Святые заступники: Брахма Нарада, Архангел Гавриил Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011)

Три вещи не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и упущенная возможность.
(Арабская пословица)

 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Святые заступники: Бодхисаттва Гуаньинь, ангел

Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.

Бхакти-йога - искусство Любви.
 
 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Религии, духовные традиции, философия
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Ср Янв 27, 2010 3:21 pm    Бхакти-йога - искусство Любви.

Цитата:
Бха́кти-йо́га (санскр. भक्ति योग, bhakti yoga?) — один из четырёх основных видов йоги в философии индуизма.

Практика бхакти-йоги направлена на установление и культивацию личностных взаимоотношений с одной из форм или ипостасей Бога посредством бхакти — служения Богу с любовью и преданностью.[1]

Практика бхакти-йоги настоятельно рекомендуется различными священными писаниями индуизма как самый лёгкий и действенный вид йоги в настоящую эпоху Кали-югу.[1] В «Бхагавата-пуране», бхакти описывается как стадия совершенства превосходящая по уровню духовного осознания даже мокшу, а в «Бхагавад-гите» провозглашается её превосходство над остальными тремя основными видами йоги — карма-йогой, джнана-йогой и раджа-йогой. Течения в индуизме, в которых бхакти является основной практикой, называют движениями бхакти. В вайшнавизме, одном из основных направлений индуизма, традиционно существуют девять форм бхакти-йоги.



Цитата:
Бхагавадгита
Глава 12

Арджуна сказал:
1. Кто из бхактов, себя обуздавших,
превосходней в искусстве йоги —
те, кто чтут лишь Тебя неустанно,
или чтущие, Кришна, Акшару?

Благой Господь сказал:
2. Тот, кто, сердцем в Меня проникнув,
почитает Меня, обуздан,
высочайшей исполнен веры, —
он средь йогинов всех превосходней.

3. Кто неявленную Акшару
почитает, что выше мысли,
вездесуща, возвышенна, вечна,
постоянна, непредставима —

4. тот, всех чувств толпу обуздавший,
ко всему, что вокруг, мыслью ровен,
лишь Меня, не иного, находит,
благом всех существ услаждаясь.

5. К непроявленному устремившись,
все ж он тягот больших не избегнет:
ведь с трудом воплощенный находит
цель, лишенную здесь проявленья.

6. Но кто мыслью ко Мне стремится,
на Меня возложив все деянья,
тот, кто в йоге сосредоточен,
почитает Меня созерцаньем, —

7. всех таких от смертей повторных
избавляю Я без промедленья,
тех аскетов, что неколебимо
в Меня мысль погрузили, Партха.

8. Утвердив лишь на Мне свое сердце,
пребывать во Мне мыслью старайся —
и тогда ты со временем будешь
обитать там, где Я, Гудакеша.

9. Если ж мысль ты на Мне не можешь
неколеблемо сосредоточить,
постарайся Меня достигнуть
йогой действия, Дхананджая.

10. К йоге действия коль не способен —
выполняй для Меня все деянья,
ибо ты обретешь совершенство,
поступая так Меня ради.

11. Если ж к подвигам ты не способен,
упражняясь в такой Моей йоге,
практикуй от плодов отреченье
в своих действиях, духом обуздан.

12. Ибо знание выше действий,
еще выше, знай, созерцанье,
созерцанье приводит к отказу
от плодов и к умиротворенью.

13. Этот йогин — всегда довольный,
волей твердый, себя обуздавший,
мысль и сердце в Меня погрузивший,
полюбивший Меня — Мне дорог.

14. К существам не питая злобы,
сострадателен он, приветлив,
эгоизма и самости чуждый,
в горе — радости он одинаков.

15. Дорог Мне — кто людей не терзает,
кто и сам от людей не страждет,
кто от радости, от раздраженья,
нетерпенья и страха свободен.

16. Дорог Мне этот бхакт Мой чистый,
отрешенный, лишенный боли,
многоумный, не любопытный,
оставляющий все начинанья.

17. Дорог Мне тот, кто полон бхакти,
кто не радуется, не горюет,
кто лишен вожделенья и злобы,
кто и зло и добро покидает.

18. К ненавистнику, к другу ровный,
одинаковый к чести, к бесчестью;
к горю, радости, холоду, зною
ровный, внешним ничем не связан,

19. к похвале и к хуле одинаков,
молчаливый, всегда довольный,
сердцем твердый, лишенный дома,
полный бхакти — сей муж Мне дорог.

20. О, как дороги Мне Мои бхакты —
все, к словам Моим полные веры,
этой дхармы чтущие нектар,
к высшей цели — ко Мне — устремляясь.


Едва ли возможно выявить в истории человечества момент, когда бхакти проявилась в людском мировосприятии. Несколько перспективней, думается, попытаться определить времена и места появления йоги, осмысленной практики основанной на восприятии высокой духовной Любви соединяющей индивидуальное сознание с Абсолютом в его разнообразных образных проявлениях.
Гимны посвящённые разным божествам отметили начало этого периода. Тут можно вспомнить и Ригведу, и Псалтирь, и воспевания Исиды. Чем отчётливей проявлялось осознание индивидуальности, тем ярче выявлялась потребность личной связи с богом, а через него - с невыразимым источником всего сущего, смутную, неопределимую связь с которым может уловить любое сознание. И тем точней и изощрённей становились способы приведения индивидуального сознания к состоянию готовности к контакту с возлюбленной духовной сущностью.
Отразить этот процесс в серьёзном исследовании мне определённо слабо. Тут я берусь за задачу попроще - слегка обозначить формы бхакти-йоги в индиуистских и христианских традициях, дать пищу для размышлений об их сходстве в главном и отличиях (наверное, совсем немаловажных) в деталях.
Об индийской бхакти-йоге и духовно поддерживаемом ею религиозном движении
бхакти написано немало, об альварах и наянарах, Раманудже и Шанкаре, Чайтанье и Нанаке можно при желании узнать намало из источников гораздо более компетентных чем подобная статья. Здесь бы хотелось отметить иное - индийские мыслители Нового времени пишущие о бхакти практически единодушно отмечают ближайшее родство бхакти и христианства. Увы, без особой взаимности со стороны христиан. Волей-неволей припоминаются слова Вивекананды -

Цитата:
Огромное преимущество Бхакти заключается в том, что она представляет собою самый легкий путь к достижению высочайшей божественной цели - освобождения; главный же ее недостаток то, что в своих низших формах она часто вырождается в отвратительный фанатизм. Толпы фанатиков - будь то индусы, магометане или христиане - состоят всегда почти исключительно из приверженцев низших форм Бхакти. Слабые и неразвитые умы во всех религиях и странах любят свой собственный идеал только одним способом, именно, - ненавидя все другие идеалы, и их исключительная привязанность (ништха) к одному предмету, без которой не может развиться вообще истинная любовь, служит причиною объявления войны всему прочему. Вот почему человек, сильно привязанный к своему личному представлению о Боге и преданный своему религиозному идеалу, становится исступленным фанатиком, как только видит или слышит что-нибудь, касающееся чужого идеала. Этот род любви похож на инстинкт собаки, заставляющей ее охранять хозяйское добро; только инстинкт собаки надежнее человеческого рассудка: в каком бы костюме хозяин ни пришел, собака не примет его за врага; фанатик же лишен всякой способности отличать истину от заблуждения. Личные взгляды имеют для него такой всепоглощающий интерес, что ему важно только, кто говорит, а до того, что говорится, нет никакого дела. Вежливый, добрый и благородный с людьми, разделяющими его мнения, он не поколеблется обойтись самым недостойным образом с теми, кто не принадлежит к числу его единомышленников.


Между тем родовые особенности бхакти проявлены в христианстве столь отчётливо, что не заметить их просто странно. Слова Иисуса, Павла и Иоанна, запечатлённые в писаниях Нового Завета, иллюстрируют очевидное - агапэ-бхакти является основой любого течения в христианстве. Именно опора на благодатную любовь отделила христианство от ортодоксального иудаизма, она же стала основой синкретического сращивания раннего христианства с культовыми формами бхактовских в своей сути религиозных течений античности. Благодаря ей античная философия в своих наиболее этически безупречных проявлениях стала одной из основ христианской теологии. Античные религиозные течения, в которых обозначался акцент на джняну к наступлению средневековья угасли или ушли в глубокое подполье.
Вся тяжёлая и путаная история христианской церкви во всех её многочисленных разветвлениях может быть представлена как не бросающаяся в глаза борьба агапэ-бхакти с инерцией массового сознания тяготеющего к ползучему прагматизму, культовому формализму, недалёкому законничеству. Церковь канонизировала немалое число самых разных людей за "особые заслуги", но наиболее чтимыми оказались подвижники проявившие в своей жизни любовь Спасителя, нередко канонизированные церковными институтами с явной неохотой.
Тут, наверное, стоит отметить некоторые достаточно принципиальные отличия бхакти-движения в Индии от исторического христианства. В Европе социальная стратификация не имела столь жёстких кастовых форм как в Индии, несмотря на церковную иерархию христианство было значительно более демократичным с одной стороны, с другой же, благодаря той же церковной иерархии - более монолитным и менее гибким. Бхакти-течение веками билось о стену кастового строя, не сумев его окончательно расшатать по сю пору. В Европе крушение монополии на истину просто не успело дать плоды органично вписанные в культурную среду - загнанная в подполье джняна (далеко не всегда дотягивающаяся до уровня йоги) дала свои неожиданно "мутировавшие" плоды изменившие эту среду быстро и радикально.
Йога в Индии - занятие для немногих, кастовые стереотипы закрывают это поприще куда лучше любых законодательных запретов. С одной стороны это слегка защищало учение от тотальной профанации (хотя и едва ли очень уж эффективно), но с другой тотально стагнировало коллективное сознание. А "консенсусная реальность" общая и у йога и у имбицила. "Джняна-революция" в Европе воплатившаяся через коперниканский переворот и Просвещение можно уподобить взлому коллективного сознания. Грубому и бесповоротному. И хронологическая близость, фактически синхронность начала этого "взлома" и Реформации едва ли случайна. В основе этих совершенно разных в идейной основе явлений можно увидеть этический радикализм и воинствующую простоту Иисуса из Назарета...
Можно, наверное, сказать, что специфика христианской бхакти выражается через решительность и радикальность этической позиции, не уходящей даже после полного отрицания старых культовых форм и образов. По сути миссия Иисуса была
точной и рискованной провокацией, после которой человечеству осталось либо поумнеть, перейти на более высокий уровень сознания (неизбежно подразумевающий и радикальное изменение социальных отношений), либо погибнуть в какой-нибудь им же и спровоцированной катастрофе. Ни один из восточных идамов (образов принимаемых адептом для личного контакта с высшими формами сознания) несмотря на порою устрашающую форму на такой решительный шаг сподвигнуть своих почитателей не смог.
И всё же бхакти остаётся высшей любовью, не взирая на различия формы и проявления. Необусловленное сознание открывается индивидуальному человеческому как милосердное и сострадательное. Оно не ограничено формами которые неутомимо лепит людская фантазия, его не сковывают людские предрассудки и представления о "реальном" и "правильном". Мне трудно представить, что Мировой Логос, Сын Божий будет безучастно взирать на духовные устремления какого-нибудь малайца потому, что тот, мол, имя неправильное произносит и образы не те в воображении держит. Вот, дескать, доберуться до его местности христианские миссионеры, тогда шанец милосердие проявить и появится, с поправкой на обычные для этих миссионеров косноязычие и религиозное чванство...
Всякое действие рождает противодействие. Как христианские миссионеры нарочито и старательно пытаются обратить в свою веру жителей отдалённых мест, так и в странах где традиционно господствовало христианство появляются различные восточные миссии. Религии, миссионерский запал которых, казалось бы, потух многие века назад, спровоцированные западной религиозной пропагандой оживляются, трясут стариной, небезуспешно ищут уязвимые места в учении настырного конкурента, заимствуют его методы и затем используют найденное для контратак на "территории противника". Будет ли результатом этого взаимодействия тотальный раскол по сектантским "критериям истины" (внедряемая ныне толерантность не надёжный компромисс, работающий лишь до первого масштабного кризиса), или благодаря таким не слишком жёстким пока что урокам человечество объединится пред лицом (или фактом Smile ) Непознаваемого в смирении рассудка и понимании равностности - знает Бог.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Акинари
Гость





СообщениеДобавлено: Чт Янв 28, 2010 2:45 am   

К теме. Цитата из книги Сарвепалли Радхакришнана «Индийская философия»:

Цитата:
БХАКТИ-МАРГА

Бхакти-марга, или путь преданности богу, говорит о законах правильной деятельности эмоциональной стороны человека. Бхакти — это эмоциональная приверженность в отличие от знания или действия. Посредством бхакти мы отдаем наши эмоциональные потенции служению божеству. Эмоция является выражением живой связи между индивидами и наполняется религиозным чувством, когда она связывает бога с человеком. Если мы не любим и не поклоняемся, мы оказываемся в плену своего собственного эгоизма. Правильно направленный путь бхакти ведет нас к постижению бога. Он открыт всем, слабому и обездоленному, необразованному и пребывающему в неведении, и это вместе с тем самый легкий путь. Любить не так трудно, как упражнять свою волю в целях приближения к божеству, вести аскетический образ жизни или усиленно мыслить. Этот путь так же доступен, как всякий другой, и про него иногда даже говорится, что он более велик, чем другие, так как он сам дает результат, в то время как другие пути являются лишь средствами к иной цели.

Происхождение бхакти-марги скрыто в тумане глубокой древности. На автора Гиты оказали влияние теория упасаны упанишад и путь благочестия бхагаватов. Он стремится развить ряд идей, принадлежащих религии эпохи упанишад, поскольку сами упанишады не смогли свободно и ясно выразить эти идеи. Абсолют в Гите — это «познание познающего, сияние сияющего», первый из богов и людей, предводитель риши, и смерть, которая уносит всех. Считая, что созерцание непроявленного абсолюта ведет к цели, Кришна подчеркивает трудность этого процесса. Созерцание не дает смертному человеку точки опоры для приближения к абсолюту. Любовь, которую мы испытываем к какому-либо объекту, включает в себя известный элемент обособленности, отделения нас от объекта. Как бы тесно ни соединяла любовь, остается различие между любящим и любимым. Мы могли бы удовлетвориться дуализмом, как это делает наша мысль; но неправильно изображать монизм, преодолевающий дуализм, как нисхождение на более низкую ступень. Преданность высшему существу возможна только при наличии персонифицированного бога, конкретного индивида, преисполненного блаженства и красоты. Мы не можем любить тень наших мыслей. Персонифицированность предполагает возможность связи, общения и взаимного чувства. Личность нуждается в личном избавителе. Таким образом, бог, с которым сливается любящее сердце, это не бог, открывающийся в плоти, и вместе с тем не такой бог, который почивает в чистой абстракции, в то время как измученные страданием сердца взывают к нему о помощи.. Он есть любовь. Тот, кто отдает всего себя богу и склоняется у его ног, находит открытыми для себя врата духа. Голос бога возвещает: «Я обещаю, что тот, кто любит меня, не погибнет».

Бога связывает с миром не суровый закон возмездия. Последствия прошлых деяний могут быть уничтожены посредством преданности богу. Это не означает, что закон кармы перестает действовать, так как он требует, чтобы даже за преданность богу человек получал вознаграждение. Кришна говорит: «Если даже человек дурного поведения обратится ко мне только с полной любовью, его нужно считать святым», потому что он обратился к богу с твердой волей и стал поэтому праведной душой. Бог сам по себе не приемлет ни грехов, ни заслуг какого-либо человека. Однако он устанавливает такой порядок вещей, при котором не случается ничего, что не порождало бы следствий. В некотором смысле верно то, что «бог принимает все жертвоприношения и эпитимии, на которые обрекают себя верующие». Именно исходя из этого мы могли бы примирить кажущиеся противоречивыми взгляды, которые выражены в некоторых местах Гиты, такие как: «никто не ненавистен мне и никто не дорог мне» и «те, кто поклоняются, дороги мне». Человек является объектом постоянной заботы бога.

Природа любви к богу, или бхакти, так же неописуема, «как вкусовые ощущения немого человека». Однако можно установить существенные черты этой эмоциональной приверженности. Это прежде всего поклонение тому, что рассматривается как абсолютно совершенное. Поскольку объект является совершенством, ничто иное не может быть мыслимо как более великое. Нарада в своих сутрах проводит аналогию с человеческой любовью, где смертный индивид также выходит за рамки своих ощущений и устремляется к идеалу. Только идеал очень часто раскрывает свою действительную природу. Объект религиозного поклонения есть высшее существо, или Пурушоттама. Он есть просветитель душ, так же как и одухотворяющее начало мира. Бог не должен отождествляться с различными элементами, которые только кажутся принадлежащими к первичной реальности на низшей ступени познания, он не является также и богом жертвоприношений, как его представляют себе мимансаки. Его нельзя смешивать со всякими личными действиями, которые ум человека приписывает силам природы. Он не является и пурушей, как это думают последователи системы санкхья, Он есть все это и вместе с тем больше всего этого. Автор Гиты особенно подчеркивает, что бог живет в каждом индивиде. Ведь если бог совершенно чужд индивидуальному сознанию, то он не может быть объектом поклонения; если он абсолютно тождественен индивиду, тогда почитание его также невозможно. Он является частично тем же, что и индивид, частично отличным от него. Он есть божественный владыка, соединенный с пракрити, или Лакшми, в чьих руках находится сокровищница всех желаемых вещей. Перспектива слияния с ним — это предвкушение восторга. «Сосредоточь свой ум на мне, пусть в меня проникнет твой интеллект, отныне живи покойно со мной одним». Всякая иная любовь есть лишь несовершенное проявление этой высшей любви. Мы любим другие вещи за то вечное, что присутствует в них. Преданный богу человек обладает полным смирением. В присутствии идеала он чувствует, что он — ничто, и такое уничижение своего я есть необходимая предпосылка истинной религиозной преданности. Бог любит кротость. Индивид чувствует себя неполноценным вне бога. Его набожность выражается или как любовь к богу (прити) или как страдание, обусловленное отсутствием бога (вираха). Яне может не отбросить себя, как никчемный сор, когда оно открывает высшую ценность объекта своей привязанности. Набожный человек целиком отдает себя на милость бога. Единственный путь — это полное подчинение. «Сосредоточь свой разум на мне, будь преданным мне, подчинись мне; так ты придешь ко мне. Я клянусь тебе, что ты дорог мне. Покинув все дхармы, иди ко мне, я один твое прибежище; не печалься, я освобожу тебя от всех грехов». Бог требует полной преданности и обещает нам, что он примет наши знания и наши заблуждения, отбросит всякого рода несовершенства и преобразит все в свое бесконечное сияние и чистоту всеобщего блага. Далее, имеется постоянное стремление служить идеалу. Набожный человек «взирает только на объект своего поклонения, говорит только о нем и думает только о нем». Что бы он ни делал, он делает во славу бога. Его деяние абсолютно бескорыстно, так как он безразличен к его результатам. Это — полное посвящение себя трансцендентному. Стремление верующего к идеалу не есть проявление слепой силы чувства. Это добровольное посвящение себя богу, в котором чувство уступает место жизни. Бог становится преобладающей страстью души. Верующий достигает своей цели, становится бессмертным и находит удовлетворение в самом себе. Он ничего не желает, ни о чем не грустит, он преисполнен радости и покоя, в его душе восторг. Бхакти, или истинной приверженностью к богу, согласно Гите, является вера в бога, любовь к нему, преданность ему и слияние с ним. Вознаграждение в самом этом пути.

Истинная бхакти прежде всего требует шраддхи, или веры. Существование высшей реальности предполагается или принимается на веру, пока она сама не откроется сознанию верующего. Поскольку вера есть существенный элемент, боги, которым люди поклоняются, являются терпимыми. Ввиду бесконечного разнообразия привычек и склада ума людей индивиду предоставлена свобода мысли и поклонения тому или иному божеству. Лучше какая угодно любовь, чем отсутствие любви, ибо если мы не любим, мы замыкаемся в себе. Само бесконечное присутствует в человеческой душе в разнообразных аспектах. Низшие боги суть формы или аспекты высшего бога. Аватары бога, согласно Гите, стоят ниже Пурушоттамы; Брахма, Вишну и Шива, если только они не являются наименованиями высшего бога, действующего как творец, хранитель и разрушитель, также находятся в подчиненном положении по отношению к Пурушоттаме. Гита принимает почитание ведийских богов. Из чувства сострадания Гита предоставляет право на существование и множеству почитаемых кшудра дэватов, или низших божеств. Поскольку почитание связано с преданностью, оно очищает сердце и подготавливает разум для высшего сознания.

Хотя философское обоснование религиозной терпимости не получило своей разработки, оно подразумевается. Человек есть то, что он мыслит. Во что бы он ни верил, он достигнет этого. Мир — это целенаправленный моральный порядок, где индивид достигает того, к чему он стремится. «Те, кто дают обет богам, идут к богам, те, кто обращают свои молитвы к предкам, идут к ним». «Какую бы форму почитания ни избрал себе почитающий, в этой форме я укреплю его веру. Овладев этой верой, он стремится умилостивить свое божество, и блага, полученные от этого божества в воздаяние, на самом деле исходят от меня». Рамануджа замечает: «От Брахмы до тростинки все вещи, существующие в мире, подчинены рождению и смерти, вызываемым кармой, и поэтому они не могут быть объектами созерцания». Один только истинный бог, Пурушоттама, может служить объектом поклонения. Низшие формы — это средства для достижения его. В главе X нас призывают сосредоточить наш ум на отдельных объектах и личностях, в высшей степени проявивших мощь и величие. Это называется пратика упасана. В главе XI вся Вселенная принимает форму бога. В главе XII нам раскрывается бог, который правит всем. Только наивысшее существо может дать нам освобождение. Те, кто верят в иное, достигают конечных целей, в то время как почитатели высшего существа достигают бесконечного блаженства.

Бхакти может принимать различные формы, такие как созерцание мощи бога, его мудрости и доброты, постоянное воспоминание о нем с душой, исполненной благоговения, беседа о его достоинствах с другими людьми, восхваление его совместно с единоверцами и совершение всех деяний во имя его. Здесь нельзя установить каких-либо твердых правил. Посредством этих различных действий человеческая душа приближается к божеству. Выработаны различные символы и методы поведения, чтобы направить ум человека к богу. Абсолютная преданность богу невозможна, пока мы не избавимся от привязанности к чувственным объектам. Поэтому иногда принимается йога. Это побуждение может принять форму поклонения, может, идя от внешнего почитания к постоянному воспоминанию о нем, освободить нас от жизненных забот, мешающих сосредоточению. Иногда Гита призывает нас мыслить о боге, исключая все другие объекты. Это негативный метод. От нас требует также рассматривать весь мир как высшее проявление бога. Мы должны познать бога в природе и в себе и вести себя таким образом, чтобы сделать наше поведение проявлением божественного в человеке. Высшая преданность богу и полное самоотречение, или бхакти и прапатти, — это различные стороны одного и того же пути. Гита признает, что единый всеобъемлющий бог может быть почитаем и его можно достигнуть посредством любого из его аспектов. Этот дух терпимости сделал индуизм синтезом различных видов богопочитания и религиозной практики, объединяющей многие культы и верования, системой мышления или духовной культурой, основанной на признании того факта, что единая истина имеет много различных сторон.

По достижении наивысшей преданности богу мы уже обладаем чувством уверенности в нашем знании объекта. Опыт является достоверным по своему характеру. Он является своим собственным доказательством, сваям праманам. Логические дискуссии бесполезны. Истинные почитатели бога не утомляют себя напрасными спорами о нем. Это — высшая ступень бхакти, дальше которой идти некуда. Эта преданность богу является постоянной, нирантара, и ничем не обусловленной, нирхетука. Мало найдется людей, которые пожелают служить богу без всяких оснований и условий. Гита лишена недостатка религий, основанных на эмоциях, которые во имя любви отрицают знание и волю. Все верующие дороги богу, и он, обладатель мудрости, является для них самым дорогим. Другие три категории верующих — страдающие, стремящиеся к знанию и эгоистичные — могут иметь свои ограниченные цели, но они перестают любить бога, когда их желания удовлетворены, в то время как видящий истину всегда почитает его в чистоте своей души. Бхакти, или пылкая любовь к богу, становится тогда пламенем, сжигающим и уничтожающим все границы индивидуальности. Человеку открывается видение истины. Без духовной истины, без этого сдерживающего начала, религия Гиты могла бы выродиться в эмоционализм и сама преданность богу могла бы превратиться в простой хаос чувств.

То, что начинается как тихая молитва и стремление созерцать объект любви, оканчивается непреодолимым восторгом любви и радости. Почитатель сливается с бытием бога. Он ощущает значение истины единства бога во вселенной. «Vāsudevah sarvam iti». Он бежит от одиночества жизни и незначительности мира, где он был только ограниченным индивидом, туда, где он станет инструментом великого духа. Выдающийся человек есть лишь частичное выражение этого духа. Подлинная сущность каждого индивида — это вечный дух, раскрывающий себя во времени и пространстве. Знание и преданность богу становятся взаимозависимыми. Истинная преданность богу проявляется в бескорыстном поведении. Набожный человек поглощен всеохватывающей благодетельной любовью, которая не ищет за свою щедрость никакого вознаграждения. Она подобна божественной любви, порождающей вселенную, которую она поддерживает и возводит до своего уровня. В человеке действует уже не преданная богу личность, а мощь духа в своей божественной свободе. Абсолютным самоотречением и посвящением всех своих деяний богу характеризуется поведение истинно преданного богу человека. Он, таким образом, обладает сущностью высшей философии, так же как и энергией совершенной личности. Хотя мы повсюду сталкиваемся со страстными душами, которые не заботятся о мирских делах, однако идеалом набожного человека в Гите является такой человек, в котором любовь зажжена знанием и в котором пламя этой любви вырывается наружу в горячем желании пострадать за человечество. Тилак приводит одну шлоку из Вишну-пураны, которая гласит: «Те, которые отказываются от выполнения своих обязанностей и сидят, произнося "Кришна, Кришна", на самом деле враги бога и грешники. Даже сам бог рождается в мире для торжества справедливости».

Очевидно, что для каждого, кто настаивает на том, что преданность богу есть истинная природа духовной жизни, цель не в погружении в вечный, безличный абсолют, а в соединении с Пурушоттамой. Гита, однако, утверждает, что ниргуна бхакти, или преданность бескачественному, выше всякой другой преданности. Тогда абсолют становится наивысшей и окончательной категорией. Когда приверженность к богу доходит до совершенства, тогда индивид и его бог сливаются в едином духовном экстазе и раскрываются как аспекты единой жизни. Абсолютный монизм является, таким образом, завершением дуализма, от которого отправляется религиозное сознание.

К началу темы
  Ответить с цитатой                
Лис



Зарегистрирован: 21.11.2008
Сообщения: 1979

СообщениеДобавлено: Пт Янв 29, 2010 1:49 pm   

Рауха, спасибо! Замечательно написал! У меня нет слов.

Отвечу стихом.

Мария Магдалина

У людей пред праздником уборка.
В стороне от этой толчеи
Обмываю миром из ведерка
Я стопы пречистые твои.

Шарю и не нахожу сандалий.
Ничего не вижу из-за слез.
На глаза мне пеленой упали
Пряди распустившихся волос.

Ноги я твои в подол уперла,
Их слезами облила, Исус,
Ниткой бус их обмотала с горла,
В волосы зарыла, как в бурнус.

Будущее вижу так подробно,
Словно ты его остановил.
Я сейчас предсказывать способна
Вещим ясновиденьем сивилл.

Завтра упадет завеса в храме,
Мы в кружок собьемся в стороне,
И земля качнется под ногами,
Может быть, из жалости ко мне.

Перестроятся ряды конвоя,
И начнется всадников разъезд.
Словно в бурю смерч, над головою
Будет к небу рваться этот крест.

Брошусь на землю у ног распятья,
Обомру и закушу уста.
Слишком многим руки для объятья
Ты раскинешь по концам креста.

Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жизней в мире?
Столько поселений, рек и рощ?

Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до Воскресенья дорасту.

***

Думаю, никто не рассердится, что убрал, по причине оффтопа.


_________________
и делов - то
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype-имя
Gulchitay



Зарегистрирован: 10.09.2008
Сообщения: 326

СообщениеДобавлено: Вс Янв 31, 2010 6:51 pm   

Рауха писал(а):
Вся тяжёлая и путаная история христианской церкви во всех её многочисленных разветвлениях может быть представлена как не бросающаяся в глаза борьба агапэ-бхакти с инерцией массового сознания тяготеющего к ползучему прагматизму, культовому формализму, недалёкому законничеству.

да, тяжелая это борьба, и такое впечатление, что для сил человеческих достаточно бесперспертивная, к счастью, не ими одними...

Рауха писал(а):
миссия Иисуса была точной и рискованной провокацией, после которой человечеству осталось либо поумнеть, перейти на более высокий уровень сознания (неизбежно подразумевающий и радикальное изменение социальных отношений), либо погибнуть в какой-нибудь им же и спровоцированной катастрофе

и человечество поумнело? в чем это выражается?
я, собственно, с этим согласна, только "противовесы" такие тяжелые, что хотелось бы поконкретнее сформулировать

Лис, очень понравился стих!
Лис писал(а):
Думаю, никто не рассердится, что убрал, по причине оффтопа.

Не рассердится, думаю, но я запомнила - спасибо )

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Вс Янв 31, 2010 7:13 pm   

Gulchitay писал(а):
и человечество поумнело? в чем это выражается?

"Кристализация эго" принимает массовый характер. Кризис недалёк. Гуманистическая идеология, сам шанс массового внедрения которой был бы сомнителен без этой провокации показывает свою явную недостаточность...

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Уляшов



Зарегистрирован: 28.01.2008
Сообщения: 950
Откуда: г. Сыктывкар

СообщениеДобавлено: Пн Фев 01, 2010 12:24 am   

Рауха писал(а):
"Кристализация эго" принимает массовый характер.

Это моделируется на форуме ВС в виде оформления "философии воли".

Рауха писал(а):
Кризис недалёк. Гуманистическая идеология, сам шанс массового внедрения которой был бы сомнителен без этой провокации показывает свою явную недостаточность...

Рецепт противостояния "коллективному эйцехоре" ищется, надо думать, не только на форуме ВС. Но здесь тоже.

Рауха писал(а):
показывает свою явную недостаточность...

Пока да. Задача сложна.


_________________
Чистые сердцем Бога узрят
(холотропически проинтегрируются).
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сан Саныч



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 2557

СообщениеДобавлено: Пн Фев 01, 2010 11:55 pm   

Ирвин Ялом писал в своем романе «Когда Ницше плакал», что если ты становишься на путь познания добра и зла, тебе придется отказаться от веры. По моему в тему.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Вт Фев 02, 2010 12:00 am   

Сан Саныч писал(а):
По моему в тему.

Скорее в эту только. Smile

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Alta



Зарегистрирован: 29.09.2008
Сообщения: 2518

СообщениеДобавлено: Ср Фев 10, 2010 8:34 pm   

Спасибо, Лис, я и забыла совсем...кстати вот кто-то хорошую подборку на эту тему сделал: http://www.invictory.org/lib/2004/05/pasternak.html

Жалко что тема уходит, но с другой стороны как вести интеллектуально-аналитический разговор на тему о эмоциональных практиках?! Что тут вообще скажешь, кроме цитат?
Что мне бросается в глаза в христианстве (и значительно меньше проявлено в индуистской традиции) - это обратное подчеркивание что Бог любит тебя (практикующего). Все эти "Jesus loves you"... Пытаюсь понять, почему это вообще важно? Я ("практикующий) же работаю над СВОИМ отношением, так что "взаимность" тут пренебрежима, нет? Зачем на нее медитировать?


_________________
А Баба-Яга против!
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ахтырский



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 6989

СообщениеДобавлено: Вс Фев 14, 2010 12:40 am   

Alta писал(а):
Я ("практикующий) же работаю над СВОИМ отношением, так что "взаимность" тут пренебрежима, нет? Зачем на нее медитировать?

Образ безразличного божества, лишь снисходительно внимающего смертным, а то и не знающего об их существовании, или налагающего лишь ответственность и карающего за невыполнение приказов - калечит психику и легитимирует тиранические социальные практики.

Добавлено спустя 2 минуты 28 секунд:

И никакого "своего" отношения нет, отсутствие "взаимности" означает разделенность, двойственность. Вместо "ты" появлется "он/она/оно".


_________________
War is Over
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Антон Москалёв



Зарегистрирован: 13.09.2007
Сообщения: 1056
Откуда: Россия, Москва

СообщениеДобавлено: Вс Фев 14, 2010 12:52 pm   

А Ватьсьяяна то-же практиковал Бхакти-йогу?

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Вс Фев 14, 2010 4:39 pm   

Это скорее хатха.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Уляшов



Зарегистрирован: 28.01.2008
Сообщения: 950
Откуда: г. Сыктывкар

СообщениеДобавлено: Пн Фев 15, 2010 3:30 pm   

Alta писал(а):
Что мне бросается в глаза в христианстве (и значительно меньше проявлено в индуистской традиции) - это обратное подчеркивание что Бог любит тебя (практикующего). Все эти "Jesus loves you"... Пытаюсь понять, почему это вообще важно? Я ("практикующий) же работаю над СВОИМ отношением, так что "взаимность" тут пренебрежима, нет? Зачем на нее медитировать?

Вот точка зрения технократа.
Любая система транслирует на свои подсистемы надсистемный импульс, который их объединяет и организует, собственно, в систему. Организм человека, например, обволакивает свои клетки аурой биополя и тепла (36,6 градусов), создавая им комфортные условия для жизнедеятельности (в составе организма).
Вселенная как НЭС (негэнтропийная система космического масштаба) тоже постоянно транслирует своим подсистемам (людям) надсистемный импульс, который можно интерпретировать как «любовь Бога», «зов Всевышнего» (антропоморфизация при этом не есть помеха), метамотив к творчеству и холотропической интеграции (самоидентификации с монадой), и т.д., и т.п.
Важно, что она есть, «любовь Бога», и она зовёт
И на неё можно медитировать, смещая точку сборки (восходящий поток «сознание – Высшее Я») из зоны самсарных эгрегоров на «окна» трансляции надсистемного импульса

И в этом – техническая суть бхакти-йоги, да и христианства в целом тоже:
Уверовать (пока нет опыта), довериться, открыть своё сердце (для принятия милости Божьей), дать этой Силе (Высшей) свершить «преображение личности» (трансмодуляцию психики), с «благодатной помощью свыше» освобождающей от самсарных клише…
Не нужно бороться с пороками, нужно развивать добродетели, тогда пороки исчезают сами.
Иначе говоря: не нужно бороться с ман-штампами («матрицами восприятия») и негативными ДУС-СКО, нужно развивать позитивные (аутентичные Высшему Я), тогда «ложное Эго» растворится само…
Это если сердце открыто для принятия благодатной помощи свыше (любви Божьей, надсистемного импульса Вселенной как НЭС).
Ну а коли оно закрыто в самодовольной гордыне Эго-сознания, мнящего себя высшим достижением эволюции, тогда, конечно, удел его – подпитывать самсарные эгрегоры психическими эманациями борьбы за выживание и беготни за успехом.
Блаженны нищие духом.

Напомню: это точка зрения технократа, для которого Вселенная – суперкомп с определенными «общесистемными закономерностями» взаимодействия элементов, а в основе убеждений – знания и опыт, который (холотропический опыт медитаций) на каком-то этапе начинает подтверждать правоту христианства, бхакти-йоги, дзен-буддизма, даосизма, тантраяны и т.д., и т.п.


_________________
Чистые сердцем Бога узрят
(холотропически проинтегрируются).
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Alta



Зарегистрирован: 29.09.2008
Сообщения: 2518

СообщениеДобавлено: Пн Мар 01, 2010 10:13 pm   

Шри Шри Рави Шанкар писал(а):
Подлинная близость… Когда бутон раскрывается он становится цветком. Когда раскрывается сердце, оно становится божественным. Цветок не может раскрыться. Раскрывается только бутон. Он раскрывается - и это хорошо. То, о чем вы думали, что это любовь, не было любовью. У настоящей любви не бывает разбитого сердца. Разбитое сердце - это неудовлетворенные требования, несбывшиеся ожидания, рухнувшие надежды.

Как может разбиться любовь? Любовь не может разбиться. Разве может разбиться вода? Вода - текуча. Любовь - текуча. Тому, что течет, не свойственна хрупкость. Хрупким может быть только нечто застывшее. Вот что может разбиться.
****
В подлинной близости вы никогда не станете искать ответного чувства. Это безответный феномен. Это и есть близость. Если близость нуждается в ответе, то она становится бизнесом. Не ищите ответа. Любите, будьте глыбой любви. Сидите, разговаривайте, ходите, делайте все, что хотите. Это есть свобода.

www.liveinternet.ru/users/1512204/post120667239

Кстати еще интересно: Шри Шри Рави Шанкар вон вещает, что "У настоящей любви не бывает разбитого сердца," а многие учителя наоборот посвящают много хороших слов духовному опыту происходящему от "разбитого сердца". Понятно, что на самом деле противоречие только кажущееся. Wink

Добавлено спустя 15 минут 14 секунд:

***
Шри Шри Рави Шанкар писал(а):
Бросьте думать: «Я хочу быть более любящим». Именно это желание становится тонким препятствием, которое мешает вам быть любящим. Вы уже любящий сейчас, у вас достаточно любви. Когда у вас есть благодарность, когда вы чувствуете эту благодарность, в ее потоке смывается всё ненужное. Нет проблем, нет страха. Если вы чувствуете страх, прочувствуйте это ощущение - что происходит? Пришли какие-то эмоции - понаблюдайте, какие это эмоции. Вы увидите, что эмоции становятся любовью. Эти же эмоции, когда за ними наблюдаешь, становятся любовью. Впитайте это знание.


_________________
А Баба-Яга против!
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
KBH



Зарегистрирован: 15.04.2008
Сообщения: 238
Откуда: Наверно упал с Луны, но очевидцы утверждают, что не ближе, чем с Альфы Центавра...

СообщениеДобавлено: Пт Мар 12, 2010 12:54 pm   

"Библия учит любить ближнего своего, а Камасутра объясняет, как именно"... (L)


_________________
Но я вижу, как тучи режет солнечный луч... (copyLeft)
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лис



Зарегистрирован: 21.11.2008
Сообщения: 1979

СообщениеДобавлено: Сб Сен 04, 2010 6:52 am   

Возлюбите своего Неведомого Бога. Не важно, апофатического или катафатического. Главное ~ возлюбить. Всею крепостью, вею душою и сердцем да и разумением. Правда, сердце и душу я бы по~ своему интерпретировал.

Добавлено спустя 2 минуты 40 секунд:

Мне кажется, что сердце это такая чаша, в которую налита душа.

Добавлено спустя 2 минуты 8 секунд:

Или раскрывшийся бутон цветка, в который опала утром роса.

Добавлено спустя 2 часа 47 минут 38 секунд:

Хотел сказать без повеелителььного наклонения слово " возлюбите". В неопределённой форме/ возлить. Но так песня в голове крутилась. Одно из самых класных вещей по этой теме: 18 глава Бхагават\Гиты.


_________________
и делов - то
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype-имя
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Сб Сен 04, 2010 11:10 am   

Любовь - это до краёв заполненная бесконечность бесконечностей.
Любовь - безупречная полнота восприятия. Любовь - хитроватый взгляд исподлобья. Любовь - скрип надломленной ветки.
Можно считать всё это точным определением. Настолько же неточным, как и всё что угодно. Smile

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
KBH



Зарегистрирован: 15.04.2008
Сообщения: 238
Откуда: Наверно упал с Луны, но очевидцы утверждают, что не ближе, чем с Альфы Центавра...

СообщениеДобавлено: Пн Сен 13, 2010 9:41 pm   

Рауха писал(а):
Любовь - хитроватый взгляд исподлобья.

Это примерно как на твоей аватарке? Wink


_________________
Но я вижу, как тучи режет солнечный луч... (copyLeft)
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Пн Сен 13, 2010 9:49 pm   

KBH писал(а):
Это примерно как на твоей аватарке? Wink

На аватарке не "исподлобья", а "искоса". Нет. Laughing

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Религии, духовные традиции, философия Часовой пояс: GMT + 3
 
Всё на одной странице

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий