Святые заступники: Брахма Нарада, Архангел Гавриил Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011)

Три вещи не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и упущенная возможность.
(Арабская пословица)

 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Святые заступники: Бодхисаттва Гуаньинь, ангел

Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.

Памятка родителям от ребенка
 
 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Психология
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Владимир



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 2631
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Янв 26, 2009 11:58 am    Памятка родителям от ребенка

На лекциях по возрастной психологии раздавали материал, который, мне кажется, может быть интересен всем, не только родителям, ведь мы сами храним впечатления детства. Кроме того, любой из нас не раз удивлялся недетскости суждений малышей, так что кто чей родитель - ещё вопрос. И, мне кажется, этот текст позволяет по-новому ощутить, что значит "будьте как дети".

Дальнейшие предисловия излишни, только отмечу, что стихотворение в начале "Памятки" написано в размере "Песни о Нибелунгах", ритм в его строчках разный, если к этому привыкнуть, то ещё больше нравится. Smile

Памятка родителям от ребенка
Эта «Памятка» не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.

Прислушаемся к советам своих детей.

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха — поймут всё без труда.
Слова порой запутаны, пример же — никогда.

Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ.

И если всё мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить и умным словесам.
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.
Зато пойму, как ты живёшь: по правде или нет»

Вечная детская мудрость


1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

***

2. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

***

3. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

***

4. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.

***

5. Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.

***

6. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

***

7. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

***

8. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».

***

9. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

***

10. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

***

11. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

***

12. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в вас.

***

13. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

***

14. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

***

15. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

***

16. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это вызывает во мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

***

17. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

***

18. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте — я окажусь с прибылью.

***

19. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я вообще буду бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.

***

20. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.

***

21. Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

***

22. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позже.

***

23. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

***

24. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

***

25. Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.

***

26. Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру, я не буду жаловаться вам. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом я вижу справедливость.

***

27. Мне уже сейчас интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как мне поступать, и что мне делать со своими чувствами, то мне об этом расскажут мои сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?

***

28. Объясните, почему я должен ценить свое тело как великую ценность. Но если при этом я не пойму, почему я должен слушать и следовать голосу своей совести, то свое тело я буду использовать только для наслаждения без каких-либо ограничений.

***

29. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я, вообще, перестану задавать их вам и буду искать информацию где-то на стороне.

***

30. Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне — я буду доверять вам.

***

31. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.

***

32. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.

***

33. Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает время большей ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение для меня может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам более критически и сравниваю ваши слова с вашими поступками.

***

34. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану ваши другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.

***

35. Мне важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.


Дата публикации: 17 Октября 2006
Автор статьи: Ирина Данилина, кандидат психологических наук

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
РостИсЛав



Зарегистрирован: 07.01.2009
Сообщения: 42
Откуда: Черкассы

СообщениеДобавлено: Пн Янв 26, 2009 9:51 pm   

Молодец! приберегу для (ради) будущих киндеров


_________________
Вопрос: какое место занимает в вашей жизни вера?
Ответ: она не занемает место, а расширяет его до бесконечности.
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Maler



Зарегистрирован: 12.02.2008
Сообщения: 289
Откуда: Владикавказ-Железнодорожный

СообщениеДобавлено: Пн Янв 26, 2009 11:08 pm   

Спасибо, Володя!
Как здорово было бы, если бы все взрослые тети и дяди сдавали экзамен на предмет знания этих вроде бы простых истин для получения права на рождение и воспитание ребенка. Сколько изувечеченых судеб и мятущихся душ избегли бы своей участи и начали жизнь минуя мучительное предоление "воспитательных изломов".
Мы ходим в школы, ПТУ, Институты, университеты... дабы научиться завинчивать гайки и орудовать...
Оставляя на авось воспитание, уродуя самых близких ближних маленьких, профанируя тем самым смысл нашей жизни и всех этих образовательных потуг.
Хотя, может статься, я не прав. И настоящая любовь интутивно найдет наилучшее решении для каждой конкретной ситуации, тем паче, опираясь на вышеупомянутые Володей тезисы.


_________________
Миша
Не в удовольствии, но в радости.
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Эвелина



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 477
Откуда: Армения+Россия

СообщениеДобавлено: Вт Янв 27, 2009 10:33 am   

Мне понравилось только стихотворное начало Памятки, остальные 35 пунктов на мой взгляд спорны,будет время,я бы хотела вернуться к ним...


_________________
Если ты не найдешь,то,что ищешь внутри,
Вовне тебе это,увы,не найти...
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype-имя
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Чт Окт 22, 2009 3:04 pm   

Недавний диалог в поезде.
Со мной рядом ехала семья - молодой мужчина со своей четырёхлетней дочкой и со своей мамой, очень моложавой бабушкой этого нежного ясноглазого белобрысого создания. Они втроём полазили по горам и теперь возвращались домой, в Москву.
Перед самым прибытием в Москву (а мы за сутки хорошо там все спелись) папа, сидя рядом со мной, сокрушённо разглядывает дочку, которая только что вернулась из хвоста вагона, где она играла с другими детьми:
- Всё-таки неправильно они её воспитывают! ["Они" - это мама девочки и бабушка]
- Почему же?
- Они слишком нежничают. И она слишком нежная, каждый может обидеть. И она не умеет давать отпор!
- А если это одно из её родных качеств? А не то, что ей навязывают. Может быть, когда она вырастет, она с таким характером будет очаровательным существом.
- Очаровательным существом... - смолтрит на дочку задумчиво.
- Не всем же быть пробивными бабами.
Он оживляется:
- Зато пробивные бабы лучше всех живут! У них всё!
"Лучше всех..." Я молчу, слишком уж не вагонный спор может начаться. Он ещё миг смотрит на дочку и нежно говорит:
- Котёнок, давай одеваться. Мы скоро приедем...

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Владимир



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 2631
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Окт 22, 2009 10:36 pm   

Попутчик писал(а):
И она слишком нежная, каждый может обидеть. И она не умеет давать отпор!

Сначала подавляется нежность ради стойкости, потом мучаются из-за неумения быть открытым и нежным.
Даниил Андреев писал(а):
Но истекает эра владычества
Яростных, мужественных, беспощадных <...>


Омела писал(а):
слишком уж не вагонный спор может начаться
Например, так: "Вы хотели бы, чтобы взрослый ребёнок походил на вас? Ведь дети - будущие родители". В романе Р. Баха "Бегство от безопасности" встреча взрослого автора с собой-ребёнком становится для взрослого страшным судом. А начинается книга с вопроса: "Если бы ребенок, которым Вы были когда-то, спросил у Вас сегодня о самом лучшем, чему Вы научились в жизни, - что бы Вы ему рассказали? И что бы Вы открыли для себя взамен?"

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Пт Окт 23, 2009 2:20 am   

Что касается этого частного случая. Я наблюдала очень нежные (и, видимо, не демонстративно, а, обыденно, привычно-нежные) отношения папы и дочки. Что и оказалось для меня неожиданным - услышать вдруг от отца с таким запасом терпения и мягкости, что он сожалеет о мягком характере дочки.

Формально в связи с этим случаем можно посмотреть на первые пункты "Памятки родителям от ребенка". Хотя адаптировать правила нужно всегда. Эту девочку нельзя было назвать избалованной – тут было иное. В семье между бабушкой, её сыном и внучкой витал дух взаимной любви и уважения, я подобное не пропускаю. У них были видны внутрисемейные нормы, и они не подавляли девочку. Девочка общалась со мной очень живо, легко и сразу по собственной инициативе пойдя на контакт «глаза в глаза», и так мы с ней и говорили, глядя в глаза друг другу и одинаково доверчиво друг другу улыбаясь.
Цитата:
1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
***
2. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
Помните мудрого Шварца? Из кого получаются настоящие разбойники? Ещё вспоминается чьё-то наблюдение из чьих-то постреволюционных мемуаров: у бывших аристократок вырастают дочки, приспособленные к трудностям жизни, а у поломоек и кухарок часто вырастают дочки-белоручки. Там выдвигалась версия о том, что лишённые прислуги мамы-аристократки пытались заставить прислуживать себе своих детей, а женщины, привычные к физическому труду, часто освобождали детей от любых домашних забот... Что интересно, результат оказывался не тем, который подсказывает мораль: эгоизм аристократок оказывался хорошей школой для их детей. Если интересно, я потом размещу небольшой материал из маленькой книжечки про детей-тиранов – жертв безудержного потакания родителей детским страстям.

Первые пункты "Памятки" вполне здравы.

Добавлено спустя 5 часов 35 минут 2 секунды:

Цитата:
35. Мне важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.
Никакие проповеди перед детьми не смогут затмить примера, подаваемого поступком и всем образом жизни родителей. Это очевидно. "Памятка" в целом показалась мне симпатичной.
Но для нас ещё актуальны пункты, которые, может быть, надо вписать в неё. Есть то, что не проявляется в действительности зримо и ощутимо, как поступки родителей, но представляет из себя фундамент этих поступков. Это кризисы, которые родители прошли ещё до того, как зачали ребёнка. И ребёнок не подозревает о том (как часто и сам родитель не подозревает о подобных влияниях), что когда-то, лет десять-двадцать-двадцать пять назад, например, его папа не захотел закончить образование или отказался от своих целей во имя чужих. Однако ребёнок проходит те же кризисы, ввергая родителя в отчаяние: родитель видит в своём ребёнке самого себя двадцатилетней давности, перед теми же краеугольными проблемами, делающего те же ошибки ("Я же никогда ему не рассказывал!.."). Но переживает теперь родитель многократно сильнее. Более того, если родитель не сможет помочь своему ребёнку преодолеть этот кризис позитивно, ему предстоит пережить его ещё в более утрированном виде с внуками. И это не эзотерические бредни. Психологи были вынуждены признать это проявление нематериальной природы в материи и работать с этим.

Ну что же, пусть будет пункт 36:
Ещё до того, как я появлюсь на свет, до того, как вы, папа и мама, встретитесь, до того, как вырастите сами, не бойтесь трудностей и вставайте, когда упадёте. Тогда и я буду не бояться потом и буду вставать, если упаду.

Это к тому, Володя, что ты сказал вчера:
Владимир писал(а):
"Вы хотели бы, чтобы взрослый ребёнок походил на вас? Ведь дети - будущие родители"

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mr. wistful elf



Зарегистрирован: 24.11.2008
Сообщения: 175
Откуда: с другой стороны монитора

СообщениеДобавлено: Ср Дек 30, 2009 11:31 pm   

Спасибо, очень понравилось. Особенно вот это:
Владимир писал(а):
15. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

Почти со всем согласен, и да - это именно точка зрения ребёнка.


_________________
Никита Д.
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Вс Янв 17, 2010 8:43 pm   

Не могу не поделиться.

"В одном итальянском документальном фильме снят будущий младенец во внутриутробном состоянии. Его глаза мелко-мелко подергиваются, приборы фиксируют состояние парадоксальной фазы сна. Еще не родившийся на свет ребенок видит сны. «Какие сны в том смертном сне приснятся, когда покров земного чувства снят?» – вопрошает Гамлет. А если еще нет земного чувства, а ребенок видит сны?

Когда моему собственному сыну исполнилось четыре года, я не удержалась, спросила:
– Где ты был, когда тебя не было?
– Я был в океане душ, – ответил Ваня".

Наталья Бондарчук, "Единственные дни".

Когда моему сыну было четыре года, он рассказывал мне, как он закрывает глаза и часто видит три знака. И он их рисовал мне, и я потом долго хранила его рисунок, но, как положено в таких историях, рисунок позже всё-таки затерялся. На этом рисунке были треугольник, глаз наподобие глаза Гора и нечто, похожее на закрытый глаз.
А ещё он тогда же рассказывал мне, что, когда он засыпает, то знает, что там, за окном, нет улиц и домов, а есть только жёлтый песок. А когда я достаточно банально уточняла, пустыня это или что-то ещё, он сердился и объяснял мне, бестолковой: "Нет! Песок - и всё. Только песок!"
Вот, а теперь он не может мне растолковать всё это, потому как не помнит.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Gulchitay



Зарегистрирован: 10.09.2008
Сообщения: 326

СообщениеДобавлено: Вс Янв 17, 2010 10:08 pm   

А моему ребенку три с половиной года, но он - вот засада - меня часто спрашивает, где он был, когда еще не родился ...

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Баядера



Зарегистрирован: 01.12.2007
Сообщения: 4928

СообщениеДобавлено: Пн Янв 18, 2010 4:21 pm   

А я вот что вспомнила: когда моя дочь была маленькая - года 3-4 - она, резко проснувшись иногда начинала говорить на какой-то абракадабре, типа "асись басись эзкунь шремшне?" причём с явственной вопросительной интонацией. Мы всегда ржали, как кони, и только недавно я подумала, а может это она на каком-то языке ином говорила?... Shocked

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Яник



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 6136
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пн Янв 18, 2010 4:24 pm   

ЗвеНата писал(а):
А я вот что вспомнила: когда моя дочь была маленькая - года 3-4 - она, резко проснувшись иногда начинала говорить на какой-то абракадабре, типа "асись басись эзкунь шремшне?"
Да ты и сейчас на этом языке говоришь. Точнее - пишешь. Razz
Dancing Dancing Dancing


_________________
Сегодня самый лучший день:
пестреют флаги над полками:
Сегодня самый лучший день.
сегодня битва с дураками.

С уважением
Яков
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Баядера



Зарегистрирован: 01.12.2007
Сообщения: 4928

СообщениеДобавлено: Пн Янв 18, 2010 4:29 pm   

Яник, похоже я писать могу, а на слух не понимаю этот язык... Embarassed Crying or Very sad

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Вт Янв 19, 2010 1:06 pm   

"Даже когда мы называем ребёнка по имени, это уже истинная речь. В анализе, например, назвать ребёнка "Господин такой-то" или "маленькая госпожа Такая-то" всегда имеет особое действие. Вы увидите улыбку на лице глубоко депрессивного младенца, как только назовёте его по имени. Понимаете, истинная речь - это в конечном счёте уважение другого в той же степени, как самого себя; это значит уважать ребёнка и искать смысл его мутизма, например, спрашивая: "Может быть, ты хочешь умереть?" Был, например, ребёнок четырнадцати месяцев, как раз депрессивный, с которым мы встретились в больнице, он казался аутистом. У меня не было сомнений, когда я сказала: "Может быть, ты хочешь умереть? - и он ответил, дважды опустив голову. - Хорошо, ты видишь, я не буду мешать тебе умереть, но ты ведь знаешь, в Доме ребёнка ты не сможешь это сделать". Когда я говорила, ребёнок постоянно смотрел в окно. "Ты смотришь в окно, потому что хотел бы убежать. Но ты не сможешь, потому что на окнах есть решётки. Если ты хочешь умереть, следует скорее выйти из Дома ребёнка. Тебя положили в больницу, потому что потом хотят отвезти в психиатрическую больницу, где решёток будет ещё больше. Я этого не желаю; я предпочитаю, если, конечно, ты захочешь, чтобы ты объяснил мне, почему ты хочешь умереть. В тот самый момент, когда ты это скажешь, ты, возможно, станешь способен жить". Вот пример истинной речи, обращённой к ребёнку четырнадцати месяцев, с которым я много раз встречалась до этого и на первый взгляд не могла вступить в контакт. Я глубоко убеждена, что лечение ребёнка невозможно без того, чтобы говорить правду о наших чувствахи мыслях рядом с ним. Говорить правдиво - означает рассматривать того, кто перед нами, как будущих мужчину или женщину, которые в своём бытии являются полностью языковыми, обладают телом ребёнка, но при этом понимают, что мы говорим..."
Ф.Дольто, "Ребёнок зеркала" (семинар Ж.-Д.Назьо, посвящённый книге Ф.Дольто "Бессознательный образ тела")

Добавлено спустя 21 час 43 минуты 32 секунды:

Вот ещё отрывок из этой книги. Не концентрируя внимание на том, что пример приводится для обоснования специфического момента психоанализа, прочитайте эту историю как интересный пример того, каковы пределы памяти человека. Эта история - в материалистическом формате, и даже в этом формате мы получаем свидетельство неограниченности человеческой памяти.

"Обратимся для примера к замечательной истории подростка, больного шизофренией, страдавшего от жесточайшей бессонницы и фобий. Он боялся всех предметов, имеющих острую форму, даже обычного карандаша, видя в них орудие, способное колоть и разрушать. В начале лечения я не знала, что в действительности он был приемным ребенком. Затем я поняла, что его фобия уколов восходила к попытке матери сделать аборт или, по крайней мере, желание сделать аборт было кем-то высказано. Я отчетливо помню тот сеанс, когда мне удалось уговорить его взять карандаш и уколоть мою руку, чтобы убедиться, что я от этого не умру. Следующий сеанс был настолько важен для анализа ребенка и труднопереносим для меня, что я, не задумываясь, могла бы считать его последним, как будто все предшествующие сеансы были всего лишь подготовкой к этому критическому моменту. В этот день он никак не мог решиться сесть, прыгал с ноги на ногу, а потом вдруг разыграл мелодраму на два голоса. Он стал говорить двумя голосами: один голос, высокий и жалобный, и еще другой, агрессивный. Первый говорил: «Мама, я хочу его оставить, ну да, я хочу его оставить», а второй отвечал: «Нет, шлюха, проклятая шлюха, его у тебя не будет! Если ты его оставишь, я задушу тебя вот этими руками!» Я была потрясена, услышав подобные слова от мальчика тринадцати лет, который, похоже, не знал, о чем говорит. Я сама шаталась, как дерево во время землетрясения, и могла слышать лишь один, настойчиво повторяющийся вопрос: «Что же все-таки этот ребенок мог пережить?»
Несколько дней спустя мне звонит приемная мать: «Мадам Дольто, мне совершенно необходимо с Вами встретиться, произошло нечто необычайное. Когда мальчик вернулся с сеанса, он быстро поел, а потом проспал, не переставая, тридцать шесть часов. Я решила, что он заболел или выпил какие-то таблетки, и вызвала врача; он меня успокоил, объяснив, что нет ничего страшного в том, что он спит». Еще я узнала, что, когда подросток проснулся, он был удивлен тем, что пропустил школу; как будто он пробудился от какого-то сна вне времени.
Я прошу мать прийти и даю ей понять, что она забыла рассказать мне нечто важное о жизни этого ребенка. Постепенно она поняла, что слова, прозвучавшие на последнем сеансе, послужили причиной столь долгого сна. Я ей повторила слова, сказанные ее сыном во время сеанса. Они произвели очень тяжелое впечатление. Плача, она воскликнула: «Нет, мадам, не говорите так! Это правда, я Вам солгала, если бы я сказала правду, вся моя жизнь была бы сломана. Теперь я могу Вам сказать: все наши дети — приемные, я бесплодна». Она мне рассказала, при каких обстоятельствах усыновила этого мальчика, своего старшего сына. «То, что я услышала в тот день, — сказала она, — не знает никто на свете, даже мой муж. Как могло случиться, что мой сын, такой маленький, мог услышать эти слова?» Когда она пришла в клинику, чтобы усыновить ребенка, она услышала спор двух женщин за перегородкой, родной матери и бабушки по линии матери. Ребенку в этот момент было всего лишь сорок восемь часов. Вы представляете, какой опыт надо пережить, чтобы сохранить энграммы произнесенных слов, которые могли иметь для ребенка только один смысл, наслаждение от пожелания смерти в адрес его существа. На уровне собственной телесной схемы он наслаждался запретом жить, запретом развивать в жизни во внешней среде внутриутробную схему тела плода. Смертоносные слова были записаны в схеме тела и могли быть вынесены наружу только при условии переноса, то есть через высказанные им слова и эмоцию, которую испытала я.
Когда я снова встретилась с мальчиком на следующем сеансе, он был в состоянии полного умиротворения. Когда он сказал мне, что хорошо отдохнул, я спросила, помнит ли он свои слова во время прошлой встречи: «Нет, мадам, я ничего Вам не говорил». Видя, что он не помнит, я решила рассказать ему, стремясь все изображать, историю борьбы двух женских голосов. Когда он ушел, у меня осталось ощущение, почти что уверенность, что он оставил все сверх-Я".


Добавлено спустя 2 минуты 18 секунд:

Становится понятно, что за каждое слово, произнесённое рядом с ребёнком (а я бы добавила - и с ещё не родившимся ребёнком), мы находимся в высочайшей ответственности.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Ср Сен 14, 2011 11:06 pm   

А вот - "обратная связь". Правда, рассказывает об этом человек, оглядываясь на многие десятилетия назад, но я готова поверить, что воспоминание - из области тех, полудетских переживаний, не приукрашенное спустя годы.

"Я была настолько переполнена своей сложной, многостепенной жизнью, увлечениями, прочитанными книгами, мы так интенсивно общались, столько времени на это уходило, что я как-то упустила родителей из поля зрения. И до сих пор, хотя прошло уже шестьдесят лет, без жгучего стыда не могу вспомнить, например, что в день, когда я праздновала свои семнадцать лет и ко мне должны были прийти ребята, мамы почему-то не было, а был папа, и он собирался уйти, но я чувствовала, что ему хотелось бы ненадолго остаться и сесть с нами за стол. Но я ему этого не предложила. И он ушел. И вот то, что я ему не предложила побыть немножко с нами, — одно из самых мучительных моих воспоминаний. Тем более что он потом так скоро умер. В общем, это возраст, когда самопознание, самоутверждение, становление личности настолько переполняет, что происходит какое-то отторжение от родителей. Вот с Петром Яковлевичем Дорфом, которого Дезик в нашем увлечении античностью смешно прозвал «Петракл», — вот с ним я была готова болтать целые вечера. А дома на это как бы не хватало времени. Или каких-то душевных сил, не знаю. Это было тем более нехорошо, что я понимала, что папа, с одной стороны, болен, с другой — очень тревожится, что папа и мама боятся ареста. В общем, что ситуация крайне напряженная. И отношения у них, насколько я, не вникая, все же понимала, какие-то тоже напряженные. Судя по тому, что они не ездили вместе отдыхать, я понимаю, что не очень у них заладились отношения, хотя в доме царил мир и была единая совместная жизнь, но мне казалось, что мама страдает от того, что папа как-то не смог ни забыть, ни простить того, что было. Но я не сознательно, а подсознательно как-то от всего этого уходила, жила другим в те годы. И так как все-таки они были вместе — не вместе, но все же вдвоем, я как бы считала, что имею право жить своей жизнью. Сейчас я об этом вспоминаю с ужасом, со стыдом. Конечно, я недодала любви и нежности папе. Я помню, он мне вдруг сказал, когда я подошла его поцеловать, на фоне этих бесконечно гаснущих окон: ты должна знать, что ты мне дороже всего на свете. И я ответить на это настоящим каким-то откликом не смогла. Тогда. Потом смогла, но потом было уже поздно. Как часто бывает".
"Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана"

С раннего детства человек не только принимает подарки взрослых в виде их чувств и опыта, но и сам способен одарить взрослых. А 17 лет, о которых рассказывает Лунгина - уже равный родительскому по духовным возможностям возраст. И духовный обмен происходит уже на равных.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Вс Окт 16, 2011 12:41 pm   

Цитата:
19. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я вообще буду бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.

Цитата:
23. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
24. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

Цитата:
32. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
...
34. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану ваши другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
35. Мне важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.


Читала однажды в сети профессиональное исследование психолога, посвящённое трудным подросткам. К сожалению, не сохранила адрес работы. Запомнила два аспекта, способствующие развитию у ребёнка антисоциальных качеств.
Один касался школы. Все дети, участвовавшие в исследовании, учились у педагогов, практикующих обращение к ученикам по фамилии. Создаваемая дистанция и "обезличивание" школьника делали своё дело - контакт с учеником уничтожался.
Это имеет отношение и к другому аспекту - из жизни семьи подростка. Как правило, трудные подростки вырастают в семьях, где ни в общении, ни в поступках членов семьи нет категории "чувство собственного достоинства". То есть эти дети растут, не получив понятия "честь".

В связи с этим моментом я и выбрала сейчас эти пункты "памятки родителям".

! Мила:
Эта ветка будет иметь продолжение по новому адресу http://forum.arimoya.info/threads/Памятка-родителям-от-ребенка.12/#post-18889
Сохраните ссылку.
Приглашаю вас на новый сайт.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Психология Часовой пояс: GMT + 3
 
Всё на одной странице

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий