Святые заступники: Брахма Нарада, Архангел Гавриил Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011)

Три вещи не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и упущенная возможность.
(Арабская пословица)

 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Святые заступники: Бодхисаттва Гуаньинь, ангел

Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.

Приложение к "Циклам российского великодержавия..."
На страницу
1, 2, 3  След. [Всё]

 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Роза мира (концепция) -> Метаистория
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Фёдор



Зарегистрирован: 25.09.2007
Сообщения: 1701

СообщениеДобавлено: Пн Окт 29, 2007 12:57 am    Приложение к "Циклам российского великодержавия..."

Современные державы.


Я хотел бы дополнить размышления о великодержавии России небольшим экскурсом, в котором попытаюсь представить свой взгляд на состояние великодержавных макро-систем других метакультур, существующих в настоящее время.

Сегодня (2007 г.) можно выделить 11 (помимо Третьей российской) держав, связанных преимущественно с ниже перечисленными государствами:

1.США.
2. Англия.
3. Франция.
4. ФРГ.
5. Испания.
6. Сербия.
7. Япония.
8. Тайвань («Китайская республика»).
9. КНР.
10. Индия.
11. Светские режимы в республиках Ближневосточной (Исламской) метакультуры.

Из этих держав только четыре (американская, ново-ближневосточная, ново-германская и ново-индийская) возникли и утвердились не в результате смены держав в уже существовавших великодержавных макро-системах, а из-за новой защитной реакции соответствующих метакультур на внешнюю угрозу. Эта угроза исходила от инометакультурных держав, находившихся на стадии эскалации. Возникновение в результате первичной защитной реакции метакультуры обеспечило этим четырем державам метакультурную синергичность на первом этапе их существования.


США.

Самой сильной в настоящее время является держава США. Ее зарождение мы относим к самому концу XIX в., примерно к 1894 г. Событием, которое может восприниматься нами как первое свидетельство ее существования, является Американо-испанская война 1898 г. Но причины ее появления следует искать, конечно же, не в угрозе со стороны дряхлой испанской державы. Вероятно, возникновение державной системы под государственностью США было вызвано потенциальной угрозой, исходящей от японской державы, стремительно усилившейся к концу XIX века.

Когда американской державой была утрачена метакультурная синергичность? Вероятно, это произошло уже в 1899 г., когда США начали войну против добивавшихся независимости Филиппин.

Стадия эскалации американской державы завершилась в 1968 г., хотя уже период с лета 1945 г. и до весны 1968 г. можно считать временем ее перенапряжения. В качестве более узких временных границ перенапряжения можно назвать 1963-68 гг.

Гибель Кеннеди в 1963 г. означала, что держава США тогда отказалась от компромиссного курса и попыталась устанавливать мировую гегемонию жесткими методами и через локальные конфликты. Уже само втягивание США во вьетнамскую войну при Джонсоне означало, что держава неадекватно реагирует на вызовы времени. Этот путь и привел державу к перенапряжению и надрыву, непосредственными причинами которого были поражение во Вьетнамской войне (ясно обозначившееся уже к началу 1968 г.) и гражданская и мировоззренческая революция второй половины 60-х.

С 1968 г. эта держава находится на стадии деградации. Во внешней политике последствия надрыва выразились в том, что в 70-е гг. США были вынуждена идти на уступки СССР. Но после изменения политического климата (как внутреннего, так и международного) в 1979-80 гг., отразившемся в приходе к власти администрации Рейгана, начинается эпоха т.н. “неоглобализма”, которая характеризуется постепенным частичным восстановлением международных позиций США.

После распада СССР у США, казалось бы, появилась возможность стать безусловным мировым лидером. Однако с 90-х гг. на международной арене держава США действует неумело и примитивно. В мире возникает не симпатия к США (как это было при Рузвельте и Кеннеди), а неприязнь к ней. После распада СССР прошло уже 16 лет, но за все эти годы элита США, претендующих на роль единственной сверхдержавы, оказалась неспособны предложить мировому сообществу внятную интеграционную стратегию. Даже локальный проект Ассоциации свободной торговли Северной Америки (NAFTA) фактически не работает. Вместо предложения странам мира глобальной интеграционной стратегии элита США занята борьбой за присвоение мировых ресурсов, втягиваясь, как и в 60-е гг., в бесконечные локальные конфликты.

Основным внутренним конфликтом в США можно считать противостояние “империи” и “демократии”, который был отмечен А. Шлезингером. В контексте нашего исследования этот конфликт с некоторыми оговорками может быть интерпретирован как противостояние державы США гражданскому обществу американского национального государства.


Великобритания.

Условной датой утверждения Второй державы Англии можно считать 30 января 1649 г. – день казни короля Чарльза I. Это самая старая из существующих ныне держав. Метакультурной синергичности эта держава никогда не имела. Ее эскалация продолжалась примерно до 1918 г. Период ее предельного могущества можно соотнести с периодом царствования королевы Виктории, короля Эдуарда VII, и началом царствования Джорджа V, хотя закат державы фактически начался еще до ее надрыва. Рубежным событием можно считать празднование юбилея королевы Виктории в 1897 г.

Первая мировая война вызвала перенапряжение Английской державы, и с 1918 г., несмотря на победу над Германией, начался процесс ее деградации. Благодаря сохранению баланса между державными интересами, гражданским обществом и национальным государством, что выразилось в отсутствии деспотического периода во внутренней жизни Британии, Вторая держава смогла избежать резкого надрыва и плавно вступила на эту стадию.

Оппозиционное системе державообразующее ядро, вероятно, находило выражение в действиях радикальных чартистов (середина XIX в.). Оно было сравнительно легко подавлено господствующей системой Англии, находившейся тогда на стадии эскалации.


Франция.

Условное время утверждения Четвертой державы Франции – 15 октября 1945 г. В этот день был казнен глава правительства Виши П. Лаваль. Президентство де Голля в 1958-69 гг. можно считать временем предельного могущества Четвертой державы. В этот период ей удалось уничтожить OAS, в котором, как мы полагаем, можно разглядеть державообразующее ядро.

Примерно с 1967 г. начинается перенапряжение державы. Революционный кризис 1968 г. и отставка президента де Голля в 1969 г. были отражением ее надрыва. С этого времени начинается период ее деградации.

Синергичности эта держава никогда не имела.


ФРГ.

Держава ФРГ возникла около 1947-48 гг., когда формировались органы власти западных зон оккупации, и начался новый этап карьеры К. Аденауэра. Причиной ее возникновения стала защитная реакция Северо-Западной метакультуры на угрозу со стороны советской державы, находившейся тогда на стадии эскалации.

На период канцлерства Аденауэра приходится стадия эскалации и время предельного могущества этой державы. По всей видимости, внутренним событием, знаменующим утрату державой синергичности, ее перенапряжение и начало ее надрыва, стал политический кризис в Западной Германии в начале 60-х гг., повлекший за собой отставку Аденауэра (октябрь 1963 г.). Особое значение можно видеть в скандале, связанном с журналом “Шпигель” в октябре 1962 г. (примечательно, что этот скандал развивался параллельно Карибскому кризису).

Период 1963-68 гг. представляет собой нечто вроде постепенного перехода державы ФРГ на стадию деградации. Ее окончательный надрыв можно условно отнести к 1968-69 гг. Правление канцлера Вилли Брандта было отражением вынужденного ослабления давления державы на немецкое общество и национальное государство. С этого времени начинается ее деградация, которая, однако, не стала препятствием для объединения Германии в 1989-90 гг.

Об упадке державы говорит присутствие в политической жизни Германии радикальных маргиналов – левацкой террористической организации RAF (Фракция Красной армии). Эта группировка, возникшая в 1967-68 гг., вероятно, несет в себе державообразующее ядро. Власти ФРГ не могли справиться с ней до 1998 г., когда ее лидеры объявили о самороспуске организации. Однако и после 1998 г. происходили «экспроприации», за которые брали на себя ответственность члены этой банды.


Испания.

Смена держав в Испании произошла примерно в 1939 г., когда Франко одержал победу в жестокой гражданской войне с республиканцами. Период правления Франко можно считать временем эскалации и перенапряжения Второй державы, а его смерть в 1975 г. знаменовала собой ее надрыв. С этого времени эта держава находится в состоянии деградации.

Синергичной эта держава никогда не была.


Сербия.

Смена держав в Югославии произошла в первой половине 1946 г. В феврале 1946 г. коммунистическое правительство объявило о самоубийстве в тюремной камере генерала М. Недича – бывшего главы сербского правительства в период нацистской оккупации. Чуть позже были казнены менее видные члены его кабинета. С этого времени в Югославии утверждается новая, Вторая держава. Синергичной она никогда не была.

Правление Тито – эпоха ее эскалации и перенапряжения. После смерти Тито в 1980 г. начинается быстрый упадок державы, сопровождавшийся полной дезинтеграцией Югославии и обретением независимости национальными республиками.

Вторая держава проявляла свою волю не только в Югославии Милошевича, но в самопровозглашенных сербских республиках (на территории Хорватии и Боснии).
Демократическая революция 2000 г., завершившая формирование сербского национального государства, а затем смерть Милошевича в Гааге и отделение Черногории, вероятно, не стали концом этой державы, и она продолжает существовать до настоящего времени.

Об этом говорит продолжающийся кризис сербской государственности, убийство в 2003 г. премьер-министра З. Джинджича, пытавшегося демонтировать старую политическую структуру, вызывающее поведение Милошевича в Гаагском суде, нежелание властей Сербии выдать военных преступников (бывших лидеров боснийских сербов Младича и Караджича) международному трибуналу, упорство сербов в вопросе самоопределения Косова.

Если принять идею, что сербская державная система не погибла, то на сегодняшний день (2007 г.) она является самой слабой из всех, существующих в мире.


Япония.

В Японии смена держав относится ко временам революции Мэйдзи 1867-68 гг. Условной датой смены можно считать 26 ноября 1868 г., когда император Муцухито (девиз правления Мэйдзи) вступил в новую столицу государства – Токио (бывший до этого оплотом сёгунов Токугава). Синергичной эта держава никогда не была.
Стадия эскалации Второй державы продолжалась до 1945 г. Период 1931-45 гг., особенно 1941-45 гг., был временем ее перенапряжения. Поражение Японии во Второй мировой войне вызвало ее надрыв. С 1945 г. начинается период ее деградации (которая не помешала ее экономическому расцвету в 60-80-е гг.).


Китайская республика (Тайвань).

Применить к этой государственности понятие «держава» можно лишь с целым рядом оговорок. Мы полагаем, что начало этой державы следует искать в связи с движением тайпинов. Затем она выражала себя в деятельности китайских националистов – Сунь Ят-сена и Чан Кай-ши. При этом Сунь Ят-сен был не только проводником воли этого радикального течения, несущего в себе ядро новой системы, но и одним из носителей идеи китайского национального государства.

Главной проблемой этого движения стало то, что оно так и не смогло заменить собой старую державу, связанную с маньчжурской династией и пекинскими правительствами 1913-1927 гг. (хотя в 1927-28 гг. под контролем гоминьдановского правительства были обе столицы Китая – Нанкин и Пекин). Не смогло оно и оказать отпор японской оккупации.
Синергичной эта держава не была никогда.

Поражение в борьбе уже с китайскими коммунистами поставило это движение на грань уничтожения, но поскольку в Китае в 40-е гг. XX в. смены держав не произошло, новые коммунистические правители не могли уничтожить гоминьдановскую вооруженную оппозицию, которая при поддержке США укрепилась на Тайване. Окончательный надрыв тайваньской державны (назовем ее, все же, так) приходится на 1975 г. – год смерти Чан Кай-ши. С этого времени начинается период ее деградации.


КНР.

Генезис державной системы КНР довольно оригинален. Согласно черновикам Андреева, уицраор коммунистического Китая возник в 1945 г. (заметим, что КПК появилась задолго до этого события – еще в 1921 г., а Мао захватил контроль над партией к 1943 г.). Уничтожение старой (маньчжурской) державы Третьей державой России произошло в августе 1945 г. и выразилось в ликвидации советскими войсками Маньчжоу-Го и пленении императора Пу И.

Об отсутствии синергичности у этой державы можно было бы даже не упоминать.

В 1949 г. коммунисты установили контроль над всем континентальным Китаем (кроме части Тибета) и провозгласили создание «народной республики». Эту дату условно можно считать временем утверждения этой державы (хотя из-за уничтожения старой маньчжуро-китайской державы в августе 1945 г. Третьей державой России смена держав в Китае была невозможна).

Весь период правления Мао можно считать временем ее перенапряжения.

В 1960-е гг., когда державы СССР и Индии перешли на стадию деградации, а держава США стояла на пороге надрыва, держава КНР стала претендовать на роль нового политического лидера планеты. В 1964 г. Китай стал обладать ядерным оружием. Но невозможность внешней экспансии из-за ничтожности экономических ресурсов привела к тому, что китайская государственность буквально взорвалась изнутри.

В 1966 г. Мао Цзе-дун начал «культурную революцию». Это было странное сочетание укрепления личной власти тирана и разрушения партийных и государственных институтов. В последние годы жизни Мао Цзе-дун получил над Китаем поистине безграничную власть. В событиях, происходивших тогда в Китае можно заметить параллель с опричным периодом Ивана Грозного.

Смерть Мао в 1976 г. была отражением надрыва державы. Ее деградация проходит относительно спокойно. Сейчас КНР переживает этап, аналогичный брежневскому застою в СССР. Возможно даже, что в ближайшие десятилетия КНР по своей относительной мощи – военной и экономической – будет сопоставима с США. Но возможен и иной вариант развития событий. Демократизация континентального Китая может снять вопрос о его конфронтации с западными демократиями.

Одним из признаков того, что держава КНР находится на стадии деградации, является демографическая политика властей. Политика сокращения рождаемости означает, что держава отказалась от активной экспансии и больше озадачена тем, чтобы снизить социальную напряженность внутри государства и создать такие демографические условия, при которых смена держав уже не могла бы произойти.

Развитие событий в Китае предугадать сложно. Этот гигант, вероятно, все же движется в сторону постепенной демократизации. Преимуществом Китая является его фактическая моноэтничность, что обеспечивает возможность перехода страны к существованию в виде демократического национального государства. Возможно, что демократический “большой” Китай и “Китайская республика” на Тайване смогут создать нечто вроде конфедеративного национального государства, в пределах которого смогут сосуществовать две державы (как, например, сосуществуют державные государства в пределах ЕС). Но возможно и иное развитие событий. Так, например, по мере ослабления существующей сейчас в Китае державы может проявиться крайнее националистическое шовинистическое движение, претендующее на создание новой державы. Смена держав в огромном Китае была бы катастрофой для всего человечества.

С державой КНР связана КПК, насчитывающая более 40 млн. человек. Вероятно, по мере того, как будет происходить демократизация Китая, ее роль будет сокращаться.

С китайской коммунистической державной отчасти связаны недержавные, но жуткие тоталитарные государственные и партийные образования другой страны – Северной Кореи (КНДР и ТПК). Однако эти структуры, существующие во многом благодаря “китайским товарищам”, все же имеют самостоятельную волю.


Индия.

Время возникновения этой державы можно отнести к 1947 г. Возможно, что непосредственным поводом к ее появлению стали события в Кашмире. 22 октября 1947 г. с территории Пакистана началось вторжение в Кашмир пуштунских племен, которое вызвало первый вооруженный конфликт двух государств – Индии и Пакистана. Причиной появления ново-индийской державы могла стать защитная реакция метакультуры на потенциальную угрозу со стороны советской и ново-ближневосточной держав, находившихся тогда на стадии эскалации, а также угрозу со стороны стремительно усиливавшейся китайской (коммунистической) державы.

Утрата синергичности и перенапряжение индийской державы относятся не позднее, чем к концу 1961 г. В декабре 1961 г. индийские войска захватили принадлежавшие Португалии на индийском субконтиненте территории (Гоа, Даман и Диу). Эти португальские владения были населены тогда преимущественно католиками, а не индуистами. Этот захват происходил при открытой поддержке СССР. Примечательно, что в это время в Дели «гостил» Брежнев, будущий лидер СССР.

Перенапряжение быстро привело к надрыву. Фатальный удар индийской державе нанес вооруженный конфликт с КНР, происходивший в сентябре-ноябре 1962 г. (параллельно Карибскому кризису). Вскоре, в январе 1963 г. у Неру, который тяжело переживал свой внешнеполитический провал, произошел сердечный приступ, от последствий которого он так и не смог оправиться (Неру умер в 1964 г.).

На стадии деградации индийская держава сохраняет устойчивость и даже агрессивность. Об этом свидетельствуют успешные для Индии войны с Пакистаном 1965 и 1970-71 гг. Внутренняя политика Индии была относительно стабильной. Но семейство Неру стали преследовать беды. Были убиты премьер-министр Индира Ганди (1984 г.), проводившая жесткую политику в отношении сикхов, и ее сын Раджив (в 1991 г. – тогда он был кандидатом на пост премьера), который, будучи премьером Индии, вмешался во внутренний (сингало-тамильский) конфликт на Шри-Ланке. Еще при жизни И. Ганди в странной авиакатастрофе погиб ее младший сын Санджай, которого она прочила на роль своего политического наследника.

В настоящее время Индия является одной из самых экономических мощных стран, обладающих к тому же, ядерным оружием. Но это ее состояние не противоречит нашему предположению о том, что держава Индии находится на стадии деградации.

Индия на сегодняшний день является самой густонаселенной демократией мира. За всю свою историю она не знала ни одного военного переворота. Возможно, что элиты Индии смогут найти путь к новой форме политической интеграции, аналогичной европейской. Но та федеративная государственная структура, которая существует в настоящее время, обречена на распад.

Проблемой Индии является ее многонациональность, закрепленная в виде полусамостоятельных штатов, создававшихся по этническому принципу, и при этом претензии хиндустанской нации на роль основной интегрирующей силы. По мере развития общественных отношений неминуемо будет происходить укрепление национального самосознания и институтов локальных национальных государств, что предопределяет распад этого гипергосударства.


Мусульманские республики.

Новая держава в странах Ближневосточной (Исламской) метакультуры возникла в ноябре 1918 г. в ответ на угрозу со стороны Третьей Российской державы. Толчком к проявлению ее воли в пределах Османской империии стал греческий десант в Смирне (Измире) 15 мая 1919 г. Первым движением, в котором нашла проявление ее воля, стала Кемалистская революция.

Причина появления этой державы - реакция Ближневосточной метакультуры на угрозу со стороны советской державы, находившейся на стадии эскалации. Под контролем советской державы к 1921 г. находились обширные территории, относящиеся к Ближневосточной метакультуре, а экспансионизм большевиков был направлен в том числе и на мусульманские страны.

Идеологическими доминантами Ново-ближневосточной державы являются этатизм, национализм, секуляризм, республиканское государственное устройство, особая роль армии. Все эти элементы восходят к концепции «Шести стрел» Ататюрка. В разных государствах имеет место доминирование различных сочетаний этих доминант.

Мы не случайно говорим здесь о государствах во множественном числе. Держава, о которой здесь идет речь, имеет важную особенность. Она оказалась способна проявлять свою волю сразу в нескольких государствах. Возможно, что в данном случае мы видим перед собой происшедшую в новую эпоху трансформацию традиционного мироощущения мусульман-суннитов, воспринимавших все религиозно-политическое пространство исламского мира единым.

Монархические государства Ближневосточной метакультуры остаются в основном чуждыми державе. Неслучайно, приход к власти политиков, связанных с этой державой, часто был прямо связан со свержением монархических режимов (Египет 1952 г., Ирак 1958 г., Северный Йемен 1962 г., Ливия 1969 г.).

В 1950-е – 70-е гг. в государствах, где эта держава находила свое наибольшее выражение, происходили заметные идеологические сдвиги. Тогда особое значение получала умеренная социалистическая идеология. Организационно государственная власть обеспечивалась однопартийной системой (неформальной или даже формальной) и сильным влиянием армии. Крайнюю форму процесс «социализации» принял в Южном Йемене и Афганистане при Тараки и Амине.

Милитаризм (значительное влияние касты военных на политическую жизнь) можно считать одной из идеологических составляющих этой державы. В политической жизни «системных» стран ведущая роль принадлежит армии и ее лидерам (либо руководителям антиколониальных войн). Кадровыми офицерами были Ататюрк, Насер, Садат, Касем, Ареф, Каддафи, Х. и Б. Асады, С. Хусейн, Д. Дудаев. Военизированные формирования возглавлял и Ясир Арафат, который не был кадровым военным по причине отсутствия у Палестины собственной государственности (ООП и Фатх связаны именно с этой державой). В кризисных ситуациях, которые возникали в державе, армия постоянно вмешивается в политическую жизнь связанных с нею государств.

Национализм был одновременно и сильным и слабым звеном в идеологии державы. Это было самое простое средство привлечения энергии масс, особенно в периоды противостояния с внешними врагами. Но национализм всегда ограничивает возможности экспансии. Апелляция к национальным чувствам турок при Ататюрке лишало Турцию перспективы стать центром объединения всех мусульманских государств. Аналогично и арабский национализм мог претендовать максимально лишь на объединение всех арабов в одно государственное образование.

На рубеже 80-90-х гг. происходит новый идеологический поворот, связанные с усилением конфессионального фактора. Секулярные и европеизаторские тенденции не были до конца последовательными, пожалуй, нигде, кроме Турции и отчасти Туниса (в котором секулярную политику свыше 30 лет настойчиво проводил президент Бургиба). В ряде стран, оказавшихся связанными с державой, с начала 1980-ых гг. началось демонстративное привнесение в государственную идеологию конфессиональной исламской риторики (например, Каддафи в Ливии).

То же самое наблюдалось и в Ираке и в годы ирано-иракской войны, но особенно после “войны в Заливе” 1991 г. Наиболее консервативным в конфессиональном плане режимом, имевшим отношение к державе, был тот, который установил генерал Зия-уль-Хакк в Пакистане в 1977-79 гг.

Особое место занимают мусульманские республики, возникшие в результате распада СССР. Они оказались как бы между двумя державами – Третьей российской (советской и пост-советской) и той, о которой здесь идет речь. Это относится, прежде всего, к режимам Дудаева (1991-96 гг.) в Чечне и Ниязова (1991-2006 гг.) в Туркмении, отчасти Каримова в Узбекистане.

Вопрос о стадиях развития этой державы, то из-за того, что она рассредоточена между несколькими государствами метакультуры, представляется несколько запутанным. После смерти Ататюрка эскалация державы продолжалась.

Утрата же синергичности произошла, вероятно, уже в 1920 г., когда Ататюрк пошел на союз с Советской Россией. Союз ново-ближневосточной державы с Третьей державой Российской метакультуры (угроза которой и вызвала возникновение новой державы в Ближневосточной метакультуре). Последующая война с Арменией и массовые депортации греков подтверждают идею о том, что синергичность державой была утрачена.

С рубежа 40-50-х гг. эта держава проявляла себя во всех республиках мусульманского мира (с разной степенью интенсивности). Ее наибольшая активность наблюдалась в арабских республиках Передней Азии и Северо-восточной Африки. Это во многом было связано с возникновением государства Израиль, обретшего имидж «внешнего врага» арабской нации и консолидировавшего наиболее агрессивные круги арабской политической элиты. Эти же силы использовали лозунг объединения «арабской нации». Это давало призрачную надежду на создание в будущем единого арабского государства. В Египте (самой большой арабской стране) апогей, максимальное самовыражение и перенапряжение системы связано с режимом Насера (1954-70 гг.).

Как и другие державы, ближневосточная была обречена на надрыв. Но в ее случае мы можем говорить об общем и локальном надрывах. Ее общий надрыв начался после разгрома арабских армий в Шестидневной войне 1967 г. и завершился вместе со смертью Насера. Вскоре после этого (в 1970-71 гг.) последовал распад Пакистана – самой большой на тот момент страны метакультуры.

После общего надрыва державы ее эпицентры переместились в другие государства. И уже там имела место стадия ее локальной эскалации. Но общий надрыв привел к тому, что произошло измельчание политических лидеров, претендующих на роль преемников Насера. Возник странный феномен локального предельного могущества державы во второстепенных арабских странах – при том, что в целом она уже находилась на стадии деградации. Это выразилось в установлении диктаторских режимов в Сомали – Барре (1969-91 гг.), в Ливии – Каддафи (с 1969 г.), в Сирии – Х. Асада (1970-2000 гг.), в Ираке – Саддама Хусейна (1979-2003 гг.).

Локальный надрыв державы в одном из государств приводил к тому, что в его пределах она вступала на стадию деградации. Держава не могла в одной и той же стране дважды оказываться в состоянии предельного могущества. В одном и том же государстве оно могло быть достигнуто лишь один раз. На стадии деградации на смену колоритных воинственных лидеров приходили относительно умеренные политики, склонные к политическим компромиссам. В качестве наиболее ярких примеров можно привести Турцию после Ататюрка и Египет после Насера.

В настоящий момент единственным государством, связанным с этой державой, в котором ее локального надрыва еще не произошло, является Ливия. После смерти (или свержения) Каддафи у державы практически не останется геополитического резерва для нового самовыражения.


Другие агрессивные политические структуры Ближневосточной метакультуры.

Суннисткое политическое пространство.

Влиятельной силой в Ближневосточной метакультуре является не держава, о которой только что шла речь, а то широкое и дисперсное военно-политическое движение, которое принято именовать “исламистами”, “радикальными фундаменталистами”, “интегристами”, “исламскими экстремистами”, “салафитами”, “ваххабитами” и т.п. Но все эти определения кажутся неудачными.

Последнее наименование особенно некорректно, т.к. ваххабизм – это не только идеология, принимаемая на вооружение маргинальными радикалами, но и конфессионально-государственная доктрина Саудовского королевства; в современной политологии принято отличать т.н. “политический ваххабизм” от религиозного.

К широкому движению, о котором идет речь, можно отнести такие группировки, как алжирская ВИГ, афганский Талибан, “ваххабиты” Северного Кавказа и Средней Азии, ХАМАС и “Исламский джихад” в Палестине, «Союз исламских судов» в Сомали, группировки которым СМИ для простоты восприятия информации целевыми аудиториями присваивают брэнд “аль-Каиды” и т.п.

Первые организации подобного рода появились вскоре после гибели старой державной системы (Османской) в августе 1926 г. Тогда в Турции после показательного процесса были казнены некоторые видные члены младотурецкой партии «Единение и прогресс», формировавшей султанские правительства в 1913-18 гг. Султанат и халифат были ликвидированы Кемалем еще раньше – соответственно в 1922 и в 1924 гг. Республика была провозглашена в 1923 г.

Несколько упрощая, можно сказать, что одной из главных целей этого политического течения является провозглашение нового “Халифата”, который (для начала) охватил бы все мусульманские государства. После упразднения института халифата в Турции Кемалем в 1924 г. эта политическая ниша оказалась пустующей. Реакция на это последовала очень скоро. Наиболее известная группировка «Братья-мусульмане» была создана Хасаном аль-Банной в Египте в 1928 г. Примерно в это же время в британской Индии началась деятельность Мухаммада Ильяса, основателя движения «Таблиг» (1927 г.), и Маудуди, которого можно считать одним из идейных вдохновителей «политического» ислама (в 1929 г. была издана его первая книга).

Довольно сложны отношения этих движений с доминирующей державой Ближневосточной метакультуры. Они варьируются от жесткого военного противостояния (в Египте, Сирии, Алжире), до политического симбиоза. В качестве примера такого симбиоза особенно показателен Судан в последние годы правления Нимейри в 1983-85 гг. и в 1989-99 гг., когда режим генерала О. Башара опирался на идеологию исламистов ат-Тураби.

Является ли это интернациональное суннитское ультра-конфессиональное движение, выражающее себя в деятельности негосударственных экстремистских полупартий-полусект, силой, несущей в себе державообразующее ядро, сейчас определить довольно сложно.


Шиитское политическое пространство.

В современном Иране его государственность связана не с державой, а с недооформленным национальным государством и господствующей иерократией шиитов-имамитов. В Иране последняя держава (связанная с династией Каджаров), погибла в 1925-26 гг. после коронации нового шаха из династии Пехлеви.

Династия Пехлеви не может считаться вовлеченной в процесс функционирования ближневосточной державы, о которой выше шла речь. Институт монархии в Иране блокировал возможности развития державы в этой стране, хотя Реза Пехлеви сначала пытался подражать Ататюрку и проводить политику модернизации, близкую той, которая происходила тогда в Турции.

Именно отсутствием державы под иранской государственностью можно объяснить успех «исламской революции» 1978-79 гг. После свержения шахского режима в Иране была установлена иерократическая диктатура шиитского имамитского духовенства во главе с рахбаром имамом Хомейни.


Итоги

Кроме державы на политическую жизнь соответствующих государств влияют движения, несущие в себе ядра потенциальной новой державы. В настоящее время они связаны с различными маргинальными политическими группировками, идеология которых отличается воинственностью и радикальным неприятием существующих режимов. Например, в ФРГ – это «Фракция Красной Армии», в США – это местные неонацисты и те экстремисты, которые были ответственны за взрыв в 1995 г. административного здания в Оклахоме.

Однако смена держав в ныне существующих великодержавных макро-системах и утверждение новых держав крайне маловероятна. Одним из главных признаков спада политического напряжения является демографический кризис. Сокращение естественного прироста является одним из ключевых факторов, являющихся одновременно препятствием для смены держав и признаком ее невозможности.

Демографический рост происходит ныне в странах, связанных с великодержавной макро-системой Ближневосточной метакультуры. В принципе это означает, что здесь может иметь место смена держав. Однако такое развитие событий все же крайне маловероятно. Этого не допустят другие ныне существующие державы. Кроме того, положение ново-ближневосточной державы остается достаточно прочным.

В Африканской метакультуре мы тоже наблюдаем демографический рост. Но для того, чтобы в ней возникла держава, необходима очень серьезная внешняя, инометакультурная угроза. На сегодняшний день в мире не существует держав, находящихся на стадии эскалации, следовательно, нет и таких угроз для Африканской метакультуры, которые могли бы вызвать появление в ней державы.

В современном мире все существующие державы находятся на стадии деградации.

Держава, находящаяся на стадии деградации, не может уничтожить десценденты, возникающие внутри соответствующей великодержавной макро-системы. Тем более, она не в силах уничтожить державы в других метакультурах. Это состояние деградирующих держав предопределяет то, что они будут вынуждены находить некий компромиссный путь сосуществования.

Деградация держав не означает, что все те страны, в которых они проявляют свою волю, обязательно переживают или будут переживать экономический и политический упадок. В настоящее время во многих странах, связанных с державами, существуют структуры, более устойчивые и влиятельные, чем эти державы. Это национальные государства и институты гражданского общества.

Речь идет о странах Западной Европы, о США, Японии, Тайване, Сербии (после 2000 г.). Упадок держав в этих государствах способствует стабилизации и укреплению национальных демократических государств, которые играют в жизни этих стран роль по крайне мере не меньшую, чем соответствующие державы.

В современном мире только три державы связаны с государствами, в которых демократия либо вообще отсутсвует (КНР), либо создана ее имитация при сравнительно мягком внутреннем режиме (РФ). Третья, ново-ближневосточная держава, на сегодняшний день связана в основном с авторитарными режимами. Единственной условно-демократической страной среди тех, что связаны с этой державой, является Турция.

Отдельно нужно сказать о Европейском сообществе, которое превращается в наднациональное государство. Формируется, пусть и медленно, новая европейская гражданская идентичность. И европейские политические структуры выступают в качестве института, способствующего дальнейшему совершенствованию общества – не только европейского, но и мирового.



Последний раз редактировалось: Фёдор (Ср Май 28, 2008 11:37 am), всего редактировалось 5 раз(а)
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Пн Окт 29, 2007 4:19 pm   

Фёдор Синельников писал(а):
Сегодня (2007 г.) можно выделить 11 (помимо Третьей российской) держав, связанных преимущественно с ниже перечисленными государствами:

Список, думаю, значительно длиннее.
"Кандидаты" - Сев.Корея, Индонезия, Пакистан, Турция, Вьетнам,
Таиланд, Бирма, Чили, Куба, Парагвай и т.д.
Фёдор Синельников писал(а):
Самой сильной в настоящее время является держава США. Ее зарождение мы относим к самому концу XIX в., примерно к 1894 г. Событием, которое может восприниматься нами как первое свидетельство ее существования, является Американо-испанская война 1898 г. Но причины ее появления следует искать, конечно же, не в угрозе со стороны дряхлой испанской державы. Вероятно, возникновение державной системы под государственностью США было вызвано потенциальной угрозой, исходящей от японской державы, стремительно усилившейся к концу XIX века.

К признакам "державности" можно было б отнести наличие экспансивной идеологии, милитаризацию, потенциально агрессивный внешнеполитический курс, "патриотский настрой" общественности. Все эти признаки выявились в США значительно ранее указанной даты.
Противостояние Японии - наоборот, обозначилось значительно позднее.
Фёдор Синельников писал(а):
Мы полагаем, что начало этой державы следует искать в связи с движением тайпинов.

confused (смущён)
А к "Белому Лотосу" ежели пристегнуть попробовать?
Фёдор Синельников писал(а):
Согласно черновикам Андреева, уицраор коммунистического Китая возник в 1945 г.

Ну и что? Не самая убедительная "экспертиза".
Фёдор Синельников писал(а):
Одним из признаков того, что держава КНР находится на стадии деградации, является демографическая политика властей. Политика сокращения рождаемости означает, что держава отказалась от активной экспансии и больше озадачена тем, чтобы снизить социальную напряженность внутри государства и создать такие демографические условия, при которых смена держав уже не могла бы произойти.

Мужское населения вскорости превысит женское вдвое. Не самый надёжный признак "стремления предотвратить смену держав". Скорее - совершенно противоположного.
Фёдор Синельников писал(а):
Держава, о которой здесь идет речь, имеет важную особенность. Она оказалась способна проявлять свою волю сразу в нескольких государствах.

Аналогичный феномен проглядывается в "неокоммунизме" Латинской Америки.
Фёдор Синельников писал(а):
В современном Иране его государственность связана не с державой, а с недооформленным национальным государством и господствующей иерократией шиитов-имамитов.

Это типично для большинства всех бывших в истории держав. Державы появились намного раньше формирования "национальных государств", скорее появление последнего феномена можно связать с попыткой ослабить основания "державности".
Фёдор Синельников писал(а):
После свержения шахского режима в Иране была установлена иерократическая диктатура шиитского имамитского духовенства во главе с рахбаром имамом Хомейни.

Такое обозначение режима, конечно же, с державностью несовместно... Laughing
Иран за свою многовековую историю сменил не одну державу разной степени влияния и силы. Иные державы были чахлыми и пассивными, иные - наоборот. Как в Китае и Северной Индии.
Фёдор Синельников писал(а):
Но для того, чтобы в ней возникла держава, необходима очень серьезная внешняя, инометакультурная угроза.

Это - необязательное условие. Главное необходимое условие - потенциальная возможность формирования державной элиты - социального слоя способного проводить необходимые "державные импульсы". В Африке такой слой хоть и не гладко, но формируется. Достаточным же поводом может оказаться (и часто оказывается) стремление "навести порядок и прекратить беспридел". Внешние же враги находятся всегда, было б желание их найти.
Установка на доминирование "внешних" стимулов неадекватна. Насколько я знаю, Фёдор, как и я недавно, пытался изучить вопрос державного генезиса по версии Д.А. Результаты, думаю, у нас схожие. Обескураживающие...
Фёдор Синельников писал(а):
Держава, находящаяся на стадии деградации, не может уничтожить десценденты, возникающие внутри соответствующей великодержавной макро-системы

И это вполне может привести к возникновению новой державы после более или менее тяжёлого кризиса.
Фёдор Синельников писал(а):
И европейские политические структуры выступают в качестве института, способствующего дальнейшему совершенствованию общества – не только европейского, но и мирового.

Пока что - не слишком успешно. Необходимым условием вступления в сообщество оказывается, в конечном итоге, идеологическая совместимость с "западными ценностями" ценность которых несомненной я бы не назвал.
Прол писал(а):
Доктрина Монро, декларация принципов внешней политики США, провозглашённая 2 декабря 1823 года в форме послания президента США Дж. Монро конгрессу в связи с усилением борьбы между США и европейскими странами за господство в Латинской Америке.

О господстве США тогда говорить было рановато. Даже первая мексиканская - это во многом борьба за колонизируемую территорию. Хотя, вполне возможно, самое начало стоит вести от Монро.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фёдор



Зарегистрирован: 25.09.2007
Сообщения: 1701

СообщениеДобавлено: Вт Окт 30, 2007 3:37 pm   

Прол писал(а):
Обратите внимание на дату провозглашения доктрины Монро.
Прол, Вы то о "Лузитании", то о доктрине Монро... Определитесь.

По поводу 1823 г.
Прол писал(а):
В условиях существовавшей тогда угрозы интервенции Священного союза в Лат. Америку,

Кратко изложу СВОЮ идею. Новая держава в метакультуре возникает (речь не идет об утверждении державы в результате смены) в ответ на внешнюю угрозу - со стороны политических образований других метакультур. Если эта угроза исходит со стороны инометакультурной державы, то эта держава должна находиться на стадии эскалации. В 1823 г. в Европе только три державы находились на этой стадии - Вторая Английская, Вторая Российская и Первая Сербская. Англия относилась к той же метакультуре, что и США. Российская держава угрозы Северо-Западной метакультуре (не говоря уже конкретно о США) тогда не представляла. Соответсвенно никаких оснований для появления под государственностью США державы тогда просто не существовало.

Рауха писал(а):
Список, думаю, значительно длиннее.
"Кандидаты" - Сев.Корея, Индонезия, Пакистан, Турция, Вьетнам,
Таиланд, Бирма, Чили, Куба, Парагвай и т.д.

Ты, Сергей, еще на глобусе страны поищи, может, еще что дельное надумаешь.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Вт Окт 30, 2007 4:30 pm   

Фёдор Синельников писал(а):
Англия относилась к той же метакультуре, что и США.

Ну и что? Shocked confused (смущён) Laughing Острее конкуреция, и только-то.
Фёдор Синельников писал(а):
Кратко изложу СВОЮ идею.

Кроме того, что она СВОЯ, достоинства у неё имеются?
Фёдор Синельников писал(а):
Новая держава в метакультуре возникает (речь не идет об утверждении державы в результате смены) в ответ на внешнюю угрозу - со стороны политических образований других метакультур.

Рауха писал(а):
Это - необязательное условие. Главное необходимое условие - потенциальная возможность формирования державной элиты - социального слоя способного проводить необходимые "державные импульсы". В Африке такой слой хоть и не гладко, но формируется. Достаточным же поводом может оказаться (и часто оказывается) стремление "навести порядок и прекратить беспридел". Внешние же враги находятся всегда, было б желание их найти.


Фёдор Синельников писал(а):
Ты, Сергей, еще на глобусе страны поищи, может, еще что дельное надумаешь.

А ты в голове поковыряйся, может и посмешнее "критерии державности" выищутся. Wink

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фёдор



Зарегистрирован: 25.09.2007
Сообщения: 1701

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 01, 2007 2:50 pm   

Рауха писал(а):
Фёдор Синельников писал(а):
Кратко изложу СВОЮ идею.

Кроме того, что она СВОЯ, достоинства у неё имеются?


Ну, то, что она моя, это уже огромное достоинство...
Когда я акцентрирую внимание на том, что она моя, я стараюсь - специально для некоторых - подчеркнуть то, что я ее выстраиваю благодаря Андрееву, но автономно от него.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Фёдор



Зарегистрирован: 25.09.2007
Сообщения: 1701

СообщениеДобавлено: Вс Янв 13, 2008 4:47 pm   

О державах. Выскажусь предельно и кратко и пока только по одной стране.

Вот, например, Испания. Андреев говорит об уицраоре Испании. Я рискну внести некоторое уточнение.

Испания как единое государство (да и то с рядом оговорок) возникла только после брака Фернандо и Исабель. Однако еще до этого события на Пиренейском полуострове происходил такой грандиозный процесс как Реконкиста. Я полагаю, что его течение было связано с державой, которую корректно назвать не Испанской, а Пиренейской. Она проявляла себя не только в Кастилии и Арагоне, но и в Португалии (и даже в течение некоторого периода в Наварре). Замечу, что с 1580 по 1640 г. Испания и Португалия были объединены под одной короной.

Если считать Реконкисту процессом, связанным с существованием державы, то логично будет принять идею о том, что эта держава возникла до Реконкисты - как защитная реакция Романо-католической метакультуры на инометакультурную (арабо-мусульманскую) угрозу в начале VIII в. Точную дату появления Пиренейской державы назвать я не решусь (из-за неясностей и противоречий в пиренейских источниках). Могу лишь очертить примерные хронологические рубежи - 711-718 гг. Первым проводником ее воли стал Пелайо (Пелагий). Первой политической структурой, в которой она стала себя проявлять, стало королевство Астурия. Первым внешнеполитическим и военным событием, в котором проявила себя держава, стали события при Ковадонга (ок. 726 г.), впоследствии сильно мифологизированные в пиренейском историческом сознании.

Одной из особенностей державы было то, что она проявляла свою волю сразу в нескольких королевствах, которые то объединялись, то опять распадались. Процеесс политической интеграции государств полуострова окончательно завершился, как уже отмечалось выше, только в 1580 г. (однако оказался неустойчивым).

Утрата синергичности Пиренейской державы могла иметь место в 1480 г., когда королева Исабель дала согласие на учреждение инквизиции в Кастилии. Хотя еще до этого в течение ряда лет происходило размывание синергичности. После утраты синергичности держава еще довольно долгое время продолжала оставаться на стадии эскалации.
Период эскалации Пиренейской державы был очень длительным. Ее предельное могущество может
быть соотнесено с периодом правления Фелипэ II. Вместе с его смертью происходит необратимый надрыв этой державы и начинается долгий период ее деградации, который завершился сменой держав в 1939 г.

Наполеоновское нашествие не привело державу к гибели. Но после него начала проявлять свою волю испанская политическая нация, вступившая в конфликт с [эгрегором] королевства.

Война 1936-39 гг. - это довольно сложно запутанный клубок противоборствующих сил. О нем можно было бы говорить очень долго - каждая фигура этого периода довольно интересна - и Самора, и Франко, и Негрин, и Ларго Кабальеро... Ну, это уже детализация. Важно то, что она завершилась сменой держав.

Первая Пиренейская держава была абсолютным рекордсменом по продолжительности жизни - 711/718 - 1939 гг. История знает всего два случая такой протяженности существования державы. Второй - Римская держава (ок. 510 г. до н.э. - ок. 480-х гг. н.э.).

Эпоха Второй Пиренейской (хотя в данном случае уже можно говорить только об Испании) державы продолжается до сего дня. Синергичной, естественно, никогда не была. Периодом ее эскалации и одновременно максимального могущества была диктатура Франко. Его смерть символизировала надрыв державы. После которого начался процесс ее деградации.

Стабилизирующую функцию в Испании играет демократическое национальное государство, которое после событий 1975-81 гг. стало более внятной и влиятельной силой, чем держава.



Последний раз редактировалось: Фёдор (Вс Янв 13, 2008 10:59 pm), всего редактировалось 1 раз
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Ispanez



Зарегистрирован: 12.09.2007
Сообщения: 1057

СообщениеДобавлено: Вс Янв 13, 2008 5:52 pm   

Федор,
Дело в том что Испания она всегда многонациональная была сама по себе.
Как не исследуешь только болшьше вопросов остается, кто такие были аланы вестготы, свевы....
Если еще раньше посмотреть что такое был Тартесс, тоже загадка.
Про историю официальную Испании есть здесь у меня на сайте
http://www.spain.org.ru/modules.php?name=Content&pa=list_pages_categories&cid=4
Может кому то интересно будет Smile



Последний раз редактировалось: Ispanez (Чт Мар 06, 2008 6:03 am), всего редактировалось 1 раз
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Трикстер



Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 1138
Откуда: клиника Стравинского

СообщениеДобавлено: Вс Янв 13, 2008 6:25 pm   

Трикстеры как угроза уцрам весьма и весьма перспективно, не находите, господа?!


_________________
Путь далёк
и гаснут звезды
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фёдор



Зарегистрирован: 25.09.2007
Сообщения: 1701

СообщениеДобавлено: Вс Янв 13, 2008 6:46 pm   

Ispanez, дело в том, что я обстоятельно занимаюсь одной проблемой - державами. Если пользоваться лексиконом Даниила Андреева - политическими структурами, связанными с демонами державности. А первая держава в Романо-католической метакультуре появилась именно в 711-718 гг. и была связана с пиренейскими государствами. Охватить же все исторические темы я не могу. Да и прав внутренних на это не имею.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Акинари
Гость





СообщениеДобавлено: Вс Янв 13, 2008 6:49 pm   

Можно СВОИ (Фёдор, привет!Smile) пять копеек? Значит так...

Тайвань (Republic of Chinа, Чжунхуа Минго)

Держава в прямом смысле, без кавычек и оговорок. Она же - последний Ниссуш из живых.
Дата рождения - около 1903 г., когда в городах, расположенных в долине р. Янцзы, возникли революционные антиманьчжурские кружки. Костяк – обучавшиеся в Японии (!) студенты. Первое орудие - Сунь Ятсен (он же Накаяма на японский манер). Держава - отпочкование тогдашней Японской державы. Полагаю, не самопроизвольное, а спланированное японским Ниссушем, который плотно работал с "китайским" шрастром ещё с 1895 г., после оккупации Тайваня.

Некоторые особенности державной идеологии:
1) китайский национализм (калька с японского)
2) антиколониализм
3) модернизация, перевооружение, реформы по образцу Японии.

Синергичности держава не имела, согласен полностью. Но после смерти Чан Кайши наметилась интересная особенность: тайваньская государственность оказалась вместилищем, а армия - защитницей едва ли не самого демократичного режима современности. При том, что деградация собственно "державности" продолжается, как по маслу (например, армия постоянно сокращается). Впечатление такое, что измотанному и голодному (размеры "проектировались" явно не под островок с населением 20 млн.) уицраору уже глубоко по барабану, что там делает Демиург, лишь бы отстали и как-то от Лай Чжоя уберегли.

По данным опросов, около 70% населения острова считает себя НЕ китайцами, а тайваньцами. Отдельной самостоятельной нацией, имеющей с китайской много общего, но тем не менее. crazy (ум зашёл за разум)

Япония

Время утверждения державы - согласен. Но старый уицраор был жив ещё некоторое время, его гибель отразилась подавлением в 1877 г. восстания Сайго Такамори в провинции Сацума (далекоооооо от Токио). Кому интересны те события - см. фильм "Последний самурай" с Ватанабэ Кэном и Томом Крузом. Неплохо картину воссоздали, я даже от японистов слышал положительные отзывы.

Синергичность держава имела (с рядом оговорок) до "закручивания гаек" внутри страны в 20-е годы. Если надо, могу чуть подробнее. Идеи в молодого уицраора вмещались самые разные, гибкий был достаточно. А задачи защиты метакультуры и выхода на мировую сцену стояли слишком остро...

В 1945 г. Жругр уничтожил не просто Маньчжоу Го, а само "тулово" Ниссуша в лице Квантунской армии.

Раньше я был убеждён, что есть какой-то новояпонский уицраор, просто не мог не появиться как реакция на возможную агрессию Жругра, Лай Чжоя или разрушительные последствия американского присутствия. Но теперь полагаю, что этого не случилось, а за оборону и элементы контрнаступления выступают игвы в развитом и отлаженном шрастре. Проекция сюда - промышленные и торговые корпорации - "локомотив" экономической и где-то политической интеграции в Юго-Восточной и (чуть меньше) Восточной Азии. А собственно японское государство в "голом" виде, без корпораций, совсем голое, хилое и бедное. Так что гос. эгрегор под "мудрым и чутким" руководством "серых братьев".

Таиланд

Фёдор, я читал твою статью про державы ЮВА, но ты сконцентрировался на Бирме и не написал, куда делась Тайская держава. Я полагаю, что никуда.

Условная дата утверждения - апрель 1782 г., когда генерал Прайа Чакри взял Тхонбури (сейчас - часть Бангкока) и основал династию, существующую по сей день.

Отличительные особенности:
1) гибкая, хитрая и местами циничная политика с другими державами, умение продавить свои интересы в самых невыгодных ситуациях
2) фактическое верховное правление монархов существующей династии несмотря ни на какие перемены политического декора
3) "особая" роль армии (видимо, неустойчивый шрастр и в целом слабоватый уицраор)
4) определённые замашки регионального лидера.

Почему старый уицраор ещё жив? Потому что в реалиях 19-20 веков под метакультурой ДОЛЖЕН был быть хоть один...

Насчёт синергичности сильно сомневаюсь, с окончанием эскалации надо подумать, т.к. условия были слишком стеснительные, особой головокружительной экспансии не было. Возможно, по Чулалонгкорна включительно (по 1910 г.).

Иран

Полагаю, на Каджарах всё не закончилось, период иранского парламентаризма - трещина в Цитадели. За Империей Пехлеви стоял уицраор. Синергичности не имел никогда, деградация началась после сворачивания реформ Мосаддыка в 1953 г. и возвращение шаха Мохаммада Резы

Отличительные особенности:
1) серьёзная по иранским меркам милитаризация, особенно в последний период (до 1979 г.)
2) чётко продуманная агрессивно-светская имперская идеология регионального лидера с опорой на прямую преемственность от Ахеменидов и Сасанидов
3) колониальная политика, насколько позволяли обстоятельства (острова в Заливе, Оман, конфликт с Ираком)

Эпоха "Белой революции" (с 1963 г.) - что-то вроде КНР после реформ Дэн Сяопина, диктатура с 1973 по 1979 г. - наша "андроповщина". Может, есть и получше аналогии, конечно... Smile

Отпочкование - зародыш Исламской Республики - появилось где-то в 1962 г. Проявление у нас - выступление Хомейни против закона о выборах (точнее против безобидного и правильного момента - чтоб региональные депутаты приносили присягу не только на Коране, а и на других Книгах - смотря по вероисповеданию).

Условное время утверждения державы - 11 февраля 1979 г., объявление Хомейни о победе революции и назначение временного правительства. Синергичности не было, нет и не будет. Период эскалации был надорван войной с Ираком, но продолжается по сей день.

Держава гибкая, с запросами на мировое лидерство. "Пирамида" строится на исламском и национальном принципе. Выглядит это так:

Исламият:

1) Бог = правитель Вселенной, единственный источник истинной власти
2) Пророки = прямые безгрешные проводники воли Бога в нашем мире, подчинение пророкам = подчинение Богу
3) Мухаммед и его политические наследники имамы (Али и т.д.) = истинная власть от Бога
4) за неимением Истинного Имама ("сокрытого") его роль выполняют духовные лидеры, облечённые доверием мусульманской общины (читай: религиозное руководство Ирана)
5) Али = законный халиф, шииты = подлинные носители чистоты ислама, духовные лидеры шиитов = законные лидеры исламского мира
6) исламский мир = лидер всепланетарного значения.

За эту "ветку" отвечает экспорт исламской революции, особенно в период Хомейни (до 1989 г.). Особая роль отводится ливанским шиитам.

Ираният:

1) Иран - центр самостоятельной цивилизации, насчитывающей 10000 лет (да-да, такие книжки по "истории" сейчас публикуют), наследующей Шумеру, Вавилону, Ахеменидам, Сасанидам и иже с ними.
2) иранская цивилизация простирается гораздо дальше территории современного Ирана и включает в себя: всю Среднюю Азию, Азербайджан, Дагестан, Турцию, Боснию, Пакистан, север Индии, отчасти - Малайзию и Индонезию.

Глобальное цивилизационное лидерство при таком размахе сомнению не подвергается. У нас в библиотеке есть книга "Драгоценный вклад Ирана в мировую культуру" - 2 кирпича по 1000 страниц в каждом.

На своей "канонической" территории Иран оставляет за собой право на культурную экспансию (справедливости ради: не только и не столько под уицраорными флагами) и формирование "культурных сателлитов" по списку. Началось это после неудач первой стратегии, материально выразилось в буйном росте внимания к национальной мифологии фообще и Фирдоуси в частности (т.наз. эпоха "фирдоусизма") в 90-е гг. Самое яркое проявление этой политики - период президентства Хатами (1997-2005) и доктрина диалога цивилизаций.

Сейчас практикуется сплав первого и второго подхода. Всё зависит от того, как удобнее из народа качать шавву.

Из "достижений" державы: одна из сильнейших в мире спецслужб (особенно укрепилась под руководством Али Юнеси в 90-е) с оперативными позициями на Филиппинах и в Латинской Америке, поначалу удачная попытка закрепиться в Боснии во времена гражданской войны, успех в "Первой Ирано-Израильской" войне в Ливане (Хезболла - щупальце, не более), прочные позиции в Афганистане и ещё прочнее - в Ираке. Вообще иранский уицраор здорово распух на двух моментах - распаде СССР и войне в Ираке. Без этого выглядел бы гораздо бледнее.

Короче, идеологи работают, ракеты запасаются, уран обогащается... Think (надо подумать)

Хотя, конечно, не всё так погано, даже в государственном устройстве. Империя как империя, а страна сама по себе замечательная.

Косово

Рискую нарваться на политические разборки, но очень бы никому не советовал. Однако сказать надо б... По ощущениям - похоже на Стэбингита. Всё-таки стотысячная полупрофессиональная армия на ровном месте не возникает. Даже при открытой кормёжке со стороны.

Список малохольных и малосольных цуциков-уциков-уицриков, вероятно, не полон... Brick wall (бьюсь - никак)

К началу темы
  Ответить с цитатой                
Фёдор



Зарегистрирован: 25.09.2007
Сообщения: 1701

СообщениеДобавлено: Вс Янв 13, 2008 7:00 pm   

Родион, а ты оказывается, за форумом-то наблюдаешь! Ая огорчился было, думал ты совсем ушел. Очень рад тебе!
Но с твоими положениями согласиться не могу. Если хочешь, давай определим какое-то одно государство. Например, Иран. Будем о нем говорить. Или о Сиаме. Выбирай сам. Иначе, если одновременно будут обсуждаться Тайвань и Косово, мы совсем растеряемся.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Трикстер



Зарегистрирован: 09.01.2008
Сообщения: 1138
Откуда: клиника Стравинского

СообщениеДобавлено: Вс Янв 13, 2008 7:05 pm   

Фёдор Синельников писал(а):
Родион, а ты оказывается, за форумом-то наблюдаешь!

Не только он, тс-с-с-с, они нас видят


_________________
Путь далёк
и гаснут звезды
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фёдор



Зарегистрирован: 25.09.2007
Сообщения: 1701

СообщениеДобавлено: Вс Янв 13, 2008 7:26 pm   

Трикстер писал(а):
Не только он, тс-с-с-с, они нас видят
Маска, а я тебя знаю!

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Яник



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 6136
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Янв 13, 2008 8:47 pm   

Фёдор Синельников писал(а):
О державах. Выскажусь предельно и кратко и пока только по одной стране

Спасибо, Фёдор, но меня не устраивает! crazy (ум зашёл за разум) Желаю картину в целом. bomb (щас лопну!) Очень прошу.

Родион, прекрасно. Это шаг к картине в целом. Продолжай.

И уж тогда твой долг - разобрать обе Кореи, единый Вьетнам, Камбоджу и Малайзию.
С Индонезией, Лаосом и Австралией можно подождать.
Родион писал(а):
Фёдор, я читал твою статью про державы ЮВА

Это где?

И еще - метаисторический смысл захвата американских заложников в Тегеране 1979-81?

Это -раз.


_________________
Сегодня самый лучший день:
пестреют флаги над полками:
Сегодня самый лучший день.
сегодня битва с дураками.

С уважением
Яков
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Акинари
Гость





СообщениеДобавлено: Вс Янв 13, 2008 9:07 pm   

Фёдор Синельников писал(а):
Родион, а ты оказывается, за форумом-то наблюдаешь! Ая огорчился было, думал ты совсем ушел.

Мдя, вот такой вот я наблюдун на форумом. Многие уж и не чаяли... Sad
Не огорчайся, меня отсюда и дустом не вытравить! Только появляюсь не регулярно, а... обострениями, так сказать. crazy (ум зашёл за разум)

Фёдор Синельников писал(а):
Очень рад тебе!

А я очень рад, что ты остался и участвуешь, несмотря на разнообразные неприятные моменты.

Фёдор Синельников писал(а):
Но с твоими положениями согласиться не могу. Если хочешь, давай определим какое-то одно государство. Например, Иран. Будем о нем говорить. Или о Сиаме. Выбирай сам. Иначе, если одновременно будут обсуждаться Тайвань и Косово, мы совсем растеряемся.

Да, я всех уицраоров сразу не вытяну. ТяжООООлые... Shocked Если серьёзно, то на твой выбор. Лучше действительно одного, т.к. я всё собираюсь продолжить участие в ветке про Западную Европу, да вот зацепился за эту ветку. Сегодня в первый раз увидел... Embarassed

Прости, что "стреляю из-за угла", но вдогонку ещё про Японию вспомнилось. Есть там на островах одно волшебное словечко: "Дай-Ниппон", сиречь Великая Япония. Так в своё время Империя именовалась. Так вот стоит это словечко произнести ненароком вслух да прилюдно, следующие несколько лет (точно не помню, сколько) уходят на познавательную экскурсию по одному из пенитенциарных заведений. Представляю себе, если бы в Англии сажали за "Great Britain". Neutral И ещё. Во всём великом и могучем кинематографе Японии не найти ни одного фильма (специально спрашивал у любителей-ценителей), посвящённого подвигам богатырей, проливавших кровь за своего Императора. Вся история экранизирована, даже "Сказка о Лунной принцессе" есть (действие где-то в 6-7 веке), а про Вторую Мировую - ни шиша. Всё, что имеется на эту тему - "made in Hollywood". Уицраоры ТАК себя не ведут. dunno (не понимаю!)

Впрочем ладно... Выбирай страну - пободаемся! Very Happy

Трикстер писал(а):
Не только он, тс-с-с-с, они нас видят

Котик, а шо ты без улыбки?! Улыбку без кота уже видел, а кота без улыбки... sorry (прости, я больше не буду!)
Вот эта кракозябра

не в счёт! Wink

Фёдор Синельников писал(а):
Маска, а я тебя знаю!

Тс-с-с-с, она на нас смотрит! Маска... horror (жуть)

К началу темы
  Ответить с цитатой                
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Роза мира (концепция) -> Метаистория Часовой пояс: GMT + 3
На страницу
1, 2, 3  След. [Всё]
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий