Святые заступники: Брахма Нарада, Архангел Гавриил Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011)

Три вещи не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и упущенная возможность.
(Арабская пословица)

 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Святые заступники: Бодхисаттва Гуаньинь, ангел

Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.

Храмы Древней Руси - Храмы Жизни
 
 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Личное -> Персональные подфорумы -> Там, на неведомых тропинках...
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Сб Июл 11, 2009 4:52 pm    Храмы Древней Руси - Храмы Жизни

Поговорим в первую очередь о внутреннем пространстве.

В конце Х - начале XII века в древнерусских храмах была распространена мозаика. Основным материалом была смальта (смесь стеклянной массы и различных металлов), а также стекло и камень. Из стекла набирали фоны, изображение одежд, надписи, орнаменты; из камня - изображение ликов, рук и ног. Мозаика создавала удивительное цветовое многообразие. Так, в палитре Софийского собора в Киеве отмечено более 130 цветовых оттенков: 35 - зеленого цвета, 19 - синего, 13 - красного.
Мозаика набиралась из кубиков смальты по сырой штукатурке по заранее нанесенному рисунку. Кубики вдавливались во влажный раствор и закреплялись в нем под разным углом. Благодаря этому падающие на мозаику лучи солнечного света, пламя светильников и свечей каждый кусочек смальты отражал по-разному, отчего она мерцала и искрилась. Стены, своды, как бы утрачивая свою материальность, растворялись в блеске и сверкании смальты.

В XII веке наступает новый этап. На смену мозаике приходит фреска, которая теперь украшает не только боковые нефы, галереи, но и подкупольное пространство, алтарь. На фресках начала XII века (собор на Протоке в Смоленске) нанесены, например, изображения птиц и львов, заключенные в медальоны; тонкие и изящные по рисунку, напоминающие многоцветные ковры, растительные орнаменты, платы (живописные изображения как бы висящих на стенах тканей), полилития (роспись, имитирующая поверхность цветного камня).

Большое внимание древнерусские строители уделяли убранству полов. Их украшали мозаикой, керамическими плитками, покрывали камнем и даже медью. Так, в Десятинной церкви в Киеве крупные куски смальты (гораздо большего размера, чем для настенной мозаики) были закреплены в известковый раствор, покрывавший пол храма, и в сочетании с кусочками цветногок амня составляли многоцветные геометрические орнаменты. Мозаичные полы использовались в постройках Киева, Переяславля, Чернигова, Новгорода, Полоцка конца X - XI века.
Мозаику дополняли керамическими плитками, покрытыми разноцветной поливой (цветным стеклом, близким по составу к смальте). Мозаикой украшали пол в центре храма, в алтаре; керамическими плитками - пол боковых нефов и галерей.
В XII веке поливные плитки становятся основных материалом для покрытия пола - они найдены почти во всех русских городах, где велось в это время строительство из кирпича и камня. В зависимости от размеров в убранстве одного здания могло использоваться от полутора до нескольких тысяч плиток. Укладывали плитки на известковый раствор, глину или просто на песок.
Древнерусские мастера чаще делали плитки квадратными и треугольными. Иногда плиткам придавалась форма, позволяющая составить из низ кольцо, круг или другие геометрические фигуры. Их покрывали одноцветной поливой: желтой, зеленой, коричневой; редко - красной, белой, синей, черной. Иногда плитки украшали росписью6 когда поверх поливы одного цвета поливами других цветов наносились орнаменты в виде волн, восьмерок, фигурных скобок и т.д. В убранстве одного храма использовались плитки разных цветов, при этом они укладывались так, что цветовые дорожки, чередуясь, располагались параллельно стенам здания, по диагонали или образовывали узоры.
Под влиянием романской архитектуры полы храмов Галича XII - XIII веков набирали из керамических плиток с рельефным декором. Изображения грифонов, орлов, дополненные орнаментами, вырезали на дощецках деревянных рамок, в которых формовали плитки, затем рисунок отпечатывался на влажной глине, а во время обжига рельеф затвердевал.

Алтарь.
В древнерусских храмах престолам придавали форму столов, верхняя каменная плита которых покоилась на столбиках-ножках или на четырех стенках (кирпичных или каменных).
Алтарная преграда (позднее ставшая иконостасом) первоначально была исключительно символической границей между наосом и алтарем и позволяла молящимся в течение всей службы видеть престол, мозаики и фрески алтаря. Преграды первых храмов сооружались из камня и мрамора. Колонные преграды с резными базами (подножиями) и капителями (навершиями), размещенные между предалтарными столбами храма, поддерживали резной архитрав (горизонтальную балку). Пространства между колоннами преграды примерно на половину их высоты заполняли каменные плиты парапета. С XII века основным материалом алтарных преград стало дерево.
В дальнейшем, в первую очередь в Московии, все больше действий, происходящих в алтаре, становились доступны лишь взорам священников, и к XV веку алтарная преграда превратилась в иконостас, ставший отличительной чертой храма Московского царства.
На рубеже XV - XVI веков иконостас насчитывал пять чинов (рядов). Каждый из них занимал строго определенное место. Верхний - праотеческий, символизировавший ветхозаветную, дохристианскую церковь от Адама до Моисея (включал изображения патриархов, праотцев, в центре - Святая Троица). Следующий чин - пророческий (подзаконный период от Моисея до Христа, в центре - Богоматерь Знамение). Третий сверху чин - праздничный, новозаветный, благодатный (включает предсказания о Христе, его земной путь, события жизни Богоматери и начальную историю земной церкви, чин не имеет центральной иконы). Следующий ряд - деисусный (деисус - с греч. моление) - посвящен второму пришествию Христа в мир (в центре - Христос, восседающий на троне). Нижний чин иконостаса - местный.

(по материалам сборника Древняя Русь. Эрмитаж)

http://bratorm.livejournal.com/37944.html

Добавлено спустя 34 минуты 10 секунд:

Библиотека научных публикаций по древнерусской литературе - РусАрх http://www.rusarch.ru/


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский


Последний раз редактировалось: a. (Вс Янв 02, 2011 12:49 am), всего редактировалось 1 раз
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Сб Июл 11, 2009 11:59 pm   

Храмы Древней Руси, по моим ощущениям, очень жизнерадостные и лучистые создания. При этом в них столько разнообразия. Множество красок, растительных и меньше - животных, мифологических мотивов. Ты словно сразу попадаешь в особое пространство, синтезирующее русские сказки и трансмиф христианства.
У кого какие ощущения?
Особенно интересно послушать киевлян Wink и жителей других древних культурных центров


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
SilverCloud



Зарегистрирован: 10.09.2007
Сообщения: 4805

СообщениеДобавлено: Вс Июл 12, 2009 12:21 pm   

(Текст удален)


_________________
forum.rozamira.ws: двойные стандарты как средство воспитания общечеловеков облагороженного образа


Последний раз редактировалось: SilverCloud (Вт Окт 04, 2011 12:03 pm), всего редактировалось 1 раз
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Вс Июл 12, 2009 12:45 pm   

Сережа, спасибо!
SilverCloud писал(а):
покой, умиротворённость и какая-то русскость, не имеющая отношения ни к империи, ни к тоталитарному, позолоченному и насквозь фальшивому "обычному" церковному обряду. Чувствуется что-то настоящее.

плюс

Добавлено спустя 40 минут 37 секунд:

Продолжаю из того же сборника Эрмитажа
О школах живописи, т.к. иконы становились все более важным атрибутом внутреннего интерьера.

Самая первая русская школа иконописи сложилась во второй половине XIII века в Новгороде (привет Софии и Звенте-Свентане http://www.forum.rozamira.ws/viewtopic.php?t=2441 ). Особенностями новгородской школы стали красный (огненный) фон, ясный контур, плотность крупных красочных плоскостей, открытый яркий цвет.
Импульсом к случившемуся стало почти полное прекращение контактов с Византией (последствие монгольского нашествия), в связи с чем в иконопись прорвалась струя народного искусства, сказавшаяся в упрощенности - по сравнению с византийскими - и "приближенности" образов.
Знаменательным в этой связи является образ Николы (краснофонный) конца XIII века http://bratorm.gallery.ru/watch?ph=Tud-byIGY .
На рубеже XIV-XV столетий краски приобретают невиданную до этого чистоту и насыщенность. Палитра светлеет и проясняется, из нее исчезают последние пережитки былой сумрачности. Излюбленным становится пламенный киноварный цвет, определяющий радостный, мажорный характер всей палитры. Эта киноварь дается в смелом сочетании с золотом фона и с белыми, зелеными, нежно-розовыми, синими, плотными вишневыми и желтыми красками иконы.
Подробнее продолжу в Новгородской ветке

На конец XIV - XV век приходится расцвет псковской школы, чьи мастера часто пренебрегают линиями, кладут мазки энергично, свободно, экспрессивно. Колорит иконы Богоявления, например, по сравнению с сочными, радостно звучащими красками новгородской иконы напряженный, сумрачный. Характерный для псковичей прием - нанесение на кончик носа светлого живописного мазка Wink

Особенности московской школы во многом были определены Андреем Рублевым. Плавность силуэтов, соразмерность пропорций, музыкальность ритма, поэтичность образов отличают московскую иконопись XV века. Одухотворенное творчество Дионисия (конец XV - начало XVI века) продолжает традиции Андрея Рублева и одновременно вносит элемент утонченной изысканности. Многие отмечают прозрачность, звучность цвета в живописи обоих.
Образ Богоматери неизвестного автора конца XV века пронизан тихим, лирически-созерцательным настроением. Мягко моделирован лик и руки Богоматери, плавным, ясным контуром очерчена ее хрупкая удлиненная фигура. В иконе нет заявляющей о себе яркости новгородского Николы, нет и экспрессивных живописных мазков псковского "Богоявления".


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Пн Авг 03, 2009 9:07 pm   

Был вчера в монастыре Андрея Рублева, в Андрониковом на Таганке. Очень интересна церковь Спаса, которая была еще при иконописце. Войдя внутрь, я слегка обомлел. Голые, лишенные какой-либо живописи, стены с какими-то то боли родными, старыми и седыми блоками. Строгость и востремленность - устремленность ввысь, отсутствие всего суетного и лишнего. Храм один из наиболее древнерусских из виденных мной, по духу. Я бы его поставил на одну строку с Новгородской Софией при всей вроде бы непохожести.


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Вт Авг 11, 2009 12:27 am   

встретил в книге С.В. Цветкова "В поисках славянской прародины" очень интересное описание фрески в построенной в XII веке церкви св.Георгия в Старой Ладоги. Если у кого-нибудь есть информация на этот счет из первых уст или кто может как-нибудь прокомментировать (может где-то еще такие сюжеты есть), буду признателен. Описание таково

"На главной фреске этот знаменитый святой воитель не поражает безжалостно змея своим копьём - укрощенное чудище послушно следует на привязи за освобожденной Георгием царевной, которую не так давно оно собиралось попросту сожрать. За драконом важно скачет на коне сам Георгий с вертикально поставленной пикой, на верхушке которой трепещет флажок."


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Вт Авг 11, 2009 8:26 pm   

Собственно, это иллюстрация аутентичной легенды. По Житию, Георгий укрощает змея молитвами, ведёт в город и уже там закалывает.


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Sergey



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 5400

СообщениеДобавлено: Вт Авг 11, 2009 11:05 pm   

Мой ответ здесь


_________________
Сергей
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора Skype-имя
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Чт Авг 13, 2009 1:58 pm   

Сереж, спасибо. Я там написал Smile

Добавлено спустя 8 часов 26 минут 47 секунд:

Ондатр писал(а):
Собственно, это иллюстрация аутентичной легенды. По Житию, Георгий укрощает змея молитвами, ведёт в город и уже там закалывает.

Максим, а когда и где эта легенда об укрощении была подменена сценой борьбы?


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Пт Авг 14, 2009 6:47 pm   

Древнейшее изображение Георгия пронзающего змея копьём относится к началу 11 в.(ц. ст. Варвары, Каппадокия). Видимо, к этому времени уже возник вариант Жития где Георгий укрощает змея не молитвой, а копьём, но всё ещё ведёт его живым в город. Затем за пределами Византии (вкл. славянское Житие) подвиг стали считать посмертным (т.е. девице является уже давно казнённый великомученик на коне и пронзает змея, ставшего символом диавола).


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Пт Авг 14, 2009 10:07 pm   

Спасибо. Интересно, не привела к такой замене трагичность судьбы метакультуры Византии, лишенной чистилищ...


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Сб Авг 15, 2009 11:21 pm   

Скорее, продолжающаяся архетипизация образа.


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Личное -> Персональные подфорумы -> Там, на неведомых тропинках... Часовой пояс: GMT + 3
 
Всё на одной странице

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий