Святые заступники: Брахма Нарада, Архангел Гавриил Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011)

Три вещи не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и упущенная возможность.
(Арабская пословица)

 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Святые заступники: Бодхисаттва Гуаньинь, ангел

Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.

София Новгородская. Посвящение Звенте-Свентане
На страницу
1, 2  След. [Всё]

 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Личное -> Персональные подфорумы -> Там, на неведомых тропинках...
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Сб Июл 04, 2009 4:08 pm    София Новгородская. Посвящение Звенте-Свентане

В июне этого года побывал в Новгороде и окрестностях. Звенте-Свентане посвящается




Из всех событий в Новгороде меня больше всего впечатлили храм Софии Новгородской ( http://bratorm.gallery.ru/watch?ph=Tud-bxUPR ) (не в силах оторваться, я ходил туда каждый день на несколько часов)и музей деревянного зодчества Витославлицы ( http://www.forum.rozamira.ws/viewtopic.php?t=1741 ).
Внешне храм конечно тоже гармоничен и напоён духом ( http://bratorm.gallery.ru/watch?ph=Tud-bxUPQ ). Привлекает многоярусность ( http://bratorm.gallery.ru/watch?ph=Tud-bxUPa ) и устремленность ввысь ( http://bratorm.gallery.ru/watch?ph=Tud-bxUQk ). Надо учесть, что изначально собор был еще выше на полтора метра, которые сейчас скрыты т.н. "культурным слоем" (однако внутри есть Мартирьевская паперть ( http://bratorm.gallery.ru/watch?ph=Tud-bxUPV ), дающая представление о древнем полу и стенах).
Вообщем, всё это отлетело напрочь, едва я вошел внутрь, потянув тяжелую дубовую дверь. Я был не то что поражен, я был ошеломлен. Множеством плавных переходов-сводов создавалось удивительное ощущение многомерности пространства ( http://bratorm.gallery.ru/watch?ph=Tud-bxUQ6 ). Полностью расписанного. Причем не мертвыми каноническими загигулинами, а живыми отзвуками Древней Руси. Я ходил, стоял минутами, не в силах надышаться. Даже присел на лавочку, где натолкнулся на граффити XI-XII веков ( http://bratorm.gallery.ru/watch?ph=Tud-bxUQ9 ).
Следующее сильное впечатление была икона Богоматери Знамение ( http://bratorm.gallery.ru/watch?ph=Tud-bxURA ), по преданию спасшая Новгород от суздальского войска в 1169 г., когда из её раненого глаза пошла кровь. Много я повидал икон, и самых казалось бы прославленных, но впечатление от нее было одним из сильнейших. Воздух стал ещё гуще.
Позади Богородицы, на иконостасе, расположилась София, Премудрость Божия ( http://bratorm.gallery.ru/watch?ph=Tud-bxURh ). Возникла стойкая ассоциация с посвящением образа Звенте-Свентане. И в целом, культ Софии, столь отчетливый в первые годы Крещения Руси и сильно отличавший этим Русь и Византию от остального христианского мира, мне кажется, являлся прямым предвестием рождения в этих метакультурах Звенты-Свентаны. Образ огненно-красный с предстоящими Марией и Иоанном Крестителем стоит теперь у меня в комнате. В этой связи возникла мысль о небесном покровительстве Девой Киева и Новгорода. В этой связи разгром последнего в XV-XVI вв. становится еще более символичным. К тому же символом Великого Новгорода был голубь ( http://bratorm.gallery.ru/watch?ph=Tud-bxUR0 ). Ассоциации с Третьим Ликом Троицы напрашиваются сами собой..
Мне кажется, в этом городе и его памятниках скрыто еще много потаенных смыслов, пересечений и подсказок.
Царские врата придела Рождества Богородицы искуссной серебрянной работы ( http://bratorm.gallery.ru/watch?ph=Tud-bxURk ) с хрустальным крестом (пропавшем во время немецкой оккупации), Корсунские врата XI века с процветшими крестами ( http://bratorm.gallery.ru/watch?ph=Tud-bxURS )можно и не упоминать Razz Явным диссонансом на этом фоне выглядить царское моленное место Ивана Грозного ( http://bratorm.gallery.ru/watch?ph=Tud-bxURW )Художественно красивое, оно является отзвуком московитской замкнутости, скукоженности, в нем нет порыва, устремленности ввысь, нет полета духа, всё замерло, но ещё не умерло.
В заключении привожу снимок радужного венца над куполом Софии ( http://bratorm.gallery.ru/watch?ph=Tud-bxUR1 ) во время первой постсоветской литургии, совершенной 16 августа 1991 года. Через три дня начнется Путч..


Немного истории.
Софийский собор является в настоящий момент древнейшим храмом России (1045-1050 гг.). По преданию, каменному храму предшествовал дубовый о тринадцати верхах, основанный первым новгородским епископом Иоакимом Корсунянином в 989 году.
Возле стен Софии собиралось городское вече, возводили на должности, выбирали архиепископа. Отсюда уходили княжеские дружины. Собор был сердцем города: "Умрем за Святую Софию!", "Где Святая София - тут и Новгород".
Сто лет Собор стоял в девственной живописной кладке ( http://bratorm.gallery.ru/watch?ph=Tud-bxUPv )и лишь в 1156 г. оштукатурен. Планировавшиеся открытыми галереи вдоль храма стали его закрытыми боковыми крыльями. Высота собора - 36,5 м.
Более полувека София оставалась и не расписана, лишь золотая черта отделяла горний мир от земного. В светлом пространстве храма особенно выделялись декорированные мозаикой алтарь и горнее место ( http://bratorm.gallery.ru/watch?ph=Tud-bxUQ3 ). Отмеченные печатью древнерусской легкости и жизнелюбия.
Интересно, что купольное изображение Христа Пантократора, уничтоженное в 1941 г., было не с благославляющей, а с сжатой рукой.
Изначально на месте нынешнего иконостаса распололагались несколько икон, укрепленных на плоских гранях четырех алтарных столбов, между которыми тянулась невысокая алтарная перегородка с колонками и карнизом. Пространство между колонками заполняла тканевая завеса (катапетасма), скрывавшая главный престол.
Как выяснилось в ходе реставрации образа Божией матери Знамение, проведенной в 1980-х годах, мафорий Богоматери был глубокого синего цвета, поручи - розового с лиловыми и бежевыми оттенками, а медальон с младенцем Христом сохранил следы золота.
Из почитаемых храмовых икон отметим Богоматерь Тихвинскую XVI в. и Спас на престоле 1362 г., а также Алексеевский крест 1380-х годов в память о Куликовской битве ( http://bratorm.gallery.ru/watch?ph=Tud-bxURT ).

http://bratorm.livejournal.com/10230.html


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский


Последний раз редактировалось: a. (Вс Янв 02, 2011 12:51 am), всего редактировалось 4 раз(а)
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лис



Зарегистрирован: 21.11.2008
Сообщения: 1979

СообщениеДобавлено: Сб Июл 04, 2009 7:41 pm   

Брат Орм, спасибо. Было интересно увидеть всё из первых рук. Впечатлило то, что оказалось "за тяжёлой дубовой дверью" и стена "живописной кладки". Без штукатурки, мне кажется, лучше. По крайней мере тот участок, который ты сфотографировал.

И кстати, брат Орм, синхрон. Сегодня тоже думал о софийности (через эту тему вышел и на теургию ). Может, тоже чуток по этому поводу напишу.


_________________
и делов - то
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype-имя
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Вс Июл 05, 2009 1:11 pm   

брат орм писал(а):
В этой связи возникла мысль о небесном покровительстве Девой Киева и Новгорода.

Интересно было бы услышать мнения форумчан, есть ли еще что-ли на просторах Руси, связанного со Звентой-Свентаной?


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лис



Зарегистрирован: 21.11.2008
Сообщения: 1979

СообщениеДобавлено: Чт Июл 09, 2009 4:22 pm   

Брат Орм, тут вспомнилось, что именно об этой иконе (София, Премудрость Божия) рассуждает в своей философской работе П.Флоренский.


_________________
и делов - то
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype-имя
Эрхамион



Зарегистрирован: 24.06.2009
Сообщения: 481
Откуда: Хемулистан

СообщениеДобавлено: Чт Июл 09, 2009 5:45 pm   

брат орм, Андрей, а почему не даешь изображения на форум, так куда нагляднее и чудеснее было бы. Порядок действий:
1. Скопировать адрес изображения
2. Вставить в пост и выделить левой кнопкой мыши.
3. Нажать кнопку [img], отправить пост, смотрим на изображение (или там авторские права рулят Think (надо подумать) ).


_________________
Будущее рождает надежды, настоящее их вскармливает или хоронит. Чтобы дойти до цели, надо идти.
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Пт Июл 10, 2009 12:21 pm   

Эрхамион писал(а):
брат орм, Андрей, а почему не даешь изображения на форум

а не умею Wink
За науку спасибо Razz


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Пт Июл 10, 2009 3:40 pm   

Нет, не выходит. Ну и ладно

Добавлено спустя 1 час 29 минут 49 секунд:

Омела, Эрхамион, спасибо!!! Я разобрался: на gallery можно только 35 фото выставлять онлайн на форумах и для получения кода нужно спец.кнопочку щелкнул. Так что вот
Еще раз спасибо!!


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Sergey



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 5400

СообщениеДобавлено: Пт Июл 10, 2009 5:30 pm   

А вам реально такая живопись нравится?
Вот чисто эстетически, если отбросить религиозное благоговение?


_________________
Сергей
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора Skype-имя
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Сб Июл 11, 2009 12:39 am   

Sergey писал(а):
А вам реально такая живопись нравится?

кому это вам? Shocked
Лично я не рассматриваю приведенную икону как живопись. Это пятое-десятое.
Мне интересны смыслы и пространства


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Sergey



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 5400

СообщениеДобавлено: Сб Июл 11, 2009 12:44 am   

брат орм писал(а):
кому это вам?

тебе и остальным.
ИМХО в тексте символики больше будет.
ИМХО безблагодатны такие изображения...
Еще раз подчеркну ИМХО.


_________________
Сергей
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора Skype-имя
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Сб Июл 11, 2009 12:48 am   

Sergey писал(а):
в тексте символики больше будет.

Ну ты сам понимаешь, у каждого свои предпочтительные и оптимальные каналы восприятия. Кто-то воспринимает текст, но абсолютно не воприимчив к музыке например, кто-то наоборот, у кого-то тоже с живописью и т.д.


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лис



Зарегистрирован: 21.11.2008
Сообщения: 1979

СообщениеДобавлено: Сб Июл 11, 2009 6:53 am   

П. Флоренский. "Столп и утверждение истины".
Письмо десятое: София.

"Древнейшим и примечательнейшим является перевод Новгородский..."


_________________
и делов - то
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype-имя
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Сб Июл 11, 2009 1:38 pm   

Итак, письмо десятое (Лису спасибо):

Пронизанная Троичною Любовью, София религиозно, - а не рассудочно, - почти сливается со Словом и Духом и Отцом.
Вл.Соловьев в письме к гр. С.А.Толстой (27.04.1877):
Из рукописи нашего замечательного мистика графа М.И.Сперанского: Пободно жене (т.е. Евве) сия первая жена была не создана и не рождена; но устроена отделением части собственного бытия Сына и сие есть первое и исконное отделение, первая жертва покорности, принесенная Отцу, первая степень того умаления, которое впоследствии доведено до самой смерти и смерти крестной. Имя жене София. Она есть то знание, которое имеет Отец и Сын; но она есть созерцание их желания, зерцало, в коем Слава их отражается. В отношении к Отцу она есть дщерь его: ибо составляет часть его Сына. В отношении к сыну по закону Отчей любви она есть сестра его. В отношении же к закону в воспроизведении она есть его невеста. В отношении к будущим рождениям она есть мать всего вне Бога сущего; ибо сама есть первое внешнее существо. Сын передал устроение закона бытия жене. Себе же оставил только закон любви. Подобно тому как Евва уделением славы, бывшей первоначально в Адаме, получила право быти мати всем живущим на земли, так предвечная Евва подобным сему уделением небесного семени со-делалась мати все живущим на небеси.
http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_boge2/stolp_i_utverzhdenie_istiny_11-all.shtml
http://www.vehi.net/florensky/stolp/11.html (только чтение)


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский


Последний раз редактировалось: a. (Сб Июл 11, 2009 3:22 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лис



Зарегистрирован: 21.11.2008
Сообщения: 1979

СообщениеДобавлено: Сб Июл 11, 2009 1:48 pm   

Братишка, нашёл не совсем то. Сперанский был одним из тех, кто первый в России по этому поводу что - то сказал. Но письмо нужно ещё поискать. В сети его нет. А мне в лом это набирать клавой. Может наши "поисковики" помогут?


_________________
и делов - то
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype-имя
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Сб Июл 11, 2009 2:43 pm   

Тогда, - т.е. в последние времена, - явится Невести и, являясь, покажется, скрываемая ныне землею (3 Ездр 7:26)

"Пастырь" Ерма:
Во время сна, братия, один красивый юноша явился мне, говоря: "Кто, ты думаешь. та Старица, от которой получил ты книгу?". Я сказал: "Сивилла". "Ошибаешься, - говорит он, - она не Сивилла". "Кто же она, господин?". И сказал мне: "Она есть Церковь Божия". Я спросил его: "Почему же она старая?" - "Так как, - сказал он, - сотворена она прежде всего, то и стара; и для нее сотворен мир".

С субъективной стороны София воспринимается как посредница радости и тем отождествляется с Радостью.

Каждая законная икона Божией Матери, - "явленная", - т.е. ознаменованная чудесами и так сказать получившая одобрение и утверждение от Самой Девы-Матери, засвидетельствованная в своей духовной правдивости Самою Девою-Матерью, есть отпечатление одной лишь стороны, светлое пятно на земле от одного лишь луча Благодатной, одно из живописных имен Ее.


Добавлено спустя 17 минут 51 секунду:

Теперь непосредственно о том, что говорит П.Флоренский о Новгородской иконе Софии
( http://bratorm.gallery.ru/watch?ph=Tud-bxUOn )

Древнейшим и примечательнейшим является перевод Новгородский. Новгородский Софийский собор заложен кн. Владимиром в 1045 г. и освящен в 1052 г. Храмовая же икона его, по древнему преданию, признается списком цареградской и, вероятно, современна построению собора. По крайней мере, священник Московского Благовещенского собора Сильвестр, в своей «Жалобнице», поданной в Собор 1554 года, прямо указывает на то и на другое предание. Таким образом, икона Софии, если не по списку, то по составу,— одна из древнейших русских икон.

Описание образа:
Центральною фигурою композиции является апгело-образная фигура в царском далматике, с бармами и омофором. Длинные волоса ее не вьются, по падают на плечи. Лицо и руки ее — огненного цвета, за спиною — два большие огневидные крыла, на голове — золотой венец в виде зубчатой стены. В правой руке ее — золотой кадуцей, в левой — закрытый список, прижимаемый к сердцу; около головы — золотой нимб, над ушами — тóроки или «слухи». Это и есть София. Она представлена сидящею на двойной мутаке, которая лежит на пышном золотом престоле о четырех ножках и подпираемом семью огне-видными столпами. Ноги Софии покоятся на большом камне. Весь престол находится в золотой осьми-конечной звезде, расположенной на фоне голубых или зеленоватых концентрических колец, испещренных золотыми же звездочками. Иногда, впрочем, осьми-конечной звезды нет вовсе. По сторонам Софии, на отдельных подножиях, благоговейно предстоят: справа — Божия Матерь, слева — Иоанн Предтеча. Оба они — в нимбах, но уже не золотых (по крайней мере — иногда), а зеленовато-голубых. Божия Матерь поддерживает руками (иногда же — имеет в лоне) как бы зеленоватую сферу со звездами, в которой находится Младенец-Спаситель, окруженный шерти-угольною звездою. В левой руке Спаситель держит свиток, а правою делает ораторский жест, — то, что ранее принимали за именословное благословение. Предтеча тоже делает такое же движение рукою правою, тогда как левая рука его держит развернутый свиток с надписью: «Покайтесь и т. д.». Над Софиею находится Спас-Всемилостивый, поясной, с крестчатым нимбом. И эта фигура помещена в шестиугольную звезду, окруженную звездным фоном. Еще выше расположена звездная радуга наподобие ленты. В середине ее поставлен четырехножный золотой престол с орудиями страстей Господних и с книгою, — так называемое «уготование престола». По сторонам его — колено-преклоненные Ангелы, числом шесть, по три с каждой стороны. Иногда Ангелов только четыре; но тогда над престолом изображен Бог-Отец, сидящий с воздетыми руками на троне с полу-цилиндрическою спинкою. Голова Бога-Отца окружена осьми-угольным нимбом, углы которого поочередно красные и зеленые. По бокам этого престола тогда расположены еще два коленопреклоненные Ангела.

Крылья Софии — явное указание на какую-то особенную близость се к горнему миру. Огненность крыльев и тела — указание на духо-носность, на полноту духовности. Кадуцей (а не «жезл с крестом» и не «с монограммою Христа», — по крайней мере в большинстве случаев) в деснице — указание па теургическую силу, на психопомпию, на таинственную власть над душами. Свернутый свиток в шуйце, прижимаемый к органу высшего ведения, — к сердцу, — указание на ведение недове-домых тайн. Царское убранство и престол — указание на царственное могущество.
Венец в виде городской степы — обычный признак Земли-Матери в ее различных видоизменениях, выражающий, быть может, ее покровительство человечеству, как совокупному целому, как городу, как civitas. Камень (— а не «подушка»! —) под ногами — указание на твердость опоры, непоколебимость. Тороки или «слухи» за ушами, т. е. лента, поддерживающая волосы и освобождающая уши для лучшего слышания —указание на чуткость восприятий, на открытость для внушений свыше: тороки — иконографический символ для обозначения органа Божественного слуха.

Наконец, окружающие Софию небесные сферы, исполненные звезд, — указание на космическую власть Софии, на ее правление над всею вселенною, на ее космократию. Бирюзово-голубой цвет этого окружения символизирует воздух, затем небо, а далее — небо духовное, горний мир, в средоточии которого живет София. Ведь голубой цвет настраивает душу на созерцание, на отрешенность от земного, на тихую грусть о покое и чистоте. Голубизна неба, — эта проекция света на тьму, эта граница между светом и тьмою, — она — глубокий образ горней твари, т. е. образ границы между Светом, богатым бытием, И Тьмою-Ничто, — образ Мира Умного. Вот почему голубизна — цвет естественно принадлежащий Софии

Добавлено спустя 19 минут 36 секунд:

Замечателен также, имхо, образ Киевский Софии
http://bratorm.gallery.ru/watch?ph=Tud-bxUOn

Эта храмовая икона, по-видимому, происхождения позднего, половины XVIII-гo века; но композиция ее восходит к XVI-му веку», если судить по точному списку с нее в Соборе Тобольска, написанному при построении храма, т. е. при патриархе Филарете. Композиция, как и вообще иконопись Южной России, образована под явно-католическим влиянием (Богоматерь непокровенна; над головою Ее два Ангела держат корону; крест в руке Ее — латинский; позади Нее — колоннада и т. п.). Изображенная на иконе Богоматерь в правой руке имеет процветший жезл со змеевидной ручкою, т. е. кадуцей, а, может быть, и епископский жезл; в левой же — латинский крест. Христос изображен у Нее в лоне, причем правая рука Его «благословляет», а левая — имеет державу. За спиною у Богоматери — два распущенных крыла, под ногами — серповидная луна, лежащая на семиглавом змее. — При этом необходимо отметить что описываемая здесь икона по композиции далеко не тождественна своей ризе».
Композиция Киевской Софии представляется, таким образом, видоизменением типа Увенчанной Богоматери, — синкретическим объединением венчания Богоматери и типа апокалипсической Жены.

Из генезиса композиции, нетрудно видеть, что она стоит а теснейшей связи с «Откровением». Серп луны, семиглавый змей, апокалипсические тексты и апокалипсические символы на столпах и сами по себе были бы уже достаточны для сделанного утверждения. Но оно еще более обосновывается, если я напомню тебе, что в самом нижнем ярусе иконостаса, — кажется, современного иконе, — можно видеть еще четыре иконы на явно апокалипсические темы.
Особенно интересна находящаяся прямо под Софиею-Премудростью. Тут — сложная композиция, куда входят Жена, облеченная в солнце. Богородица, Архангел Михаил, Зверь, выходящий из бездны, и т. п.

Добавлено спустя 1 минуту 32 секунды:

Лис писал(а):
Братишка, нашёл не совсем то.

А что нужно?


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Личное -> Персональные подфорумы -> Там, на неведомых тропинках... Часовой пояс: GMT + 3
На страницу
1, 2  След. [Всё]
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий