
Тацит сообщает, что у хаттов кандидат не стриг волосы и бороду до тех пор, пока не убивал врага. У тайфалов юноша должен был убить кабана или волка; у герулов он должен был сражаться безоружным. В процессе этих испытаний кандидат сопоставлялся с дикими животными; он становился наводящим ужас воином в той мере, в какой вел себя, как хищный зверь. Проходящий инициацию кандидат трансформировал себя в сверхчеловека настолько, насколько удавалось вобрать в себя магико-религиозную силу, присущую хищнику.

Трансформация в волка - то есть ритуал надевания волчьей шкуры - составляла важнейший момент инициации в мужское тайное общество. Надевая шкуру, инициируемый перенимал поведение волка; другими словами, он становился воином-зверем, непреодолимым и неуязвимым. "Волками" называли членов индоевропейских военных обществ.

В германском Wutende Heer или в подобных ритуальных организациях, лай собак (вой волков) является частью неописуемого шума, в котором присутствуют все виды странных звуков - например, звонки и трубы. Эти звуки играют важную ритуальную роль; они помогают членам группы подготовиться ко вхождению в состояние бешеного экстаза. Во многих примитивных культурах звук трещоток, как верят, является голосом Сверхъестественных Существ; следовательно это - знак их присутствия среди инициируемых.

Сага об инициировании юного героя Кухулина превосходно иллюстрирует это извержение "шумной и жгучей энергии". Согласно староирландской саге Tain Bo Cualnge[xiii], Кухулин, племянник Конхобара, короля уладов, однажды подслушал, как его учитель, друид Катба, сказал: "Маленький мальчик, который возьмет оружие в этот день, будет великолепен и знаменит делами оружия... но век его будет недолгим и мимолетным". Кухулин выпросил у своего дяди оружие и колесницу и отправился к замку трех сыновей Нехты, худших врагов уладов. Несмотря на физическую мощь и неукротимость трех этих героев, мальчик победил их и отрезал им головы. Однако при этом мальчик пришел в такое воинское неистовство, что друид вынужден был предупредить короля, что Кухулин, вернувшись, может перебить всех воинов в городе. Процитируем дальнейший текст саги[xiv]:

И вот что они задумали: выслать навстречу Кухулину в поле трижды пятьдесят обнаженных женщин во главе со Скандлах, чтобы показали они ему свою наготу и срам. Вскоре вышли за ворота все юные девушки и показали мальчику свою наготу и срам. Скрыл от них мальчик свое лицо и оборотился к колеснице, дабы не видеть наготу женщин. Тогда отняли его от колесницы и погрузили в три чана с ледяной водой, чтоб погасить его гнев. Словно ореховая скорлупа разлетелись доски и обручи первого чана, во втором же вспенилась вода на несколько локтей в высоту, а воду из третьего чана стерпел бы не всякий. Изошел тут из мальчика гнев (ferg), и тогда облачили его в одежды.

Несмотря на свою фантастичность, сага о Кухулине представляет собой превосходный материал для исследования индоевропейских воинских инициаций. Как убедительно показал Ж.Дюмезиль, сражение мальчика с тремя МакНехтами является древним индоевропейским сюжетом - сюжетом о борьбе с тремя противниками или с трехголовым чудовищем. Но особенно интересным для нашего исследования представляется гнев (ferg) Кухулина, его ярость берсерка. Демюзиль сравнил инициационный жар Кухулина и его последующее "укрощение" женской наготой и холодной воды, с определенными моментами в инициациях у каннибалов куакиутл. Так же, как и в случае Кухулина, лихорадочное и смертоносное безумие молодого куакиутл во время инициации "укрощается" женщиной, танцующей перед ним голой с трупом в руках, а также путем погружения его головы в чан с соленой водой. И жар каннибала, и гнев молодого воина, проявляющийся в чрезвычайной высокой температуре, является отнюдь не чем-то обычным и естественным, но - именно так! - сакральным, магико-религиозным опытом.

Для людей примитивного общества магико-религиозная сила представляется как "горение" и обозначается терминами, связанными с высокой температурой, горением, жаром.
На санскрите итоговый смысл аскетического развития называется tapas, причем исходное значение этого слова - именно "жар", высокая температура. "Разогреваясь" посредством аскетизма, Праджапати создавал Вселенную.

Говоря вообще, любой, совершающий некие действия с использованием магико-религиозной силы считается "горящим", а сами такие действия устойчиво ассоциируются с "горением".
Термин shanti, который на санскрите означает спокойствие, мир души, свободу от страстей и страдания, восходит к архаическому корню, первоначально имевшему значение гашения огня, ярости, лихорадки, короче говоря, - высокой температуры, вызванной демоническими силами.

Добавлено спустя 22 минуты 2 секунды:

http://mypage.sbor.net/loky/slavanskayamifologia.html
Существовало приблизительно около трех разных уровней инициации. Посвящение ребенка, посвящение юноши и девушки и посвящение человека зрелого (об этом посвящении очень редко встречаются сказки).

С помощью сказок готовили непосвященных к обряду инициации, рассказывая о том, какой неведомой силой будет человек наделен, о том, что и для чего необходимо пройти испытания и т. д. Есть мнение, что именно для этого сказки и возникли

http://gosha-p.narod.ru/Articles/Jumshanova.htm
В позднейших этнографических фиксациях мы имеем дело не с целостной системой обрядов архаичного комплекса женских инициаций, а лишь с его отдельными элементами, которые в целом имеют испытательно-посвятительный характер. Исходя из того, что обряд инициации проходил при достижении девушкой половой зрелости и оформлял её перевод в категорию совершеннолетних, готовых к браку, можно рассматривать в качестве его трансформации переходные обряды совершеннолетия, которые в значительной степени перешли в разряд игровой культуры. Т.А. Бернштам их основными признаками считает время, которое отводилось молодежи на переход в полноценное взрослое состояние, и ее особый статус в общине. Образ жизни в течение перехода носил название “игра”, под которым обозначались ритуальные формы поведения. Cимволично, что эта игра должна была закончиться браком. Eсли инициация, по словам В. Г. Балушок, предполагает определенную мифологическую интерпретацию пространства, то игра также имела свои временно-пространственные измерения.

http://www.gosha-p.narod.ru/Articles/Korshunkov.htm
Старинные обряды (и связанные с ними фольклорные обрядовые тексты, обрядовая терминология), постепенно теряя свое былое серьезное, жизненно важное для социума значение, могли переходить от взрослых к детям. И становились основой для детских игр, забав, развлечений, песенок, потешек и т.п. Форма, таким образом, сохранялась (точнее, видоизменялась незначительно), смысл же преображался, форма оказывалась устойчивее содержания. В последнее время, впрочем, высказывалось мнение, что такой переход случался не всегда, что иные детские игры и детские тексты, в которых можно было бы усматривать реликты давних “взрослых” обрядов и обрядовых формул, могли изначально быть детскими. Но все же сам такой переход никем не отрицается, хотя его механизм еще и не до конца исследован. Во всяком случае, требуется серьезное и комплексное исследование детского фольклора как источника для реконструкции древних обрядов восточных славян и для изучения их архаической ментальности.

Добавлено спустя 1 час 37 минут 11 секунд:

http://2free.ru/loki/skazki/initsiatsiya/
В тех обществах, где проводятся инициации, девочек инициируют чаще мальчиков (только девочек инициируют в 39, только мальчиков - в 17 и оба пола - в 46 обществах).
Инициация у мальчиков тесно связана с воинским или социальным возмужанием, часто это отделение ребенка от среды, в которой он находился прежде, т.е. от среды женщин и детей. Смысл всех актов этого обряда заключается в том, чтобы вызвать резкое изменение в жизни новичка; прошлое должно быть отделено от него рубежом, который он никогда не сможет переступить.

Девичьи инициации бывают двух типов: 1) пубертатные, 2) связанные со вступлением в женские союзы. Пубертатные отличаются тем, что девочки достигают половой зрелости не одновременно, и поэтому проходят возрастные обряды посвящения не коллективно, как мальчики, а поодиночке. Чаще всего женский пубертатный обряд инициации заключается в изоляции, запрете видеть свет, ступать на землю и употреблять в пищу некоторые виды продуктов, а также обучению женским ремеслам (ткачество) и мифам.

По каким признакам мы узнаем, что перед нами инициация? По тому, насколько близка героиня к смерти.


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Art Gratis



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 93
Откуда: Spb

СообщениеДобавлено: Пн Июл 06, 2009 3:31 pm   

Инициации нельзя рассматривать отдельно от прочих обрядов жизненного цикла. Инициации лишь часть "языческого" мировозрения. Картина фрагментарная. Оптимально обратиться не к кабинетным реконструкциям славянских инициаций, о которых по сути мало что известно достоверно, хотя на местах кое-что интересное сохраняется до сих пор, в т.ч. и в Лен.области.
Интереснее обратиться к опыту народов, для которых подобные вещи до сих пор неотъемлимая часть повседневности. Природа везде одинакова, механизмы действуют схожие.
Для наглядного примера есть фильмы этнографа и историка А.Головнева, работы раскрывающие некоторые основы еще "до-языческого" мировозрения.


_________________
"У меня был друг, его звали Фома,
он забыл все слова, кроме слова чума"
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Пн Июл 06, 2009 3:43 pm   

Да, согласен, что инициации - неотъемлимый элемент жизненного цикла традиционного общества. Однако в языковом контексте (соседние ветки, прежде всего http://forum.rozamira.ws/viewtopic.php?t=2445 ), меня заинтересовала именно инициация. Думаю и с т.зр. РМ она наиболее интересна (на данном историческом этапе).
Понятно, что достоверных сведений сейчас найти практически не возможно, интернет-поиск - лишь первое и наиболее простое действие. Надеюсь, дойдет дело и до других.
Обращение к опыту иных народов - вещь потенциально опасная, поскольку несмотря на общечеловеческую связность этносы имеют и специфические черты. Наиболее ценен применительно к славянам опыт балтийских и германских народов, но они уже давно вышли из традиционного общества, как и остальные индоевропейцы.

Добавлено спустя 25 секунд:

За А.Головнева спасибо, посмотрим

Добавлено спустя 1 минуту 9 секунд:

Задача ветки - не узнать, как это было (это практически невозможно), а переосмыслить и выдать на новом ветке исторической загогулины


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
BG



Зарегистрирован: 16.09.2007
Сообщения: 2116
Откуда: Arcane Sanctuary

СообщениеДобавлено: Пн Июл 06, 2009 4:07 pm   

см.
http://community.livejournal.com/v_poiskax_istin/157977.html
http://community.livejournal.com/v_poiskax_istin/158374.html


_________________
Страданий больше нет, и нет отождествлений.
Себя увидел я сквозь тьму предубеждений.
И мысли все и все свои желанья
Я бросил в пламя чистоты и осознанья.
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Пн Июл 06, 2009 4:15 pm   

BG писал(а):
см.
http://community.livejournal.com/v_poiskax_istin/157977.html
http://community.livejournal.com/v_poiskax_istin/158374.html

Спасибо. Интересно, но много. Прочту позже


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Пт Июл 10, 2009 5:17 pm   

Ссылки посмотрел, только они общие ("Триглавы в традиционализме"), меня же интересуют в первую очередь вопросы инициации.
Но все равно спасибо. Там была интересная инфа по слову "время", у меня началось как раз с него Wink

Добавлено спустя 4 минуты 3 секунды:

оттуда:
Векторами мифологического пространства древних славян, или инвариантом, следует назвать Правь, Явь и Навь, которые в зависимости уровня абстрактности мифа могут иметь самые неожиданные переобозначения (конкретные имена). Например:
Орел Орлович (Правь) - Сокол Соколович (Явь) - Ворон Воронович (Навь) [«Иван-Царевич и Марья-Моревна»]
Велес (Правь) - Ярило (Явь) - Мороз(ко) (Навь) (см. нашу статью «Велес и Ярила. Суть и одно из воплощений»)
Добрыня Никитич (Правь) - Илья Муромец (Явь) - Алеша Попович (Навь) [былины].

Тройки типа Явь-Правь-Навь, или Белбог-Род-Чернобог, это один из двух вариантов Триглавов, названных нами в начале, они построены по типу знаменитой Гегелевской триады “Тезис”-“Синтезис”-“Антитезис”. Как Срединный мир посредствует между Вышним и Нижним, так настоящее есть третье между грядущим и прошлым. Каждый вдох составляет с выдыхом сам процесс дыхания, а Рождение и Смерть есть сама Жизнь.


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
BG



Зарегистрирован: 16.09.2007
Сообщения: 2116
Откуда: Arcane Sanctuary

СообщениеДобавлено: Пт Июл 10, 2009 6:08 pm   

брат орм писал(а):
Ссылки посмотрел, только они общие
Так и есть. Просто некоторые размышления на тему язычества.
По вопросам же инициации лучше обратиться к людям, наподобие вот этого человека, наверное.

Также можно спросить что-то интересующее здесь:
http://community.livejournal.com/yazichestvo_ru/


_________________
Страданий больше нет, и нет отождествлений.
Себя увидел я сквозь тьму предубеждений.
И мысли все и все свои желанья
Я бросил в пламя чистоты и осознанья.
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Личное -> Персональные подфорумы -> Там, на неведомых тропинках... Часовой пояс: GMT + 3
 
Всё на одной странице

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий