Святые заступники: Брахма Нарада, Архангел Гавриил Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011)

Три вещи не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и упущенная возможность.
(Арабская пословица)

 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Святые заступники: Бодхисаттва Гуаньинь, ангел

Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.

русская дворянская усадьба
 
 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Личное -> Персональные подфорумы -> Заповедник Ондатра
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Сб Июл 03, 2010 11:51 pm    русская дворянская усадьба

Сколько времени просуществовал этот феномен в России?
В той форме, к которой мы привыкли, она начала, по сути, складываться во второй половине 18 в. вместе с «вольностью дворянства». Уже в 1820-е гг. прошла первая волна разорений, многие усадьбы, включая вельможные резиденции, были проданы или заброшены. Отмена крепостного права подорвала корень существования множества других. Революции уничтожили явление как таковое.
Но, не вникая в проблему, почти невозможно представить насколько масштабным было его воздействие на природный, антропогенный, исторический, культурный ландшафт большей части Европейской России.
В своё время, занявшись историческим краеведением, я испытал настоящий шок, когда понял, что почти всё, что служило украшением ландшафта, формировало дружелюбную среду, было создано именно тогда: парки, рощи, пруды. Холмы, леса, луга, русла рек и заводи, не говоря уже про более-менее примечательные постройки, всё это несёт на себе отпечаток усадебной культуры. Массивы липы, дуба, клёна, боярышника, не говоря уже про вяз, ясень, лиственницу на огромных территориях это наследие усадебных парков. Совершенно иррационального с экономической точки зрения стремления держать десятки, сотни десятин земли просто для красоты. В степных районах тоже можно сказать про большинство древесных массивов среди голых полей. И практически НИЧЕГО подобного (кроме мелиорационных сооружений и лесополос) во времена СССР (а ведь был даже сталинский план «украшения природы»).
Как культурный феномен усадьбы создали в российской провинции целый мир, оказавшийся миражом. Несмотря на все усилия земств, встречи мира усадьбы и крестьянского «мира» не произошло, и столкновение оказалось гибельным для обоих…

подробнее
http://rozamira.ws/culturnoe-nasledie/70-akupunktura-podmoskovja
http://rozamira.ws/culturnoe-nasledie/99-akupunktura-podmoskovja2


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Вс Июл 04, 2010 12:12 am   

Ондатр писал(а):
что почти всё, что служило украшением ландшафта, формировало дружелюбную среду, было создано именно тогда: парки, рощи, пруды.

Как ни странно, но, думаю, этот феномен можно отнести к тенденции "охлаждния" (по Леви-Строссу), возвращению социальной системы в состояние гомеостаза, стабильности, стагнации. Состояние характеризующееся снижением социальной динамики и усилением вписанности в экологическую среду. Соц.системы сложившиеся в усадьбах были гораздо ближе к "естественному биологическому состоянию" для человеков чем крестьянские миры (как бы странно это не выглядело) и, видимо, представляли для вторых основной "консервирующий" фактор.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Вс Июл 04, 2010 9:06 am   

Едва ли. Речь идёт об активном воздействии на ландшафт, его усложнении.В противовес экстенсивной эксплуатации и в конечном счёте деградации.
На севере ту же роль успешно играл и крестьянский мир.


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Вс Июл 04, 2010 12:18 pm   

Ондатр писал(а):
Едва ли. Речь идёт об активном воздействии на ландшафт, его усложнении.

Вопрос - можно ли такое усложнение назвать однозначно позитивным с точки зрения экологии? Или всё-таки общая экологическое состояние улучшалось невзирая на излишние для экологии мероприятия? Скажем, для природы в данной местности хорош был бы смешанный лиственный лес, но за неимением лучшего и организованный помещиком парк с одними дубами да клёнами и небольшой берёзовой рощицей оказался кстати...
Ондатр писал(а):
В противовес экстенсивной эксплуатации и в конечном счёте деградации.

Вот-вот. Смотря что с чем сравнивать...
Ондатр писал(а):
На севере ту же роль успешно играл и крестьянский мир.

Что на севере (или в иных не простых для жизни местах) - не странно.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Вс Июл 04, 2010 12:38 pm   

Рауха писал(а):
Вопрос - можно ли такое усложнение назвать однозначно позитивным с точки зрения экологии?

С точки зрения экологии, наверно, лучше всего чтобы людей не было Smile .
А так усадебное строительство и хозяйствование развивалось в районах уже давно подвергающихся сильному давлению. Например в Подмосковье привычные нам смешанные леса это результат человеческого воздействия, это вторичный, третичный лес на месте неоднократно сведённого хвойного и хвойно-широколиственного. Создание парков и феодальные ограничения по эксплуатации лесов, распространение помещичьего лесоводства, во всяком случае, несомненно способствовало увеличению биоразнообразия.


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Вс Июл 04, 2010 2:57 pm   

Ондатр писал(а):
С точки зрения экологии, наверно, лучше всего чтобы людей не было Smile .

Едва ли всё так однозначно. Экологические катастрофы и без людей случаются, а "антропосферу" едва ли можно назвать окончательно сформировавшейся.
Ондатр писал(а):
Создание парков и феодальные ограничения по эксплуатации лесов, распространение помещичьего лесоводства, во всяком случае, несомненно способствовало увеличению биоразнообразия.

Скорее - его сохранению или даже только "торможению деградации".

Добавлено спустя 3 минуты 47 секунд:

Ондатр писал(а):
Например в Подмосковье привычные нам смешанные леса это результат человеческого воздействия, это вторичный, третичный лес на месте неоднократно сведённого хвойного и хвойно-широколиственного.

Первое такое тотальное сведение, видимо, где-то в середине 16-го столетия. Распространение поместного землевладения в 17-ом, наверно, можно назвать следствием. Think (надо подумать)

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
SilverCloud



Зарегистрирован: 10.09.2007
Сообщения: 4805

СообщениеДобавлено: Вс Июл 04, 2010 3:08 pm   

Ондатр писал(а):
сталинский план «украшения природы»

А не "покорения природы" часом?


_________________
forum.rozamira.ws: двойные стандарты как средство воспитания общечеловеков облагороженного образа
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Вс Июл 04, 2010 3:46 pm   

Рауха писал(а):
Скорее - его сохранению или даже только "торможению деградации".

Не считая парков.
SilverCloud писал(а):
Ондатр писал(а):сталинский план «украшения природы»

А не "покорения природы" часом?

Нет, такой план действительно существовал. В его рамках производились посадки деревьев (тополями можем насладится), вводились жёсткие санкции против вырубки в населённых пунктах и т.д.
Покорение это уже стратегия.

Рауха писал(а):
Первое такое тотальное сведение, видимо, где-то в середине 16-го столетия. Распространение поместного землевладения в 17-ом, наверно, можно назвать следствием.

С 13-14 вв. начинается новый расцвет подсечно-огневого земледелия, в 16 в. видимо лесные массивы и почвы были уже сильно деградированы. Вторая половина 16 в. - по сути социально-экологическая катастрофа с массовым исходом населения на новые земли - в степи и в Поволжье. Следствие - крепостное право.


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Вс Июл 04, 2010 8:11 pm   

Ондатр писал(а):
С 13-14 вв. начинается новый расцвет подсечно-огневого земледелия, в 16 в. видимо лесные массивы и почвы были уже сильно деградированы.

И заболочены.
Ондатр писал(а):
Вторая половина 16 в. - по сути социально-экологическая катастрофа с массовым исходом населения на новые земли - в степи и в Поволжье.

А потом - массовое кровопускание в Смуту.
Ондатр писал(а):
Следствие - крепостное право.

И подъём дворянства. "Отставание о Европы" лет на 800...

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Чт Окт 21, 2010 3:12 pm   

Подмосковные парки. Топ 10. )):
Архангельское
Васильевское
Горенки
Никольское-Гагарино
Обольяниново
Райки
Сенницы
Середниково
Суханово
Ярополец

+ самые "стихиальные" ))

Богородское
Болдино
Горки (Фруктовая)
Успенское
Федино


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Пн Сен 05, 2011 3:19 pm   

Ондатр писал(а):
Все эти усадьбы и сейчас закрыты для посещения.
Ондатр писал(а):
С точки зрения экологии, наверно, лучше всего чтобы людей не было
А что с понятием "экология" в отсутствие человека? Вообще - в отсутствие сознания?

Интересно, что представляют собой эти искусственные (объективно - как соревнование с Создателем, уж простите за ортодоксальный язык) клочки ландшафта, между прочим, не менее жизнеспособные, чем естественный ландшафт. Одни из лучших примеров со-творения, по-моему.

Что ж, слава парковому искусству.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Пн Сен 05, 2011 4:48 pm   

Мила писал(а):
А что с понятием "экология" в отсутствие человека? Вообще - в отсутствие сознания?

С понятием без человека может и будут проблемы ), а собственно экология проблематична только при отсутствии жизни.
В общем-то природа без труда забирает назад старые парки полностью лишённые ухода, и чтобы отличить такой участок от леса нужен очень намётанный глаз.

Добавлено спустя 12 минут 32 секунды:

Мила писал(а):
слава парковому искусству

Кстати , развиваясь параллельно с пейзажной живописью, они заметно обогащали друг друга. (и параллельно в этот процесс не раз вклинивалась литература))


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Пн Сен 05, 2011 9:51 pm   

"Без просвещения напрасны все старанья: скульптуры - кукольство, а живопись - маранье".
Я.Княжнин



"Бывало, всякое воскресение, от мая до августа, дорога Кусковская представляла улицу многолюдного города, и карета обскакивала карету. В садах гремела музыка, а в аллеях теснились люди, и венецианская гондола с разноцветными флагами разъезжала по тихим водам большого озера (так можно назвать обширный Кусковский пруд)".
Н.И.Карамзин


Дворец в Кускове. Северный фасад

"Человек действительно со вкусом, который живёт для того, чтобы жить... умеет располагать сад себе, чтобы он ему во все часы дня мог нравиться и быть приятным; но вкупе был бы так прост и натурален, чтоб казалось, что им ничего тут не сделано; он соединяет землю, воду, тени и холодки, ибо всё это соединяет и натура".
"Садовый словарь", XVIII в.


Кусково. Голландский домик

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 9:00 am   

Барочный парк-декорация и сам украшался картинами-обманками - нарисованными видами и перспективами. Отсюда кажется и началась русская пейзажная живопись).
Именно этот дух театральности очень точно словили мирискусники.

Добавлено спустя 43 минуты 34 секунды:

Все вот эти львы и сфинксы не были просто абстрактной парковой принадлежностью. Они были очень конкретными аллегорическими львами. все они населяли сцену бесконечного спектакля где герои странствовали между аллегорическими Олимпами, Аркадиями, Голландиями, Китаями, Египтами с их мифологическими обитателями и сами постоянно что-то символизировали.


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 11:14 am   

Ондатр писал(а):
Отсюда кажется и началась русская пейзажная живопись)
Пыталась начаться она, конечно, немного раньше...







Но с 17-18 веков начался прорыв в развитии живописи - у живописцев появились новые надёжные заказчики с новыми запросами.

Лицедейство, конечно, - не правда, но оно ближе к правде, чем твёрдо предписанная условность.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 11:20 am   

Мила писал(а):
Пыталась начаться она, конечно, немного раньше...

Это не попытка. Пейзаж появляется только тогда, когда именно он становится главным действующим лицом, а не примерно набросанным задником.

Добавлено спустя 1 минуту 11 секунд:

Ондатр писал(а):
между аллегорическими Олимпами, Аркадиями, Голландиями, Китаями, Египтами с их мифологическими обитателями

Если бы в них ещё верили, было бы почти странствие по андреевским затомисам Cool


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 11:25 am   

Ондатр писал(а):
герои странствовали между аллегорическими Олимпами, Аркадиями, Голландиями, Китаями, Египтами с их мифологическими обитателями и сами постоянно что-то символизировали.



Константин Сомов

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 11:26 am   

Ондатр писал(а):
Они были очень конкретными аллегорическими львами

Вообще всё было очень конкретно, как в Агитропе. если предполагалось, что в источнике должна бы обитать нимфа, то мраморная нимфа немедленно являлась собственной персоной. Зато среда её обитания была обозначена очень условно.
В этом отличие символизма барочного парка от символизма, например, китайского сада.

Добавлено спустя 6 минут 26 секунд:

Мила писал(а):
Лицедейство, конечно, - не правда

Оно не должно было быть правдой. Оно символизировало (аллегоризировало) должное. И даже не должное само по себе а аллегорию должного, в виде символического Олимпа где обитают боги и герои принесшие стране "всеобщее шастие и благоденствие".
И даже "старательный ребяческий разврат" был частью этого "олимпийского" образа жизни.


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 11:33 am   

Ондатр писал(а):
Пейзаж появляется только тогда, когда именно он становится главным действующим лицом, а не примерно набросанным задником.
Чистый жанр - это отлично, но жанр, если живой, и проявляется мизерными элементами, и мигрирует, протекает по разным жанровым смешениям. И портрет, и пейзаж, и натюрморт развивались из множества семян, из которых пекли другой хлеб.

Добавлено спустя 6 минут 9 секунд:

Ондатр писал(а):
Мила писал(а):
Лицедейство, конечно, - не правда

Оно не должно было быть правдой.
Ну, вы же поняли, Ондатр, что я написала это, говоря о толчках к развитию пейзажа в живописи)

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 11:41 am   

В случае России он не развился, а был заимствован как эйдос. Я думаю, это ключевой момент, когда становится возможной сама идея, что можно рисовать конкретно пейзаж.

Добавлено спустя 3 минуты 3 секунды:

Ондатр писал(а):
рисовать конкретно пейзаж

И это был конкретно усадебный пейзаж )


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 11:45 am   

Ондатр писал(а):
ключевой момент, когда становится возможной сама идея
Да, что интересно, утверждение идей происходит толчками, без плавности. Однажды открываются некие шлюзы, и то, что считалось невозможным или совсем не звучало, становится очевидным.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 6:33 pm   

Добавлено спустя 8 минут 30 секунд:

Ондатр писал(а):
И это был конкретно усадебный пейзаж )


Семён Щедрин (кон. 18 в.)






Добавлено спустя 14 минут 43 секунды:

Это конечно уже несколько иная эпоха. Английский парк екатерининской эпохи конечно не менее насыщен символикой, чем барочный, но она уже не столь навязчива. Гамма чувств и эмоций которую должен вызывать парк более сложна и насыщена. Но повествовательность никуда не исчезает : литературные произведения описывают парки, парки создаются как иллюстрация литературный произведений. Паркоустроителями порой выступают театральные декораторы.

Добавлено спустя 1 час 36 минут 40 секунд:

Галактионов. пер. пол 19 в.


Италия, городской вид, усадебный пейзаж по-прежнему доминируют.


_________________
Максим


Последний раз редактировалось: Ондатр (Пн Окт 03, 2011 10:49 pm), всего редактировалось 1 раз
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Яник



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 6136
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 8:51 pm   

Вообще прелестная ветка. Спасибо, Максим.
Я эти парковые пейзажи очень люблю. Около них в Русском Музее много времени провожу. (В меру). Их там навалом. А вот эти извращенцы из XVIII-XIX вв в парках еще помимо сфинксов еще искусственные руины строили! Вот это да.


_________________
Сегодня самый лучший день:
пестреют флаги над полками:
Сегодня самый лучший день.
сегодня битва с дураками.

С уважением
Яков
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 9:39 pm   

Яник писал(а):
еще искусственные руины строили!

Как раз тот случай, когда парковый пейзаж строили по образцу картины)

Добавлено спустя 20 минут 43 секунды:

Сохранился очень интересный документ это альбом и статьи Болотова о его работах по устроению парка в Богородске (1780-е).
Там сам замечательный мастер садового искусства подробно описывает свои действия, и сам же зарисовывает результат.
Без руины не обощлось естественно:
"Разсудил я всю сию часть горы обработать получше и из всей оной сделать развалину, дабы она представляла образ некоего огромного мраморного и разавалившегося дома или храма. Вырубленные и отчасти ещё стоящие, отчасти лежащие остатки столбов без капителей, коробок, сводов, карнизов, ступеней, крылец и других архитектурных частей здания придали месту сему отменную красу и вид такой развалины, какой подобную едва ли где найти можно"


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Яник



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 6136
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 10:06 pm   

Так выпьем же за Советскую Власть, которая прекратила эти безобразия (С) Sad Smile


_________________
Сегодня самый лучший день:
пестреют флаги над полками:
Сегодня самый лучший день.
сегодня битва с дураками.

С уважением
Яков
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 10:08 pm   



А это "жилище Эхи с ванною внутри"








Добавлено спустя 1 минуту 58 секунд:

Яник писал(а):
Так выпьем же за Советскую Власть, которая прекратила эти безобразия

Чёрта с два. Столько живописных руин сколько она нагородила, ни одному Болотову не снилось.

Добавлено спустя 32 минуты 2 секунды:

Вообще складывается впечатление, что садово-парковое искусство в России пейзажную живопись значительно опережало, достигнув полной зрелости уже в конце 18-нач. 19 вв.
Даже поворот к реализму произошёл в нём несколькими десятилетиями раньше.

Добавлено спустя 3 минуты 1 секунду:

Сорока 1840-е




_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 11:34 pm   


Сцена в парке. Середина XVIII в.


Прошу простить за качество изображения - я не нашла в сети этих картинок и была вынуждена сделать и разместить фотографии. У Ондатра тоже прошу прощения за самовольство. Если всё это не вписывается в тему, уберите куда угодно, Максим.

Ондатр писал(а):
Английский парк екатерининской эпохи конечно не менее насыщен символикой, чем барочный, но она уже не столь навязчива.
Полновесная характеристика эпохи в сфере нашего интереса - не для вас, Ондатр, а ради полноты картины:
."В петровские времена русское барокко подчинилось утилитарной и просветительской миссии... Барокко сочетало пропагандистскую устремлённость с документализмом и идеей триумфа. Этот сложный синтез наглядной агитации, вещественной убедительности, триумфа и просветительства можно видеть в создании увеселительных садов, в устройстве огненных представлений фейерверков... в организации травестированных вечеров и гротескных карнавалов... Наконец, петровское время было эпохой ещё одного триумфа - триумфа светской культуры.
<...>
Барокко не любит пустоты (ибо она ничего не значит)... мироздание полно звёзд ("открылась бездна, звёзд полна, звездам числа нет, бездне дна"), мир - людей и животных разных видов, земля - металлов, материя - атомов. Всё это богатство и роскошество мира определённым образом организовано... по законам метафизики и механики. Оно и имеет характер универсума. Такое универсальное бытие мира имеет чувственно-прекрасный облик. Человек, освободившийся от средневековых запретов, смог любоваться улыбкой мира, пусть и символически переистолкованного. В универсум были включены и религиозные, и политические, и эстетические идеалы. Там хе нашло место и аллегорически истолкованное прошлое. Универсум "опирался" на историческую традицию, на открытие эпохи античности, но сама эта традиция под тяжестью такого чудовищного плода, как барочный универсум", готова была обломиться. Классицизм - в чём была его историческая функция - сорвал этот плод, дав вольно расти традиции освоения античности в культуре Нового времени".

"Со смертью царя-реформатора дворяне толпами стали покидать Петербург и возвращаться в старую столицу...
...Петровский указ о запрещении каменного строительства в Москве отменила Анна Иоанновна".

"Барокко оказало влияние на всё развитие русской усадьбы. Усадьба потеряла утилитарный характер, став сложным художественно-культурным комплексом. Барокко создало особую культуру планировки усадьбы... Барокко насытило мир усадьбы аллегориями и поэтическими символами, от которых она потом уже никогда не откажется".

В.С.Турчин



Шпалера фламандской работы во Второй гостиной дворца в Кускове. Конец XVII - XVIII в.


Аллея в парке Кусково


Грот. Лист из альбома М.И.Махаева с видами усадьбы Кусково


Голландский домик. Лист из альбома М.И.Махаева с видами усадьбы Кусково


"Мир кусковской усадьбы великолепен, наряден и уютен... Кусково ждёт гостя, непринуждённо раскрывая свои чудеса. А их здесь, оказывается, немало.
В доме встречают гостя зеркала, расположенные вдоль стен. Зеркала отражают друг друга, противоположные окна и сад, видимый за ними. В эти зеркала смотреться неудобно, да они и не для этого предназначались.Они отражают стены, иллюзионистически раздвигая пространство комнат, отражают деревья сада и пруд, связывая дом с миром природы вокруг. В конце центральной анфилады гостиных зеркало удлиняет перспективу комнат до бесконечности. Гость вводится в обман. Где он видит мрамор, там умелой кистью раскрашено дерево, где видится лепнина - живопись гризайлью или прессованное папье-маше заменяют её. В саду, в тупиковых аллеях расположены замаскированные зеркала и живописные транспаранты, на которых изображён пейзаж; они тоже скрывают реальные пространства. Между деревьев стояли расписные деревянные фигуры, представляющие крестьянок или нарядно одетых дам. Кирпичный Голландский домик ещё и раскрашен снаружи "под кирпич", который, однако, смотрится ярче натурального.
<...>
Главный дом усадьбы построен из дерева, но в пропорциях каменной архитектуры. Напротив, "легкомысленные" павильоны в саду возведены из кирпича... Трапециевидные пруды только кажутся прямоугольными... Всё здесь словно отражено в слегка искривлённом зеркале".

В.С.Турчин













Ондатр писал(а):
Английский парк екатерининской эпохи конечно не менее насыщен символикой, чем барочный, но она уже не столь навязчива. Гамма чувств и эмоций которую должен вызывать парк более сложна и насыщена


"Для усадебной культуры из просветительских идей помимо питавших искусство было особенно важно положение, весьма утопичное по своему существу, о том, что возможно создать прекрасный мир, где бы человек чувствовал себя вольготно, счастливо..."
В.С.Турчин

"Прекрасно то, чего нет". Жан-Жак Руссо







В другие времена подобные эстетские и идейные поиски назовут модерном, эклектикой, а тогда архитекторы и художники вслушивались (и всматривались) в смысл заказа и добросовестно исполняли его. Замечательно то, что эти искусственные идеи и формы располагались не на искусствеппом фундаменте, а на живой земле. Присутствие живой натуры и спасло парковое искусство от откровенного эклектизма.




Использованы материалы книги "...в окрестностях Москвы. Из истории русской усадебной культуры XVII-XIX веков", М.А.Аникст, В.С.Турчин.

Добавлено спустя 3 минуты 34 секунды:

Книга хорошая, а в сети не нашла...

Про живопись - завтра. То есть уже сегодня.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 11:40 pm   

Уже в эпоху романтизма парки перестали перенасыщать архитектурными формами. Теперь было достаточно нескольких штрихов, несколько точно расставленных акцентов, чтобы ландшафт заиграл. Парк всё ещё литературен и полон цитат из романов и поэм, но природа уже главная. Новые приёмы позволили создать поистине грандиозные парковые ансамбли во многие десятки и даже в сотни гектар. Всё точнее вписывается парк в окружающий ландшафт, используя его наиболее выгодные точки. Пространство само стало играть решающую роль, втягивая, поглощая , заманивая вошедшего, уже не в аллегорически а в реально преображённое идеальное пространство мечты.
В такои парке как в Белая берёза в Павловске идеал естественности нашёл уже полное воплощение, как результат 25 летней упорной работы крупнейшего театрального декоратора).


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Ср Сен 07, 2011 12:35 am   

Идея "создать прекрасный мир, где бы человек чувствовал себя вольготно, счастливо" - из мира избытка, когда ищут не просто удовлетворённость, а изысканную удовлетворённость. К ней прилагается идея о том, что этого достичь можно. А ещё изощрённая фантазия ценится выше естественности...
Ондатр писал(а):
в эпоху романтизма парки перестали перенасыщать архитектурными формами
Но "механический соловей" всё же ценнее живого.
"Востребованная" живопись зависит от заказчика и благодаря ему существует (созданная на заказ или по собственному порыву художника). Говоря иначе - картины не было бы, если бы этого кто-то не захотел. И картина такова, как захотел кто-то.
Меня чрезвычайно трогает Григорий Сорока, потому что он превозмог идею искусственной красоты и видел природу без умозрительности, непосредственно.
Прочие всё ещё писали деревья вообще на лужке вообще с цветочками вообще... Простите за жаргон.



Собственно, хорошая пейзажная живопись была и остаётся предметом штучным.

Добавлено спустя 12 часов 40 минут 27 секунд:

А что такое, впрочем,
Мила писал(а):
изощрённая фантазия
? Как вы думаете, Ондатр, её плоды соперничают по форме с явлениями природы? Они могут быть прекраснее и содержательнее последних или являются выродками, мутантами творения?
Вот архитектура. Действительно ли ландшафт обогащается смыслами в её присутствии (с её лучшими образцами, конечно) или это вынужденный компромисс при необходимости вмешаться в природу, компромисс, оправданный в разное время разными умозрительными категориями?
Я не говорю о прочей человеческой бутафории.

Настолько ли прекрасно "совершенствование" природы, как мы думаем?

Только не подумайте, что у меня уже припасён ответ. Кроме того, что я с младенчества напрямую "контактирую" с природой, я ещё и эстетка, застрявшая в ренессансе и барокко.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Чт Сен 08, 2011 12:03 am   

Ондатр писал(а):
статьи Болотова о его работах по устроению парка в Богородске

Только что оттуда вернулся

Добавлено спустя 15 минут 11 секунд:

Парк в лучшем состоянии, чем я опасался.Но все изощрённые фантазии сгинули почти без следа. Но парк стоит, его "держат" дубы в два обхвата, могучие ясени, сохранились частично аллеи. стоит дом над огромным прудом, хорошо стоит..
Время сглаживает все искусствености и нарочитости. то что остаётся входит в ландшафт прочно и естественно. Видимо, это и есть саби.
Вот это и есть то самое, что произошло с усадебными парками ко второй половине 19 в. Само собой произошло, выросло вместе с деревьями. То чего безуспешно пытались добиться с помощью искусственных руин и "готических" построек. Печать времени.печать истории, печать жизни.
Мила писал(а):
Настолько ли прекрасно "совершенствование" природы, как мы думаем?

а кто ещё об этом думает? помимо людей?


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Чт Сен 08, 2011 12:47 am   

Ондатр писал(а):
а кто ещё об этом думает? помимо людей?
Ничего себе ответ вопросом на вопрос...
Старые парки без бутафории, сами символизируют течение времени. Однако это не очевидно, открывается не всегда и не всем. Да и не все задаются такими глупыми вопросами, какими, к примеру, задаюсь я.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Чт Сен 08, 2011 12:52 am   

Мила писал(а):
Ничего себе ответ вопросом на вопрос..

А как ещё можно ответить? цитатой: "человек есть мера всех вещей"? Кто призван оценивать "прекрасность"?

Добавлено спустя 2 минуты 19 секунд:

Вы видели когда-нибудь как выглядит старый французкий сад через десятилетия после того как его перестали стричь?

Добавлено спустя 18 минут 48 секунд:

Шишкин. Парк в Павловске



Добавлено спустя 10 минут 9 секунд:

Мещёрский


Добавлено спустя 2 минуты 16 секунд:

Вот мостик. Обогатился пейзаж смыслами?

Добавлено спустя 11 часов 18 минут 14 секунд:

И это тоже усадебный жанр. Сама жизнь, быт в усадьбе обретает собственную мифологию и символику, набор знаков - кодов эмоциональных состояний, уже напрочь не связанных ни с какой аллегорией.

Крамской




Добавлено спустя 14 минут 55 секунд:

Максимов





Добавлено спустя 2 часа 1 минуту 4 секунды:

Поленов







Добавлено спустя 19 минут 1 секунду:

Пейзаж обогатился смыслами для Нас, именно в силу своей очеловеченности. В этом парке живут бабушки и романтичные девушки. Это для них мостики, лавочки и веранды. И перспектива резко приблизилась, упёрлась в деталь. Так видят дети. Или яди и тёти которые хотят туда в детство вернутся. Или в юность.
Раньше это не рефлексировалось дяди и тёти просто самозабвенно играли в своём парке. Все эти парковые затеи, развалины, "эхины павилионы" где можно было подслушать разговоры на соседней аллее это ведь самые настоящие игрушки.

Добавлено спустя 44 минуты 46 секунд:

А вот само парковое искусство в это время (1870е-80-е гг.) переживало не лучшие времена. На место поэтов, художников-декораторов и архитекторов туда пришли учёные ботаники, агрономы и историки искусства. и парки из литературного произведения превратились в научные статьи...


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Чт Сен 08, 2011 5:16 pm   

Ондатр писал(а):
Или дяди и тёти которые хотят туда в детство вернутся. Или в юность.
Раньше это не рефлексировалось дяди и тёти просто самозабвенно играли в своём парке.
Как из затхлого помещения тянет на свежий воздух, так людей тянуло и тянет туда, где по ощущениям человек не просто погружается в детство, но истоньшает восприятие. Это даже любители шашлычков способны ощутить. Только потом заглушают это ощущение мясом и алкоголем. Но это уже другая сказка.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Чт Сен 08, 2011 6:52 pm   

Мила писал(а):
погружается в детство

да , в том числе , к незамыленности глаза.

Добавлено спустя 37 секунд:

Виктор Васнецов





Добавлено спустя 25 минут 33 секунды:

С конца 80-х гг. в русской живописи начинается настоящий усадебный бум. Можно составить целую галерею. Но только по просьбам трудящихся )


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Чт Сен 08, 2011 7:44 pm   

Ондатр писал(а):
С конца 80-х гг. в русской живописи начинается настоящий усадебный бум. Можно составить целую галерею. Но только по просьбам трудящихся )
Я не совсем трудящаяся, но я "за".

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Пт Сен 09, 2011 6:51 pm   

К концу 19 -нач. 20 в. разрыв между современностью и усадебным прошлым стал ощущаться как непреодолимый, оставляя чувство щемящей печали.

Левитан


Соколов


Добавлено спустя 25 минут 58 секунд:

Усадьба со своим бытом "дематериализуется", русский 18 в. наравне с европейским средневековьем принадлежит уже области сновидения.

Борисов-Мусатов


Добавлено спустя 5 минут 10 секунд:

Та самая непреодолимая дистанция, которая делает возможной чистую игру, прорвавшуюся в неоклассицизме, возрождении стриженных французских парков, театральном 18 веке Мира Искусства.

Бенуа


Добавлено спустя 11 минут 25 секунд:

Но парк нач. 20 в. даже созданный "в стиле" качественно отличается от более ранних своей "интровертностью". Дом перестаёт быть центром он смещается вглубь, прячется, пространства отгораживаются плотными кулисами.. Собственно новых парков создаётся очень немного, потому что проще возродить, преобразить старые.


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Лис



Зарегистрирован: 21.11.2008
Сообщения: 1979

СообщениеДобавлено: Пт Сен 09, 2011 7:35 pm   

Можно ли говорить, Ондатр и Мила, о гармоничности этих портиков, фонтанов и аркад с остальным населением того времени. Говорю без сарказма, ведь дворяне , вроде, с тех же земель зачались?


_________________
и делов - то
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype-имя
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Пт Сен 09, 2011 7:43 pm   

Так, ещё раз. Уточни, пожалуйста, про какое время разговор, 200 лет колоссальный срок. И кто это остальное население? Если вопрос про рабочих и крестьян то они дали ответ в 17 г. а если про тех, часто крепостных, мастеров, которые это создавали, то ответ может быть совсем другим.


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Лис



Зарегистрирован: 21.11.2008
Сообщения: 1979

СообщениеДобавлено: Пт Сен 09, 2011 7:45 pm   

http://autotravel.ru/phalbum/90220/116.jpg
http://autotravel.ru/phalbum/90220/114.jpg

Инородная жизнь.

Добавлено спустя 3 минуты 5 секунд:

Ага, вьехал. О 19 веке.

Контраст меня поражает. Крестьяне и дворяне. Мастеровые могли и заказ выполнять просто без интуиций?! Думаешь там была органичность у мастеровых?


_________________
и делов - то


Последний раз редактировалось: Лис (Пт Сен 09, 2011 7:50 pm), всего редактировалось 1 раз
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype-имя
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Пт Сен 09, 2011 7:49 pm   

Лис писал(а):
Мастеровые могли и заказ выполнять?!

ну не все же на одного барина работали
существовали и целые профессии, например специалистов по устройству прудов, и других "водяных" работ.

Добавлено спустя 1 минуту 43 секунды:

часто мотивы "дворянской" архитектуры проникалы и в мещанское жильё. существовал ведь и деревянный ампир, совсем не обязательно сословный.

Добавлено спустя 6 минут 29 секунд:

Во второй половине 19 в. многие дворянские усадьбы перешли в руки купцов. И далеко не все из них начали с вырубки вишнёвых садов.


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Лис



Зарегистрирован: 21.11.2008
Сообщения: 1979

СообщениеДобавлено: Пт Сен 09, 2011 8:01 pm   

Ондатр писал(а):
существовали и целые профессии, например специалистов по устройству прудов, и других "водяных" работ.

Да? Будущие дизанеры ландшафта?

Придётся признаться в невежестве в этом вопросе.

***

Трудно ж знать иногда, что коммуняки наши родные. И как они любили нашу родину. Особенно дворянскую. И особенно страстно старинные особняки. Я про Вашу замечательную ветку - тему.

Добавлено спустя 1 минуту 10 секунд:

Ондатр писал(а):
Во второй половине 19 в. многие дворянские усадьбы перешли в руки купцов. И далеко не все из них начали с вырубки вишнёвых садов.

Юмор оценил.


_________________
и делов - то
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype-имя
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Пт Сен 09, 2011 8:14 pm   

А вот эта картина например написана в 1913 г.


Богданов-Бельский Новые хозяева


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Пт Сен 09, 2011 8:19 pm   


И.Крамской, "Осмотр старого дома". 1874г.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лис



Зарегистрирован: 21.11.2008
Сообщения: 1979

СообщениеДобавлено: Пт Сен 09, 2011 8:49 pm   

Я больше в курсе о помещичьих усадьбах. Smile Потому что Советы саданули наши усадьбы. А как они были красивы! Мне тогда бы очень мало лет, когда уничтожали это у моей тётки. Я задел слегка. Это и на картах не осталось после мелиорации.

Вы о патине? Так мелиорация больше усадеб, Мила, уничтожила. Я был этому личным свидетелем.


_________________
и делов - то
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype-имя
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Пт Сен 09, 2011 10:24 pm   

Процесс начался ещё до революции и не закончился и ныне.

Добавлено спустя 5 минут 24 секунды:

В "Акупунктуре Подмосковья" я ещё упомянул усадьбу Красково, в нескольких километрах от моего дома:
" Красково
мы возвращаемся к Пехорке. От усадьбы Орловых и Оболенских здесь уцелели Владимирская церковь (1832), деревянный барский дом 1890-е, классицизм (используется как жилой), остатки ограды и хозяйственной постройки. От парка только следы. Окрестности плотно застроены.
Печальное впечатление производит эта усадьба, только чудом пока ещё не разделившая судьбу соседних."

Этим летом она уже сгорела.

Добавлено спустя 10 минут 40 секунд:

А в советском искусстве после 20-х гг. для усадьбы осталась одна лазейка: музеи-усадьбы. И она свою "подрывную" роль сыграла.

Добавлено спустя 25 минут 35 секунд:

Щербаков


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Ср Сен 14, 2011 10:52 am   



300 лет Ораниенбауму - это, конечно, не под Москвой, а под Питером, палить его, разумеется, как подмосковные усадьбы, не будут, показательно-любовно обсасывая и наряжая заново. Ради нескольких картинок не смогла не свистнуть немного чужого материала.

Понравился вот этот пример организации пространства - очень живая струящаяся затягивающая перспектива, хорошее заимствование естественных природных форм.




А такое смешение техник не желаете ли?
Там же, в Ораниенбауме. Современные художники экспериментируют с пространством, как три века назад, творя в объёме героев живописи. Несколько произведений с выставки парковых скульптур, созданных в рамках Международного симпозиума "Современная скульптура в рамках исторического ландшафта", по мотивам известных картин (авторство скульптур, к сожалению, было не указано).


Альбрехт Дюрер, "Рыцарь, смерть и дьявол"


Питер Брейгель Старший, "Слепые"


Рембрандт Харменс ван Рейн, "Ночной дозор"


Густав Климт, "Поцелуй"

Так что, как видите, парковое искусство переживает новый виток развития, смыкающийся с началом (правда, в форме лёгкого фарса - или, как говорят нынче, стёба).

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Ср Сен 14, 2011 1:01 pm   

Мила писал(а):
очень живая струящаяся затягивающая перспектива,

Поговорим о рококо? Smile


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Ср Сен 14, 2011 1:34 pm   

Да, конечно. Только надо сделать одно важное дело...)))

Добавлено спустя 3 минуты 18 секунд:



Ведь это ж ч**т знает что наворочено! Надо поговорить.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Ср Сен 14, 2011 1:48 pm   

Ведь это рококо пробило в регулярности брешь куда пробрались пейзажные парки )

Добавлено спустя 1 минуту 41 секунду:

Бунт задавленного классицизмом иньского начала.

Добавлено спустя 1 минуту 47 секунд:

И соответственно абсолютно иньские пейзажные полотна


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Чт Сен 15, 2011 12:15 pm   

Что интересно, человек склонен к упорядочиванию и пересчёту, но одновременно он, изображая натуру, разрушает внутренние природные смыслы, заменяя их своими, умозрительными. То есть в своём творении он поступает противоположным в отношении Творения образом: внутренняя логика и пульс жизни природы не изображаются, а вместо немыслимого для нас Провидения с его гибкостью и богатством изображаются примеры выведенных из реальности правил.
Редко найдёшь художника, в произведениях которого билась бы жизнь. Почему так востребован благодарный зритель - большую часть работы он берёт на себя.
Рококо - хороший пример того, как хаос мироздания, отсутствие пересчёта и симметрии, признанные за приметы настоящей жизни, обрели своеобразную академичность и окаменели для нас нынешних. И это пример того, как художники, уповая на силу приёмов, ещё раз попытались вдохнуть в свои работы жизнь.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Чт Сен 15, 2011 1:56 pm   

Боюсь, что меньше всего мастера рококо интересовались настоящей жизнью. Эти "приметы" - сложно , но плавно изогнутые линии, извивающиеся дорожки, участки "дикого" (якобы) ландшафта неожиданно вторгающиеся в регулярность сада, так же аллегорично изображают "дикую природу" или "китайский сад", как статуи дриад - лесную чащу. Это замысел , а не бессилие мастера.
А внутренняя логика природы в 18 в. полагалась абсолютно аналогичной законам разума (рассудка).

Добавлено спустя 2 минуты 57 секунд:

В принципе ведь ничего не мешало изящной даме, жаждущей "естественности" разуться и отправится в ближайшую деревню), но это было бы совсем не "рококошно".)


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Чт Сен 15, 2011 2:06 pm   

Образ почти всегда признаётся символом, если ему недостаёт жизненной силы. Конечно, когда суждение о вещи более ценно, чем сама вещь, пудра и мушки тоже становятся жизнью - вместо пыли и мух.
Парк - развлечение для интеллектуалов, не так ли? Само собой, что в него вложено больше суждений, чем в дикую рощу. А эстетика раковины, ассимметрии, видимо, хорошо упражняет мышление и освобождает восприятие.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Чт Сен 15, 2011 2:34 pm   

Мила писал(а):
Парк - развлечение для интеллектуалов

Не для интеллектуалов ), а для благородного человека ("человека изящного"), которому ничто так не может повредить, как излишний интеллектуализм и профессионализм ("педантство"). (невежу и невежду туда вообще не возьмут). Вещь имеет ценность и право на существование в силу того что она замысленна, таким образом суждение должно обращаться не к вещи, а к её эйдосу. Регулярность- разумность никто не отменял, но внеся в него элемент неправильности - свободу, каприз, мы наносим завершающий штрих, который и делает наше творение изящным.вносит в него лёгкость игры.

Добавлено спустя 19 минут 44 секунды:

Мила писал(а):
Образ почти всегда признаётся символом, если ему недостаёт жизненной силы.

для того чтобы стать символом условие явно недостаточно )


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Чт Сен 15, 2011 3:04 pm   

Ондатр писал(а):
для того чтобы стать символом условие явно недостаточно )
Да оно и не обязательно))

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Чт Сен 15, 2011 3:17 pm   

Мила писал(а):
пудра и мушки

а это барьер ограждающий избранную публику от пошляков и мужланов, не знающих правил игры.


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Чт Сен 15, 2011 11:26 pm   

Ондатр писал(а):
Не для интеллектуалов ), а для благородного человека ("человека изящного")
Но автор рокайльных произведений был больше, чем "человеком изящным". Потребитель искусства, разумеется, не обязан думать. Он должен воспринимать. В этом состоит его участие в жизни произведения. Размышления больше способствуют выходу из пространства произведения, как всякое умножение смыслов. Может, потому и было более востребовано утончённое чувство, чем острая мысль - потому что форма была очень замысловата, разве можно зрителя отпустить...

Добавлено спустя 1 минуту 10 секунд:

Ондатр, а у вас в сообщении об Ораниенбауме все картинки отображаются?

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Яник



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 6136
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Сен 15, 2011 11:30 pm   

Мила писал(а):
Ондатр, а у вас в сообщении об Ораниенбауме все картинки отображаются?
Мила, а мнение иных тебя не волнует?


_________________
Сегодня самый лучший день:
пестреют флаги над полками:
Сегодня самый лучший день.
сегодня битва с дураками.

С уважением
Яков
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Чт Сен 15, 2011 11:31 pm   

Ну расскажи, как у тебя отображаются картинки (кто ж думал, что ты здесь... Embarassed мы тут обычно вдвоём ведём тихие беседы...)

Добавлено спустя 4 минуты 24 секунды:

Ну и?..

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Яник



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 6136
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Сен 15, 2011 11:37 pm   

Мила писал(а):
Ну расскажи, как у тебя отображаются картинки
Безукоризненно!
Если случишься как-нибудь в Спб - навестим Ораниенбаум.


_________________
Сегодня самый лучший день:
пестреют флаги над полками:
Сегодня самый лучший день.
сегодня битва с дураками.

С уважением
Яков
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Чт Сен 15, 2011 11:48 pm   

Да, Яник, обязательно)

Добавлено спустя 3 часа 19 минут 54 секунды:




Мила писал(а):
форма была очень замысловата, разве можно зрителя отпустить...
Зритель и сам не против оставаться с произведением или в произведении - в парке.



Фрагмент панно из Китайского дворца в Ораниенбауме, Зимний дворец


"Когда довольно танцевали, то хозяин возвал всех опять в сад, прекрасно освещённый для воксала. В то же время с другой стороны дома представлялся бесподобный вид от разноцветных фонарей, которыми весь большой пруд, канал с проспектом к дальней церкви и остров были убраны. Тихие струи, заимствуя от сих огней сверкание, развились по водной поверхности и пестрели её изумрудными и яхонтовыми прозрачностями. Гости переведены были в аллею, из которой выход засажен был густыми деревьями. Но деревья вдруг раздвинулись и открыли глазам прекрасную иллюминированную декорацию... В двенадцатом часу был дан знак к фейверку... Не только всё пространство широкой улицы между садом и домами наполнено было зрителями, но даже и на больших деревьях в рощице сидели люди. Тихая и одними звёздами слабо освещаемая ночь придавала вящее сияние в ярком кружении блистающим искрам. Тьма поминутно переменялась в свет, то день казался, то опять ночь наступала. Падающие безвредно на народ искры волновали его, как ветер реку".
Очевидец об увеселении в Кускове

"Свобода, мать увеселенья,
И роскошь с нею заодно,
Изобретали наслажденья
Для тех, кому судьбой дано
Кидать сребра и злата кучи,
Как сыплют град небесны тучи".

И.Долгорукий, "Прогулка в Кускове"



Константин Сомов


С Просвещением и формированием классицизма неправильность и чрезмерность художественных замыслов и их деталей приведут к сомнению в самом уровне вкуса в рококо, который пока, в XVIIIв., ещё признан изысканным.
Век рококо с его чрезмерностью, артистичной, зрелищной природностью форм и образов был временем необходимого и естественного конца эстетики барокко. Это был тот же красивый утончённый "упадок", с которым подводится черта под рядом отработанных идей.
Мы храним эти идеи, как музейные экспонаты и как декоративные элементы. Нынешняя эклектика включает в себя много других эклектичных идей, которые были исчерпаны в культуре прежде.

Рококо симпатично не менее, чем предшествующие периоды развития культуры, и интересно не менее тех, которые были после. Пишу это, не пытаясь подводить итог - только чтобы не казалось, что я снова впадаю в критиканство.



Фрагмент панно из Китайского дворца в Ораниенбауме



Последний раз редактировалось: Мила (Пт Сен 16, 2011 4:33 am), всего редактировалось 1 раз
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Соня



Зарегистрирован: 29.12.2010
Сообщения: 723
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Сен 16, 2011 4:08 am   

" Веранда" Крамского совершенно изумительна.
Погуглила и узнала, что это - 1880е.
Какой же он



Добавлено спустя 4 минуты 9 секунд:

Мила писал(а):
Дворец в Кускове. Северный фасад

с другого бока


_________________
Не важно что написано.
Важно как понято.
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Пт Сен 16, 2011 11:30 am   

Да у меня все картинки открываются.
Мила писал(а):
Размышления

Мила писал(а):
Размышления

Размышления это уже романтизм...)
Если впадать в анахронизм, то можно сказать, что парк 18 в. более интерактивен. Он не объект он среда, не объект созерцания, а сцена.


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Пт Сен 16, 2011 11:35 am   

Ондатр писал(а):
Он не объект он среда
Ну, значит, я хотя бы раз не в молоко попала.
Мила писал(а):
Зритель и сам не против оставаться... в произведении - в парке

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Пт Сен 16, 2011 11:54 am   

Мила писал(а):
красивый утончённый "упадок"

обожаю периоды "упадка" )
Мила писал(а):
Фрагмент панно из Китайского дворца

Соня писал(а):
" Веранда" Крамского

Вот вам и ещё один мостик на Дальний Восток. )
Кстати именно эпоха рококо пережила первую культурную интервенцию оттуда - шинаузри. В сухом остатке осталась сама идея пейзажного парка.

Добавлено спустя 2 часа 13 минут 49 секунд:

Мила писал(а):
"Свобода, мать увеселенья,
И роскошь с нею заодно,
Изобретали наслажденья
Для тех, кому судьбой дано
Кидать сребра и злата кучи,
Как сыплют град небесны тучи".

Не открыть ли ветку о крупнейших состояниях России и их дворцово-парковом воплощении? Cool


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Пт Сен 16, 2011 2:11 pm   

Ондатр писал(а):
Не открыть ли ветку о крупнейших состояниях России и их дворцово-парковом воплощении?

Ха! Да что вам стóит, Ондатр!

Добавлено спустя 2 минуты 47 секунд:

У меня будет там одна маленькая реплика...

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Пт Сен 16, 2011 2:25 pm   

Мила писал(а):
Ха! Да что вам стóит, Ондатр!

Открою на новом форуме )
Мила писал(а):
У меня будет там одна маленькая реплика...

произнесите сейчас, возьмём за эпиграф)


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Пт Сен 16, 2011 3:20 pm   

Вряд ли я смогу произнести что-то достойное быть эпиграфом, но как история-зачин то, что я вспомнила, когда прочитала ваше предложение открыть новую ветку, годится.







Старое здание французского посольства в Москве, построенное купцом Николаем Васильевичем Игумновым, владельцем золотых приисков, как особняк для себя в 90-е годы позапрошлого века.


Провинился Николай Васильевич перед государем Николаем II, устроив в 1901 году бал в своем новом доме. Пол на балу был усыпан золотыми червонцами с профилем императора, о чём государю было немедленно донесено. За такое оскорбление императора купец был сослан.
И тут начинается самое интересное.
Игумнов был сослан в Алахадзы, страшную глушь в те времена, где купец, как энергичный, деятельный человек, приобрёл дёшево 6 тысяч десятин никому не нужной, заболоченной земли. Осушив болота, он посадил сады из многих сотен деревьев - из эвкалиптов и кипарисов, из мандаринов, из камфарных и хинных деревьев - на специально привезённой плодородной земле.
После 17-го Игумнов не эмигрировал, он до своей кончины в 1924 году работал агрономом в совхозе.
В Абхазии, в частности на курорте Алахадзы, о нём помнят и теперь.

Вот так распорядился златом один из тех, кому "...судьбой дано Кидать сребра и злата кучи, Как сыплют град небесны тучи".






Картинок, к сожалению, мало.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Вс Окт 16, 2011 10:29 pm   

Продолжение здесь http://forum.arimoya.info/threads/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0.174/


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Личное -> Персональные подфорумы -> Заповедник Ондатра Часовой пояс: GMT + 3
 
Всё на одной странице

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий