Поскольку возникновение языка - это вопрос самосознания, вполне уместно думаю обратиться к эльфийскому языку. Тем более есть подозрения (и не только у меня), что эльфы - это даймоны.
Информация взята из уважаемого в эльфийской среде специализированного интернет-журнала.
У эльфов очень творческое отношение к слову, в отличие от утилитарного у людей.
quendi nar i carir quettar omainen – эльфы есть существа, использующие голос для создания слов.
Совершеннолетие определяется у эльфов не только и не столько половым созреванием или началом самостоятельной жизни в социальном плане, а, в первую очередь, пробуждением навыков речи в полном смысле, то есть того, что именуется самими эльфами совершенно непереводимым словом lamatyave – сформированным набором личностных речевых характеристик, специфическим речевым портретом конкретного существа, строго индивидуальная, к слову, штука, по которой эльфы определяли личность собеседника не менее достоверно, чем по внешнему облику.
Феномен lambengolmor – «мудрецов языка» (от ngolme – знание, мудрость и lambe – язык, наречие). Ламбэнольмор – это те, кто управляет развитием речи, принимает решение об изменении той или иной грамматической формы, принятии нового фонетического строя, введении в оборот новых слов. Их власть над языком – по сути есть в какой-то степени их власть над менталитетом тех, кто на этом языке говорит.
Никакое насилие в области речи над эльфом совершить просто невозможно, он все равно будет говорить так и только так, как хочет, и более того – эльфийский социум его прекрасно поймет. Отказаться от своего образа речи – не менее странно и страшно, чем отказаться от своего лица, голоса или стиля мышления.
(Альфирин 7)
Т.е. у каждого эльфа своя неповторимая манера речи и произношение.
Эльфы творят мир словами и осознают это
Очень красивая формулировка. И весьма верная в своей глубинной сути, имхо. Универсальна
Итак, переходя от общих слов к конкретике.
Какие мы можем наблюдать характерные
примеры проявления психологии эльфов че-
рез язык? Естественно, я не смогу здесь при-
вести их все, остановлюсь на выборке из раз-
ных областей жизни эльфийского социума,
выраженных в слове.
1. Пожалуй, самое характерное явление в
Квэнья – это максимальная конкретизация
вербальных формулировок везде, где дело ка-
сается процессов, связанных с душой и чувст-
вами, с семьей, любовью и дружбой. Так, мы
говорим «у меня есть двое детей», англичанин
– “I have two children”; и так же мы можем ска-
зать «У меня есть два топора», “I have two axes”.
Эльф так не скажет никогда. По-эльфийски бы
подобная форма звучала как “Haranye atta hini”
и “Haranye atta pelecqui”, но фраз, подобных
первой из вышеприведенных, нет ни в одном
источнике. Используемая форма – “Atta hini
maressenya nar”, «Двое детей в моем доме»,
или “Atta hini utultiemme ambarenna”, «Двоих
детей мы привели в мир». В Квэнья существует
также очень богатый набор понятий, описы-
вающих разные формы дружбы и любви:
sermo, друг; otorno, собрат; nildo – неперево-
димое слово, ближайший друг, более, чем по-
братим, «второй ты»; meldo – возлюбленный…
Мы скорее всего назовем первые три слова
«дружбой», последнее «любовью»; эльф видит
здесь етыре принципиально разных типа от-
ношений.
ч
2. С другой стороны, некоторые вещи у
эльфов, напротив, гораздо менее конкретизи-
рованы, чем у людей. Например, естественное
для бессмертных существ смешение понятий
«отец», «дядя», «дед» – все это исчерпывается
одним словом “atar” – «старший родственник-
мужчина». Есть еще понятие “nostar” – «роди-
тель, предок» – но даже оно не делает разли-
чий между дедом, прадедом и отцом. То же
самое мы видим в определении понятий «труд,
работа, творчество» – все эти три слова у эль-
фов выражаются одним “carile”, от глагола
“car-” – «творить». То есть эльф не понимает
самой идеи труда, не являющегося творчест-
вом. Слово «работа» в нашем языке одноко-
ренное со словом «раб» – что для эльфа, я по-
лагаю, было бы порядочной дикостью.
3. Использование разных форм глагола –
базовой и производной – позволяет эльфам
очень тонко выразить связь между действием
и побуждением к действию. По-русски мы го-
ворим «приходить» и «приводить» - разные
корни, «убивать» и «погибать» - опять же раз-
ные корни… Эльф скажет: “tula”, «приходит»,
и “tulya”, «приводит»; “quala”, «гибнет», и
“qualta”, «убивает». Сразу очевидно, что это
одно и то же – просто разнонаправленное. Еще
один пример логичности эльфийского языко-
вого мышления. Но иногда эта особенность
опять же демонстрирует нам очень интересные
стороны эльфийской психологии; так, в Квэнья
по тому же правилу образуются слова «знать»,
“isa”, и «учить», “ista”! Учить – это побуждать
кого-то к знанию, и никак иначе…
4. Еще больше об эльфийском обществе
нам скажут слова, имеющие отношение к сфе-
ре подчинения и повиновения. Aran, король, и
taro, повелитель, князь – оба этих слова проис-
ходят не от чьих-то имен и не от бытовых по-
нятий, связанных с властью – а от протокорней,
означающих «высокий», «возвышенный». То
есть правит тот, кто высок душой… что под-
тверждается и эльфийским словом «вассал»,
«подданный» - neuro. У него есть другое зна-
чение – «ученик»! Да и в слове istaro – «учи-
тель» – мы видим тот же корень “tar” – то есть
«учитель» - это «владыка по праву знания».
_________________ "тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
|