В октябре на тему Афганистана прошла целая волна репортажей и публикаций, приуроченных к типа-выборам и идеям Обамы послать туда побольше солдат. И вердикт один и тот же: афганское общество стремительно деградирует, и победа над талибами ничего не исправит. Даже если физически перестрелять всех партизан, общество здоровее не станет. Ну и... как-то задумался, а есть ли вообще лекарство от таких болезней. И залетела в голову мысль, что спасти Афганистан может только одно: всеобщее образование, причём желательно за пределами страны. В идеале - школьное и высшее в стране другой культуры (Европа, США, Китай, Бразилия, ЮАР, Россия, Япония, Австралия, Таиланд и т.д.), с обязательным условием возврата на родину по окончании учёбы. Конечно, целиком нереально: просто родители не отпустят, да и не все дети захотят. Но хотя бы выезд на год-два. Педагоги для школ - тоже чтобы готовились за границей. Нужно, чтобы пришло поколение, которому будут чужды, дики и невыносимы местные феодальные порядки. Причём этих "новых афганцев" должно быть много, очень много. Иначе затопчут. Только тогда можно будет говорить о шансах общества на выздоровление. Афганистан - не такая большая страна, и обучение даже всех детей, даже бесплатно - финансово посильная задача для т.наз. "мирового сообщества". Одна страна это не потянет, но сейчас время, когда одна страна вообще не тянет что бы то ни было серьёзное.
Ну и вот как бы в подтверждение (хотя и не с таким наполеоновским замесом, какой мне пригрезился ) попадается мне статья Николаса Кристофа из "Нью Йорк Таймс" "Больше школ, меньше солдат".
Оригинал статьи тут.
Решение послать дополнительные войска в Афганистан может стать огромным риском, вероятнее всего, неоправданным. Скорее всего, ввод новых войск приведет к новым людским жертвам и даже может оказаться на руку «Талибану». Но кроме того, годовое пребывание в Афганистане одного солдата обойдется в ту же сумму, что и строительство двадцати школ. В среднем за деньги, в которые за несколько лет войны обойдется обеспечение 40 тысяч солдат, можно было бы сделать кандидатами наук почти всех жителей Афганистана.
Милитаристы ответят: наивно считать, что можно думать об образовании в стране, изувеченной войной. Строить школы сейчас невозможно, «Талибан» их просто взорвет.
А вот и неправда. Грег Мортенсон, автор книги «Three Cups of Tea» («Три чашки чая»), построил 39 школ в Афганистане и 92 в Пакистане. Ни одну из них не сожгли и не закрыли. Гуманитарная организация CARE создала в Афганистане 295 школ, в которых учатся 50 тысяч девочек. Гуманитарная организация Афганский институт обучения открыла в Афганистане и Пакистане 32 школы, и ни одна из них не была закрыта (хотя местные жители отменили занятия в трех из них по причинам безопасности).
Конечно, восстанавливать образование, здравоохранение и сельское хозяйство в Афганистане придется еще долго. Но эти сферы на удивление дешевы, и опыт показывает, что они приносят обществу куда больше стабильности, чем военные действия. Последние, к слову, редко добиваются этой цели.
К примеру, с начала прошлого года мы увеличили военный контингент в Афганистане на 40 тысяч солдат. Где обещанная стабильность? Я вижу лишь новые жертвы и усиление боевиков.
Как сообщила в октябре The Washington Post, Мэтью Хох, занимавший должность главного офицера по взаимодействию с гражданским населением в провинции Забул, ушел в отставку из-за несогласия с политикой США в Афганистане. Он считает, что наше военное присутствие усиливает повстанцев, а не ослабляет их.
Школы, как и войска, не приносят быстрых результатов. Но у нас есть много свидетельств того, что со временем они способны преобразовывать страны. Недалеко от Афганистана проводится неплохой эксперимент в естественных условиях, позволяющий сравнить воздействие образования и военных действий.
С 11 сентября 2001 года США потратили на Пакистан 15 млрд долларов, в основном на поддержку армии, и теперь Пакистан менее стабилен, чем когда-либо. Для сравнения, Бангладеш, до 1971 года являвшаяся частью Пакистана, сосредоточился на образовании так: теперь в бангладешских средних школах учится больше девочек, чем мальчиков (для сравнения, только 3% пакистанских женщин в афганской Зоне Племен умеют читать).
Эти образованные бангладешские женщины начали развивать текстильную промышленность, стали сотрудницами таких общественных организаций, как BRAC и Garmeen Bank. В стране появились новые рабочие места, уменьшилась рождаемость и увеличилась стабильность. То, что «Аль-Каида» теперь прячется в Пакистане, а не в Бангладеш, лишнее напоминание о том, что образование действительно меняет общество.
Когда я приезжаю в Пакистан, я вижу свидетельства того, что одна группа людей — исламские экстремисты — верит в силу образования. Они оплачивают медресе, в которых детей учат (а часто и кормят) бесплатно. Затем они предлагают лучшим студентам стипендии на обучение в ваххабитских медресе за границей. Вернувшись, студенты становятся лидерами своих общин. Чего я не вижу, так это сравнимого числа школ, построенных на американские деньги. Мне больно видеть, что мы не вкладываем в школы столько денег, сколько застрявшие в средневековье экстремисты.
По данным ЮНИСЕФ, 75 миллионов детей в мире не получают даже начального образования. За стоимость годового пребывания в Афганистане 40 тысяч солдат мы могли бы предоставить образование подавляющему большинству из них. Такая глобальная программа поспособствовала бы борьбе с нищетой, сократила рождаемость, улучшила имидж Америки в мире, помогла бы установить стабильность и бороться с экстремизмом.
Образование — не панацея, и никакая стратегия в Афганистане не принесет гарантированных результатов. Но не лучше ли, вместо того чтобы посылать в Афганистан 40 тысяч солдат, открыть 40 тысяч школ? |