Святые заступники: Брахма Нарада, Архангел Гавриил Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011)

Три вещи не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и упущенная возможность.
(Арабская пословица)

 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Святые заступники: Бодхисаттва Гуаньинь, ангел

Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.

О творчестве
 
 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Искусства
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Вс Июл 19, 2009 8:08 pm    О творчестве

Вопрос творчества и его источника, роли человека уже периодически поднимался на форуме. Однако вопрос очень важный и хотелось бы прояснить множество аспектов.
Во-первых, если источник творчества вовне человека, то не является ли таким источником монада?
Во-вторых, чем отличается создание шедевра от просто творческого действия, ибо многие известные земные творцы создавали и то, и другое.
Третье, творчество, оно ведь не ограничивается сферой искусства, оно пронизывает (или хотя бы должно пронизывать) всю ткань жизни. В чем в этом случае источники творчества, роль человека.
Кроме того, каков собственно механизм творчества, что на него влияет, что мешает. Какие опасности несет с собой творчество для самого человека и его души?

Приведу несколько цитат:

Песнотворцы не в своем уме творят эти прекрасные песни (Платон)

О мир, пойми! Певцом во сне открыты -
Закон звезды и формула цветка.
(М.Цветаева)

Безумие музы - это утрата земного и низшего разума ради утверждения в глубинах духа. (М. Волошин)

Безумие поэта - есть метафора, которая в точном смысле значит только, что в самом процессе творчества поэт, свободный от рассудочной ограниченности, испытывает и показывает необычайное повышение интуитивной сверхрассудочной деятельности ума. (В.С. Соловьев)

Кроме того, очень важен и сложен вопрос жизни как творчества. В этой связи интересно воспоминание вдовы Максимилиана Волошина: "У Макса это живое отношение к вещам, это чувство жизни и индивидуальности в "якобы мертвой" вещи было реальным до морального отношения к ней. Еду он считал священодействием".


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Пн Июл 20, 2009 5:00 am   

брат орм писал(а):
чувство жизни и индивидуальности в "якобы мертвой" вещи было реальным до морального отношения к ней
Попросила Володю Камского сделать доступным для форума один фрагмент фильма Жана Кокто "Завещание Орфея". Весь фильм (как и каждый из трёх, соединённых одной темой - "Смерть поэта", "Орфей" и "Завещание Орфея") представляет собой размышление о творчестве, но этот фрагмент - аллегория творчества в чистом виде. Если Володя выполнит мою просьбу, я напишу потом то, о чём думала, когда смотрела эти фильмы, и о творчестве, может быть, поговорю. Пока подожду.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Владимир



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 2631
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Июл 20, 2009 6:54 pm   

Фрагмент выложил в двух вариантах: http://narod.ru/disk/11103531000/Сотворение%20цветка%20-%20Кокто%20-%20'Завещание%20Орфея'.avi.html (30 Мб) (прошу извинить, форум не до конца показал ссылку), http://www.youtube.com/watch?v=GqX3305oeM8

брат орм писал(а):
творчество, оно ведь не ограничивается сферой искусства, оно пронизывает (или хотя бы должно пронизывать) всю ткань жизни. В чем в этом случае источники творчества, роль человека.
Да, есть такое понятие "творчество жизни" (у Р. Тагора книжка "Садхана - творчество жизни"). Само словосочетание очень выразительное.

Ещё пришла на ум работа Н. Бердяева "Смысл творчества". А своих мыслей, увы, пока не пришло.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Лис



Зарегистрирован: 21.11.2008
Сообщения: 1979

СообщениеДобавлено: Пн Июл 20, 2009 8:48 pm   

брат орм писал(а):
Во-первых, если источник творчества вовне человека, то не является ли таким источником монада?

А монада разве вовне человека? Smile По - моему так внутреннее некуда. Все миры в нас. Человек - это проекция всех вселенных. В том числе и места пребывания своей монады. Высшее творчество инициирует несомненно наша первичная субстанция. Сомнения остаются в другом - всё ли творчество инициирует монада? Вопрос же с источником, думаю, двойственен. Бог, даровав человеку свободу, не мог не дать ему и автономность, самодостаточность. Но эти вольности бытуют всё же в Нём, и поэтому творчество человека неизбежно приходит к престолу благодати и, питаясь в Первотворце, обретает черты со - творчества (и теряет абрис только автономности ). Но без синнергичности теургических процессов с Единым личность фатально приходит к богоборчеству демонического образца.
брат орм писал(а):
Во-вторых, чем отличается создание шедевра от просто творческого действия, ибо многие известные земные творцы создавали и то, и другое.

ИМХО, творческая энергия та же, тот же демиургичский дар к преображению; что шедевр, что ремесленные пробы - сила движет одна; конечным результатом и отличается.
брат орм писал(а):
Третье, творчество, оно ведь не ограничивается сферой искусства, оно пронизывает (или хотя бы должно пронизывать) всю ткань жизни.

Творчество необходимо прежде всего самому творцу! Оно учит и преображает самого ваятеля. "И горе мне, если я не благовествую" - говорил ап. Павел.
брат орм писал(а):
В чем в этом случае источники творчества, роль человека.

dunno (не понимаю!)
брат орм писал(а):
Кроме того, каков собственно механизм творчества, что на него влияет, что мешает. Какие опасности несет с собой творчество для самого человека и его души?

Брат Орм, тебя зацепило. Smile Сколько вопросов? Smile
Механизм творчества неисповедим и неисследим, но вещи, которые явно способствуют и явно отравляют способности людей, вообще, выделить можно, но чаще они строго индивидуальны. И что кого вдохновляет -- тема довольно - таки забавная. Кому - то нужно внезапное "яблоко на голову", кому - то удивиться, кому - то потерпеть поражение, кому - то сменить сферу деятельности, кому - то никому незаметная нечаянная мелочь, кому - то дойти до ручки, кому - то встретить достойного соперника. Метаморфозы повитухи бесконечны...
Опасности? - Вообразить себя источником того дара, который ты имеешь, присвоить себе плод своей деятельности, начать строить свою жизнь вокруг этого плода, посчитать других ниже себя, потому что отмечен какой - то способностью...
Творческие муки - не искушение оставить глину? прах земного сора? d'oh!


_________________
и делов - то
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype-имя
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Пн Июл 20, 2009 9:48 pm   

Лис писал(а):
брат орм писал(а):
Во-первых, если источник творчества вовне человека, то не является ли таким источником монада?

А монада разве вовне человека?

Я имел в виду нечто внешнее по отношению к шельту, Эго и всему тому, что понимается под обыденным человеком

Лис писал(а):
Сомнения остаются в другом - всё ли творчество инициирует монада?

Хороший вопрос

Добавлено спустя 14 минут 46 секунд:

Владимир писал(а):
Фрагмент выложил в двух вариантах: http://narod.ru/disk/11103531000/Сотворение%20цветка%20-%20Кокто%20-%20'Завещание%20Орфея'.avi.html (30 Мб) (прошу извинить, форум не до конца показал ссылку), http://www.youtube.com/watch?v=GqX3305oeM8

Сильный образ


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Вт Июл 21, 2009 6:09 am   

В "Копилку" брату орму в этой теме: свидетельства... не очевидцев, а самих участников этой драмы - творцов.
Если Андрей захочет, я буду складывать цитаты с этот пост, постепенно его подновляя. Могу и складывать их в самой ветке постепенно. Брат, скажи, как лучше.
Писать обстоятельно сейчас не могу, потому что уже одной ногой на пороге. А вот небольшое высказывание, попавшееся удачно под руку, приведу.
Итак, начнём для разминки с Востока.

"Здесь уместно напомнить, что творчество требует времени. Это означает, что писатель должен иметь возможность потратить на работу столько времени, сколько необходимо для хорошей вещи. А тут всё решает одно великое слово: "еда". Часто приходится слышать вопли: увы, нет великих произведений!!! Внимая этим воплям, я думаю: неужели эти крикуны представляют себе писателяв виде крошечного насекомого, питающегося росой? Я понимаю, что мой талант не так уж значителен и вряд ли в этой жизниможно ждать от меня великих творений. Но я уверен, что, если бы мне дали достаточно времени и еды, я мог бы написать неплохие вещи..."
Лао Шэ, "Старый вол, разбитая повозка".



Последний раз редактировалось: Мила (Ср Июл 22, 2009 4:14 am), всего редактировалось 1 раз
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Вт Июл 21, 2009 5:41 pm   

брат орм писал(а):
Лис писал(а):
Сомнения остаются в другом - всё ли творчество инициирует монада?

Хороший вопрос

Думается монада "интерпритирует творческий импульс".

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Вт Июл 21, 2009 10:12 pm   

Омела писал(а):
В "Копилку" брату орму в этой теме: свидетельства... не очевидцев, а самих участников этой драмы - творцов.
Если Андрей захочет, я буду складывать цитаты с этот пост, постепенно его подновляя. Могу и складывать их в самой ветке постепенно. Брат, скажи, как лучше.

Думаю, лучше постепенно. Большие посты сложно воспринимать и не каждый будет возвращаться взад снова и снова

Добавлено спустя 26 минут 11 секунд:

Мигель де Унамуно. "Три назидательных новеллы и один пролог":
В каждом акте творчества содержится подлинная реальность.

Отсюда следует, что лишь момент творчества является подлинной жизнью, что все остальное - лишь полудрема и полусуществование. Так ли это?


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
filus



Зарегистрирован: 21.03.2009
Сообщения: 189

СообщениеДобавлено: Ср Июл 22, 2009 2:48 pm   

брат орм писал:

"... лишь момент творчества является подлинной жизнью, всё остальное - лишь полудрёма и полусуществование. Так ли это?"

Передо мною этот вопрос возник очень давно. Лет восемь назад я ответил на него собствееным эссе "Жизнетворение". Слово непривычное, образованнное по образцу "стихотворение". Я попытался безмерно расширить границы творчества, вместив в них собственную земную жизнь. Безусловно в таком понимании жизнь воспринималась как сотворчество с Подателем Жизни, с Тем, кто жизнь дарует. Замысел весьма дерзкий, прежде всего тем, что академическим подходом не обойдешься, нужна проекция на собстенную жизнь как самосозидание, а здесь любой из нас беззащитен, ибо кто не нагромоздил в своей жизни груду ошибок, кто не проваливался временами в серые периоды рутины и даже в бездны богооставленности? Конечно, в таком подходе к заданной теме я не был первопроходцем, но заметным явлением культуры эта тема пока не стала. Если это интересно для форумчан, я выставлю свой опус после некоторой правки.

С уважением, Евгений А.


_________________
Евгений : "Роза мира" столь эпохальное произведение, что оно рано или поздно будет востребовано человечеством. Но лучше раньше, чем позже.
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Ср Июл 22, 2009 10:16 pm   

filus писал(а):
Если это интересно для форумчан, я выставлю свой опус после некоторой правки.

Лично мне было бы интересно


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Чт Июл 23, 2009 10:37 pm   

Жертвенно ли творчество? В чем это проявляется и насколько? Отдает ли он часть себя? Что есть в таком случае я - Эго или монада? Вопросы, вопросы...

Вот еще в тему.

В работе "Муки слова" А.Г.Горнфельд сообщает: "Поэт ищет в творчестве освобождения от волнений, страданий, впечатлений, переживаемых им; воплощая смутные чувствования в слове, он проясняет их и освобождается от них"
Получается, творчество - путь освобождения от обусловленности?

А вот еще интересное:
"Мысль и чувство тогда только могущественны, пока они не вполне высказаны. Раз они совершенно уяснились для разума и нашли выражение в слове - они превратились в цветок, изображенный на бумаге: он не растёт и не пахнет. Так и совершенно изъясненная мысль утрачивает свою власть над душой человека"
(И.В. Киреевский)
Интересно, почему?
Недосказанность - это приглашение к творчеству, к сотворчеству? Или к чему-то еще?


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
filus



Зарегистрирован: 21.03.2009
Сообщения: 189

СообщениеДобавлено: Пт Июл 24, 2009 12:46 pm   

Андрей писал:

Получается, творчество - путь освобождения от обусловленности?

В моём личном жизненном опыте не только от обусловленности, но и от привязанности. Собственная исповедальная лирика, не предназначенная для чужих глаз и ушей, у меня действовала почти безотказно и в неразделенной любви, и в идейных или иного рода существенных расхождениях, в сорадовании чужим радостям как своим. Это освобождало от ненухной удрученности, уныния, открывая иные горизонты жизнетворения. Для посторонних такое могло выглядеть как бесчувсвенность, но для меня сублимирование переживания помогало не только сохранять, но и приумножать свои жизненные силы. Конечно, не всё так просто. Иногда именно творчество могло, напротив, необъяснимо не отпускать привязанность. Тогда оставвось размышлять над подобной загадкой бытия. Но чаще творчество освобождало и раскрепощало от обусловленности. Жить в потоке Культуры, жить в потоке творчества это и есть, собственно, жить.


_________________
Евгений : "Роза мира" столь эпохальное произведение, что оно рано или поздно будет востребовано человечеством. Но лучше раньше, чем позже.
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Пт Июл 24, 2009 2:41 pm   

Вместе со словом на бумагу словно переносятся эмоции и ощущения. Так освобождаешься от них. Они не исчезают, но притупляются очень


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Сб Июл 25, 2009 11:45 pm   

Творец, художник призван дать возможность увидеть подлинное, оторвать от клише, показать реальность.

М.Волошин: Наше зрение, которым мы пользуемся каждую минуту, не есть ви′дение. Это лишь бессознательная логическая работа, беглое чтение иероглифов привычной обстановки, которые мы различаем по внешним признакам, как слова в книге.

Поль Синьяк: Свежесть ви′дения. Без нее уже не видят, без нее знают; люди научились передавать, они повторяются вместо того, чтобы обновляться; память заменяет восприимчивость. Нет больше эмоций, жизни, разнообразия. Впадают в условность, в клише, в формулы.


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Вт Июл 28, 2009 12:22 am   

К.Малевич: Творить - значит жить, вечно создавать новое и новое.

М.Волошин: Восприятие - это жертва.


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Ср Июл 29, 2009 10:49 am   

filus писал(а):
Я попытался безмерно расширить границы творчества, вместив в них собственную земную жизнь. Безусловно в таком понимании жизнь воспринималась как сотворчество с Подателем Жизни, с Тем, кто жизнь дарует. Замысел весьма дерзкий, прежде всего тем, что академическим подходом не обойдешься, нужна проекция на собстенную жизнь как самосозидание
filus писал(а):
Конечно, в таком подходе к заданной теме я не был первопроходцем, но заметным явлением культуры эта тема пока не стала.
А ведь это вещь, которая разумеется сама собой, filus. «Жизнетворение» можно счесть не самым заметным явлением культуры. Каким образом можно искать подтверждения этому суждению? Историю творчества собственной жизни можно, например, назвать не самым оформленным жанром в искусстве, если искать в произведениях искусства буквальные подтверждения замысла автора выразить саму технологию «жизнетворчества» – через близкую читателю или зрителю для этого выражения терминологию. Однако процесс «жизнетворчества» выражается через явления культуры самыми разными способами, без обращения к какому-то особому языку, без фиксации на процессе. И это касается не только жанров, которые имеют дело с протяжёнными во времени сюжетами, а также психологического или духовного направления. Чего стоят автопортреты, сделанные между делом, наброски художников или, например, вдруг врезающиеся протяжённые по времени эпизоды спектаклей и фильмов, скудные по выразительным средствам и лишённые динамики – сколько в них скрытой жизни, каков по мощности авторский посыл к зрителю, какие раскрываюся в момент созерцания этих предметов и моментов потенциальные возможности для самоуглубления зрителя и его качественно нового шага вперёд… Собственно, последнее, что я написала в этом перечислении – и есть то главное, ради чего художники и творят, если оставить в стороне тему самореализации. И «жизнетворение» авторов и зрителей со слушателелями осуществляется, filus, - даже в состоянии полной неготовности в осознанию самого этого процесса. И то же самое можно сказать о самом жизненном пути - при отсутствии контактов с искусством. Остаётся только повторить: творчество не ограничивается рамками создания продукта культуры.

И ещё один частный момент.
Лис писал(а):
Опасности? - Вообразить себя источником того дара, который ты имеешь, присвоить себе плод своей деятельности, начать строить свою жизнь вокруг этого плода, посчитать других ниже себя, потому что отмечен какой - то способностью...
Лис, это сейчас твоими устами заговорил обыватель. Обычно это звучит так: «Больно много корчат из себя». Конечно, и это относится к опасностям при углублении в творческий процесс одновременно с процессом собственной оценки, но это одна из самых безобидных опасностей. Опасность чувства избранности для художника сильно преувеличена потребителями искусства))
Причём то, что видится снобизмом со стороны творческой среды, получает симметричный отклик со стороны потребительской среды. И не будем здесь судить, какие проявления группового мышления агрессивнее и дестуктивнее...

Добавлено спустя 20 минут 18 секунд:

"События - удел его, Борхеса. Я бреду по Буэнос-Айресу и останавливаюсь - уже почти машинально - взглянуть на арку подъезда и решетку ворот; о Борхесе я узнаю из почты и вижу его фамилию в списке преподавателей или в биографическом словаре. Я люблю песочные часы, географические карты, издания XVIII века, этимологические штудии, вкус кофе и прозу Стивенсона; он разделяет мои пристрастия, но с таким самодовольством, что это уже походит на роль. Не стоит сгущать краски: мы не враги - я живу, остаюсь в живых, чтобы Борхес мог сочинять свою литературу и доказывать ею мое существование. Охотно признаю, кое-какие страницы ему удались, но и эти страницы меня не спасут, ведь лучшим в них он не обязан ни себе, ни другим, а только языку и традиции. Так или иначе, я обречен исчезнуть, и, быть может, лишь какая-то частица меня уцелеет в нем. Мало-помалу я отдаю ему все, хоть и знаю его болезненную страсть к подтасовкам и преувеличениям. Спиноза утверждал, что сущее стремится пребыть собой, камень - вечно быть камнем, тигр - тигром. Мне суждено остаться Борхесом, а не мной (если я вообще есть), но я куда реже узнаю себя в его книгах, чем во многих других или в самозабвенных переборах гитары. Однажды я попытался освободиться от него и сменил мифологию окраин на игры со временем и пространством. Теперь и эти игры принадлежат Борхесу, а мне нужно придумывать что-то новое. И потому моя жизнь - бегство, и все для меня - утрата, и все достается забвенью или ему, другому.
Я не знаю, кто из нас двоих пишет эту страницу".

Хорхе Луис Борхес, "Борхес и я".

Добавлено спустя 13 минут 11 секунд:

И один из самых моих любимых рассказов.

"Сам по себе он был Никто; за лицом (не схожим с другими даже на скверных портретах эпохи) и несчетными, призрачными, бессвязными словами крылся лишь холод, сон, снящийся никому. Сначала ему казалось, будто все другие люди такие же, но замешательство приятеля, с которым он попробовал заговорить о своей пустоте, убедило его в ошибке и раз навсегда заставило уяснить себе, что нельзя отличаться от прочих. Он думал найти исцеление в книгах, для чего - по свидетельству современника -- слегка подучился латыни и еще меньше - греческому; поздней он решил, что достигнет цели, исполнив простейший обряд человеческого общежития, и в долгий июньский день принял посвящение в объятиях Анны Хэтуэй.
Двадцати с чем-то лет он прибыл в Лондон. Помимо воли он уже наловчился представлять из себя кого-то, дабы не выдать, что он - Никто; в Лондоне ему встретилось ремесло, для которого он был создан, ремесло актера, выходящего на подмостки изображать другого перед собранием людей, готовых изображать, словно они и впрямь считают его другим. Труд гистриона принес ему ни с чем не сравнимую радость, может быть первую в жизни; но звучал последний стих, убирали со сцены последний труп - и его снова переполнял отвратительный вкус нереальности. Он переставал быть Феррексом или Тамерланом и опять делался никем. От скуки он взялся выдумывать других героев и другие страшные истории. И вот, пока его тело исполняло в кабаках и борделях Лондона то, что положено телу, обитавшая в нем душа была Цезарем, глухим к предостережениям авгуров, Джульеттой, проклинающей жаворонка, и Макбетом, беседующим на пустыре с ведьмами. Никто на свете не бывал столькими людьми, как этот человек, сумевший, подобно египетскому Протею, исчерпать все образы реальности. Порой, в закоулках того или иного сюжета, он оставлял роковое признание, уверенный, что его не обнаружат; так, Ричард проговаривается, что он актер, играющий множество ролей, Яго роняет странные слова "я - это не я". Глубинное тождество жизни, сна и представления вдохновило его на тирады, позднее ставшие знаменитыми.
Двадцать лет он провел, управляя своими сновидениями, но однажды утром почувствовал отвращение и ужас быть всеми этими королями, погибающими от мечей, и несчастными влюбленными, которые встречаются, расстаются и умирают с благозвучными репликами. В тот же день он продал театр, а через неделю был в родном городке, где снова нашел реку и деревья своего детства и уже не сравнивал их с теми, другими, в украшеньях мифологических намеков и латинских имен, которые славила его муза. Но здесь тоже требовалось кем-то быть, и он стал Удалившимся От Дел Предпринимателем, имеющим некоторое состояние и занятым теперь лишь ссудами, тяжбами и скромными процентами с оборота. В этом амплуа он продиктовал известное нам сухое завещание, из которого обдуманно вытравлены всякие следы пафоса и литературности. Лондонские друзья изредка навещали его уединение, и перед ними он играл прежнюю роль поэта.
История добавляет, что накануне или после смерти он предстал перед Господом и обратился к нему со словами:
- Я, бывший всуе столькими людьми, хочу стать одним - Собой.
И глаc Творца ответил ему из бури: - Я тоже не я: я выдумал этот мир, как ты свои созданья, Шекспир мой, и один из признаков моего сна - ты, подобный мне, который суть Все и Ничего".

Хорхе Луис Борхес, "Everything and Nothing"

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
filus



Зарегистрирован: 21.03.2009
Сообщения: 189

СообщениеДобавлено: Ср Июл 29, 2009 11:44 am   

Омела!
То жизнетворение авторов и зрителей, о котором вы пишите, конечно, занимает достойнейшее место. Я же, повторюсь, имел в виду рефлексию - жизнетворение как самореализацию, когда прожитый день не канет в небытие, а запечатляется каким-то, хотя бы малым самопреодолением, когда мысли не уходят на перемол - это успел, это не успел, эта сказала то-то, тот - то-то, а на смысл - "Зачем?". Иногда без всяких "зачем?", значит нужна пауза созерцания. Мне кажется, Омела, вы это прекрасно понимаете. Об этом наглядно свидетельствует ваше последнее замененное фото, свидетельствующее, что вам знакомы не только будни, но и праздник жизни.


_________________
Евгений : "Роза мира" столь эпохальное произведение, что оно рано или поздно будет востребовано человечеством. Но лучше раньше, чем позже.
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лис



Зарегистрирован: 21.11.2008
Сообщения: 1979

СообщениеДобавлено: Ср Июл 29, 2009 9:17 pm   

Омела писал(а):
Лис, это сейчас твоими устами заговорил обыватель.

Если б это реально не мешало творчески настроенным людям двигаться, то да, мои слова - обывательщина, житейский трёп, праздная суета артикуляции. "Гита" столько раз напоминает об этом ( о том, что не следует привязываться к плодам своей деятельности), что я однажды серьёзно над этим задумался. И нашёл в словах Кришны обоснованную глубину.

А то, о чём ты говоришь частью - это типичнейший видовой конфликт. Те кто закопали свой талант, будут завидовать тем, кто его в поте и слезах преумножал...


_________________
и делов - то
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype-имя
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Вс Авг 02, 2009 11:26 pm   

В.Кондинский: Создание произведения есть мироздание
А.Белый: Образ творчества - человек, а форма его - жизнь.

Самой своей жизнью человек творит некое пространство вокруг. Но эта вроде избитая аналогия (в своей дуальности - добро-зло) может открыться и новой гранью: взрастая в себе, каждый человек способен укреплять нити, связывающие его нынешнее существование с теми мирами, которыми он жил прежде в нынешней линейной системе координат. Так Энроф начинает звучат множеством красок и звуков. Миры прошлого, настоящего и будущего вплетаются в его ткань. А пространство каждого из серого и унылого преображается в густое, родное и близкое.
Грубый пример: те, кто ощущают себя эльфами, вносят в наш мир частичку того мифа, наполняя Энроф частичками мира даймонов


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Пт Авг 07, 2009 8:01 am   

"...В коротком наброске, подаренном Александру Штиху, Пастернак подводил итоги десятилетия... [с 6 августа 1903 года] Он называет этот день началом своей творческой "композиторской биографии". Начав с воспоминаний о лете 1903 года, он говорит далее, что теоретизируя в минуты упадка творчества, человек вправе поставить вопрос, чего же хочет художник, чего он добивается, и отвечает:
"Стать источником наслаждения и такого, которое, будучи обращено на человека, по своей природе и по своим размерам таково, что предполагает не человека вовсе, но какие-то "все четыре стороны" приятия наслаждения; - послать волну такого наслаждения и благодаря его особенности испытать его со своей стороны в другом; отдать, чтобы получить его в ближнем, - в этом цельное, замкнутое, к себе возвращающееся кольцо творчества.
Если чувственность вообще - слой, спаивающий две величины, лежащие по обе стороны от него, то чувственность искусства - это спай цельного обруча", - формулировал он. Понятие эстетического наслаждения, общепринятое в лексике мирного времени, вскоре стало в России пошлым и неуместным, - история разомкнула эстетическое кольцо сознания.

В 1953 году Пастернак заметил, что настоящее искусство, далекое от притязаний и самоутверждения, "робко желает быть мечтою читателя, предметом читательской жажды, и нуждается в его отзывчивом воображении не как в дружелюбной снисходительности, а как в составном элементе, без которого не может обойтись построение художника, как нуждается луч в отражающей поверхности, или в преломляющей среде, чтобы играть и загораться".

"...Пастернак писал в очерке "Люди и положения", что уже тогда, в 1913 году, постоянная его забота обращена была на содержание, "постоянной мечтою было, чтобы само стихотворение нечто содержало, чтобы оно содержало новую мысль или новую картину". Требование концентрированной, живой передачи атмосферы бытия никогда не оставляло его. В стихотворении "Памяти Марины Цветаевой" 1943 года оно формулируется:

Я жизнь в стихах собью так туго,
Чтоб можно было ложкой есть...

Для того чтобы написанное "было вгравировано внутрь книги и говорило с ее страниц всем своим молчанием и всеми красками своей черной бескрасочной печати", оно должно привести в действие воображение. Впечатление передается иносказательно. Пластическая достоверность передачи натуры вызывает у пишущего физическое чувство откровения.
Можно ли ему верить? Можно ли считать, что воображение читателя воспримет картину его записи? Для начинающего художника это предмет чистого риска. Без существенной доли такого риска и беззащитности живое искусство не существует. Недавние предшественники создали исключительную восприимчивость публики. Эстетическое кольцо восприятия, в котором, как писал Пастернак, художник должен "роковым, инстинктивным и непроизвольным образом видеть так, как все прочие думают, и наоборот, думать так, как прочие видят", на каждом шагу давало свидетельство своего существования. Символисты и их последователи пользовались иносказанием с неслыханной перед тем смелостью. Доступность обеспечивалась условным, как говорил Пастернак - "лиловым" языком, к которому привыкли как к общепринятой норме. Пастернак, по воспоминаниям Вяч. Вс. Иванова, говорил, что Блок пользовался лиловым языком потому, что перед ним были лиловые люди..."


Е.Б.Пастернак, "Борис Пастернак. Биография"


"...Всей своей жизни поэт придает такой добровольно крутой наклон, что ее не может быть в биографической вертикали, где мы ждем ее встретить. Ее нельзя найти под его именем и надо искать под чужим, в биографическом столбце его последователей. Чем замкнутее производящая индивидуальность, тем коллективнее, без всякого иносказания, ее повесть. Область подсознательного у гения не поддается обмеру. Ее составляет все, что творится с его читателями и чего он не знает".

Борис Пастернак

Добавлено спустя 2 минуты 22 секунды:

Е.Б.Пастернак писал(а):
теоретизируя в минуты упадка творчества, человек вправе поставить вопрос, чего же хочет художник, чего он добивается
"В минуты упадка творчества". Sic.

Добавлено спустя 1 час 5 минут 11 секунд:

"Упадок творчества", Андрей, - это не унизительная слабость у художника.
Это то же, что и сон после бодрствованя, отлив после прилива, сезон засухи после сезона дождей - или наоборот, кому какой образ ближе...

Время осмысления.


И вот я возвращаюсь к цветку в руках Жана Кокто.

Реальность растерзана от её перманентного употребления из-за всякой нужды. А художник бережной рукой возвращает ей цельность и жизнь - вот аллегория, заключённая в эпизоде фильма, который я попросила Володю Камского сделать доступным для форума. Это очевидно - настолько же, насколько красиво воплощено в фильме.

Однако я подкину вам парадокс, который так же заключён в этом эпизоде, и он тоже вписывается в смысл эпизода - возможно, уже как игнорируемая Жаном Кокто, поглощённого творением фильма, но имеющая право там присутствовать часть смысла. Форма эпизода фильма, которую мы, зрители, тоже употребляем по своей нужде, которую предоставил нам Кокто, красивая и даже печальная, имеет подкладку, не очень красивую и не особо печальную. Она суха и трезва.
Итак, вот вам парадокс: чтобы создать образ художника-творца, вдыхающего жизнь в свои творения, Кокто-художник должен был растерзать и убить этот цветок. Кто понимает кинематографическую технологию, понял меня. То есть во имя вдыхания жизни в предметы идеальные художник бывает вынужден и способен убить жизнь матерьяльную. И это так. Вот такая изнанка волшебной ткани повествования в фильме тоже присутствует и выдаёт себя стежками и пятнами на лицевой стороне полотна.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Сб Авг 08, 2009 3:33 pm   

Был вчера на концерте Ольги Арефьевой ( http://www.ark.ru/ ). Человек весьма интересный, но песни не очень тронули. Исключение - "Семь с половиной". Это даже не песня, это стихи под гитару. Было в них что-то исповедальное в лейтмотиве: "нет, я актерам не верю, хоть и сама из таких". Сама Ольга во вступлении сказала, что это - одна из самых важных для нее песен. Длится семь с половиной минут в ритме речитатива
К сожалению, в сети не нашел. Если найду - выложу.


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
SilverCloud



Зарегистрирован: 10.09.2007
Сообщения: 4805

СообщениеДобавлено: Сб Авг 08, 2009 3:42 pm   

(Текст удален)


_________________
forum.rozamira.ws: двойные стандарты как средство воспитания общечеловеков облагороженного образа


Последний раз редактировалось: SilverCloud (Вт Окт 04, 2011 12:06 pm), всего редактировалось 1 раз
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Сб Авг 08, 2009 3:59 pm   

Нее, не понравились. У нее искренность нравится. Зафрендил на ЖЖ (блог, кстати, интересный, рекомендую) - http://olga-arefieva.livejournal.com/


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
SilverCloud



Зарегистрирован: 10.09.2007
Сообщения: 4805

СообщениеДобавлено: Сб Авг 08, 2009 8:14 pm   

(Текст удален)


_________________
forum.rozamira.ws: двойные стандарты как средство воспитания общечеловеков облагороженного образа


Последний раз редактировалось: SilverCloud (Вт Окт 04, 2011 12:06 pm), всего редактировалось 1 раз
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Вс Сен 13, 2009 11:53 am   

Такая вкуснотинка Very Happy
http://video.recovered.info/bg-ivanov-film-1981-1982/
Игоровая кинозарисовка молодого БГ (1982 год). О творце и жизни.
А молодой БГ такой чудесный Razz


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Вс Сен 13, 2009 3:55 pm   

Андрей, скажи мне, пожалуйста, ты на этой теме в том виде, в каком она начиналась, поставил крест?



Последний раз редактировалось: Мила (Сб Дек 26, 2009 6:03 pm), всего редактировалось 1 раз
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
a.



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 4222

СообщениеДобавлено: Вс Сен 13, 2009 11:17 pm   

Светлый ему путь...

Крест не ставил, просто отодвинул пока. Танец продолжается


_________________
"тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mr. wistful elf



Зарегистрирован: 24.11.2008
Сообщения: 175
Откуда: с другой стороны монитора

СообщениеДобавлено: Ср Сен 16, 2009 7:44 pm   

Вот хороший рассаказ в тему. Шекли, "Необходимая вещь". Рассказ юморной, однако, на мой взгляд, содержит достаточно глубокую идею.

Ричард Грегор сидел за своим столом в пыльной конторе фирмы ААА-ПОПС — Астронавтического антиэнтропийного агентства по оздоровлению природной среды, — тупо уставившись на список, включающий ни много, ни мало 2305 наименований. Он пытался вспомнить, что же еще тут упущено.

Антирадиационная мазь? Осветительная ракета для вакуума? Установка для очистки воды? Нет, все это уже есть.

Он зевнул и взглянул на часы. Арнольд, его компаньон вот-вот должен вернуться. Еще утром он отправился заказать все эти 2305 предметов и проследить за их погрузкой на корабль. Через несколько часов точно по расписанию они стартуют для выполнения нового задания.

Но все ли он предусмотрел? Космический корабль — это остров на полном самообеспечении. Если на Дементии IV у тебя кончатся бобы, ты там не отправишься в лавку. А если, не дай Бог, сгорит обшивка основного двигателя, никто не поспешит заменить ее. На борту должно быть все — и запасная обшивка, и инструмент для замены, и инструкция, как это сделать. Космос слишком велик, чтобы позволить себе роскошь спасательных операций.

Аппаратура для экстракции кислорода… Сигареты… Да прямо универсальный магазин, а не ракета.

Грегор отбросил список, достал колоду потрепанных карт и разложил безнадежный пасьянс собственного изобретения.

Спустя несколько минут в контору небрежной походкой вошел Арнольд.

Грегор с подозрением посмотрел на компаньона. Когда маленький химик, сияя от счастья, начинал лихо подпрыгивать, это обычно означало, что ААА-ПОПС ждут крупные неприятности.

— Ты все достал? — робко поинтересовался Грегор.

— В лучшем виде, — гордо заявил Арнольд.

— Старт назначен на…

— Успокойся, будет полный порядок!

Он уселся на край стола.

— Я сегодня сэкономил кучу денег.

— Бог ты мой, — вздохнул Грегор. — Что ты еще натворил?

— Нет, ты только подумай, — торжественно произнес Арнольд. — Только подумай о тех деньгах, которые попусту тратятся снаряжение самой обычной экспедиции. Мы упаковываем 2305 единиц снаряжения ради одного единственного ничтожного шанса, что нам может понадобиться одна из них. Полезная нагрузка корабля снижена до предела, жизненное пространство стеснено, а эти вещи никогда не понадобятся!

— За исключением одного или двух случаев, когда они спасают нам жизнь.

— Я это учел. Я все тщательно изучил и нашел возможность существенно сократить список. Небольшое везение — и я отыскал ту единственную вещь, которая действительно нужна экспедиции. Необходимую вещь! Поехали на корабль, я ее тебе покажу.

Больше Грегор не смог вытянуть из него ни слова.

Всю долгую дорогу в космопорт Кеннеди Арнольд таинственно улыбался. Их корабль уже стоял на пусковой площадке, готовый к старту.

Арнольд торжествующе распахнул люк.

— Вот! — воскликнул он. — Смотри! Это панацея от всех возможных бед!

Грегор вошел внутрь. Он увидел большую фантастического вида машину с беспорядочно размещенными на корпусе циферблатами, лампочками и индикаторами.

— Что это?

— Не правда ли, красавица? — Арнольд нежно похлопал машину. — Я выудил ее у межпланетного старьевщика Джо практически за бесценок.

Грегору все стало ясно. Когда-то он сам имел дело со старьевщиком Джо, и каждый раз это приводило к печальным последствиям. Немыслимые машины Джо в самом деле работали, но как — это другой вопрос.

— Ни с одной из машин Джо я не отправлюсь в космос, — твердо заявил Грегор. — Может быть, нам удастся продать ее на металлолом?

Он судорожно бросился разыскивать кувалду.

— Погоди, — взмолился Арнольд. — Дай, я покажу ее в работе. Подумай сам. Мы в глубоком космосе. Выходит из строя основной двигатель. Мы обнаруживаем, что на третьей шестеренке открутилась и исчезла гайка. Что мы делаем?

— Мы берем новую гайку из числа 2305 предметов, которые взяли с собой на случай вот таких чрезвычайных обстоятельств, — сказал Грегор.

— В самом деле? Но ведь ты же не включил в список четырехдюймовую дюралевую гайку! — торжествующе вскричал Арнольд. — Я проверял. Что тогда?

— Не знаю. А что ты можешь предложить?

Арнольд подошел к машине, нажал кнопку и громко и отчетливо произнес:

— Дюралевая гайка, диаметр четыре дюйма.

Машина глухо зарокотала. Вспыхнули лампочки. Плавно отодвинулась панель, и глазам компаньонов представилась сверкающая, только что изготовленная гайка.

— Хм, — произнес Грегор без особого энтузиазма. — Итак, она делает гайки. А что еще?

Арнольд снова нажал на кнопку:

— Фунт свежих креветок.

Панель отодвинулась — внутри были креветки.

— Дал маху — следовало заказать очищенные, — заметил Арнольд. — Ну да ладно.

— Что еще она может делать? — спросил Грегор.

— А что бы ты хотел? Тигренка? Карбюратор? Двадцатипятиваттную лампочку? Жевательную резинку?

— Ты хочешь сказать — она может состряпать все что угодно?

— Все что ни пожелаешь! Попробуй сам.

Грегор попробовал и быстро произвел на свет одно за другим пинту питьевой воды, наручные часы и банку майонеза.

— Неплохо, — сказал он. — Но…

— Что «но»?

Грегор задумчиво покачал головой. Действительно — что? Просто по собственному опыту он знал, что эти новинки никогда не бывают столь надежны в работе, как кажется на первый взгляд.

— Транзистор серии е1324.

Машина глухо загудела, отодвинулась панель, и он увидел крохотный транзистор.

— Неплохо, — признался Грегор. — Что ты там делаешь?

— Чищу креветки, — ответил Арнольд.

Насладившись салатом из креветок, приятели вскоре получили разрешение на взлет, и через час их корабль был уже в космосе.

Они направлялись на Деннетт IV, планету средних размеров созвездии Сикофакс. Деннетт был жаркой, влажной, плодородной планетой с одним-единственным серьезным недостатком — чрезмерным обилием дождей. Почти все время на Деннетте шел дождь, а когда его не было, собирались тучи. Компаньонам предстояло ограничить выпадение дождей. Основами регулирования климата они вполне овладели. Это были частые для многих миров трудности. Несколько суток — и все будет в порядке.

Путь не был отмечен никакими событиями. Впереди показался Деннетт. Арнольд выключил автопилот и повел корабль сквозь толщу облаков. Они спускались в километровом слое белесого тумана. Вскоре показались горные вершины, а еще через несколько минут корабль завис над скучной серой равниной.

— Странный цвет для ландшафта, — заметил Грегор.

Арнольд кивнул. Он привычно повел корабль по спирали, выровнял его, аккуратно опустил и, сбалансировав, выключил двигатель.

— Интересно, почему здесь нет растительности? — размышлял в слух Грегор.

Через мгновение они это узнали. Корабль на секунду замер, а затем провалился сквозь мнимую равнину и, пролетев несколько десятков метров, рухнул на поверхность.

«Равниной» оказался туман исключительной плотности, какого нигде, кроме Деннетта, не встретить.

Компаньоны быстро отстегнули ремни, тщательно ощупали себя и, убедившись в отсутствии увечий, приступили к осмотру корабля. Неожиданное падение не принесло ничего хорошего их старенькой посудине. Радио и автопилот оказались напрочь выведенными из строя. Были покорежены десять пластин в обшивке двигателя и, что хуже всего, полетели многие элементы в системе управления.

— Нам еще повезло, — заключил Арнольд.

— Да, — сказал Грегор, вглядываясь в туман. — Однако в следующий раз лучше садиться по приборам.

— Ты знаешь, отчасти я даже рад, что все так произошло. Теперь ты убедишься, как незаменим Конфигуратор. Ну что, приступим к работе?

Они составили список всех поврежденных частей.

Арнольд подошел к Конфигуратору и нажал на кнопку:

— Пластина обшивки двигателя, пять дюймов на пять, толщина полдюйма, сплав 342.

Конфигуратор быстро изготовил требуемое.

— Нам нужно десять штук, — сказал Грегор.

— Знаю, — ответил Арнольд и снова нажал на кнопку: — Повторить.

Машина бездействовала.

— Наверное, надо ввести команду полностью, — сказал Арнольд.

Он ударил кулаком по кнопке и произнес:

— Пластина обшивки двигателя, пять дюймов на пять, толщина полдюйма, сплав 342.

Конфигуратор не шелохнулся.

— Странно, — сказал Арнольд.

— Куда уж, — произнес Грегор, чувствуя, что внутри у него что-то обрывается.

Арнольд попробовал еще раз — безрезультатно. Он задумался, затем, снова ударив кулаком по кнопке, сказал:

— Пластиковая чашка.

Машина произвела чашку из ярко-голубого пластика.

— Еще одну, — сказал Арнольд.

Конфигуратор не откликнулся, и Арнольд попросил восковую свечу. Машина ее изготовила.

— Еще одну восковую свечу, — приказал Арнольд.

Машина не повиновалась.

— Интересно, — произнес Арнольд. — Мне следовало бы раньше подумать о такой возможности.

— Какой возможности?

— Очевидно, Конфигуратор может произвести все что угодно, но только в единственном числе.

Арнольд провел еще один эксперимент, заставив машину изготовить карандаш. Она это сделала, но только один раз.

— Прекрасно, — подытожил Грегор, — но нам нужны еще девять пластин. И для системы управления необходимы четыре идентичные детали. Что будем делать?

— Что-нибудь придумаем, — беззаботно ответил Арнольд.

За бортом корабля начинался дождь.

— Я могу найти поведению машины только одно объяснение — говорил Арнольд несколько часов спустя. — Полагаю, здесь действует принцип наслаждения.

— Что? — встрепенулся Грегор. Он дремал, убаюканный мягким шелестом дождя.

— Эта машина обладает своего рода разумом, — продолжал Арнольд. — Получив стимулирующее воздействие, она переводит его на язык исполнительных команд и производит предмет в соответствии с заложенной в памяти программой.

— Производит, — согласился Грегор, — но только единожды!

— Да, но почему? Здесь ключ ко всей нашей проблеме. Я полагаю, мы столкнулись с фактором самоограничения, вызванного стремлением к наслаждению.

— Не понимаю.

— Послушай. Создатели машины не стали бы ограничивать возможности таким образом. Единственное объяснение, которое я нахожу, заключается в том, что при подобной сложности машина приобретает почти человеческие черты. Машина получает определенное наслаждение от производства только новых предметов. Сотворив изделие, машина теряет к нему всякий интерес. С этой точки зрения всякое повторение — пустая трата времени.

— Более дурацких рассуждений я в жизни не слыхал, — сказал Грегор. — Но допустим, ты прав. Что же мы все таки можно сделать?

— Не знаю, — ответил Арнольд.

— Я так и думал.

В этот вечер Конфигуратор произвел им на ужин вполне приличный ростбиф. На десерт был яблочный пирог. Ужин заметно улучшил моральное состояние приятелей.

— Ну что ж, — задумчиво произнес Грегор, затягиваясь сигаретой марки «Конфигуратор». — Вот что мы должны попробовать. Сплав 342 — не единственный материал, из которого можно изготовить обшивку. Есть и другие сплавы, которые продержатся до нашего возвращения на Землю.

Вряд ли можно было хитростью заставить Конфигуратор изготовить пластину из какого-либо ферросплава. Компаньоны приказали машине изготовить бронзовую пластину и получили ее. Однако после этого Конфигуратор отказал им как в медной, так и в оловянной пластинах. На алюминиевую пластину машина согласилась, так же как на пластины из кадмия, платины, золота и серебра. Пластина из вольфрама была уникальным изделием, удивительно, как Конфигуратор вообще смог ее отлить. Плутоний был отвергнут Грегором, и подходящие материалы стали постепенно истощаться. Арнольду пришла идея использовать сверхпрочную керамику. Наконец, последнюю пластину сделали из чистого цинка.

В общем, ночью приятели неплохо поработали и уже под утро смогли выпить за успех предприятия превосходный, хотя и несколько маслянистый херес марки «Конфигуратор».

На следующий день они смонтировали пластины. Кормовая часть корабля имела вид лоскутного одеяла.

— По-моему, очень даже неплохо! — восхитился Арнольд.

— Только бы они продержались до Земли, — судя по голосу Грегор отнюдь не разделял энтузиазма своего компаньона. — Ну ладно, пора приниматься за систему управления.

Здесь возникла новая проблема. Были разбиты четыре абсолютно одинаковые детали — хрупкие, тончайшей работы платы из стекла и проволоки. Заменители исключались.

К полудню приятели чувствовали себя просто омерзительно.

— Есть какие-нибудь идеи? — спросил Грегор.

— Пока нет. Может, пообедаем?

Они решили, что салат из омаров будет очень кстати, и заказали его Конфигуратору. Тот недолго погудел и… ничего.

— Ну а сейчас в чем дело? — спросил Грегор.

— Вот этого-то я как раз и боялся, — ответил Арнольд.

— Боялся чего? Мы ведь еще не заказывали омаров.

— Но мы заказывали креветки. И те и другие относятся к ракообразным. Боюсь, что Конфигуратор разбирается в классах объектов.

— Ну что же, придется консервы, — со вздохом сказал Грегор.

Арнольд вяло улыбнулся.

— Видишь ли, — сказал он, — когда я купил Конфигуратор, то подумал, что нам больше не придется беспокоиться о еде. Дело в том, что…

— Как, консервов нет?!

— Нет.

Они вернулись к машине и заказали семгу, форель, тунца… Безрезультатно. С тем же успехом они попробовали получить свиную отбивную, баранью ножку и телятину.

— По-моему, Конфигуратор решил, что вчерашний ростбиф поставил точку на мясе всех млекопитающих, — сказал Арнольд.

— Это интересно. Если дело так пойдет дальше, мы сможем разработать новую теорию видов…

— Умирая голодной смертью, — добавил Грегор.

Он потребовал жареного цыпленка, и на этот раз Конфигуратор сработал без колебаний.

— Эврика! — воскликнул Арнольд.

— Черт! — выругался Грегор. — Надо было заказать индейку.

На планете Деннетт продолжался дождь. Вокруг залатанной хвостовой части корабля клубился туман.

Арнольд занялся какими-то манипуляциями с логарифмической линейкой, а Грегор, покончив с хересом, безуспешно пытался получить ящик виски. Убедившись в бесплодности своих попыток, он принялся раскладывать пасьянс. После скудного ужина, состоявшего из остатков цыпленка, Арнольд наконец завершил расчеты.

— Это может подействовать, — сказал он.

— Что именно?

— Принцип наслаждения!

Арнольд поднялся и принялся расхаживать взад и вперед.

— Раз эта машина обрела почти человеческие черты, у нее должны быть и способности к самообучению. Я думаю, мы сможем научить ее испытывать наслаждение от многократного производства одной и той же вещи, а именно — элементов системы управления.

— Может, стоит и попробовать, — с надеждой отозвался Грегор.

Поздно вечером приятели начали переговоры с машиной. Арнольд настойчиво нашептывал ей о прелестях повторения. Грегор громко рассуждал об эстетическом наслаждении от многократного производства таких шедевров, как элементы системы управления. Арнольд все шептал о трепете от бесконечного производства одних и тех же предметов. Снова и снова — все те же детали, все из того же материала, производимые с одной и той же скоростью. Экстаз! Грегор философствовал, сколь гармонично это соответствует облику и способностям машины. Он говорил, что повторение гораздо ближе к энтропии, которая с механической точки зрения само совершенство.

По непрерывному щелканью и миганию можно было судить, что Конфигуратор внимательно слушал. Когда на Деннетте забрезжил промозглый рассвет, Арнольд осторожно нажал на кнопку и дал команду изготовить нужную деталь.

Конфигуратор явно колебался. Лампочки неопределенно мигали, стрелки индикаторов нерешительно дергались.

Наконец послышался щелчок, панель отодвинулась, и показался второй элемент системы управления.

— Ура! — закричал Грегор, хлопнув Арнольда по плечу.

Он поспешно нажал на кнопку и заказал еще одну деталь. Конфигуратор громко и выразительно загудел и… ничего не произвел.

Грегор сделал еще одну попытку, однако и на этот раз машина — уже без долгих колебаний — отказалась выполнить просьбу людей.

— Ну а сейчас в чем дело? — спросил Грегор.

— Все ясно, — грустно ответил Арнольд. — Он решил попробовать повторение только ради того, чтобы определить, не лишает ли себя чего-нибудь, не испытав его. Я думаю, что Конфигуратору повторение не понравилось.

— Машина, которая не любит повторения! — тяжело вздохнул Грегор. — Это так по-человечески…

— Как раз наоборот, — с тоской произнес Арнольд. — Это слишком по-человечески…

Время приближалось к ужину, и приятели решили выудить из Конфигуратора что-нибудь съестное. Получить овощной салат было довольно несложно, однако он оказался не слишком калорийным. Конфигуратор добавил буханку хлеба, но о пироге не могло быть и речи. Молочные продукты также исключались: накануне компаньоны заказывали сыр. Наконец, только через час, после многочисленных попыток и отказов, их усилия были вознаграждены фунтом бифштекса из китового мяса, — видно, Конфигуратор был не совсем уверен в его происхождении.

Сразу после ужина Грегор снова стал вполголоса напевать машине о радостях повторения. Конфигуратор мерно гудел, периодически мигал лампочками, показывая, что все же слушает.

Арнольд обложился справочниками и стал разрабатывать новый план. Спустя несколько часов он вдруг вскочил с радостным криком:

— Я знал, что его найду!

— Что найдешь? — живо поинтересовался Грегор.

— Заменитель системы управления!

Он сунул книгу буквально под нос Грегору.

— Смотри! Ученый на Ведньере II создал это пятьдесят лет назад. Система по современным понятиям неуклюжа, но она неплохо действует и вполне подойдет для нашего корабля.

— Ага. А из чего она сделана? — спросил Грегор.

— В том-то вся и штука! Мы не можем ошибиться. Она сделана из особого пластика!

Арнольд быстро нажал на кнопку и прочитал описание системы управления.

Ничего не произошло.

— Ты должен изготовить систему управления типа Ведньер II — закричал Арнольд. — Если ты этого не сделаешь, то нарушишь собственные принципы!

Он ударил по кнопке и еще раз отчетливо прочитал описание системы.

И на этот раз Конфигуратор не повиновался.

Тут Грегора осенило ужасное подозрение. Он быстро подошел к задней панели Конфигуратора и нашел там то, чего опасался.

Это было клеймо изготовителя. На нем было написано: КОНФИГУРАТОР, КЛАСС 3. ИЗГОТОВЛЕН ВЕДНЬЕРСКОЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ. ВЕДНЬЕР II.

— Конечно, они уже использовали его для этих целей, — грустно констатировал Арнольд.

Грегор промолчал. Сказать было нечего.

Внутри на стенках корабля появились капли. На стальной пластине в хвостовом отсеке обнаружилась ржавчина.

Машина продолжала слушать увещевания о пользе повторения, но ничего не производила.

Снова возникла проблема обеда. Фрукты исключались из-за яблочного пирога. Не стоило и мечтать о мясе, рыбе, молочных продуктах, каше. В конце концов, компаньонам удалось отведать лягушек, печеных кузнечиков, приготовленных по древнему китайскому рецепту, и филе из игуаны. Однако после того, как с ящерицами, насекомыми и земноводными было покончено, приятели поняли, что пищи больше не будет.

И Арнольд, и Грегор чувствовали нечеловеческую усталость. Длинное лицо Грегора совсем вытянулось.

За бортом непрерывно лил дождь. Корабль все больше засасывало в хлипкую почву.

Но тут Грегора осенила еще одна идея. Он старался тщательно ее обдумать. Новая неудача могла повергнуть в непреодолимое уныние. Вероятность успеха была ничтожной, но упускать ее было нельзя.

Грегор медленно приблизился к Кофигуратору. Арнольд испугался неистового блеска в его глазах.

— Что ты собираешься делать?

— Я собираюсь дать этой штуке еще одну, последнюю команду, — хрипло ответил Грегор.

Дрожащей рукой он нажал на кнопку и что-то прошептал.

В первый момент ничего не произошло. Внезапно Арнольд закричал:

— Назад!

Машина затряслась и задрожала, лампочки мигали, стрелки индикаторов судорожно дергались.

— Что ты ей приказал? — спросил Арнольд.

— Я приказал ей воспроизвести себя!

Конфигуратор затрясся в конвульсиях и выпустил облако черного дыма. Приятели закашлялись, судорожно глотая воздух.

Когда дым рассеялся, они увидели, что Конфигуратор стоит на месте, только краска на нем в нескольких местах потрескалась, а некоторые индикаторы бездействуют. Рядом с ним, сверкая каплями свежего масла, стоял еще один Конфигуратор.

— Ура! — закричал Арнольд. — Это спасение!

— Я сделал гораздо больше, — устало ответил Грегор. — Я обеспечил нам состояние.

Он повернулся к новому Конфигуратору, нажал на кнопку и прокричал:

— Воспроизведись!

Через неделю, завершив работу на Деннетте IV, Арнольд, Грегор и три Конфигуратора уже подлетали к космопорту Кеннеди. Как только они приземлились, Арнольд выскочил из корабля, быстро поймал такси и отправился сначала на Кэнэстрит, а затем в центр Нью-Йорка. Дела заняли немного времени, и уже через несколько часов он вернулся на корабль.

— Все в порядке, — сказал он Грегору. — Я поговорил с несколькими ювелирами. Без существенного влияния на рынок мы можем продать около двадцати больших камней. После этого думаю, надо, чтобы Конфигураторы занялись платиной, а затем… В чем дело?

Грегор мрачно смотрел на него.

— Ты ничего не замечаешь?

— А что? — Арнольд огляделся.

Там, где раньше стояли три Конфигуратора, сейчас их было уже четыре.

— Ты приказал им воспроизвести еще одного? — спросил Арнольд. — Ничего страшного. Теперь надо только приказать, чтобы они сделали по бриллианту.

— Ты все еще ничего не понял? — грустно воскликнул Грегор. — Смотри!

Он нажал на кнопку ближайшего Конфигуратора и сказал:

— Бриллиант.

Конфигуратор затрясся.

— Это все ты и твой проклятый принцип наслаждения, — устало проговорил Грегор.

Машина вновь завибрировала и произвела на свет… еще один КОНФИГУРАТОР!!!



В самом деле, то что мы называет искусством, это, конечно, здорово, и может развлечь нас на миг, столетие или миллион лет. Но есть задача, творческая задача, которая вызывала и будет вызывать интерес всегда - создание самого себя. Искуственный интеллект - это задача вовсе не современного мира - ещё в средневековье кое-кто пытался выращивать гомункулов, и даже у эллинов был миф о том, как искусник Гефест создал три золотые статуи, которые двигались и вели себя подобно живым (однажды, когда моя учительница по английскому задала написать сочинение про развитие робототехники, я написал ей про этот миф, но ей почему-то это не понравилось). Любопытно, что частичное решение задачи нам вполне доступно и было доступно всегда - мы можем растить и воспитывать детей - и это тоже творчество. Создание себе подобного, хотя и по модулю новорождённого младенца, подсунутого нам кем-то. Чем выше наше развитие, тем менее будет необходима эта изначальная заготовка (сотворённая кем-то более могущественным), вплоть до монады, которую, по слухам, умеет создавать только Бог. Ну и, как известно, мы сами сотворены по образу и подобию Господа. О да, Он тоже занимается творчеством, и, судя по количеству существующих в мире монад, наслаждается процессом вовсю. Логично предположить, что Он ещё не закончил и мы всё ещё находимся в процессе сотворения, но при этом уже имеем возможность в какой-то степени творить самим.

В. В. Маяковский писал(а):
Мельчайшая пылинка живого ценнее всего, что сделаю я и сделал!


_________________
Никита Д.
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Искусства Часовой пояс: GMT + 3
 
Всё на одной странице

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий