Святые заступники: Брахма Нарада, Архангел Гавриил Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011)

Три вещи не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и упущенная возможность.
(Арабская пословица)

 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Святые заступники: Бодхисаттва Гуаньинь, ангел

Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.

Бродский однако
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След. [Всё]

 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Искусства -> Литература
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Ср Май 20, 2009 2:05 am   

Ярослав писал(а):
Я-то тут при чём? Тебе видно, ты и отвечай. Я, что ли, виноват, если ты видишь... по-своему?

А кто виноват что по-своему (так, как приятней для твоего самолюбия) видишь ты?
Слова написаны, их смысл не закодирован ...
Ярослав писал(а):
Как это может грозить моей самооценке? Как?! - объясни дураку.

Если "дураку" - так надо ли? Laughing
Установка "меня понимают неправильно" к понижению самооценки может и не вести. Добавочка - "у них есть основания понимать меня именно так" уже чревата...
Ярослав писал(а):
Да почему я должен видеть собственную упёртость в "это", когда её нет? Я пишу - нет: не противопоставляю я интеллект эмоциям, что истина не в этой плоскости, а по вертикали. А ты - нет, противопоставляешь!..

Ага-ага. Можно, знаешь ли, нацепить на себя шляпу и ходить в ней приговаривая "я не в шляпе, я не в шляпе". Очень убедительно получается ...
Ярослав писал(а):
Смотри, не лопни только.

В желании, чтоб тебе верили без сколько-нибудь серьёзных оснований ...
А мне с чего бы?
Ярослав писал(а):
Чего? Где это?

Ярослав писал(а):
Рауха писал(а):
Если кому-то не нравиться - так это дело вкуса.
На "дело вкуса" можно списать всё в искусстве. Доказательств нет. Вернее, эти доказательства в руках Времени и Высшего Судьи. Каждый из нас озвучил свою позицию: максимум, что мы можем сделать. Остальное приложится и станет видно по мере прохождения...

И затем сразу -
Ярослав писал(а):
Вечность Бродского (и его последователей) враждебна и этому солнцу и всей системе, ни в каком строительстве общего Храма не участвует, но разъедает его основы и смертельно опасна для духовной атмосферы и читателя, и самого Языка.
Разные есть вечности...

Это вместо того, чтоб просто "не вижу я в Бродском позитива"....
В чём негативность при этом - более чем смутно.
В переизбытке "апполонизма"? А такое тогда куда? -



Цитата:
Ничего не остыну! Вообще забудьте!

Я помышляю почти о бунте!

Не присягал я косому Будде,

за червонец помчусь за зайцем!

Пусть закроется - где стамеска! -

яснополянская хлеборезка!

Непротивленье, панове, мерзко.

Это мне - как серпом по яйцам!



37



Как Аристотель на дне колодца,

откуда не ведаю что берется.

Зло существует, чтоб с ним бороться,

а не взвешивать в коромысле.

Всех скорбящих по индивиду,

всех подверженных конъюнктивиту, -

всех к той матери по алфавиту:

демократия в полном смысле!



38



Я люблю родные поля, лощины,

реки, озера, холмов морщины.

Все хорошо. Но дерьмо мужчины:

в теле, а духом слабы.

Это я верный закон накнокал.

Все утирается ясный сокол.

Господа, разбейте хоть пару стекол!

Как только терпят бабы?


Приведённые тобою стихи про муху (а на самом деле, понятно, про старость и усталость от жизни) наредкость позитивны. Чтоб ты хотел противопоставить такому лёгко-ироничному, в меру отсранённому и в меру же сочувственному отношению?
Короче, за сей твоей размашистой антибродской риторикой заметны только две вещи. Что лично тебе не нравиться поэзия Бродского (не более чем лично тебе), и что ты не скупишься на широчайшие и эмоциональнейшие вывводы дабы придать увесистость своей личной оценке.
Ярослав писал(а):
И упрекал, кстати, в нежелании всем всё доказать.

В желании чтоб тебе верили безо всяких оснований тебя упрекать, понятно, уместней ...

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ярослав
Гость





СообщениеДобавлено: Ср Май 20, 2009 2:16 am   

Рауха писал(а):
В желании чтоб тебе верили безо всяких оснований тебя упрекать, понятно, уместней ...
Нет у меня желания, чтобы мне все верили. Я пишу для людей, близких мне по духу. От общения с тобой хочется на воздух... С меня, пожалуй, хватит: перебрал... Нужно передохнуть.

Вот более полная версия цитаты, которой я закончил "манифест" и которой заканчиваю диалог с тобой:

"Все другие различия и противоположности бледнеют перед разделением ныне людей на друзей и врагов слова. Подлинно агнцы и козлища. Я чувствую почти физически нечистый козлиный дух, идущий от врагов слова. Здесь вполне уместен аргумент, приходящий последним при всяком серьезном разногласии: мой противник дурно пахнет." (Мандельштам. "Слово и культура.")

К началу темы
  Ответить с цитатой                
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Ср Май 20, 2009 2:32 am   

Ярослав писал(а):
Нет у меня желания, чтобы мне все верили. Я пишу для людей, близких мне по духу. От общения с тобой хочется на воздух... С меня, пожалуй, хватит: перебрал... Нужно передохнуть.

Вот более полная версия цитаты, которой я закончил "манифест" и которой заканчиваю диалог с тобой:

"Все другие различия и противоположности бледнеют перед разделением ныне людей на друзей и врагов слова. Подлинно агнцы и козлища. Я чувствую почти физически нечистый козлиный дух, идущий от врагов слова. Здесь вполне уместен аргумент, приходящий последним при всяком серьезном разногласии: мой противник дурно пахнет." (Мандельштам. "Слово и культура.")

Как обычно, убедительно ...

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фёдор



Зарегистрирован: 25.09.2007
Сообщения: 1701

СообщениеДобавлено: Ср Май 20, 2009 12:40 pm   

Ахтырский писал(а):
Ярослав писал(а):
надо уметь отличать интеллектуальное от духовного.

Точно так же надо уметь отличать эмоциональное от духовного.

Ярослав писал(а):
Само собой. Но сводить (в восемьдесят восьмой раз говорю!) предмет разговора на "противостояние" (????) интеллектуального и эмоционального - значит (намеренно!) сводить объём в плоскость.

Ахтырский писал(а):
Ярослав писал(а):
многие вещи Баратынского умом писаны, а не сердцем (не путать с эмоциями: сердце - духовный центр человека).

Вот - ты и сам это уточняешь.
Ярослав писал(а):
В который раз, заметь. Толку-то? Чем больше уточняю, тем настойчивее меня пытаются загнать в идиотскую схему.


Не буду Вас никуда загонять. Просто уточню. Вы отличаете "интеллектуальное" от "духовного". Но духовное может находить выражение в ителлектуальном, хотя им, конечно же, не исчерпывается (точно так же духовное может находить выражение в эмоциональном). Поэтому, отличая духовное от интеллектуального, совсем необязательно видеть там, где есть это самое интеллектуальное, его преобладание над духовным.

Утверждение, что "сердце - духовный центр человека" кажется слишком категоричным - если понимать это высказывание в том смысле, что сердце - это единственный центр (на что обратили внимание Ваши оппоненты - раньше всех - Лис). Можно вспомнить Кузанца, который говорил, что Бог подобен кругу, центр которого везде. И можно сказать, что как у подобного Богу микрокосма, у человека духовный центр - везде, а не только в сердце. Не буду перечислять все те метафизические органы, в которых может находиться это доброполучный центр (дабы не попасть под нож цензуры форума и не накликать на себя обвинений в непристойности со стороны его ревнителей). Но все же скажу, что ум може быть ничуть не меньшим духовным центром, чем сердце. А с рассудком (интеллектом, манасом) уж скорее связан именно ум, чем сердце. Так что интеллектуализм в поэзии (даже если он там вполне прослеживается) не может быть доказательством ее духовного падения или, тем паче, свидетельством подмены духовного "интеллектуальным".

Можно, конечно, сказать, что поэзия - это не наука. А потому в ней не должно преобладать "интелектуальное" над... Над чем? Опять над "духовным"? Да, над духовным - не должно. Но, повторюсь, в интеллектуальной поэзии дух может находить выражение в ничуть не меньшей степени, чем в поэзии "сердечной".

Есть еще и вопрос границ. Где проходит водораздел между эмоциональным и интеллектуальным; и между тем и другим - с одной стороны, и духовным - с другой? Уважаемый Вами (и мной) Бердев отмечал, что его философия эмоциональна, что вообще любая настоящая философия может быть тольло эмоциональной. Что, естественно, не предполагает отсутствие в ней интеллектуального начала. Примерно то же можно сказать и о поэзии - т.с., с другой стороны. Настоящая поэзия не может исключать интеллектуальный компонент. Уже хотя бы потому, что любое слово - это еще и определение, а не только образ.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Ярослав
Гость





СообщениеДобавлено: Ср Май 20, 2009 2:43 pm   

Рауха писал(а):
Как обычно, убедительно ...
На этот раз - даже слишком. Вынудил.

Фёдор Синельников, всё правильно; я поэтому и предлагал в этой ветке сравнить Бродского, например, с Мандельштамом или Анненским.
Пушкин (по Мандельштаму опять же) самый труднодоступный поэт в русской литературе: слишком легко его проскользить по поверхности... Поэтому проще взять поэта, у которого интеллект (ум) не скрыт в глубине, как у Пушкина, а явен. Но и у Мандельштама, и у Хлебникова (у этого поэта, впрочем, не всегда) есть "внутреннее солнце" (Ильин это называл "художественным предметом"), а у Бродского такого солнца нет. В этом и есть подмена. (Я уж не говорю о Лермонтове - там огонь! несмотря на весь его холодный скепсис и жестокий ум.)

Сердце - конечно, не единственный духовный центр. Но речь ведь идёт о русской поэзии, о русском языке. А в нашей традиции - именно сердце центр: это признак душевности, стихийности, всемирной отзывчивости, женственности (то, что тысячелетиями воспитывалось в народе, для выполнения им своей миссии в будущем).

К началу темы
  Ответить с цитатой                
Фёдор



Зарегистрирован: 25.09.2007
Сообщения: 1701

СообщениеДобавлено: Ср Май 20, 2009 3:11 pm   

Ярослав писал(а):
Но речь ведь идёт о русской поэзии, о русском языке. А в нашей традиции - именно сердце центр: это признак душевности, стихийности, всемирной отзывчивости, женственности (то, что тысячелетиями воспитывалось в народе, для выполнения им своей миссии в будущем).
Но в таком случае, почему бы не рассматривать поэзию Бродского как новый феномен, возникший в результате диалога культур - Русской и Западной? (Если уж Вы видете в Бродском как поэте прежде всего представителя западного интеллектуализма). Но можно ли рассматривать такой диалог как однозначно негативный для российской словесности?

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Ярослав
Гость





СообщениеДобавлено: Ср Май 20, 2009 5:07 pm   

Фёдор Синельников, такой диалог лучше просматривается в поэзии Мандельштама (не говорю уже об Андрееве). Бродский представитель того направления "западного интеллектуализма" (индивидуализма), которое убивает (обескрыливает) и саму западную культуру, с представителями которой доводилось общаться: у них такого пиетета к Бродскому, как у нашей "протестной советской интеллигенции" и близко нет. Они и в своей культуре видят эту опасность. А уж привитая на русскую почву... - это двойное уродство.

К началу темы
  Ответить с цитатой                
Alta



Зарегистрирован: 29.09.2008
Сообщения: 2518

СообщениеДобавлено: Ср Май 20, 2009 5:11 pm   

Возвращаюсь сюда, чтоб не засорять дальше Ярославу ветку с манифестом...но меня не оставляет ощущение что я плохо обьяснила свою позицию, так что попробую еще раз. Буду рада если Ярослав прочитает и попробует меня понять, хотя на ответе не настаиваю.

Когда я шучу на тему сердца/почек/желудка/сами-знаете-чего, то я не подвергаю сомнению сердце как духовный центр (это действительно распространенный символ...ну пусть будет духовный центр, не суть), а интерпретации человека - что именно говорит ему сердце, и оно ли это на самом деле. Вот Ярослав кажется на меня обиделся, что я "заподозрила его в неосознанных эмоциях" - и я действительно, по умолчанию подозреваю, и не лично его, а более или менее всех начиная с себя. Мало ли кто нам сигналы подает и сердцем прикидывается. Я знаю, как мировосприятие, очень глубоко - вплоть до ценностных систем, может меняться, например, от изменения гормонального баланса, или от курса антидепрессантов...Что, вы никогда не принимали, например, желание за любовь? Личную обиду за праведный гнев? и не один ваш идеал не оказывался бутафорским? Поскольку мои ответы, например, "да" по всем пунктам, то я не уверена в своем умении отличать чувства от эмоций. И в чужом, соответственно. Может несправедливо, и это чисто моя аберрация.
...для меня, есть, будем считать для простоты, три равнозначных индикатора: чувства, разум, и мнение ценностной референтной группы людей. Чтоб принять новую концепцию, в ее сторону должны указывать хотя бы два из трех, но даже несовпадение в одном нельзя игнорировать, а надо над ним медитировать ("исчо думать"). Именно это, а не творчество поэта И. Б., я имела в виду, когда говорила про то что "по хорошему не должно быть разницы между астралом и менталом".

Разумеется глупо просить доказательств для духовных прозрений. Хотя Ярослав именно так обращенные к нему реплики и воспринимал, по-моему "доказать" никто не просил: просили привести примеры и ход мыслей (впечатлений? чувств?) чтоб лучше понять смысл телеги. Есть большая разница между просьбами "доказать", и продемонстрировать как в изложенную телегу укладываются факты, которые поверхностная логическая пристрелка идентифицирует как противоречащие. Разберем один пример в случае с Бродским: есть заявление что он относился к Пушкину с "плохо скрытой ненавистью". Оппонент (я) подтверждений этого не знает, зато помнит несколько моментов в в эту интерпретацию не укладывающихся. Приводит их - типа "а как в вашу картину ложится вот это"? А в ответ: "не требуйте от меня доказательств".

Получается, что для принятия концепции нужно впрямую игнорировать известные факты...ведь никакой помощи в их альтернативной интерпретации или информации ты от автора телеги не получаешь. На дополнительный вопрос, или предложенную альтернативную телегу ответ будет "что нам логика!". Вот Федор предложил вариант интерпретации, я могу еще подкинуть (например: Бродский - носитель светлой миссии, не исполненной в связи с эмиграцией, потерей связи с российской душой и почвой, и как результат - ухода в интеллектуализм и индивидуализм) - не важно, потому что, если мы слушаем только "сердце", у нас нет никакого общего аппарата чтоб обсудить или сравнить эти теории. "А неувязочки ваши нам по фигу". Тогда какое может быть вообще обсуждение. Только "о, как верно" или "о, как печально"...


_________________
А Баба-Яга против!
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Евгений



Зарегистрирован: 09.09.2007
Сообщения: 1401
Откуда: Оренбург - Подмосковье

СообщениеДобавлено: Ср Май 20, 2009 5:35 pm   

Alta писал(а):
а интерпретации человека - что именно говорит ему сердце, и оно ли это на самом деле.

Alta писал(а):
Мало ли кто нам сигналы подает и сердцем прикидывается.

Да, Вы совершенно правы, Alta. Тут уже особая утонченность и искушенность нужна, чтобы в некоторые моменты отличить где сердце говорит, а где под него косят. Но когда этот центр развит - он фальш чувствует прекрасно под любыми ликами и соусами, а, соответственно, на искреннее откликается всей своей благодарной полнотой.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Ярослав
Гость





СообщениеДобавлено: Ср Май 20, 2009 5:36 pm   

Alta, эта тема уже обыграна со всех сторон (интеллект-эмоции-сердце-дух-душа и пр.) в диалогах с Митей и Фёдором - какой смысл возвращаться к ней опять?
Что, в приведённых именах в эссе, кроме Бродского, интеллект хромает, эмоции заглушают дух?

Что же касается подтверждения моих выводов текстами самого И.Б., я уже просил у Вас прощения (но это Вы "мудро" обошли вниманием, чтобы не портить предложенную мне "прокрустовую кроватку") и просил поверить на слово, что мои выводы не с потолка взяты, что 10 лет назад я посвятил творчеству Бродского достаточно времени и сил (уверяю Вас, гораздо больше, чем здешние его "защитники") - первый вариант "манифеста" написан как раз тогда; что возвращаться опять и погружаться на месяцы в эту "букву" я не могу, поэтому не пишу литературоведческую статью (без цитат и примеров - голословную и глупую).

Но некоторыми своими размышлениями о судьбах русской поэзии и связи языка с историей хочу поделиться - в таком "декларативном" жанре, который позволяет обойтись без цитат и примеров. Это не исследовательская работа! Вы же не требуете развёрнутых аргументов от каждой строки поэмы, почему же здесь Вам их так хочется видеть? Это убьёт жанр.
А писать книгу о Бродском я не хочу (не моё это!). Если моя позиция Вам чужда, так что в этом такого страшного? Я озвучил свою, Вы свою, читатели прочли и выбрали своё... Почему так Вам "печально" стало?

На счёт "ненависти к Пушкину" - да, читал я тексты интервью с Бродским (и не одно) на эту тему, помню такие выражения: "салонный поэт", "неглубокий" (а копать сейчас Сеть - чтобы кому-то чего-то доказать - не хочу). Я полагаюсь на внутреннюю свободу читателя (причём читателя, знакомого с творчеством поэтов, о которых речь, в полном объёме и не нуждающемся в цитатах), свободу - не требующую доказательств и не нуждающуюся во внешнем убеждении. Пишу для близких по духу людей, кидаю бутылку в море... Каждый пишет, как умеет. Почему Вас так это напрягает: вы же либералы (от слова "свобода")?

К началу темы
  Ответить с цитатой                
Alta



Зарегистрирован: 29.09.2008
Сообщения: 2518

СообщениеДобавлено: Ср Май 20, 2009 5:44 pm   

Ярослав
Спасибо за развернутый ответ. Меня "напрягает" совершенно не разница во мнениях, а скорее невозможность для меня диалога с Вами внутри заданных Вами рамок.


_________________
А Баба-Яга против!
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ярослав
Гость





СообщениеДобавлено: Ср Май 20, 2009 5:51 pm   

Alta, ну люди так устроены: не все могут вести диалог друг с другом. Скажу больше, диалог (в точном смысле слова) возможен только между близкими по духу. Для остальных случаев придумана "вежливость".
Но мы ведь тут не друг с другом диалоги ведём Very Happy Это лишь форма - "диалог" (Платон придумал) - а для читателей пишем... и для будущего Very Happy

К началу темы
  Ответить с цитатой                
Лис



Зарегистрирован: 21.11.2008
Сообщения: 1979

СообщениеДобавлено: Ср Май 20, 2009 8:01 pm   

Ярослав, тебе! Вспомни как хороша была твоя первая статья. О трёх ключах. Сейчас другой дух. Может тогда у тебя техники по меньше было?

"Я заражен нормальным классицизмом.
А вы, мой друг, заражены сарказмом.
Конечно, просто сделаться капризным,
по ведомству акцизному служа.
К тому ж, вы звали этот век железным.
Но я не думал, говоря о разном,
что, зараженный классицизмом трезвым,
я сам гулял по острию ножа.

Теперь конец моей и вашей дружбе.
Зато -- начало многолетней тяжбе.
Теперь и вам продвинуться по службе
мешает Бахус, но никто другой.
Я оставляю эту ниву тем же,
каким взошел я на нее. Но так же
я затвердел, как Геркуланум в пемзе.
И я для вас не шевельну рукой.

Оставим счеты. Я давно в неволе.
Картофель ем и сплю на сеновале.
Могу прибавить, что теперь на воре
уже не шапка -- лысина горит.
Я эпигон и попугай. Не вы ли
жизнь попугая от себя скрывали?
Когда мне вышли от закона "вилы",
я вашим прорицаньем был согрет.

Служенье Муз чего-то там не терпит.
Зато само обычно так торопит,
что по рукам бежит священный трепет,
и несомненна близость Божества.
Один певец подготовляет рапорт,
другой рождает приглушенный ропот,
а третий знает, что он сам -- лишь рупор,
и он срывает все цветы родства.

И скажет смерть, что не поспеть сарказму
за силой жизни. Проницая призму,
способен он лишь увеличить плазму.
Ему, увы, не озарить ядра.
И вот, столь долго состоя при Музах,
я отдал предпочтенье классицизму,
хоть я и мог, как старец в Сиракузах,
взирать на мир из глубины ведра.

Оставим счеты. Вероятно, слабость.
Я, предвкушая ваш сарказм и радость,
в своей глуши благословляю разность:
жужжанье ослепительной осы
в простой ромашке вызывает робость.
Я сознаю, что предо мною пропасть.
И крутится сознание, как лопасть
вокруг своей негнущейся оси.

Сапожник строит сапоги. Пирожник
сооружает крендель. Чернокнижник
листает толстый фолиант. А грешник
усугубляет, что ни день, грехи.
Влекут дельфины по волнам треножник,
и Аполлон обозревает ближних --
в конечном счете, безгранично внешних.
Шумят леса, и небеса глухи.

Уж скоро осень. Школьные тетради
лежат в портфелях. Чаровницы, вроде
вас, по утрам укладывают пряди
в большой пучок, готовясь к холодам.
Я вспоминаю эпизод в Тавриде,
наш обоюдный интерес к природе,
всегда в ее дикорастущем виде,
и удивляюсь, и грущу, мадам."


_________________
и делов - то
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype-имя
Alta



Зарегистрирован: 29.09.2008
Сообщения: 2518

СообщениеДобавлено: Ср Май 20, 2009 8:48 pm   

Лис, по поводу "Пушкин -- что-то-там русской поэзии".
А мне и Пушкина жалко. Бедный Александр Сергеевич в каждой бочке затычка...кто и для чего только его не записывает в союзники.

В качестве противовеса штампам, да простят мне уважаемые собеседники, процитирую куски из той Губеровской статьи, которую упоминала в своем первом посте этой ветки.
Цитата:

Знаменитые критики и великие писатели, говорившие о Пушкине, высказали множество глубоких и плодотворных мыслей по поводу его поэзии. Разбирая „Евгения Онегина", Белинский об'яснил русскому читателю, каким должен быть нормальный, здоровый брак, а Достоевский в известной речи превознес до небес главнейшую русскую добродетель—смирение. К несчастию, у Пушкина имелись свои собственные понятия о браке, выраженные, между прочим, и в „Онегине" и отнюдь не согласные со взглядами Белинского, а славянофильского смирения у него совсем не было.

Отзываясь на Пушкинское празднество 1880 года, Константин Леонтьев писал: „Ново было в речи г. Ф. Достоевского приложение этого полухристианского, полуутилитарного стремления к многообразному, чувственному, воинственному, демонически пышному гению Пушкина"

....
Цитата:
Русская духовная культура [xix в. - Alta] , а также и русская литература, ее выразившая, знаменуется следующими характерными чертами:

во-первых—этическая, учительная, проповедническая тенденция, утверждение и оправдание морального добра в мире и обличение морального зла;

во-вторых—тенденция социально - гуманитарная, сочувствие к слабым и угнетенным, искренний и последовательный демократизм;

в третьих—частью инстинктивная, частью сознательная и открыто выражаемая антипатия к государству и к неизбежным атрибутам его—принуждению и юридической нормировке;

в четвертых—черта, правда, не всеобщая, но все же чрезвычайно широко распространенная и для некоторых, наиболее интересных направлений русской мысли самая характерная — идейная вражда к Европейскому Западу, недоверие к его культуре, отвращение от его бытового уклада и его социально-политического строя;

наконец, в пятых—поскольку речь идет о литературном стиле и об эстетике—пренебрежение внешней формой во имя значительности содержания, отсутствие риторического элемента, культ простоты и непритязательности.

И вот, если не производить вопиющего насилия над Пушкиным, если не стремиться вычитать из его сочинений то, чего в них нет и никогда не было, то придется признать, что вся его литературная деятельность определяется свойствами диаметрально противоположными. Пушкин встает перед нами каким-то исключением, каким-то гениальным выродком в семье русских писателей.

Не ищите у него морали. Его муза воистину по ту сторону добра и зла. В его поэзии нет никакой этической проповеди, никакого учительства, никакого нравственного пафоса. Моральное прекраснодушие ему смешно, а моральный ригоризм чужд и непонятен.

Далее: это аристократ, верный всем предрассудкам своей касты. В юношеских стихах он довольно осторожно напал на крепостное право,—и „рабство, падшее по манию царя" вошло в хрестоматии. Но куда прикажете поместить статью, написанную в пору совершенной зрелости и содержащую весьма искусную апологию того же крепостного права? Нет решительно никаких оснований предполагать, что Пушкин готов был в данном случае покривить душой и писал не то, что думал.

Мало сказать, что Пушкин никогда, даже в отдаленной степени, не был врагом государства. Нет, он проявил себя настоящим фанатиком государственной идеи, совсем в стиле Карамзина. Даже незрелый, не установившийся либерализм его молодости окрашен в русские государственные цвета. А когда, после 1825 года, в политических воззрениях поэта совершился перелом, государственно-консервативные симпатии стали обозначаться все сильнее. Те, кто в наши дни стремится изобразить Пушкина тридцатых годов в виде тайного вольнодумца, не за совесть, а за страх примирившегося с существующим порядком вещей, оказывают плохую услугу его памяти. Правда, и в переписке, и в дневниках этого периода не трудно найти резкие отзывы о событиях и деятелях Николаевского царствования. Пушкин не умел и не хотел быть односторонним и добровольно слепым в политике (опять, как будто, не русская черта). Но восставая против злоупотреблений, он не позволял себе обращаться к их основе. Быть может, мы и не имеем права сказать, что неограниченное самодержавие казалось ему высшим идеалом государственного устройства. Говоря о политических и общественных взглядах Пушкина, вообще лучше избегать слова идеал. Но вполне очевидно, что сейчас же после декабрьского бунта он пришел к убеждению не только в неизбежности, но и в величайшей пользе для России Николаевского абсолютизма. И мысли этой остался верен до самой кончины.

Будучи крайним государственником и воинствующим патриотом, Пушкин тем не менее ни при каких обстоятельствах не выражал принципиальной, идейной вражды к Западной Европе. Если бы он дожил до славянофильской пропаганды, то, вероятно, не мало злых эпиграмм вырвалось бы у него по адресу Хомякова и его товарищей. Ему не пришлось ни разу, несмотря на пламенное желание, побывать за границей. Все же умственно он чувствовал себя в Европе, как дома. В области литературы исконные европейские сюжеты (например, сюжет Дон-Жуана) были ему вполне по плечу. Любое из его произведений можно перевести на иностранный язык, и оно будет одинаково доступно и англичанину, и французу, и испанцу.

Но отчего, в таком случае, Пушкин сравнительно мало известен европейскому читателю, гораздо меньше, чем Толстой, Достоевский, Тургенев?

Только потому, что успешно перевести Пушкина на чужой язык возможно, лишь сделавшись вторым Пушкиным. Не говорю уже, что адэкватный перевод стихов вообще невозможен. Но применительно к Пушкину невозможность усугубляется. Форма слишком много значит в его произведениях: она— эта форма—неотделимая от содержания и доведенная до высокой степени совершенства, являет собою не оболочку, а подлинное существо Пушкинской поэзии. Пушкин искренно изумился бы, если бы ему стали внушать, что, взяв перо в руки, надо думать о том, что писать, а не о том, как писать. Оба эти вопроса всегда предстояли ему слитые воедино.

crazy (ум зашёл за разум) bomb (щас лопну!) crazy (ум зашёл за разум)

ЗЫ: редакция не разделяет мнения автора статьи. Но это неважно.


_________________
А Баба-Яга против!
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лис



Зарегистрирован: 21.11.2008
Сообщения: 1979

СообщениеДобавлено: Ср Май 20, 2009 9:03 pm   

Alta писал(а):
Лис, по поводу "Пушкин -- что-то-там русской поэзии".

А мне и Пушкина жалко. Бедный Александр Сергеевич в каждой бочке затычка...кто и для чего только его не записывает в союзники.

Альта, я тоже хотел проальтикулировать по этому поводу: можно без кудрявого Арапа? ну пошло же? Алексанр Сергеевич сейчас с нами и смеётся...
Если я правильно тебя понял, то употребление этого имени мне режет слух. Не знаю как сказать... Он, А.С., другой что - ли ...

Добавлено спустя 4 минуты 46 секунд:

Наверно буду понят неправильно - Альта, мне близка твоя позишн.


_________________
и делов - то
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype-имя
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Искусства -> Литература Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След. [Всё]
Страница 6 из 9

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий