Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Ондатр
Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
Добавлено: Вс Май 10, 2009 9:12 am Чёрный властелин: Мифологическая традиция |
|
|
Если интересно, могу разместить здесь эту заметку (Александров М.М. мой обычный псевдоним )
Александров М.М.
Чёрный властелин: Мифологическая традиция.
Эта заметка посвящена образам «Князей тьмы», нашедшим позднейшее отражение в характерном для христианства архетипе Сатаны. Речь идёт о четырех или пяти тёмных богах, самостоятельные образы которых, в той или иной степени, прослеживаются во многих мифологических традициях.
1.Подземный царь.
Образ Подземного бога, один из самых распространённых в мировой мифологии, постепенно заменил собой образ Подземной хозяйки. Этот процесс лучше всего отражён в вавилонской мифологии, где описывается, как бог Нергал, выданный подземной царице Эрешкигаль, побеждает её и берёт замуж.
Главная функция Подземного бога – царь страны мёртвых, часто унылой и безрадостной. Отсюда чёрный цвет: сумрак, чёрный дворец, чёрные ездовые животные. Иногда цвет чёрно-красный (красный – цвет крови).
Он владыка призраков и теней, его слуги неумолимые посланцы смерти, его животные – адские сторожевые псы, в Сибири – медведи. С ним связана Богиня Судьбы, часто духи эпидемий.
Подземный бог несметно богат (Плутон=Плутос), он владеет подземными сокровищами и стадами (загробный мир порой мыслился как пастбище). Но его богатства лежат мёртвым грузом.
С развитием идеи загробного суда судебная функция становится важнейшей для Подземного бога. Страна мёртвых, разделившись на рай и ад, остаётся ему подвластна. Так Яма, сливаясь с Дхармой – богом высшей справедливости, правит и над благими праотцами–питарами и над жуткими адами Нараки. Отсюда и в буддийской космологии созвучие, уже никак не связанных онтологически, Небес Яма и мрачной Ямапуры – столицы Ямы, царя претов (призраков, голодных духов) и адского судьи. В Египте Подземный бог-судья Осирис становится благим и почитаемым (в процессе того приручения смерти в Китае кошмарная ведьма Сиванму становится прекрасной богиней). В дальневосточном буддизме процесс завершается тем, что весьма почитаемым подземным царём становится Дзидзо (бодхитаттва Кшитагарбха, спасающий живые существа из адов).
Однако в большинстве традиций начинает превалировать мрачный образ Хозяина ада…
С Подземным богом связано по меньшей степени три мифологических комплекса, которые по отдельности или частично сливаясь, присутствуют в разных традициях.
Продолжение http://rozamira.ws/myth-cultura/129-blacklord _________________ Максим
Последний раз редактировалось: Ондатр (Пн Окт 03, 2011 10:08 pm), всего редактировалось 3 раз(а) |
|
К началу темы |
|
|
Владимир
Зарегистрирован: 07.09.2007 Сообщения: 2631 Откуда: Москва
|
Добавлено: Вс Май 10, 2009 11:13 am |
|
|
Давно пора! Если не затруднит, хотелось бы с иллюстрациями, готов помочь технически составить специальную галерею. Ещё просьба: рассказать не только о верованиях наших предков, но и о том, какое продолжение они получили в современности. |
|
К началу темы |
|
|
Ондатр
Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
Добавлено: Вс Май 10, 2009 3:45 pm |
|
|
Владимир писал(а): | Ещё просьба: рассказать не только о верованиях наших предков, но и о том, какое продолжение они получили в современности. |
Это отдельная тема. Данный текст заканчивается на средневековье. _________________ Максим
|
|
К началу темы |
|
|
Ондатр
Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
Добавлено: Вс Май 10, 2009 6:10 pm |
|
|
Ещё кому-нибудь интересно? _________________ Максим
|
|
К началу темы |
|
|
Gior
Зарегистрирован: 01.10.2008 Сообщения: 431
|
Добавлено: Вс Май 10, 2009 6:53 pm |
|
|
Ондатр писал(а): | Ещё кому-нибудь интересно? |
Да. _________________ abusus non tollit usum
|
|
К началу темы |
|
|
Рауха
Зарегистрирован: 08.09.2007 Сообщения: 14901 Откуда: Отовсюду всеми возможными
|
Добавлено: Вт Май 12, 2009 3:17 am |
|
|
Спасибо. Очень интересно. |
|
К началу темы |
|
|
Лис
Зарегистрирован: 21.11.2008 Сообщения: 1979
|
Добавлено: Вт Май 12, 2009 6:01 pm |
|
|
Ондатр писал(а): | Связь между этими мифами устанавливает библейское предание и Книга Еноха о «сынах божих»(сынах Элохима), входивших к человеческим дочерям, давшим людям знание (в том числе магическое), породивших исполинов, и, в итоге, заточённых под землёй до Страшного суда (туда к ним приходил проповедовать Христос. (1 Послание Петра.1:19,20)) |
Разве Апостол Пётр имел ввиду титанов? Контекстно - всех находящихся в аду на тот момент.
Локи - да. Но он - не демоничен полностью. Это фигура - интерпретаций и судьбы.
Тот самый дьявол, всё таки, появился из Евангелий. И из зороастризма.
Добавлено спустя 15 минут 52 секунды:
И спасибо, Ондатр, за тему. Подумаем еще. _________________ и делов - то
|
|
К началу темы |
|
|
Ондатр
Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
Добавлено: Вт Май 12, 2009 7:35 pm |
|
|
Лис писал(а): | Разве Апостол Пётр имел ввиду титанов? Контекстно - всех находящихся в аду на тот момент. |
Ага, спасибо, заметил опечатку в ссылке : 3:19,20.
"быв умерщвлён по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам сошед проповедовал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега..."
Души умерших людей не называются духи.
Добавлено спустя 1 минуту 37 секунд: _________________ Максим
Последний раз редактировалось: Ондатр (Пт Июн 03, 2011 5:37 pm), всего редактировалось 1 раз |
|
К началу темы |
|
|
a.
Зарегистрирован: 07.09.2007 Сообщения: 4222
|
Добавлено: Вт Май 12, 2009 11:27 pm |
|
|
Ондатр писал(а): | Мара царствует на самых высших небесах камалоки – мира желаний, охватывающего миры-обители бесчисленных живых существ: рая и ада, богов и демонов, духов, людей, животных. Вся деятельность Мары направлена на удержание всеми способами живых существ в камалоке – этом гигантском мире-ловушке. Главным способом является всяческое укрепление их эго. В этом ему помогает его личное воинство: мары (тиб. бдуд) атакующие каждого, пытающегося ослабить путы. |
однако _________________ "тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
|
|
К началу темы |
|
|
Gior
Зарегистрирован: 01.10.2008 Сообщения: 431
|
Добавлено: Вт Май 19, 2009 2:51 pm |
|
|
Ондатр писал(а): | В новейшее время, Р. Штейнер (и вслед за ним Вяч. Иванов) говорит о Люцифере (духе мятежа и гордыни) и Аримане (духе растления и пошлости); |
Думаю стоит добавить, что Штайнер еще говорит о Сорадте (Звере Апокалипсиса). В терминах пародийной троицы (по Штайнеру) Ариман соответствует Отцу, Люцифер - Святому Духу, а Сорадт - Сыну. _________________ abusus non tollit usum
|
|
К началу темы |
|
|
BG
Зарегистрирован: 16.09.2007 Сообщения: 2116 Откуда: Arcane Sanctuary
|
Добавлено: Чт Июн 11, 2009 9:19 am |
|
|
К статье: "Чёрный Властелин".
Комментарий Z.
----------
По ряду пунктов я не могу согласиться в частностях. Итак, спорные моменты:
1. Подземный бог. Правильнее, пожалуй, сказать, бог смерти и царь подземного / загробного мира, поскольку важна не хтоничность, а мертвость. Характерные примеры – Кащей, Хель. Предлагаю не забывать и о сопровождающем женском образе царицы подземного мира. Классический пример: пары Плутон (Гадес) и Прозерпина (Персефона), Нергал и Эрешкигаль. Кроме того, в свиту подземного бога входит всякая нежить, которая также может быть рассмотрена как его частный аспект.
- Входит ли в комплекс подземного бога почитание умершего царя? Конечно, судящий мертвых, правящий мертвыми мудрец вроде Ямы или Радаманта может рассматриваться как одна из форм подземного бога. Но ряд умирающих и воскрешающих царей-полубогов, вроде Осириса, явно не относятся к делу, несмотря на совпадение некоторых функций.
- Фигура Змея “в общем” не является ипостасью подземного бога, несмотря на изначальную хтоничность – змей может быть крылат (тогда он соединяет три мира), змей может быть водным. Змей связан скорее с обрядами инициации, чем со смертью и загробной жизнью, причем частичное смешение функций происходит из-за того, что инициация суть малая смерть.
- Тем более, злого демиурга не следует связывать с подземным миром, это (анти)космическое божество. На мой взгляд, злого демиурга даже не стоит выделять в отдельную категорию, поскольку различие между дуалистическим и монотеистическим подходом не так уж велико. Ведь противника любого монобога можно посчитать злым демиургом, если не на физическом уровне (сотворение змей да лягушек, как у дуалистов-иранцев), то на метафизическом (ответственность за злые мысли и поступки человечества).
2. Противники богов. Точнее говорить о древних, старших и параллельных династических линиях богов, особенно о смене поколений. Важно, что противники правящей династии богов – их деды, отцы и дядья, а не дети и племянники. Этих противников можно условно разделить на две потока: древние силы первозданного, бесформенного хаоса и старшие, хтонические божества природы и плодородия.
3. Относительно колдовских богов перехода, есть нюансы. Существа, соединяющие два мира – психопомпы, т.е. проводники душ в царство мертвых, это отдельный разговор, мало связанный с обсуждаемой темой. Есть боги четырех направлений, т.е. перекрестков – например Легба и большинство трикстеров. Есть боги трех миров – например, Геката или Шива. Возможно, что в боги перехода позволительно записать класс юных, жестоких колдовских богов, вроде Тескатлипоки или Аполлона-губителя. Однако, предостерегу от включения в категорию богов перехода тех воинственных богов-разрушителей, кто имеет очень косвенное отношение к магии, шаманству или йоге, это совсем отдельная категория. Также, есть множество потусторонних демонических разрушителей, не имеющих непосредственного отношения ни к нежити, ни к колдовскому переходу, они остались не классифицированы.
4. Враг рода человеческого. Не вижу причин для обоснования библейской интерпретации Сатаны как прокурора-обвинителя, хоть на действительной службе, хоть уволенного и мстящего. Неуклюжая вражеская пропаганда, достойная упоминания, но не включения в систему. Прежде всего, когда влияние Сатаны определяется как “зло”, то предполагается принятие библейских этических координат “по умолчанию”, а с какой стати это делать? Однако, предположим даже, что речь идет о подбивании людей на чисто бытовое зло-вред, а не о метафизическом искушении. Но ведь провокация и удовлетворенное наблюдение за запутанными ее последствиями – исконная прерогатива трикстеров, обычный случай их зловредной и цивилизаторской деятельности. Зачем надуманно объяснять через прокурорство то, что прекрасно объясняется через трикстерский и прогрессорский аспекты? Мое мнение – прокурорство есть искусственный конструкт, не воплощенный в архетипах.
5. Князь мира сего. Аналогично, не вижу причин для обоснования манихейско-буддистской интерпретации Сатаны (Мары) как демиурга плотных слоев материальной реальности, но не тонких слоев духа. В большинстве культур, взять хоть шумеров и египтян, не было никакого противопоставления духа и материи, а князь мира сего был бы по определению и князем мира иного. Реальное земное могущество богов считалось показателем их высокого положения в мире духов. Это, кстати, вполне естественная и здравая мысль. Может, какие-нибудь упертые буддистские монахи на уровне доктрины и имели особое мнение, но в архетипы манихейским глупостям дороги не было.
Наконец, если уж предоставлять трибуну кривым интерпретациям, то логичней было бы разобрать благородный прометеевский-люциферианский подход, действительно имеющий глубокие исторические и психологические корни (см. хоть “Прикованного Прометея” Эсхила). _________________ Страданий больше нет, и нет отождествлений.
Себя увидел я сквозь тьму предубеждений.
И мысли все и все свои желанья
Я бросил в пламя чистоты и осознанья.
|
|
К началу темы |
|
|
Ондатр
Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
Добавлено: Чт Июн 11, 2009 11:38 am |
|
|
BG писал(а): | Но ряд умирающих и воскрешающих царей-полубогов, вроде Осириса, явно не относятся к делу, несмотря на совпадение некоторых функций. |
Я полагаю, наоборот. Несмотря на близость образа Осириса к другим умирающим/воскресающим богам основная его функция царь-судья загробного/подземного мира. Самими египтянами при интерпретации семитского мифа о Балу и Муту, Осирис отождествлялся с Муту.
BG писал(а): | Фигура Змея “в общем” не является ипостасью подземного бога, |
Фигура Змея "в общем" не является. Это действительно значительно более широкий образ.Речь о конкретном змее-противнике громовержца (типа Велес-Валу -Вритра), который в некоторых случаях является такой ипостасью.
BG писал(а): | Тем более, злого демиурга не следует связывать с подземным миром, это (анти)космическое божество. |
Для мифологических комплексов северного ареала (в которых чаще всего и присутствует фигура злого демиурга) такая связь существует как правило.
BG писал(а): | Однако, предостерегу от включения в категорию богов перехода тех воинственных богов-разрушителей, кто имеет очень косвенное отношение к магии, шаманству или йоге, это совсем отдельная категория. |
Кто-то из названных мной?
BG писал(а): | Мое мнение – прокурорство есть искусственный конструкт, не воплощенный в архетипах. |
Речь ведь идёт о библейской традиции. А именно оттуда и начинает своё развитие образ средневекового Сатаны.
BG писал(а): | 5. Князь мира сего. Аналогично, не вижу причин для обоснования манихейско-буддистской интерпретации Сатаны (Мары) как демиурга плотных слоев материальной реальности, но не тонких слоев духа. |
Боюсь, это вопрос Ваших идеологических предпочтений. К тому же, если быть точным, Мара не является демиургом, а камалока не совпадает с плотным материальным миром.
В целом, благодарю за отклик. _________________ Максим
|
|
К началу темы |
|
|
BG
Зарегистрирован: 16.09.2007 Сообщения: 2116 Откуда: Arcane Sanctuary
|
Добавлено: Чт Июн 11, 2009 3:47 pm |
|
|
Комментарий Z. (это не я Вам отвечаю - я просто посредник). Комментарии принадлежат девушке - последовательнице Сатанизма Я лишь показал Вашу статью и попросил прокомментировать. Дабы была критика с другой стороны.
(Сам я книги и статьи по теме рационального/логического исследования богов как-то не склонен читать и по части рацио не специализируюсь особенным образом).
-------------------------
Цитата: | Несмотря на близость образа к другим Осириса к другим умирающим/воскресающим богам основная его функция царь-судья загробного/подземного мира. | Отчасти согласна, образ сложный, непонятно как толком разделить функции.
Цитата: | Самими египтянами при интерпретации семитского мифа о Балу и Муту, Осирис отождествлялся с Муту. | Очень рада за Осириса, но откуда такие сведения?
Цитата: | Речь о конкретном змее-противнике громовержца (типа Велес-Валу-Вритра), который в некоторых случаях является такой ипостастью. | Ипостасью царя мертвых? Обоснования?
Цитата: | Для мифологических комплексов северного ареала (в которых чаще всего и присутствует фигура злого демиурга) такая связь существует как правило. |
Злой демиург – прежде всего, иранская традиция. Итак, Ахриман. Какая же его особая связь с подземным и загробным миром? В гностическом наследии, есть Ялдаваоф. Тоже, вроде, не подземный бог.
Цитата: | Кто-то из названных ? | Рудра. Он скорее разрушитель, чем бог перехода, и в трикстерстве тоже не замечен. Я в курсе, что иногда он Шива Я просто к тому клоню, что разрушителям (или разрушительным ликам богов) полагается отдельная категория в классификации.
Цитата: | Речь ведь идёт о "библейской традиции". А именно оттуда и начинает своё развитие образ средневекового Сатаны. | Я полагаю, что теологический, библейский образ средневекового Сатаны слишком искусственен, чтобы всерьез войти в магическую традицию. Не более, чем маска поверх языческих представлений.
Цитата: | Это вопрос Ваших идеологических предпочтений. | Я в том смысле, что деление богов по категориям мира “сего” и “иного” тоже весьма искусственно. Вопрос скорее здравого смысла, чем идеологии.
Цитата: | К тому же, если быть точным, Мара не является демиургом, а камалока не совпадает с плотным материальным миром. | Идея та же, “более плотные” слои противопоставляются “более тонким”. _________________ Страданий больше нет, и нет отождествлений.
Себя увидел я сквозь тьму предубеждений.
И мысли все и все свои желанья
Я бросил в пламя чистоты и осознанья.
|
|
К началу темы |
|
|
Ондатр
Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
Добавлено: Чт Июн 11, 2009 8:46 pm |
|
|
BG писал(а): | Очень рада за Осириса, но откуда такие сведения? |
Ссылки сейчас искать не хотелось бы (уезжаю), поглядите в мифологической энциклопедии, кажется в статье про Балу.
Там же (или в Сети) поглядите про Велса/Велеса.
BG писал(а): | Злой демиург – прежде всего, иранская традиция. |
Нет. Я же указал основной регион распространения сюжета. подробнее http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/ (В1)
BG писал(а): | Я полагаю, что теологический, библейский образ средневекового Сатаны слишком искусственен, чтобы всерьез войти в магическую традицию. Не более, чем маска поверх языческих представлений. |
Разве я пишу про магическую традицию?
BG писал(а): | Вопрос скорее здравого смысла, чем идеологии. |
как сказать... _________________ Максим
|
|
К началу темы |
|
|
BG
Зарегистрирован: 16.09.2007 Сообщения: 2116 Откуда: Arcane Sanctuary
|
Добавлено: Сб Авг 01, 2009 2:05 pm |
|
|
В философии Адвайты дьяволы и боги - все есть иллюзия. Есть только один Брахман, а все остальное - игра его энергий, игра энергии осознавания (чит-шакти-виласа).
Дьявол и бог - разные стороны проявляения Абсолюта, только форма и лилы разные.
В индуизме есть много гневных божеств. Например, Кали, Бхайрава и Бхайрави, но все они имеют просветлённую природу.
Есть много разных мелких демонов - пишачей, ракшасов, бхутов.
Есть особо выдающиеся асуры, такие, как Хираньякашипу, Хираньякша, Бали. Но на роль Дьявола, противостоящего Богу они явно не тянут, т.к. все они преданы какому- нибудь богу, чаще всего - Шиве.
Принцип чистого видения вообще учит видеть божество (дэвату) в каждом существе.
Небеса (как и ады) создаются (согласно некоторым течениям буддизма) сознанием самих его "жителей". _________________ Страданий больше нет, и нет отождествлений.
Себя увидел я сквозь тьму предубеждений.
И мысли все и все свои желанья
Я бросил в пламя чистоты и осознанья.
|
|
К началу темы |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|
Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий
|