Святые заступники: Брахма Нарада, Архангел Гавриил Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011)

Три вещи не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и упущенная возможность.
(Арабская пословица)

 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Святые заступники: Бодхисаттва Гуаньинь, ангел

Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.

Что такое гештальт-психология и гештальт-психотерапия
 
 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Психология
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Angelinna



Зарегистрирован: 07.01.2009
Сообщения: 81
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: Вс Апр 18, 2010 9:58 pm    Что такое гештальт-психология и гештальт-психотерапия

Гештальт и бихевиоризм зародились одновременно, но их различие, прежде всего в отношении к проблеме сознания.
Бихевиористы автоматически устраняли сознание из научных объяс-нений поведения. Гештальтисты же видели главную задачу в том, чтобы дать новое объяснение фактам сознания как единственной психической ре-альности.
И бихевиористы, и гештальтисты надеялись создать новую психологию, Но для бихевиористов моделью служила биология, для гештальтистов – физика.
Процесс психического развития человека, с точки зрения гештальт-психологии, делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. В процессе развития обучение может опережать созревание, а может отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости.
Кофка, например, исследовал развитие восприятия у детей. У ребенка имеется набор смутных образов внешнего мира. В процессе жизни образы дифференцируются и становятся более точными. У новорожденных детей есть смутный образ человека, в гештальт которого входят и голос, и лицо, и волосы, и характерные движения. Маленький ребенок двух месяцев мо-жет не узнать близкого взрослого, если он поменяет прическу или сменит привычную одежду. Но уже к концу первого полугодия этот образ дробится: выделяются как отдельные гештальты глаза, рот, волосы, появляются и образы голоса, тела. Развивается и восприятие цвета. Вначале дети воспринимают окружающее как окрашенное или неокрашенное, при этом неокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное – как фигура. Постепенно окрашенное делится на теплое и холодное, и в окружающем дети выделяют уже несколько наборов "фигура-фон". Единый прежде гештальт превращается в несколько, уже более точно отражающих цвет. Со временем и эти образы дробятся: в теплом выделяются желтый и красный, а в холодном – зеленый и синий. И так пока ребе нок не начинает правильно воспринимать все цвета. Так Кофка сформулировал один из законов восприятия - "трансдукция": дети воспринимают не сами цвета, но их отношения.
Такой же переход от схватывания общей ситуации к ее дифференциации происходит и в интеллектуальном развитии. Гештальт-психолог В.Келер считал, что обучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации. Келер называл этот процесс "переструктурированием гештальта" и считал, что он происходит мгновенно и не зависит от прошлого опыта субъекта. Келер дал ему название "инсайт", т.е. озарение.
К подобным же выводам о роли "инсайта" в переструктурировании прежних образов пришел и М.Вертгеймер, который исследовал процесс творческого мышления у детей и взрослых.
Исходя из общего положения гештальтистов, что подлинное мышление является "инсайтным", а инсайт предполагает схватывание целого (например, принципа решения проблемы), Вертгеймер выступил против традиционной практики обучения в школе.
В ее основе лежала одна из двух концепций мышления – либо ассоцианистская (обучение строится на упрочении связей между элемента ми), либо формально-логическая. Обе препятствуют развитию творческого мышления. Вертгеймер доказывал, что творческое мышление зависит от схемы, в виде которой представляется условие задачи или проблемной ситуации. От адекватности схемы зависит правильность решения, хорошая схема дает возможность посмотреть на нее с разных точек зрения, т.е. позволяет создать из элементов, которые входят в ситуацию, разные гештальты. Чем больше различных значений получат предметы, включенные в эти образы, тем более высокий уровень творчества продемонстрирует ребенок. Поскольку такое переструктурирование легче производить на образном (а не на вербальном) материале, то неудивительно, что Вертгеймер пришел к выводу: ранний переход к логическому мышлению мешает развитию творчества у детей. Упражнение убивает творческое мышление, так как при повторении происходит фиксация одного и того же образа и ребенок привыкает рассматривать вещи только в одной позиции.
Теория немецкого психолога К.Левина (1890-1947) сложилась под влиянием успехов точных наук – физики, математики (открытия в физике поля). Получив приглашение преподавать психологию в Берлинском университете, он сближается с Коффкой, Келером и Вертгеймером.
Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название "теория психологического поля". Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности.
Принцип разрядки мотивационного напряжения объединял многие психологические школы. Он лежал в основе и бихевиористской концепции, и психоанализа Фрейда.
Левиновский подход отличало два момента. Во-первых, он перешел от представления, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе "организм-среда". Индивид и его окружение есть неразделенное целое. Во-вторых, Левин полагал, что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми (например, экспериментатором, который предлагает индивиду выполнить задание). Тем самым за мотивацией признавался психологический статус. Она не сводилась более к биологическим потребностям, удовлетворив которые организм исчерпывает свой мотивационный потенциал.
Левин показал необходимость не только целостно го, но и адекватного понимания себя человеком. Открытие им таких понятий, как уровень притязаний и "аффект неадекватности", который проявляется при попытках доказать человеку неправильность его представлений о себе, сыграло огромную роль в психологии личности, в понимании причин отклоняющегося поведения. Левин подчеркивал, что отрицательное влияние на поведение имеет и завышенный, и заниженный уровень притязаний, так как и в том, и в другом случае нарушается возможность установления устойчивого равновесия со средой.
Открытие временней перспективы и уровня притязаний во многом сближает Левина с Адлером (гуманистическая психология), который также пришли к мысли о важности сохранения целостной личности, о необходимости осознания человеком структуры своей личности. Сходство этих концепций, к которым пришли ученые разных школ и направлений, говорит об актуальности данной проблемы, – о том, что, осознав влияние бессознательного на поведение, человечество приходит к мысли о необходимости провести границу между человеком и другими живыми существами, понять не только причины его агрессивности, жестокости, вожделения (которые великолепно объяснил и психоанализ), но и основы его нравственности, доброты, культуры. Основная мысль гештальта: люди – целостные уникальные системы, каждый человек несет в себе свой внутренний мир.
Основное положение гештальтпсихологии гласит: явление как целое не есть просто сумма его частей. Это утверждение явно противоречит всему, что нам известно, например, из геометрии. Однако дело в том, что приверженцы гештальтпсихологии сравнивают поведение скорее с музыкой, чем с математикой. Вспомните свою любимую песню. Если бы вы воспринимали каждую ноту в отдельности, вы не смогли бы воспроизвести мелодию. Кроме того, можно все ноты поменять местами или сыграть ту же самую мелодию в другой тональности. Таким образом, первостепенное значение имеет взаимосвязь (или организация) нот.
В соответствие с этой концепции, человеческое поведение теряет свой смысл, будучи разбито на отдельные компоненты. Приверженцы гештальтпсихологии стараются убедить бихевиористов, что структурная организация поведения в целом играет более важную роль, чем отдельные поступки. Поэтому, с точки зрения приверженцев гештальтпсихологии, психология должна изучать ощущения человека, его восприятие и интуитивные процессы, что уже неизбежно относится к области сознания.
Гештальт терапия (не путать с гештальт-психологией) сформулирована главным образом Фрицем Перлзем, врачом, начинающим как психоаналитик, из Германии, эмигрировавшим в США в возрасте 53 лет. В первое время гештальт развивался медленно, начиная с 50-х годов, до переезда Ф.Перлза в Калифорнию. Там Гештальт стал известным во многом в связи с движением «хиппи», которое сотрясло в то время всю планету, в поисках новых гуманистических путей раскрывающих возможности и свободу человека. Гештальт оказался на перекрестке несколько течений европейских, американских и восточных философских взглядов: идеи феноменологии и экзистенциализма, психоанализа З.Фрейда, К.Хорни и Райха, психодрамы, дзен буддизма, одинаковый подход к феномену «эмоция» можно найти и у Шри Ауробиндо, это дает возможность терапевту для широкого творчества, ассимиляции всевозможных методов и методик.
Основные принципы гештальт-подхода в психотерапии звучат следующим образом:
1. Человек – есть целостная структура, все в нем взаимосвязано: эмоции, мысли, и поведение, тело и душа.
2. Человек живет не изолированно, он находится в определенной среде, и именно на границе контакта с этой средой происходит взаимообмен и взаимовлияние. Проблемы начинаются тогда, эти границы нарушаются в ту или иную сторону.
3. Описание «ЧТО» и «КАК» главенствует над объяснением «ПОЧЕ-МУ». Понимание возможно с помощью осознавания или обращения внимания на актуальный жизненный опыт в ситуации «здесь и теперь».
4. «Бутон – это совершенный бутон, а не несовершенная роза». Не нужно пытаться быть тем, кем ты не являешься.
5. Гештальт – это возможность для свободной, ответственной и осознанной жизни.
6. Гештальт обращен не только к людям, страдающим от физических, психосоматических или психических расстройств, но и к тем, кто испытывает трудности перед лицом экзистенциальных проблем (конфликт, разрыв отношений, одиночество, траур, депрессия, безработица, чувство неэффективности или бессилия).


_________________
Ангелина
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Психология Часовой пояс: GMT + 3
 
Всё на одной странице

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий