Святые заступники: Брахма Нарада, Архангел Гавриил Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011)

Три вещи не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и упущенная возможность.
(Арабская пословица)

 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Святые заступники: Бодхисаттва Гуаньинь, ангел

Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.

О бедном Смеагорле
На страницу
1, 2, 3  След. [Всё]

 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Искусства -> Литература
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Антон



Зарегистрирован: 10.09.2007
Сообщения: 146
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Окт 30, 2007 7:31 pm    О бедном Смеагорле

Ниже - текст годичной давности из моего жж. Он возник как попытка разобраться со структурой сюжета трилогии Толкина. Можно его воспринимать как примерную иллюстрацию к соседней ветке о "знаковом подходе". Может быть важно, а может быть нет - розы мира я тогда еще не читал.


"Такими вещами должны заниматься титаны аналитического подхода. Мне самому отчаяно хочется быть таким в моменты, когда вертится в руках, подпрыгивает аки пельмень настоящая тема. Но код по прежнему недоступен по причине глупости и лени, хотя и путь указан: математика, как единственный способ точно узнать место винтика в модели и музыка, как жесткая структура, подвижная во всех четырех измерениях.

Да, и еще: это ученический текст, единственный жанр, который не предполагает предварительного ознакомления со всем обьемом написанного по теме. Мне честно не очень хочется лезть в такую область как критика "Властелина Колец".



Базовые установки:

1. Система Средиземья обособлена от окружающего мира. Все причины и все сюжеты - ее собственный продукт. Ни Саурон, ни Гэндальф не являются чем-то внешним. Они находятся достаточно высоко, чтобы оперировать самыми общими категориями, какие только возможны, но в то же время они внутри. Развоплощенные Г и С-он - другое дело, а пока совершается работа, они привязаны к плану материи.

2. Любая история не завершена, пока ее существо не выйдет полностью за пределы системы (исчерпает само себя, потеряет энергию). Возвращение эльфов здесь не рассматриваем, можно для простоты считать, что желание для эльфа - что-то вроде эфирного тепла для человека - посредник между душой и физ. оболочкой. "Возжелав", Феанор воплощается в мире, он - новый, а то, что память его хранит образы тонкого плана - вторично, это просто специфическая черта расы.

3. Система может дать трещину, ее прочность не безгранична, тогда равновесие восстанавливается через вливание внешнего. Воспринимается это как явление божества, если дыра достаточно велика, внешнее заполнит и уничтожит систему.

4. Для чего служит это образование нам не важно, предполагается, что оно участвует в каком-то большом цикле.

Значимые компоненты:

преобразующая (структурирующая) и накапливающая силы, причем преобразуют и накапливают они саму ткань системы, можно ее назвать энергией роста. Важно, что накапливающая сила имеет целью высасывание энергии, увеличение собственной массы до критической, В результате часы остановятся, скорлупа будет продавлена, а мир, скорее всего, уничтожен.

Волшебное оружие

Один из способов смещения балланса - знаковый усилитель. Сам замысел Саурона достаточно массивен, чтобы, будучи хотя бы сформулированным, превратиться в идеологическое оружие, зафиксировав же его в единственном символе можно создать поле небывалой мощности. Кольцо - не инструмент, оно не помогает швырять файрболлы во врага, оно просто означает, одно единственное, своего хозяина с его идеями искажения, воссоздает его многократно, в каждой голове, поклонившейся кольцу - Хозяин. Похожим образом действует грааль крестоносцев или предметы силы древних видящих. Так проявляется скрепляющая функция кольца.

Что значит - отобрать усилитель? Сила и слабое место кольца в том, что его форма содержит бОльшую часть идеи, отобрав форму можно размыть образ в подчиненном кольцу сознании. Есть исключения, о них позже. Теряется не столько желанность символа, сколько его актуальность. Так на противоположную сторону действие кольца больше не распространяется, оно перестает внушать ужас своим врагам. Это похоже на запрет и действует как запрет, если только у отобравшего хватит силы удержать артефакт.

Что значит - утратить усилитель? Больше всего это похоже на немоту, или частичную амнезию. Хозяин знает, что существует знак силы, но не может явить (произнести, написать, помыслить) его. Он может действовать, но только опосредованно, в тисках политкорректности. Впрочем, политкорректность никогда никому не мешала добиваться цели, ее функция - замедлять. В этой ситуации задачей хозяина будет накопить достаточно массы, чтобы войти в резонанс со своим усилителем. "Воля кольца" - всего лишь естественная связь символа и явления, знак напитывается энергией, когда ему есть что означать. Кольцо ведь тоже потеряло Саурона...

Что значит - уничтожить усилитель? Вывести элемент, накопивший такое колличество грубого смысла за пределы системы невозможно. Растворить эти смыслы можно только еще более грубым способом - неорганизованной энергией, земли. И вот здесь мы приходим в тупик.

Смеагорл - первый хоббит

На самом деле мы там находимся уже давно, сразу за стадией "утратить". Как можно потерять нечто, что известно всем? А еще правильнее - как можно утаить предмет, отягощенный глобальными коннотациями? Потеряв что-то в этом роде найдешь его с легкостью. Человек или эльф, вовлеченные в сюжеты системы, моментально раскодируют кольцо всевластья, и так же моментально кольцо раскодирует их, а дальше - по делам их узнаете. Существуют, конечно, силы, находящиеся вне конфликта - онты, блудные майары и прочие маргиналы, но для этих кольцо вообще лишено любого смысла, они на другой частоте. В перспективе усилитель может прибрать к рукам и ее, но не сейчас. Для них проблемой будет не устоять перед символом, а обратить на него внимание, поднять кольцо.

Получается, что взять усилитель может только некто, находящийся в организационном родстве с эльфами и людьми (подверженный соблазну кольца на уровне формы), а спрятать на длительное время - некто, предельно далекий от войны с Сауроном. Существо, скрытое внутри системы. Если добавить требование свободы воли, то получается парадокс: спрятать кольцо невозможно. Здесь ответ на вопрос, который меня мучал довольно долго:

Как могли появиться хоббиты в мире, где их не было?

Что нам сообщают о хоббитах с первых страниц трилогии? Хоббиты - это нечто неприметное, архаичное, простое (базовое), известное немногим. Одновременно само собой разумеющееся и загадочное (любят загадки). "О хоббитах умалчивают", их "нет в списках".

Сказать, что любая система нуждается в компоненте, имеющем целью скрывать нечто от нее самой (и потому скрытом), будет сильным допущением, но я знаю по крайней мере два типа таких систем - человеческая психика и системы открытого противостояния с непредсказуемым результатом, игровые (особенно азартно-игровые). Думаю, это все-таки всеобщее правило: внутри сруктуры возникает отчужденная область, а энергия, накопленная в ней выступает по отношению к основному сюжету в качестве внешней силы, например "судьбы" за карточным столом. Так что правильный ответ на вопрос: хоббиты возникли в тот момент, когда понадобились, а до начала нашей истории существовали почти только "для себя", в виде "смутных упоминаний". Получается глупость, повтор того, что и так проговаривается в книге, но дело здесь не в самом наборе слов, а в том, чтобы обьяснить его.

Конечно они не полностью изолированы. Скорее менее плотны, более эфирны, чем люди и эльфы, сигналы мира доходят до них как сквозь толстое стекло. Достаточно, чтобы не привлечь лишнего внимания, но для сохранения кольца этого мало. Первому настоящему историческому хоббиту - Смеагорлу требуется не просто отчуждение, но отчуждение в квадрате. Он прячется от соплеменников. И в этой-то пустоте происходит превращение личности, опустошение и накачивание ее качествами большой разрушительной силы. Когда сила эта грозит превысить сопротивляемость оболочки, кольцо переходит по наследству Бэггинсу (начинает всплывать на поверхность, к Хозяину, находясь пока что в пределах локации "хоббиты"), а Смеагорл начинает действовать в качестве потустороннего фактора "судьбы".

Почему, собственно, кольцо делает своего носителя невидимым? Представьте себе человека (не лидера, не оратора, а такого... "хоругвеносца"), несущего транспарант на демонстрации, и и все станет ясно. Сильная личность увеличивается, слабая - исчезает, хотя обе, конечно, контактируют со знаком. А некто окажется настолько самодостаточным, что кольцо, находясь рядом с ним, не сможет проявить ни один из своих смыслов, тогда получится поп-артовский коллаж, "митьковская картина"*. Энергия в такой связке не циркулирует, в результате возникает сильный комический эффект. Случай Тома Бомбадила.

Символ заразителен, путь наименьшего сопротивления - позволить ему работать за себя. Все возможные смыслы даются в готовом виде, это серьезная экономия сил. Проблема в том, что взамен легкости, голосистости и готовности маршировать, знаковый усилитель забирает способность к рефлексии, переплавляя ее в бесконечные узоры своих означаемых**. В итоге до конца высосанный индивид превращается в кокон, шелуху окружающую символ. Операция в нашем случае завершается изьятием сердцевины и хоругвеносец-Смеагорл становится ходячей аномалией, дыркой, отчаяно ищущей свою прелесть - кольцо.

Тупик и кульминаця

Видимо Фродо все же не мог поступить иначе: пройдя сквозь Мордор, буквально прочитав большую часть значений своего груза, он не может оставаться в отчужденной зоне и потому делает выбор человека или эльфа - присвоить кольцо. Его ситуация параллельна ситуации на поле перед воротами Мордора. И там и там возникает равновесная пауза, призывающая себя нарушить (только кажется, что силы неравны, на самом деле 50 на 50, это именно тот вероятностный выигрыш, который все это время режиссировал Гэндальф). И единственной силой во всей системе, способной сдвинуть этот балланс является Смеагорл - бывший носитель, а теперь мистер Судьба. ***

Незадолго до этого с ним происходит еще одна чистка - отсечение всех следов "человеческого" на подходе к гнезду Шелоб, смерть заживо. Таким образом антизадачу Горлума можно считать выполненой на все 100. Остатки его личности, соединившись с прелестью, стирается из всех списков. И мне остается только надеяться, что бессмертная сущность Смеагорла вскарабкалась будто акутагавско-достоевский бандит по своей паутинке (он ведь целых два или три разе не убил) и ловит сейчас рыбу где-нибудь в лотосовом саду Будды.

_________________________
* Вероятно "Подпольщики" Максима и Федора - видение того самого архетипического скрытого.
** У Лема есть прекрасный рассказ о машине, которая целую планету сделала счастливой. В итоге все люди превратились в части сложного орнамента.
*** Я не говорю, что Гэндальф нарочно приманивал Горлума. Смеагорл просто не мог физически больше нигде находиться. Как кольцо - атрибут Саурона, Горлум - атрибут кольца. Он его означает. Подобные превращения последнее время часто эксплуатируются в разного рода "архивно-геральдических триллерах", наподобие "Клуба Дюма" Артуро Переса-Реверты, или того же "Кода Да Винчи".


Астрологическая спекуляция:

Мне кажется, сила, воплощенная в хобитах родственна знаку Рака. Управитель, Луна - хранительница скрытых до поры форм, покровительница рода (можно вспомнить родословные древа и бабушку Смеагорла). Если же проследить трансформацию, которой подвергся бедняга Смеагорл, можно представить себе, каким образом вторая декада Рака может управляться Плутоном - планетой вершения и разделения. В свою очередь Фродо в конце жизни выходит за границы мира, растворяется, воплощая таким образом идею Нептуна. "

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора ICQ Number
Александра
Гость





СообщениеДобавлено: Чт Ноя 01, 2007 1:03 pm   

Антон,
мне кажется, что вы написали интересный пост, но изложили все очень сложным языком.
Во всяком случае, мои правополушарные мозги спасовали. Cool
По-моему, художественную вещь следует интерпретировать и осмыслять в ее же сфере, ее языком.

А что у вас за жж, если не секрет?
С удовольствием бы вас зафрендила и читала.
Smile

К началу темы
  Ответить с цитатой                
Антон



Зарегистрирован: 10.09.2007
Сообщения: 146
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 01, 2007 2:58 pm   

Александра, спасибо, жж у меня - aksuk, он указан в профайле, велкам, правда пишу туда редко. Я потому и говорю, что это текст учебный, помимо прочего была задача оставаться в рамках семиотического метаязыка, отсуда эти "коннотации" (ничего особенного - просто - ассоциативные смыслы) и прочее. Сейчас бы написал гораздо проще.

По поводу интерпретации тем же языком: я так не считаю, более того, вытянуть нечто действительно значащее из произведения оказывается возможным только если мы отстранимся от заключенной в языке мифологии, только тогда увидим ее целиком и сможем описать такие вещи, как, например, сверхидея. Классический путь к таой отстраненности - брать в качестве языка статьи некоторый сторонний диалект, так некоторое время назад были популярны фрейдистские интерпретации, политэконоомические... В моем случае задача - анализ сюжета - требовала вполне определенного подхода, потому давая диспозицию я не стал писать "добро" и "зло", а попытался в двух словах раскрыть их образ действия.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора ICQ Number
Александра
Гость





СообщениеДобавлено: Чт Ноя 01, 2007 3:49 pm   

Антон писал(а):
Классический путь к таой отстраненности - брать в качестве языка статьи некоторый сторонний диалект, так некоторое время назад были популярны фрейдистские интерпретации, политэконоомические

При этом, как правило, находятся смыслы, которые бедный автор и не думал закладывать в свое творение... Smile
Но поскольку текст отделился от автора и зажил, как самостоятельное существо, все подобные интерпретации имеют право быть.

Я просто хотела сказать, что, вырази вы свою мысль более понятным языком (как сама книга - Толкин же пишет очень понятно и прозрачно) - было бы больше откликов.

Мы с вами в один день родились, забавно... Smile (год, разумеется, разный)

К началу темы
  Ответить с цитатой                
Антон



Зарегистрирован: 10.09.2007
Сообщения: 146
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 03, 2007 11:37 am   

Александра писал(а):
Мы с вами в один день родились, забавно... (год, разумеется, разный)


Здорово. Это, кхм... , такой интересный градус Овна - на излете. Многие считают, что от этого - менее горячий и более твердый Smile

Александра писал(а):
Я просто хотела сказать, что, вырази вы свою мысль более понятным языком (как сама книга - Толкин же пишет очень понятно и прозрачно) - было бы больше откликов.


Выразил как выразил, что уж там. За откликами не гонюсь, я же себе его писал и прежде всего - чтобы понять самому - как и что работает. Как иллюстрация семиотического метода он подходит. И язык здсь все же важен, так как иначе можно написать нечто очень воодушевляюще-поэтичное, а ничего не объяснить даже самому себе.

Еще может быть такой момент - я трилогию читал раз 10 целиком, но никакого желания впадать в т.н. "толкиновский дискурс" и "толкинизм"не испытываю, наоборот стараюсь дистанцироваться. Хотя понимаю, что вы не об этом Smile

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора ICQ Number
Александра
Гость





СообщениеДобавлено: Сб Ноя 03, 2007 1:04 pm   

Антон писал(а):
что от этого - менее горячий и более твердый

То есть приобретает качества соседнего Тельца?
Хотелось бы мне хоть немного тельцовской силы, но увы... Mad

Решила взглянуть на трактовку этого градуса в разных системах.
........................................
030 (30-й градус Овна)
Управители: 1 - Солнце; 2 - управитель Девы; 3 - Солнце; 4 - Юпитер; 5 - Солнце. Мужской пустой градус (Лилли).

Злодейский градус, градус бесплодия. Деспотизм, агрессия. Навязывание своего мнения окружающим, вследствие этого жизнь выкидывает с человеком злые шутки. Страстность, сексуальность, резкость, неукротимость, выносливость, трудолюбие. Склонность к убийству, мания величия, стремление к лидерству. [+] одинокий борец. Тотем - конь на дыбах (АША). Духовность, разумность, честолюбие, стремление к власти (Кефер). Пророк нового порядка (Девор). "Труд". - Труженик, ставящий перед собой высокую, но достижимую цель. Человек может не останавливаться ни перед чем для достижения целей или немилосердно перегружать себя работой. Неожиданные перемены. Учёные, организаторы производства (Израитель). Околоушная железа (Эбертин).

"Утиный пруд и выводок утят". - Понимание естественных границ. Чувство дружеской совместности и умение ценить себя. Удовлетворение. Принцип фокусировки (Радьяр)
.....................................
Из всего списка оставила бы для себя "одинокого борца" и "коня на дыбах"...

Wink

К началу темы
  Ответить с цитатой                
Прол



Зарегистрирован: 19.09.2007
Сообщения: 45

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 03, 2007 3:52 pm   

...



Последний раз редактировалось: Прол (Пт Янв 25, 2008 5:49 pm), всего редактировалось 1 раз
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Антон



Зарегистрирован: 10.09.2007
Сообщения: 146
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 03, 2007 4:21 pm   

Прол писал(а):
Для меня Голый (Смеагорл) самый реальный персонаж у Толкиена, потому что он настоящий. Он мучается разнонаправленными деланиями, он сам себя побеждает, чтобы остаться человеком, он тящит проклятое кольцо к жерлу вулкана через весь материк, преодолевая предательство и жлобство хоббитов и других и в конце концов, когда Фёдор сдаётся, купленный прелестью, именно Голый жертвует собой, чтобы спасти мир и кидается с кольцом в кипящую магму.

Голый - настоящий человек.


Да, меня это тоже завораживает. Тем более, что он, не обладая ни силой ни знанием погрузился в такую глубину, что никому не снилась. И всякому, кто его осудит хочется сказать: "можешь креститься тем крещением, что он?"
Но, ради правды, нес кольцо, все же не он Smile Тут различие функций: Фродо - последний в роду, выполняет миссию. А Смеагорл - его тень предков. В конце они сливаются.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора ICQ Number
Александра
Гость





СообщениеДобавлено: Сб Ноя 03, 2007 4:32 pm   

Прол писал(а):
именно Голый жертвует собой, чтобы спасти мир и кидается с кольцом в кипящую магму.

Бедный Джон Рональд Руэл Толкин от такой трактовки... вздрагивает, в своем затомисе... Embarassed

К началу темы
  Ответить с цитатой                
Антон



Зарегистрирован: 10.09.2007
Сообщения: 146
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 03, 2007 4:45 pm   

Александра писал(а):

Бедный Джон Рональд Руэл Толкин от такой трактовки... вздрагивает, в своем затомисе...


Но в смысле разрешения сюжета Прол прав, без Смеагорла сказки бы никакой не было (вот видите - я теперь как Толкин говорю! Very Happy ). А в смысле личной кармы - то, что должно было сгореть в Смеагорле, сгорело, остальное же, здесь повторюсь, должно было найти путь наверх.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора ICQ Number
Александра
Гость





СообщениеДобавлено: Сб Ноя 03, 2007 4:50 pm   

Антон,
это все равно что сказать, что в "Преступлении и наказании" главный герой - старушка-процентщица.
Потому что мужественно погибает, искупая свою карму, и при этом своей гибелью способствует преображению души Раскольникова.
Smile

К началу темы
  Ответить с цитатой                
Антон



Зарегистрирован: 10.09.2007
Сообщения: 146
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 03, 2007 4:56 pm   

Александра, да, конечно. Но обратитесь к тексту. Смеагорл своим присутствием постоянно двигает сюжет. Это такой "бог из машины", возникший в результате порабощения маленькой слабой личности гиганским символом. Посмотрите - наверняка найдете еще таких героев в литературе. Применительно к Достоевскому - я бы выделил образ Смердякова. Правда ни на какую "прелесть" он не медитировал, но затаенное чувство величия (можно вспомнить - что Андреев о нем писал) - огромная сила тоже.

И я не предлагал воспринимать слова Прола буквально, там есть элемент провокации, но правды там тоже достаточно Smile

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора ICQ Number
Александра
Гость





СообщениеДобавлено: Сб Ноя 03, 2007 5:08 pm   

Насчет провокации согласна: для Прола это характерно. Laughing
И со Смердяковым интересное сопоставление...

Но, согласитесь, что Горлум нарисован одной краской, в его образе нет многомерности, без которой невозможен главный герой. (Написала - и тут же подумала, что это спорное утверждение...)
Интересно, что моя дочка, когда мы читали Толкина, очень ему сочувствовала, чуть ли не до слез...

К началу темы
  Ответить с цитатой                
SilverCloud



Зарегистрирован: 10.09.2007
Сообщения: 4805

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 03, 2007 8:01 pm   

(Текст сообщения удалён)


_________________
forum.rozamira.ws: двойные стандарты как средство воспитания общечеловеков облагороженного образа


Последний раз редактировалось: SilverCloud (Ср Май 04, 2011 9:36 am), всего редактировалось 1 раз
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Антон



Зарегистрирован: 10.09.2007
Сообщения: 146
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 03, 2007 9:16 pm   

Александра писал(а):
Насчет провокации согласна: для Прола это характерно. Laughing
И со Смердяковым интересное сопоставление...

Но, согласитесь, что Горлум нарисован одной краской, в его образе нет многомерности, без которой невозможен главный герой. (Написала - и тут же подумала, что это спорное утверждение...)
Интересно, что моя дочка, когда мы читали Толкина, очень ему сочувствовала, чуть ли не до слез...


Ну видите, если до слез - значит не одной. Smile Там правда нет такого развития как в случае с Фродо или Арагорном. Но "нет" во времени самой трилогии. Судьба же, которая рассказывается как прелюдия и исполняется на наших глазах - поражает. Любим мы его или нет, но то, что это герой крайне важен - факт.

Я вот подумал, что "право рождения" вполне себе может быть "прелестью" Смердякова.


Цитата:
А это вообще модель существования в Энрофе. Мы все именно в "такой глубине" и находимся, просто не многие это осознают. И для того, чтобы из этого океана зла выбраться, как раз и нужны немалые "сила и знание".


Ох... Очень страшные слова. Я все же считаю, что мы обитаем в серединном мире, как и во времена толкиновских героев. Да, это - царство глупости преимущественно, а глупость и зло - синонимы. Но сверх-уплотнения, абсолютизации этого принципа в массе не происходит. И через глупость, через свинство, через воплощения человек движется все же скорее вверх, чем вниз. Это не повод оптимистично успокоиться в благости. Но это ощущение для меня очень важно.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора ICQ Number
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Искусства -> Литература Часовой пояс: GMT + 3
На страницу
1, 2, 3  След. [Всё]
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий