ХРИСТОС И АНТИХРИСТ: ЭВОЛЮЦИЯ СЦЕНАРИЯ
Эсхатологический мессианский миф, насколько можно судить, становится достоянием человечества только в осевую эпоху и в результате неиссякаюшего откровения продолжает существовать, развиваться и воздействовать на сознание и в наши дни. Одним из наиболее ярких примеров недавнего времени является творчество Даниила Андреева. На пытаясь сейчас установить источник и достоверность эсхатологических откровений, мы обратимся к их текстам, чтобы путём экзотерического прочтения, проследить эволюцию сценариев (последовательности предсказываемых событий) от пророчества к пророчеству. В центре внимания при этом окажется, прежде всего, центральная для развития данного сюжета ближневосточная библейская традиция.
Цель работы – реконструкция эсхатологического сценария как особого культурного архетипа, связанного с универсальными архетипами человеческого сознания. К последним, несомненно, относится развитие сюжета от изначального благополучия к глубокому кризису, крушению, яростной борьбе и гибели и через неё прорыву к новому сияющему миру(1) . И данный сюжет применительно к истории избранного народа мы можем обнаружить уже у самых ранних библейских пророков начиная с Амоса.
Первоначальный сюжет. Исайя (8 в. до н.э.).
Намеченный Амосом божий замысел об Израиле раскрывается во всей полноте в пророчествах Исайи. Сведя их сюжет к голой схеме, мы получим примерно следующее:
1. Моральный упадок и деградация, тотальная несправедливость (связываемая с ложной идеологией – многобожеством) констатируется как настоящее состояние общества (2).
2. Грядущей расплатой станет всесокрушающий ассиро-вавилонский поход. Падение Израиля, Финикии, Египта, Эфиопии. Разорение Иудеи(3) . Останется лишь остаток народа (праведники)(4) .
3. Возвращение надежды. Иерусалим поднимется под властью мессианского царя Эммануила, пришедшего из Галилеи (должен родится во времена Исайи) (5).
4. Иерусалим находится под божественным покровом и превращается в царство правды и справедливости, страну святых (6).
5. Осадившие его ассирийское войско гибнет в результате ужасающего катаклизма (божьего гнева) (7). Катаклизм сотрясает весь Ближний Восток (, меркнут светила(9) , пересыхают Нил (10) и Евфрат (11). Египет охвачен жестоким кризисом (12), мидяне разрушают Вавилон (которому не суждено больше быть восстановленным)(13) .Эдом будет уничтожен (14).
6. армия мессианского царя уничтожает и покоряет врагов Израиля (Эдом, Моав, Филастимлян) и совершает победоносный поход в Египет (видимо, временно оккупируя его)(15) .
7. евреи со всех стран рассеяния стекаются в землю Израиля (16). Ассирия, Египет, отстроенный (через 70 лет) Тир принимают культ Ягве (17) , Иерусалим становится духовным центром человечества (1.
8. наступает золотой век, пустыни орошаются, больные исцеляются, лица светлы как солнце (19).
Богатый образный ряд пророчеств способствовал развитию в дальнейшем ряда новых сюжетов: воскресение мёртвых костей, младенец играющий над норой аспида и т.д. К числу этих ярких образов относится образ возгордившегося вавилонского царя, который в дальнейшем будет применён как к антихристу так и к Сатане: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы.. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе' в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему".
Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней». (20)
Часть пророчеств (ассирийские завоевания) осуществляется ещё при жизни Исайи. В связи с благочестием иудейского царя Езекии и богохульством асирийцев остальные события были отсрочены(21) , а, видимо, в связи с отделением Вавилона от Ассирии, в качестве будущего завоевателя окончательно назван конкретно Вавилон(22) . Следующие за Исайей пророки дополняют его и уточняют детали.
1-я редакция. Иеремия (рубеж 7-6 вв. до н.э.).
1. моральная деградация, как факт.
2. возмездие: падение Иерусалима, 70-летний вавилонский плен народа(23) . Навуходоносор Вавилонский установит мировое господство(24) (в числе покорённых стран Египет, Мидия, острова)(25) .
3. очищение еврейского народа и возмездие врагам. Вавилон будет разрушен царями с севера (араратскими , минейскими, ашкеназскими и мидянскими), и вся Вавилония превратится навек в необитаемую пустыню(26) .
4. еврейский народ вернётся из плена, восстановит царство и заключит новый завет с Богом (27).
Пророчество о вавилонском завоевании и плене сбывается при жизни пророка. Позднее сбывается и предсказание о поражении Вавилона, возвращении части евреев в Палестину и восстановлении храма. Несбывшийся пункт о покорении вавилонским царём Египта переносится читателями в будущее: победоносный поход на Египет и последующая осада Иерусалима становится грядущим деянием Антихриста.
2-я редакция. Иезекииль (современник Иеримии).
Пророчество содержит дополнительные сведения о Навуходоносоре. - полное разорение не только Иудеи, но и её врагов – Эдома, Моава, Амона, Филастемлян. Египет разоренный Навуходоносором на 40 лет превратится в пустыню, а жители будут угнаны в рабство. После восстановления Египет останется слабым царством, Тир будет уничтожен окончательно.
Восстановленное израильское царство возглавит царь Давид, чьё царство продлится вечно.
На него обрушится варварское нашествие Гога царя Магога (где-то на севере, возможно в Малой Азии) с персами, эфиопами и ливийцами, киммерийцами и домом Тогарма (хетто-армянами). Эта огромная армия под Иерусалимом будет уничтожена Богом, (каменным градом, падающими скалами, потопом, огнём и серой).
Характер редакции: перенос событий пророчества Исайи на эпоху после возвращения евреев из Вавилонии. Место ассирийцев в качестве осаждающей Иерусалим армии и вакансию антихриста занимает Гог.
3-я редакция. Захария (6 в. до н.э.)
1.Сначала предсказывается восстановление храма (к чему непосредственно призываются современники), а уже затем потом явление Мессии верхом на ослице. Машиах в качестве царя-жреца установит мир и владычество Израиля от моря до моря и Реки (Евфрата). В это же время (в соответствии со сценарием Исайи) бедствия по морю, иссякнут реки, «смирится гордыня Асура и скипетр отнимется у Египта», наказание филастимлян и Тира, возвращение всех евреев (2.
Затем сценарий торжества неожиданно омрачается.
2. гибель трёх пастырей иудеев в один месяц, видимо насильственная смерть Мессии(29) . К власти приходит негодный пастырь (одноглазый и сухорукий) (30).
3. приход царей народов на Иерусалим и великая битва. Иерусалим падёт, но народ продолжит борьбу, раскаявшись в убийстве Мессии. Во время великой битвы произойдёт страшное землетрясение, вражеские войска уничтожает эпидемия. Победа остается за иудеями. Война носит характер очищение земли от идолов и лжепророков, гибель 2/3 народа (грешников), останутся праведники (31).
4. Иерусалим становится духовным центром человечества. Народы, не приносящие там жертвы Ягве в празник кущей, поражаются засухой (32).
Интересной подробностью является приход Илии (чтобы помазать Машиаха)
Таким образом, сюжет несколько усложняется: приход Машиаха и восстановление царства сменяется его гибелью(33) и деградацией царства, за которым следует приход армии «народов мира» и эсхатологическая битва.
продолжение http://rozamira.ws/myth-cultura/130-christvsanti
Примечания:
(1)Что, согласно исследованиями С. Грофа, соответствует дородовому опыту каждого человека (перинатальному циклу).
(2)Исайя 1.4.; 3.4-5, 9, 15-16 и др
(3)Исайя 7.17-25; 8.4;15-17; 20.3-4; 23; 3.17-25
(4)Исайя 4.3; 6.11-13
(5)Исайя 7.14-16; 9.1-7; 10
(6)Исайя :
4.2-6В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли - в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля.
3Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, 4когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня.
5И сотворит Господь над всяким местом горы' Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров.
6И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя.
11.1-91И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; 2и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ве'дения и благочестия; 3и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.
4Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого.
5И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина.
6Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.
7И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.
8И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.
9Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ве'дением Господа, как воды наполняют море.
10И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники,- и покой его будет слава.
30.19-29Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме; ты не будешь много плакать,- Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе.
20И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде; и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих; 21и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: "вот путь, идите по нему", если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево.
22Тогда вы будете считать скверною оклад идолов из серебра твоего и оклад истуканов из золота твоего; ты бросишь их, как нечистоту; ты скажешь им: прочь отсюда.
23И Он даст дождь на семя твое, которым засеешь поле, и хлеб, плод земли, и он будет обилен и сочен; стада твои в тот день будут пастись на обширных пастбищах.
24И волы и ослы, возделывающие поле, будут есть корм соленый, очищенный лопатою и веялом.
25И на всякой горе высокой и на всяком холме возвышенном потекут ручьи, потоки вод, в день великого поражения, когда упадут башни.
26И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы.
27Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий, 28и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи, чтобы развеять народы до истощания; и будет в челюстях народов узда, направляющая к заблуждению.
29А у вас будут песни, как в ночь священного праздника, и веселье сердца, как у идущего со свирелью на гору Господню, к твердыне Израилевой.
32.1-8Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону; 2и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей.
3И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать.
4И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно.
5Невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный.
(7)Исайя 10.5-19,25-34; 30.30-33; 31.4-9
(Исайя 27.12; 34.1-4
(9)Исайя 13.10;34.4
(10)Исайя 19.5
(11)Исайя 11.15-16
(12)Исайя 19.1-16
(13)Исайя 13.14-22; 14.22-23
(14)Исайя 34
(15)Исайя 11.14; 19.17-19
(16)Исайя 11.11-12
(17)Исайя 19.21-25; 23.17-18
(1Исайя 11.11-12; 2.2-4
(19)Исайя 35Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; 2великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего.
3Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; 4скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас.
5Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся.
6Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки.
7И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля - в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша.
8И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся.
9Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные.
10И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.
(20)Исайя 14.4-20
(21)Исайя 37.29-37; 38.5-4
(22) Исайя 39.6-7
(23)Иеремия 25.11
(24)Иеремия27.5-8
(25)Иеремия 46-49
(26)Иеремия 51
(27)Иеремия 23.5-6;31.31-33
(2Захария 9-10
(29) Захария 11.
(30) Захария 11.16 Ибо вот, Я поставлю на этой земле пастуха , который о погибающих не позаботится, потерявшихся не будет искать и больных не будет лечить, здоровых не будет кормить, а мясо тучных будет есть и копыта их оторвет.
17 Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! меч на руку его и на правый глаз его! рука его совершенно иссохнет, и правый глаз его совершенно потускнет.
(31)Захария 12-14
(32) Захария 14. 16-19
(33)Образ страдающего и гибнущего мессии появляется в это же время у Второисайи. Очевидно, становится ясно , что очищение вавилонским пленом было недостаточно. _________________ Максим
Последний раз редактировалось: Ондатр (Пн Окт 03, 2011 10:13 pm), всего редактировалось 2 раз(а) |