Если помните, как то довольно уже давно многие из нас дружненько почитали и обсудили книжку Никонова "Апгрейд обезьяны". Я тогда если правильно помню, говорил, что книжка очень не плохая, но мне в ней очень не понравился воинствующий антиромантизм автора. Этот антиромантизм делал и весь подход автора по-моему в принципе антирозамиристским.
Вчера спутница того самого типа который подсунул мне 14 лет назад Розу Мира дала почитать книжку Роберта Уилсона "Психология эволюции". вот я её примерно последние сутки и читаю. тем более, что писать в форум было трудно. Сильно болели ладони, которые я изрядно отхлопал на тульском концерте Аквариума в четверг
Прочитал 7 глав из 19 и настоятельно рекомендую проштудировать сей трактат и всех остальных наших, кто ещё не читал. Но похоже некоторые уже читали, И я даже догадываюсь кто именно
Возможно даже незнание об Уилсоне, следует рассматривать в нашем кругу как серьёзный пробел в образовании
Книга эта примерно о том же о чём и Никонов, но круче и совершенно в розамиристском духе. И с романтикой всё в порядке. Достаточно сказать, что англоязычный оригинал называется PROMETHEUS RISING
скачать на русском языке можно здесь
http://www.koob.ru/uilson/prometheus_rising
А это небольшой отрывок из 7 главы, который мне особо понравился:
Любые предположения относительно будущего -- утопические или антиутопические -- всегда основываются на представлении о доминирующем факторе эволюции. Вся эта книга, а не только данная глава, основана на убеждении, что решающим фактором эволюции является способность производить богатство (стремиться к высшей степени связности). Способность производить бедство -- архаическая система выживания млекопитающих, необходимость в которой быстро снижается.
Наиболее значительная в истории концентрация богатства (реального капитала и идей, рождающих новый капитал) сегодня сосуществует с наиболее значительной концентрацией эволюционно развитых нервных систем.
В Калифорнии, Орегоне, на Аляске, в Британской Колумбии, Аризоне, Техасе, на Гавайских островах, в Японии и везде в Тихоокеанском регионе, где Запад встречается с Востоком, мир 2000, 2010, 2050 годов творится людьми, которые являются ветеранами гигантской Нейрологической Революции, -- психоделическими пионерами 60-х, выпускниками Движения Сознания 50-- 70-х, объединителями современной психологии и древней восточной мудрости. Мэрилин Фергюсон, представительница этого движения, называет его Заговором Водолея. Том Вулф, путешественник во времени из Нью-Йорка, то есть из нейрологического прошлого, из культуры, сформировавшейся до 1950 года, называет их Поколением "Я".
Это Поколение "Я" временно представляет собой высшее значение времясвязывающей функции. Неуклонно продвигаясь на Запад, прочь от Традиции, прочь от Догмы, они являются продуктами, как Эдмунд Берк сказал о первых американцах, "несогласия в среде несогласных и протестантизма в среде протестантов". Каждая ересь, покидавшая Европу, давала жизнь новым, еще более диким ересям на Восточном Побережье в период с 1600 по 1800 гг. Те, кто "слишком выделялся", вынуждены были перебраться еще дальше на запад и образовали тысячи утопических коммун (анархисты, евангелисты, сторонники свободной любви и т. д.), которыми в середине XIX века был усеян весь Средний Запад, Те, кто "выделялся" еще больше, -- совсем уж нетрадиционные -- за последние 30-- 70 лет сместились еще дальше на запад.
Смысл этой миграции представляет загадку для Восточных штатов и еще большую загадку-- для европейцев.
Еще более загадочным это явление стало, когда оно достигло тихоокенского побережья и начало взаимодействовать с такими восточными нейронауками и искусствами работы с мозгом, как йога, даосизм и дзэн.
Оно целиком проглотило восточные уроки, в то же время сохранив свою западную сущность. Оно осталось западным -- несогласие в среде несогласных и т. д., -- и последние два-три десятилетия набирает силу и определяет направление.
Его цель -- Высшая Связность и Высший Разум. Это новая Элита Власти.
Еще молодыми людьми эти заговорщики Водолея совершили Молодежную Революцию 60-х, которая, несмотря на все свои излишества и промахи, изменила и улучшила связь "студент-- администратор-- учитель" в наших университетах; позволили некоторому количеству здорового гедонизма проникнуть в нашу пуританскую культуру; импортировали с дюжину различных восточных нейронаук (и, к сожалению, две дюжины различных восточных глупостей); инициировали экологическое движение (первое признание различий между богатством и бедством в планетном масштабе); возродили подлинную любовь к дикой природе; внедрили идею гибкого рабочего графика и другие новшества, освобождающие человека от экономической роботизации; положили начало движениям за эмансипацию женщин, геев, детей и щедро поддержали борьбу за освобождение черных; остановили вьетнамскую войну; распространили в нашей культуре холистическую медицину и сделали еще многое другое.
Эта же группа в настоящее время возглавляет компьютерную революцию; пробивает путь идее космической миграции; поддерживает проект избавления от голода, который еще при нашей жизни мог бы накормить всех голодающих на планете; находится в авангарде Революции Долголетия и поиска бессмертия и делает еще многое другое.
И все они ясно сознают себя участниками взрывного процесса Интенсификации Разума, который является основной темой данной книги.
Этот тип "западного прогрессизма" (или утопизма) возник на Ближнем Востоке и во многом обязан своим происхождением евреям. Вот почему все реакционеры интуитивно исповедуют антисемитизм. Как писал об этой традиции Уильям Блейк,
Пророки Исайя и Иезекииль делили со мной трапезу, и я спросил, как они отважились утверждать, что Сам Бог говорил с ними, и не боялись ли они, что они могут быть неверно поняты и ввести людей в заблуждение.
Исайя ответил: "Я не слыхал Бога ушами и не видал глазами, но чувства мои обрели бесконечность во всем, и я уверовал и остаюсь убежденным, что голос искреннего гнева есть глас Божий. Я не думал о последствиях, но написал книгу".
Видение "бесконечности во всем" характерно и для Запада, и для Востока; но отличительно западной чертой, унаследованной от евреев, является "голос искреннего гнева" по отношению к любому институту, который отрицает или принижает бесконечность, существующую в каждой человеческой душе. Полное высвобождение нашего человеческого потенциала, зажигание света Прометея повсюду -- это отличительно западная мистическая традиция, которой нет ни в индуизме, ни в буддизме, ни в даосизме, ни в любой другой восточной религии.
Томас Джефферсон развил свою идею "все люди созданы равными" на основе восприятия бесконечности в каждом человеке, которому он научился у шотландских философов Рейда и Хатчесона. (У Хатчесона же Джефферсон также позаимствовал и идею "неотчуждаемых прав".) Шотландское Просвещение, равно как и Просвещение французское и английское, было началом материализации и проявления иудео-христианской мечты о Граде Божьем.
Именно в этих иллюминатских кругах XVIII века возникла концепция прогресса, сознательно возродившая символизм Прометея. За последние несколько десятилетий эта идея подверглась стольким нападкам, что ее защита может показаться читателям архаизмом и эксцентричностью.
Тем не менее, эволюция реальна: квантовые скачки действительно происходят как в биосфере, так и в интеллектуаль ной истории человечества. Мы несемся на гребне волны растущей сознательности и распространяющейся разумности, которая движется все быстрее независимо от нашей воли.
Большей части людей -- особенно большей части правящей элиты -- не нравится это ускорение. Миграция капитала (т. е. идей) в западном направлении во многом была уходом от угнетения, эскапистским движением (сегодня кое-кто называет эскапизмом стремление человечества освоить Космос). Везде и всегда те, кто правит обществом, пытались обуздать деятельность третьего контура, замедлить ускорение, наложить ограничения на свободу печати, свободу слова и даже свободу мысли.
Греческий миф о Прометее Прикованном -- титане, принесшем свет человечеству и за это осужденном на вечные муки, -- это очень точный символ того, как обращаются с третьим контуром в большинстве человеческих обществ.
(прочитав это я и поспешил поделится книжкой с вами, дорогие друзья). Она похоже проливает много света и на тему конспирологии, ветку о которой в разделе политика кроме меня уже давно никто не хочет и продолжать.
Добавлено спустя 22 часа 5 минут 8 секунд:
А этот отрывок из 9 главы по моему вообще о Розе Мира и её педагогике совершенно конкретно:
Недостаточное понимание этих морфологических изменений, а также их постоянное влияние на импринтные контуры мозга -- это причины большинства неудач в общении и общего чувства нетерпимости, с которым мы слишком часто противостоим друг другу. Так как импринты у всех немного отличаются -- никто не может в точности соответствовать среднему -- иногда мы чувствуем себя подобно квакеру из анекдота, который говорит жене: "Весь мир сошел с ума, кроме тебя и меня, а иногда я сомневаюсь даже в тебе".
Рейхианцы, последователи доктора Спока и Саммерхильской школы и т. д. нетерпеливо пытались привлечь наше внимание к грубости и тупости многих традиционных методов воспитания детей. Эти методы оказываются "грубыми" и "тупыми", только если видеть, подобно вышеуказанным еретикам, цель воспитания в формировании нормального, уравновешенного, творческого человека. В РЕАЛЬНОМ МИРЕ ЭТО НИКОГДА НЕ БЫЛО ЦЕЛЬЮ НИ ОДНОГО ОБЩЕСТВА. Традиционные методы воспитания совершенно логичны, прагматичны и здоровы для достижения истинной цели общества, которая состоит не в том, чтобы создать идеальную личность, а в том, чтобы создать полуробота, который максимально близко подражает общественному идеалу-- как в рациональных, так и в иррациональных аспектах, перенимая как мудрость веков, так и всю накопленную человечеством жестокость и глупость. Причина очень проста: полностью сознательная, пробужденная (избежавшая промывания мозгов) личность не сможет точно вписаться ни в одну из ролей, предлагаемых обществом; изувеченные же, роботизированные продукты традиционного детского воспитания прекрасно вписываются в эти ниши.
Получается, что существует нейросоциологическая "логика" алогичного. Не напоминают ли современные школы мини-тюрьмы? Не душат ли они воображение, не давят ли они ребенка физически и ментально и не практикуют ли различные формы явного и скрытого терроризма? Ответ, конечно же, однозначен: да; но подобные школы необходимы, чтобы обучить людей исполнению ролей в оффисах, на фабриках или в каких-нибудь других организациях, которые также очень напоминают мини-тюрьмы, душат воображение, давят физически и ментально и держатся на страхе (угрозе лишения биовыживательных бумажек-денег).
"Разрешительное" движение в педагогике получило лишь ограниченное распространение, так как общество всегда нуждалось и считает, что нуждается до сих пор, в роботах. Утопическая система воспитания будет развиваться дальше только тогда, когда общество освободится от оков авторитарности. Рано или поздно это обязательно произойдет, так как современный темп изменений в обществе ведет нас к периоду наиболее быстрой социальной эволюции за всю историю человечества. Тогда нам потребуются люди, которые не являются роботами, которые способны творить, которые не способны на тупую покорность, которые способны проявлять инициативу, которые не являются узколобыми фанатиками, которые являются исследователями во всех смыслах этого слова.
Традиционная система воспитания начинает давать сбои только сейчас, когда общество вступило в фазу ускоренных изменений и технологической трансформации всех традиционных ценностей. _________________ Спой о том, как в даль идут корабли Не сдаваясь буре. Спой о том, что ради нашей любви Весь этот мир придуман.
(слова Л. Дербенева, музыка М. Дунаевского, исполняет М. Боярский)
|