МОЛЧАНИЕ БУДДЫ
Странник Ваччхаготта подошёл к Будде и спросил:
"Достопочтенный Готама, существует ли Атман ?"
Будда промолчал.
"Так достопочтенный Готама, Атман не существует?"
И снова промолчал Будда.
Ваччхаготта поднялся и ушёл.
После его ухода Ананда спросил Будду, почему тот не ответил
на вопрос.
"Ананда, если бы я , спрошенный странником Ваччхаготтой:
"Существует ли Я ", ответил: " Я существует", то это было бы принятием
стороны тех отшельников и брахманов, которые придерживаются учения о
вечности (сассата-вада).
И Ананда, если бы я , спрошенный странником Ваччхаготтой: " Я не
существует", ответил: " Я не существует", то это было бы принятием
стороны тех отшельников и брахманов, которые придерживаются учения
об уничтожении (уччхеда-вада).
И снова, Ананда, если бы я , спрошенный Ваччхаготтой:
"Существует ли Я ?", ответил: " Я существует", было бы это в согласии с
моим знанием того, что все дхаммы лишены Я ?"
"Конечно нет, господин".
И снова, Ананда, если бы я , спрошенный странником: " Я не существует?",
ответил: " Я не существует", это еще более сбило бы с толку уже сбитого с
толку Ваччхаготту. Ведь он бы подумал; "Раньше действительно у меня
был Атман (" я "), но теперь у меня его нет ".
(пересказ из Агги-ваччхагота-сутта)
ПРИТЧА «ОБ ЭТОМ НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТ ПРЯМО»
Однажды к Будде пришел человек и, коснувшись его ног, спросил, есть ли Бог?
Будда посмотрел на него пристально и сказал:
- Когда я был молод, я очень любил лошадей и различал четыре типа. Первый — самый тупой и упрямый, сколько ее не бей, она все равно не будет слушаться. Таковы и многие люди. Второй тип: лошадь слушается, но только после удара. Много и таких людей. Есть и третий тип. Это лошади, которых не нужно бить. Ты просто показываешь ей хлыст и этого достаточно. Еще существует четвертый тип лошадей, очень редкий. Им достаточно и тени хлыста. Говоря все это, Будда смотрел в лицо человеку. Затем он закрыл глаза и замолчал. Человек тоже закрыл глаза и сидел в молчании с Буддой. При этом присутствовал Ананда и что-то внутри него стало протестовать.
Он решил: «Это уж слишком! Человек спрашивает о Боге, а Учитель говорит о лошадях». Рассуждая таким образом внутри себя, Ананда не мог не видеть, какая воцарилась тишина, какое великое молчание! Оно было почти осязаемым. Ананда смотрел на лица Будды и человека, переживавшего трансформацию прямо у него на глазах! Будда открыл глаза, а человек просидел в таком состоянии еще час. Лицо его было умиротворенным и светлым. Открыв глаза, человек коснулся ног Будды с глубокой признательностью, поблагодарил его и ушел.
Когда он вышел, Ананда спросил Будду:
- Для меня это непостижимо! Он спрашивает о Боге, а ты говоришь о лошадях. Я видел, как он погрузился в глубокое молчание. Как будто он прожил с тобой много лет. Даже я никогда не знал такого молчания! Какое единение! Какое общение! Что было передано? Почему он так благодарил тебя? Будда ответил:
- Я говорил не о лошадях. Я говорил о Божественном. Но об этом нельзя говорить прямо. Когда я увидел, на какой лошади он приехал, я понял, что такую лошадь мог выбрать только истинный ценитель. Вот почему я заговорил о лошадях. Это был язык, который он мог понять, и он понял его. Он редкий человек. Ему было достаточно и тени хлыста. И когда я закрыл глаза, он понял, что о высшем говорить нельзя, о нем можно только молчать; и в этом молчании Оно познается. Это трансцедентальный опыт и он находится за пределами ума. _________________ Максим
|