Святые заступники: Брахма Нарада, Архангел Гавриил Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011)

Три вещи не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и упущенная возможность.
(Арабская пословица)

 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Святые заступники: Бодхисаттва Гуаньинь, ангел

Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.

Куликово поле - вымыслы и факты.
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6  След. [Всё]

 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> История
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Владимир



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 2631
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Дек 23, 2009 9:33 pm   

Фёдор Синельников писал(а):
А я думаю (с эмоциями - мне можно), что если вера твердая, то освобождение от фантомов ее только очищает. А если вера зыбкая, происходящая от авторитетов, от принадлежности к массе (которую и "церковью" можно назвать, только станет ли она от этого таковой?), то любое сотрясение любого "околоверческого" элемента приводит к крушению всей этой "веры".
Недавно мелькнула перед глазами известное суждение: "Хороша не вера от чуда, а чудо от веры". Но вообще-то Бог и неправильную веру умудряется использовать во благо. Это я к вопросу о культах, в т.ч. о культе Николая Мирликийского. Вероятно, важнее исторической достоверности оказывается приподнимание души над обыденностью - всё больше шансов помочь. Как-то о. Александра Меня спрашивали, что происходит с молитвами святым, которых в реальности не было (см. "Вымышленные святые" или поразительная история святого Генефора - не человека Wink ), он отвечал в полушутку: "В раму вставляют ангела". Они и отдуваются.

Сан Саныч писал(а):
достаточподробный дневник
Я вначале прочитал достойнопреподобный дневник. Angel

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Ср Дек 23, 2009 9:39 pm   

Владимир писал(а):
Но вообще-то Бог и неправильную веру умудряется использовать во благо. Это я к вопросу о культах, в т.ч. о культе Николая Мирликийского.

dunno (не понимаю!) Св.Николай что, тоже кого-то на бойню вдохновлял?
И если всё ко благу - делай что угодно? confused (смущён)

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Владимир



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 2631
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Дек 23, 2009 11:12 pm   

Рауха писал(а):
Св.Николай что, тоже кого-то на бойню вдохновлял?
"Предание" о заушении Ария, тоже нуждающееся в регулярном разоблачении.

Рауха писал(а):
И если всё ко благу - делай что угодно?

Цитата:
ПЕР ГЮНТ (приближаясь к избушке).
Вперед или назад - и все ни с места;
Внутри и вне - все так же узко, тесно.
(Останавливается.)
Как бесконечно больно, тяжело
Вернуться так домой, к себе...
(Делает несколько шагов, но опять останавливается.)
Сказала
Кривая: обойди сторонкой...
(Слышит пение в хижине.)
Нет!
На этот раз пойду я напролом,
Пойду прямым путем, как он ни тесен!

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Ср Дек 23, 2009 11:17 pm   

Владимир писал(а):
"Предание" о заушении Ария, тоже нуждающееся в регулярном разоблачении.

Да, не припомнил вовремя. Embarassed
Владимир писал(а):
Вероятно, важнее исторической достоверности оказывается приподнимание души над обыденностью - всё больше шансов помочь.

Историческая достоверность только помогает делать это эффективней, а не фиктивней.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Владимир



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 2631
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Дек 23, 2009 11:17 pm   

Прошу прощения, что от сего оффтопа
для поля Куликова мало проку.

Добавлено спустя 40 минут 37 секунд:

Рауха писал(а):
Историческая достоверность только помогает делать это эффективней, а не фиктивней.
Конечно! Вероятно, я нечётко выразил свою мысль: сразу разоблачить заблуждения и нельзя (сознание инертно), и сокрушительно - масштабным слом может подорвать веру вообще, поэтому Провидению приходится работать с тем, что есть. В отличие от религии, в истории ситуация отчасти полегче - не затрагивает высшего смысла, но отчасти и потруднее - державность не даёт лишить себя еды.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Чт Дек 24, 2009 12:13 am   

Владимир писал(а):
сразу разоблачить заблуждения и нельзя (сознание инертно), и сокрушительно - масштабным слом может подорвать веру вообще, поэтому Провидению приходится работать с тем, что есть

Плавно. Smile Резкие движения обычно пагубны, согласен.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Владимир



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 2631
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Дек 24, 2009 12:37 am   

Рауха писал(а):
Плавно
Вот нужное слово, спасибо, всё не мог добраться до него.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Ispanez



Зарегистрирован: 12.09.2007
Сообщения: 1057

СообщениеДобавлено: Вс Дек 27, 2009 5:53 am   

Фёдор Синельников писал(а):
Димка писал(а):
Взять тот же эпизод с имевшим место благословением Сергием воинства Дмитрия Донского. Где здесь иcкажение?
Искажение, видишь ли, в том, что св. Сергий князя Дмитрия на Куликовскую битву не благословлял, и иноков на нее не посылал. А лживый державный миф о благословлении возник и существует до сих пор, несмотря на то, что уже написано достаточно о том, что этого события не было, что Дмитрий отправился на битву, будучи отлученным митрополитом Киприаном (которого поддерживал Сергий), что Куликовская битва привела к нарушению баланса сил в Орде и ее прямым результатом стало утверждение у власти в улусе Джучи законного хана Тохтамыша и сожжение Москвы в 1382 г., что авантюра Дмитрия задержала на столетие падение ордынской власти и т.д.


Полностью согласен с Фёдором!
На Куликовом поле были язычники из Литовской Руси, были язычники с Белоозера.
Сам Дмитрий Донской по языческому обряду перед битвой просим победы у Русских Богов. Это отрицать бессмысленно.
Все ясно предельно.
Пересвета в монахи записали конечно опосля, а тем более записали еще в схимники, так это уже полный бред для Воина!

О каком то ополчении там говорить смысла нет, так как не было его.
Пришли те кого православие не задело сильно.
Князья и были крещеные недавно формально, а воины нет.
А вот рязанский князь не пришел. Потому как митрополит всея Руси не велел.
Богомерзкое дело ведь против власти которая тебя кормит идти.
И спустя много лет после Орды митрополиты князьям указывали даренными им ярлыками.
Дескать вот они нам дали ярлыки и все тут. Так и говорили.

Так вот и подумать за что язычники русские там воевали...

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Вс Дек 27, 2009 7:54 am   

В Корзину бредятину. Evil or Very Mad

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Песец



Зарегистрирован: 23.01.2008
Сообщения: 8982
Откуда: Киев

СообщениеДобавлено: Вс Дек 27, 2009 6:11 pm   

Ispanez писал(а):
Сам Дмитрий Донской по языческому обряду перед битвой просим победы у Русских Богов. Это отрицать бессмысленно.

Бессмыслено это отрицать, как бессмысленно отрицать любые беспочвенные фантазии. dunno (не понимаю!)


_________________
- Какова истинная природа Будды?
- Палочка-подтирка, дырка в отхожем месте (с) Бодхидхарма.
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Ispanez



Зарегистрирован: 12.09.2007
Сообщения: 1057

СообщениеДобавлено: Вс Дек 27, 2009 9:32 pm   

Рауха писал(а):
В Корзину бредятину. Evil or Very Mad


В корзину всю историю не иудейскую!

Добавлено спустя 35 секунд:

Песец писал(а):
Бессмыслено это отрицать, как бессмысленно отрицать любые беспочвенные фантазии


Вы читали хотя бы Карамзина и Нечволодова?

Как президент сказал - надо бороться с фальсификаторами истории!

А если здесь даже официальную историю толком не читали. Так это больше чем фальсификаторы.

Гиперфальсификаторов в топку и дров подбросить! Very Happy

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Вс Дек 27, 2009 10:17 pm   

Ispanez писал(а):
Вы читали хотя бы Карамзина

Дремучая допотопность. Однако даже в его байках о "язычниках из Литвы и Белоозера" ничего нет.
Ispanez писал(а):
Нечволодова

Ветхая несъедобная жругрятина.
Ispanez писал(а):
Гиперфальсификаторов в топку и дров подбросить!

Испанца лавры Лазо вдохновляют. crazy (ум зашёл за разум)

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Димка



Зарегистрирован: 10.09.2007
Сообщения: 402
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Дек 28, 2009 8:50 pm   

Ссылка по теме:

http://ngatumdug.narod.ru/kbpr.html

Имхо, взвешенная и емкая статья

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Ispanez



Зарегистрирован: 12.09.2007
Сообщения: 1057

СообщениеДобавлено: Пн Дек 28, 2009 9:19 pm   

Рауха писал(а):
Дремучая допотопность. Однако даже в его байках о "язычниках из Литвы и Белоозера" ничего нет.


Даже уже официозный Карамзин стал допотопным и дремучим. Тогда уже не знаю что говорить...
Так вы насчет мультфильма "Дмитрий Донской" что ли судите?

Насчет язычников Лев Прозоров (Озар Ворон) пишет:

Вы ещё не догадались, читатель? Византийцам ли, чьи купцы истоптали всю православную Русь, им ли, к кому что ни год приходили паломники из самых разных городов северной страны, было не знать всех путей и дорог по Русской земле?
Вы ещё не поняли, отчего Батый шёл по Русской земле уверенно и целенаправленно, будто знал, к какому городу какой дорогой подойти и где какое войско его встретит?
Но услуги, которые могли предложить восточным завоевателям дипломаты Второго Рима, отнюдь не исчерпывались данными о дорогах, соединяющих русские города, и дружинах, защищающих их. Больше, много больше могли предложить владыки Никеи пришельцам.
В каждом крупном городе Руси были их центры влияния. Были люди, связанные с Византией возне-сением на высокий, хлебный пост и — тогда к этому относились очень серьёзно — преемственностью ру-коположения, мистической преемственностью «апостольской благодати».
Православные архиереи и епископы.
Я знаю, сейчас православные читатели, если только они дочитали книгу до этих страниц, опять начнут рассуждать о повторении-де «задов советского агитпропа». И я опять отвечу им — словами дореволюционных церковных российских историков.
Вот что говорит Е.Е. Толубинский в своей «Истории русской церкви»: «Если полагать, что обязанность высшего духовенства — епископов с соборами игуменов — долженствовала при данных обстоятельствах состоять в том, чтобы одушевлять князей и всех граждан к мужественному сопротивлению врагам для защиты своей земли, то летописи не дают нам права сказать, что епископы наши оказались на высоте своего призвания; они не говорят нам, чтобы при всеобщей панике и растерянности раздавался по стране этот одушевляющий святительский голос».
Он не просто «не раздавался», здесь маститый церковный историк щадит средневековых архипасты-рей. Они повально бежали из русских городов, бросая свою паству на произвол судьбы, на кровавую «ми-лость» завоевателей. «Пастыри» бросали «стадо Христово», «отцы духовные» бросали «детей», «кормчие» бросали «корабли». Не последними — первыми.
Глава русской церкви митрополит Иосиф в самый год Батыева нашествия бежал, оставив свою ка-федру. Ростовский епископ Кирилл — «избыл» монголов в Белоозере. Епископы Галичский и Перемышль-ский остались живы после взятия монголами их городов (Звонарь, 1907, № 8, с. 42-43.). Добавлю от себя, что и Черниговский епископ пережил взятие и разорение своего города.
Читатель, вы представляете себе, какой страшный удар наносили эти люди, искренне верившим в них русским христианам, своим бегством?! Но ещё интереснее судьба епископа рязанского.
Он... выехал из города, прежде чем монголы успели обступить Рязань. Прежде, читатель! Он, епи-скоп первого города, которому предстояло испытать на себе всеразрушающую ярость захватчиков, словно знал, что городу не устоять...
«Словно»? Или всё же знал?! И как он уцелел? Впрочем, если епископы Чернигова, Галича и Пере-мышля пережили даже резню во взятых городах, то, что говорить о епископе Рязанском — он-то если и встретился с воинами Батыя — то за пределами стен, не в битве, можно сказать, мирно...
Уже цитированный мною Пётр Михайлович Хомяков по этому поводу употребил такое сравнение: можно ли представить, что во взятом, скажем, гитлеровцами Киеве остался в живых секретарь обкома ком-мунистической партии? Если бы такое произошло, продолжает Пётр Михайлович, то вывод бы из этого следовал только один — секретарь этот не кто иной, как немецкий шпион.
Какие будут предположения относительно уцелевших во взятых татарами городах епископов, чита-тель?
Мне только хотелось бы напомнить, что епископов в русские города «рукополагал» (фактически — назначал, или, по крайней мере, утверждал) митрополит. А этот митрополит опять-таки если не назначался, то утверждался... в Византии.
Таков был порядок ещё при Дмитрии Донском. Митрополит Иосиф и сам был греком, выходцем из Второго Рима. То есть наши бегуны-епископы и епископы, «чудесным образом» разминувшиеся со смер-тью в захваченных татарами городах, — все они креатуры, или, по-русски говоря, выдвиженцы... правиль-но, читатель, всё той же Византии!
Но как это может быть, спросите вы, читатель. Ведь они же, эти епископы, всё-таки были в большин-стве своём русские люди, как они могли бросить свои города, свою землю на разорение чужеземцам? Неу-жели они настолько подчинялись указкам «из центра»?
Ну, во-первых, читатель, церковные люди, прежде всего, были «гражданами небесного отечества», сначала христианами, а потом русскими. Может, и появлялись уже отдельные монахи или батюшки, для которых дело обстояло не так, но ещё в конце XV века русский вроде бы архиерей мог бросить, как уви-дим, русскому же великому князю: «в вашем Русийском царстве».
«Ваше» царство, «ваша» Русь — поневоле вспоминается расхожее «эта страна» из совсем недавних времён. За три столетия до того Печерский летописец, описывая осады Константинополя своими же пред-ками, бросался определениями вроде «безбожная русь». Его симпатии, вполне очевидно, были на стороне византийских единоверцев, а не предков-язычников.
Гибель русских ладей князя Игоря Рюриковича от огнемётов византийского флота он смакует — как справедливую кару язычнику, поднявшему руку на православную Византию. Смакует он и историю о гибе-ли этого государя якобы от рук доведенных его глупой жадностью до отчаянья его же подданных, древ-лян .
Он утверждает, что враг Святослава, Иоанн Цимисхий, вошёл в обороняемый русским князем Доро-стол — хотя этого не решаются утверждать даже византийские хронисты Лев Диакон и Иоанн Скилица.
Да что там говорить, если в качестве молитвы о победе в «русской» православной церкви утвердился акафист Богородице «Взбранной воеводе», сложенный в честь разгрома русских войск под Константинополем!
Этого могли не знать князья и дружинники, внимавшие его строкам, но могли ли быть настолько же невежественными отцы «русской» церкви, её архипастыри?!.
Вот отсюда, от «безбожной руси», от «Взбранной воеводе», от летописного сравнения крещёной Ольги среди язычников с жемчугом посреди кала растут на самом деле корни не только у «этой страны» недавних лет.
Когда историк Пекаревский во время Крымской войны, после неудачного для русских войск сраже-ния на Чёрной, завидев знакомого, бросается к нему, радостно сверкая глазами, жмёт руку и счастливым голосом шепчет на ухо: «Нас разбили!», когда во время Русско-японской войны русские интеллигенты бу-дут слать поздравительные телеграммы японскому микадо — это всё оттуда!
Как пекарские радовались победе «передовых», «прогрессивных» европейских стран над «отсталой» Россией, так и православного летописца только радовал разгром русских язычников воинами «богохрани-мой» Византии.
Такая вот психология.
Так что не надо заблуждаться — воспитанные в таком духе люди — а преуспевали и выходили в епи-скопы и игумены, понятно, только те, кто очень хорошо усвоил этот дух не колебались, получив из замор-ского «центра» указание бросить паству и бежать при первом появлении ордынцев.
Тем паче, что и они, в конечном итоге, внакладе вовсе не остались. «Русская» церковь пошла на уча-стие в плане небескорыстно. Впрочем, о её выгодах поговорим чуть позднее.
Народ, на самом-то деле, не забыл истинных взаимоотношений церкви с захватчиками. В причудли-вом преломлении они отразились в киевском предании о «сироте Батие».
Жил-был, гласит эта легенда, в Киеве сирота. Прибился он к монахам Киево-Печерской лавры, рабо-тал у них, получал не слишком вкусную, но сытную кормёжку. В отличие от других горожан, обижавших сироту, монахи не смеялись над ним.
Когда у сироты спрашивали, кто он такой, «чей будешь», простоватый подросток отвечал: «Я — Ба-тий!» (то есть «батькам», отцам-монахам принадлежащий). В это время у татар умер царь, и они, по своему обычаю, отпустили на волю его коня, чтоб поглядеть, кого он выберет себе хозяином, а им, татарам, госу-дарём.
Конь пошёл в сторону Киева. Шёл-шёл, дошёл до лавры, где работал в это время Батий. Сирота вско-чил на коня, и тот не скинул его — признал. И татары склонились перед новым царём.
Вырос Батий татарским царём, повоевал весь свет, припомнил и городу Киеву, что не жалел тот си-роту, — сжёг, а народ кого порубил, кого в полон угнал. Только лавру не тронул.
В этом наивном предании, однако, сохранено знание. Знание народа, что «Батий», Батыево нашест-вие выросло-вызрело в монастырях. И память о факте — что даже в самую первую, страшную и сокруши-тельную Батыеву рать татары не трогали монастырей.
Не зря, получается, перед захватчиками меньше чем в неделю падали огромные центры епархий, го-рода, вмещавшие в своих стенах множество церквей, храмов, обителей — такие как Рязань, Владимир, Чер-нигов, Киев, Галич.
И не зря стояли по нескольку недель, а то и вовсе не поддавались захватчикам те невеликие городки, что стояли в полуязыческой, а то и вовсе языческой глухомани, на окраине Новгородчины, требовавшей «отложить забожничье» (Торжок), вятических земель (Козельск), бродницкого Приднестровья (Холм, Кре-менец).
И не стоит, право, как Чивилихин, писатель замечательный, но увлекающийся, выдумывать какие-то сверхъестественные укрепления у Козельска или, как некоторые учёные, говорить, будто Холм и Кременец Батый не взял, потому как не умел брать крепости (странно, с Киевом и Владимиром это у него отлично получилось).
Правду говорили древние спартанцы, что лучшие стены для города — отвага его сыновей. Оттого Ба-тыева Орда семь недель штурмовала Козельск и ушла, несолоно хлебавши, из-под стен Холма и Кременца, что в этих маленьких городках не было обителей, в тишине келий пестовавших «Батия», не было предате-лей-епископов, не было растерянных и испуганных рядовых батюшек, продолжавших по инерции бормо-тать оставленные беглыми «владыками» проповеди о «каре господней», противиться коей — «грех» и «гордыня» (так прямо и сказано в летописях).
Не стены и рвы, а отвага вдохновляемых древней Верой, голосом Родных Богов витязей защищала маленькие «злые города». Иван Франко в своём «Захаре Беркуте» отлично отразил суть событий, изобразив павшие, склонившиеся перед Ордой христианские города — и до последнего сражающуюся языческую общину.
Он мог даже избежать героического, но трагичного финала своего романа, разместив Беркута с его воинами в стенах Холма или Кременца — несдавшихся твердынь Волыни.
Что и говорить — богатую и щедрую плату заплатила Византия своим монгольским союзникам. За нападение на её врагов, болгар и сельджуков, она фактически открыла, руками епископов-перебежчиков, Батыю дорогу на Русскую землю.
У неё был мотив — мощный союзник, так необходимый вырождающейся, умирающей империи. У неё была возможность — неплохое знание Руси и самое главное — огромный авторитет родины правосла-вия у русских христиан.
«Русская» же церковь была соучастницей этого замысла ради своих выгод. Про них ниже — что до возможностей, то их и обсуждать странно — расхолаживание сопротивляющихся проповедям о «настав-ших последних временах», о «гневе господнем», бегство пастырей — фактический удар в спину защитни-кам городов.
Без помощи Византии и церкви Батыю, скорее всего, не удалось бы его сумасшедшее предприятие — вторжение с конным войском в чужую страну лесов и крепостей. Ну а церковь — на этот раз в лице лето-писцев — обеспечила совместной операции «дымовую завесу» из рассуждений о внезапности нападения «языков незнаемых» и о неисчислимых полчищах татар.
У подследственного были возможности к совершению преступления и мотив, кроме того, он всё вре-мя врёт. Как вы думаете, читатель, виноват он или нет?
Но вернёмся к выгодам, которые получила церковь во времена господства монголов — или татар, как называли завоевателей на Руси.
Вот что пишет тот же Голубинский: «Татары стали к вере и к духовенству русскому в отношения са-мой полной терпимости и самого полного благоприятствования... Бич божий, обрушившийся на наше оте-чество, не явился, по крайней мере, бичом для церкви».
А вот что пишет другой русский церковный историк, Н. Высоцкий: «Тяжело было для русских это монгольское иго. Но не все русские одинаково несли тяжесть этого порабощения. Представители церкви постарались завоевать себе привилегированное положение.
Они добились от татарских ханов того, что условия их жизни не были похожи на положение простых смертных. Народ страдал, а они чувствовали себя если не хорошо, то по крайней мере сносно... В момент татарского погрома они постарались обезопасить лично себя, не обращая внимания на вопли и стоны пора-бощённого народа.
Когда окончательно установилось монгольское иго, они постарались создать себе привилегированное положение...» (Звонарь, 1907, № 8, с. 43, 61).
И ещё один дореволюционный церковный исследователь, К. Шебатинский, в своём исследовании «Учение славянофилов об отношении церкви к государству»: «В татарский, или монгольский, период неза-висимое положение церкви нашей упрочилось благодаря покровительству татарских ханов Золотой Орды. В этот период времени церковь наша получает от ханов особые привилегии» (Странник, 1912, № 8, с. 149).
А теперь, читатель, давайте посмотрим — в каких условиях церковь получала эти «особые привиле-гии».
1237-1238 годы. Первая «Батыева рать». О ней я уже рассказал подробно.
1240-1242. Вторая Батыева рать, прокатившаяся по югу Руси в центр Европы.
1252 год. Неврюева рать. Сожжена навсегда едва начавшая отстраиваться, оживать Рязань . На её месте до сих пор дожди вымывают из крепостных валов изрубленные человечьи кости. Две такие кости сейчас, когда я пишу эти строки, лежат рядом со мною.
Сожжены Суздаль, Переяславль, Тверь. Уничтожен и не возродился город Клещин.
Наравне с Неврюем этим походом командовал его виновник, донесший в Орду на готовящего восста-ние против гнёта завоевателей брата Андрея русский князь Александр Ярославич, впоследствии, что харак-терно, возведенный церковью в святые.
На этой личности здесь останавливаться не хочется, в «Тайнах русского Пятибожия» я уже сказал всё, что думаю об этом человеке.
В 1213 году «царёвы татары» разорили города Северо-Восточной Руси.
1275 год. Полчища Куремсы и Бурундая, возвращаясь из похода на Литву, разгромили южнорусские города.
1281 год. Кавгадай и Алчедей разбойничают вновь в Северо-Восточной Руси, в Залесье.
В 1282 году войско, возглавляемое Туратемиром и Алыней, опустошило окрестности Владимира и Переяславля.
В 1293 году земли всей Северо-Восточной Руси вплоть до Волока Ламского, нынешнего Волоколам-ска, были разграблены ордынским полководцем Дюденем. Исследователи расценивают это нашествие как одно из самых страшных, наряду с походами Батыя и Неврюя.
Татары научились отыскивать лесные убежища беженцев, спасения отныне не было даже в лесах. Охотники за двуногим товаром «людей из лесов изведоша», сообщает летопись.
Через четыре года последовало ещё одно нападение на Северо-Восточную Русь.
Словно мало было набегов и «ратей», была ещё и регулярная дань. Взимали её ордынские чиновни-ки-баскаки, в основном — мусульмане и иудеи из Средней Азии. Для удобства переписи, естественно, тре-бовалось провести перепись или «число».
Лаврентьевская летопись под 1257 годом: «Тое же зимы бысть число и изочтоша всю землю Руц-скую, только не чтоша, кто служит у церкви».
В другом списке: «не чтоша игуменов, попов, крилошан, кто зрить на святую богородицу и на влады-ку». Имеется в виду перепись населения — первая в истории Руси перепись, проведенная ордынскими вла-стями с целью правильного обложения податями всех, кто их платил.
Да, дорогой читатель. Церковь была, ни много, ни мало — освобождена от уплаты страшных ордын-ских податей. Про ордынские поборы ещё в XVIII веке сохранялись жутковатые песни — с богатых брали больше, с бедных — меньше, но всё же немало, и были те, кто, не в силах откупиться деньгами, вынужден был отдавать скотом, или же... или же отдавать за недоимку баскакам детей, жён, или — самому идти в рабство.
Особенным спросом пользовались русские девушки. Золотоволосые синеглазые красавицы нрави-лись работорговцам из итальянских колоний в Крыму. Женщин они покупали в два раза чаще, чем мужчин. Цена за русскую рабыню превышала цену за рабыню-татарку на порядок — за первую могли дать и две тысячи лир, за вторую — не давали и полутора сотен.
При таких расценках имело смысл волочь живой товар через степь, не слишком беспокоясь о его со-хранности — даже если половина перемрёт по пути — дело окупится.
Дани и набеги опустошали Русь в самом буквальном смысле слова. Кто не погибал, не попадал в плен — тот бежал на Север, подальше от ордынской напасти. За XIII столетие многострадальные земли Се-веро-Восточной Руси лишились 75% населённых пунктов.
Это — беспристрастная археологическая статистика. Не «эмоции», за которые пытаются выдать еди-нодушные сведения восточных, западных и русских источников о разорении, которое оставляли позади се-бя степные орды, наши татаролюбы-азиопцы, выученики фантазёра Гумилёва. Сухая археологическая ста-тистика.
И вот в этих условиях церковь, которую не трогали в набегах, которую освобождали от даней, «бла-годенствовала».
Читатель, если у вас есть слова — завидую вашему хладнокровию и словарному запасу. Потому что мне хочется кричать. Кричать не слишком парламентские выражения в каждую бороду, бубнящую о ма-тушке-православной-церкви, которая-де была «хранительницей» русского народа в дни монгольского ига, его «заступницей» и даже — нет, просто нет слов! — вдохновительницей сопротивления ордынцам!
При Батые благоволение завоевателей к церковникам носило, скажем так, недокументированный ха-рактер. Их просто не трогали в разоряемых городах, их просто не включали в переписи для обложения да-нью.
Впоследствии ханы исправно снабжали митрополитов русской церкви охранными грамотами —ярлыками. Менгу-Темир дал ярлык Кириллу, хан Узбек — Петру, Джанибек — Шеогносту, Бердибек — Алексию, Тулунбек — Михаилу.
Суть этих документов хорошо передаёт автор дореволюционного журнала «Звонарь»: «Ярлыками ут-верждались следующие льготы для духовенства:
во-первых, русская вера ограждалась от всяких хулений и оскорблений со стороны кого бы то ни бы-ло, строго запрещалось хищение и повреждение принадлежностей верхнего богослужения;
во-вторых, духовенство освобождалось от даней, всяких пошлин и всяких повинностей;
в-третьих, все церковные недвижимые имения признавались неприкосновенными, и церковные слу-ги, т.е. рабы и холопы, объявлялись свободными от каких бы то ни было общественных работ» (1907, № 8, с. 43).
Причины такой благосклонности ханы отражали в са мих текстах ярлыков.
В самом первом дошедшем до нас ярлыке, данном в 1267 году ханом Менгу-Темиром, сказано: посланцы хана и сборщики дани «ать не замают их (служителей церкви. — Л.П.) да правым сердцем богови за нас и за племя наше моляться и благословляють нас... сию грамоту видящее и слышащее от попов и от чернецов ни дани, ни иного чего ни хотят, не возмут баскаки, князи, писцы, таможницы; а возмут, и они повеликой Ясе извинятся (будут обвинены. — Л.П.) и умрут».
Спустя почти сто лет, в 1347 году, ханша Тайдулла писала в ярлыке Алексию: «Не надобе им мзды, никакая пошлины не емлют у них ничего, занеже о нас молитву творят». Перед тем она же писала в грамо-те митрополиту Феогносту: «Из давних, из добрых времен и доселе, что молятся богомольцы и весь попов-ский чин, и те никаких не ведают пошлин, самому богу молятся за племя наше в род и род и молитву воз-дают».
Примерно то же писали ханы Тулунбек и Бердыбек.
Но лучше всего выразился хан Узбек: «Зане они за нас и род наш бога молят и воинство наше укреп-ляют».
Напрягите своё воображение, читатель. Представьте, кем надо было быть, чтоб молить бога за раз-рушителей русских городов и сёл, за убийц русских детей, за торговцев русокосым, голубоглазым товаром на рынках Кафы...
Чтоб радоваться своей безопасности, когда с соседского двора под бабий вой, мимо опустивших по-чернелые лица мужиков, подручные баскака волокут живую дань — последнюю ли коровёнку-кормилицу за рога, дочку ли за косу...
Чтоб спокойно смотреть со стены тихой обители, как вздымается жирный черный дым над рощицей, за которой стояла деревенька, зная при этом — тебя-то не тронут, ярлык!
Попытайтесь представить себе моральный, ежели так можно выразиться, если тут можно говорить о какой-то морали, портрет русского, с позволения сказать, среднестатистического церковника той поры.
Легче, наверно, представить молебен в московских церквях за здравие Басаева или Радуева — в кон-це концов чеченцы, по крайней мере, пока не жгут русских городов — всего лишь взрывают дома. И в раб-ство угоняют по одному, а не деревнями и улицами.
Но всё же попытайтесь — и тогда вас, наверное, не так уж удивит тот простой факт, что в 1262 году в Ростове взбунтовавшиеся против татар горожане убили, среди прочих баскаков... монаха Зосиму. Да, чита-тель, я не ошибся, а вам не привиделось — среди прочих баскаков трудился, собирая дань с земляков, пра-вославный инок.
В 1328 году в Твери началось восстание, когда подручные баскака Шевкала — между прочим, это про его, «Щелкана Дюдентьевича», методы сбора дани ходили предания ещё четыре столетия с гаком! — стали отбирать кобылу у диакона Богородицкой церкви Дюдко.
Не думаю, что церковный люд так уж возлюбили миряне, просто... просто поняли — раз уж и у них теперь отбирают, и ярлык более не защита, значит — всё. Нечего больше терять. Край.



Последний раз редактировалось: Ispanez (Пн Дек 28, 2009 9:31 pm), всего редактировалось 1 раз
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Пн Дек 28, 2009 9:26 pm   

Ispanez писал(а):
Даже уже официозный Карамзин стал допотопным и лремучим.

Одно другому совершенно не мешает.
Ispanez писал(а):
Так вы насчет мультфильма "Дмитрий Донской" что ли судите?

Не судите по себе. Ваши источники куда мутней мультяшных и ничуть не достовернее.
Ispanez писал(а):
Насчет язычников:

Что за придурок это насочинял? Confused Mad

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> История Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6  След. [Всё]
Страница 3 из 6

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий