Святые заступники: Брахма Нарада, Архангел Гавриил Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011)

Три вещи не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и упущенная возможность.
(Арабская пословица)

 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Святые заступники: Бодхисаттва Гуаньинь, ангел

Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.

Самостоянье человека.К 210-летию со дня рождения А.С.Пушкина
 
 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Искусства -> Литература
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
filus



Зарегистрирован: 21.03.2009
Сообщения: 189

СообщениеДобавлено: Чт Июн 04, 2009 11:39 am    Самостоянье человека.К 210-летию со дня рождения А.С.Пушкина

Неичерпаемость -- черта гения. А.С.Пушкин неисчерпаем. Творчество Пушкина -- предмет не только трепетного восхищения, но и кладезь всё новых и новых находок, иногда принимающих вид литературного детектива.
Слова, вынесенные в заголовок текста, известны как пушкинские. Но если вы откроете любой солидный сборник стихотворений поэта, вы этих слов не обнаружите. Тем не менее, четверостишье, в которое входят эти слова у многих на слуху:
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.

В интернете стихотворению, в которое вошли эти строки, посвящено немало страниц. Там их приводят после широко известных строк стихотворения, написанного поэтом в октябре 1830 года:

Два чувства дивно близки нам --
В них обретает сердце пищу --
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Такая неувязка заставила меня обратиться к черновикам поэта, тем более, что для этого не нужно копаться в архивах. Многие черновики А.С.П ушкина опубликованы, в том числе в полном академическом собрании сочинений в 16 т., изданном в 1937- 1949 гг.
Сначала нужно было обнаружить этот черновик. Я обратился к словарю языка Пушкина в 4т., изданному в 1956-1961 гг. Искал по ключевому пушкинскому слову "самостоянье". В словаре, где собраны самые значительные и незначительные слова из пушкинских произведений, этого слова не оказалось. Не было этого слова и в солидном труде американского слависта Дж. Томаса Шоу "Конкорданс к стихам А.С.Пушкина", переведенным на русский язык и изданном в 2000 году. Слово это оказалось только в небольшой книжечке "Новые материалы к словарю А.С.Пушкина", изданной в 1982 году. В упомянутом 16-томном собрании сочинений я нашел искомое четверостишье под подзаголовком: "Беловой вариант, переходящий в черновой". Оказывается, Пушкин действительно вначале хотел поместить четверостишье "На них основано от века..." после четверостишья: "Два чувства...", но затем удаляет беловой вариан и переносит в черновики.
Почему Пушкин так поступил? Ведь четверостишье несло удивительно глубокий смысл. Поэт единственный раз применил слово "самостоянье" в своём творчестве. Удивительно, что и после Пушкина это слово никто из писателей 19 века не расслышал. Из черновиков видим, как рождалось это четверостишье. Сначала Пушкину даровано было слово "самостоянье", затем идет мучительная работа над четверостишьем. После восьми безжалостно исчирканных вариантов четверостишье родилось. И ... осталось в черновиках. Извлечь его из черновиков как самостоятельное не представляется возможным, так как любой спросит: "На ком это, на них?". Вот из любви к Пушкину и присоединяют это четверостишье к другим пушкинским строкам вопреки воле самого поэта.
Попробую дать своё объяснение этой воли. Слово "самостоянье" относится к понятиям духовного ряда и потому не может быть основано на чувствах -- понятиях душевного, сердечного ряда, если иходить из автономии души и духа. Различие между земным, эмоционально теплым, душевным составом существа человека и надмирным, духовным весьма существенно: душа наша привязана ко всему посюстороннему земному крепкими сердечными нитями; дух человека соединяет посюсторонне с запредельным, горним миром через энергиии, точнее через синергийное взаимодействие нетварной энергии Бога с тварной энергией человека. Поэтому в приоритете значимостей главенство принадлежит духу, принадлежит самостоянию как производной духа. Именно это, на мой взляд, чутко уловил Пушкин.
В 20 веке слово " самостоянье" было хорошо.расслышано Бердяевым и философом, автором концепции "диалога культур", В.С.Библером, у последнего, к сожалению, только в атеистическом ключе.
Обретенное Пушкиным слово с годами становится всё ценнее и ждет своего "звездного часа". Только через самостояние человек обретает свою уникальность и реализует смысл собственного бытия. Только через самостояние человек обходится без костылей иудео-христианства, выходя на на опыт личного Богообщения. Через самостояние происходит не только осияние человека светом Божественного величия, но и спасение. Ибо подлинное спасение не столько в евангельской жертве Христа (спасение "задарма", из снисхождения к немощам и слабостям человеческой натуры), сколько в выработке самостояния каждым россиянином, каждым землянином.
Но как хочется, чтобы замечательное пушкинское четверостишье обрело самостоятельную жизнь, выпорхнуло бы из черновиков. Возьму на себя дерзание заменить первые три пушкинских слова:

Всем нам даровано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека --
Залог величия его.

Сумеем зарядиться колоссальной энергией пушкинского слова -- обретём силу Антея и сможем спасти Землю со всеми проблемами и болями живущих на ней людей. Строки такого четверостишья можно вырезать в камне метровыми буквами и расположить на склоне какой-нибудь священной горы. Тогда Всевышний возликует, увилев и прочитав эти строки, обрадуется, что не напрасно даровал Он человеку свободу воли.

С уважением, Евгений А.


_________________
Евгений : "Роза мира" столь эпохальное произведение, что оно рано или поздно будет востребовано человечеством. Но лучше раньше, чем позже.
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ярослав
Гость





СообщениеДобавлено: Ср Июн 10, 2009 10:21 am   

filus,
спасибо.

Замечательно (на мой взгляд) ещё вот что: краткость текста, простота (прозрачность) формы и обилие мыслей (по Пушкину - главное в прозе). Сама форма Вашей... заметки? - или стихотворения в прозе? - говорит о сути пушкинского языка не меньше, чем содержание... Сказать о сложном просто - высшая степень владения словом.

К началу темы
  Ответить с цитатой                
Саша
Гость





СообщениеДобавлено: Ср Июн 17, 2009 3:31 pm   

Евгений, спасибо за удивительную работу.

Форма созвучна содержанию, а значит, не искажает, но раскрывает его. О вещах, настолько связанных с жизненными истоками, о вещах первоначальных возможно писать только предельно просто и сжато. Только тогда рождается суть, потому что она рождается в искренности.

Более того, Ваша работа - в самую точку времени. Сейчас, на пороге Ново-Творческой эпохи, человеку необходимо вспомнить свое "по воле Бога самостояние" и проявить готовность совершать подвиги и чудеса. Ваша работа протянула эту живую нить тайны человеческого рождения через века, через историю культуры России, связав день сегодняшний с ее Золотым Веком. За это отдельное спасибо.

Ведь именно то, чем жив человек, спасает нас от одиночества, дает почувствовать, что трудимся мы вместе, в каких временных координатах мы не находились бы. То, чем жив человек, превращает национальную и мировую историю из набора лиц и событий в оправданное движение, случайность - в Судьбу.

К началу темы
  Ответить с цитатой                
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Искусства -> Литература Часовой пояс: GMT + 3
 
Всё на одной странице

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий