Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Мила
Зарегистрирован: 11.09.2007 Сообщения: 4303
|
Добавлено: Чт Сен 22, 2011 4:47 pm Франческа |
|
|
"«Разве у Гоголя это есть?» – удивляюсь я. «У Гоголя много чего не было», – отвечает режиссёр".
Наталья Костенко
"Она меня просто уже изодрала своими фразами «Я не художник… ты меня сломал, ты меня убил… Я не художник – это всё твоё, это всё твоё…» Она решила, что я её выпотрошил, как художника, и что вообще она больше не художник. Ой, у нас с ней несколько раз это было. Она на «Сказке сказок» даже однажды заявление подала об уходе, «потому что режиссёра Норштейна не устраивают мои эскизы» и всё прочее…
Однажды я прихожу и вижу издали шкуру распятого пони с Франиным лицом. Это она себя нарисовала (грустно смеётся). Я понял, конечно, какая я сволочь. Конечно, то, что прошла Франя, ни один человек, ни один художник бы не прошёл и не выдержал. Тут ещё надо учесть, она же одной рукой своей – это одна рука на всём фильме – она рисовала весь этот необъятный вал фильмов…"
Юрий Норштейн
Я всегда говорила, что одарённый человек – существо несчастное, ущербное. И не только бытийно, не только душевно, но и духовно. Как всё на земле готово исказиться до противоположного по смыслам, так и дар Божий норовит стать наказанием и испытанием Божьим. И мне можно объяснять, что Бог не испытывает и не наказывает, и я даже пойму и соглашусь, но ощущение жёсткой обусловленности – при особых «технических» возможностях – останется.
«Наивные субъекты», нежно названные так психологами, «юные души», которые ещё не помыкались на земле, счастливее художников, успевших заработать на дар. Непосредственная радость от бытия уходит, и остаётся сознание сложнейшей работы, замешанное с печалью.
Самый лучший вариант – такая независимость, когда замыслу не мешают ни обстоятельства, ни люди. То есть – ни Провидение, ни чужая человеческая воля. Но так бывает редко.
Ещё труднее, если Провидение определяет для тебя место в чужом творении. Как случилось у Франчески Ярбусовой. Обратите внимание, насколько масштабна «тирания» Норштейна. Это он может править Басё и спорить с Гоголем, а его Франческа остаётся с затупленным «до ступицы» карандашом, едва не привязанным к локтю.
В астрологии и нумерологии есть планетка такая – Прозерпина, особые положения которой говорят о служении личности. Я не буду впадать в астрологический раж, но про служение нельзя не сказать. «Свобода» - категория не конечная в перечне, начинающимся с «Рабства» и постепенно добавляющем к каждой категории долю освобождения. После полной личной свободы следует свободный выбор подчинения большой общей задаче, и так – до «Миссии».
Встретить единомышленника и спутника на долгие годы – это, конечно, счастье, но сотрудничество добавляет этому счастью значительную долю горькой терпкости. Мне привелось соединять судьбу с братьями по цеху, один раз – на многие годы, и я знаю трудности совместной работы, которая имеет свойство заполонять жизнь целиком, и с днями, и с ночами, если дело требует. Меня не удалось поглотить вместе с моей рукой и карандашом в ней, но я, как немногие, понимаю драму жизни Ярбусовой и Норштейна.
Вот поистине счастливое стечение - их встреча и то, что Юрий Борисович был не бездарнее и не глупее жены-художницы. И он знал, куда и как двигаться - то есть ему можно было довериться и служить общему делу. Что и происходило.
«Мастерство — это когда единственный, необходимый путь заменяет множество ненужных возможностей. К истине придешь, когда мастерство преодолеешь».
Ю.Норштейн
Но драма-то не ушла. Очень болезненный процесс освобождения от обусловленностей - даже с таким спутником, как Норштейн - может внутренне гнуть так, что это становится почти невозможным вынести. Преодоление мастерства, как пути - это для художника звучит жутко. Какое внутреннее противоречие всплывает и заполняет собой всё - твоё, самое драгоценное, наработанное, талантливое не нужно...
Оправдание этого - в том, что твоя жизненная сила неминуемо должна перетечь (иначе зачем всё это?) в персонажей и в мизансцену, но когда опять напоминают о себе людские связи, всё снова становится неразрешимым.
"Для стороннего наблюдателя наши с ней разговоры загадочны и темны. Я говорю: здесь, в кадре, мне нужно, чтобы веяло горькой полынью, а здесь - чтобы цветы замыкали на себя ночь и растворяли ее и чтобы пахло темно-синим. Я могу сделать набросок кинокадра, но не эскиз, могу нарисовать персонаж, его игру, но не могу претворить его в материал. Для меня ценно не правильное, прилежное рисование, а лихорадка фактур. Я чувствую контраст изображения, сумрак его, развитие, точку, через которую внимание зрителя проходит в кинокадр. (В этом смысле Пауль Клее для меня - морфология в применении к мультипликации.) Для Франчески - это лучшее мгновение сохранить творческое беспамятство на протяжении работы в эскизе. Тогда психическая и духовная энергия уплотняется. Между художником и режиссером возникает силовое поле. Я лишь должен создать условия, при которых это становится возможным. И тогда ты вдруг начинаешь делать то, что не можешь осознать умом, и кажется, что все совершается помимо тебя, по чьей-то воле... Ты даже не замечаешь, в какой момент пройдена граница, за которой открывается другое пространство".
Ю.Норштейн
"...его воля, конечно, я его кисточка. Так что, конечно, он использует меня. Там в одном случае я буду щетинной кисточкой, в другом - для акварели... Но он всегда знал, какую когда кисть брать и использовать".
Ф.Ярбусова
"...искусство занимается человеческой драмой, и чтобы им заниматься, надо ее пережить".
Ю.Норштейн
То, что говорит Юрий Норштейн, - не проповедь, это то, что он вместе с Франческой счастливо пережил - и одновременно выстрадал.
Недавно передали через друзей пожелание Юрия Норштейна мне - сменить технику и начать тот же путь преодоления мастерства...
Всё, умолкаю.
Цитаты – из фильма Олеси Фокиной «Один» («Вышел ёжик из тумана…») и из интервью Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой в разное время, использованы работы Ф.Ярбусовой. |
|
К началу темы |
|
|
Мила
Зарегистрирован: 11.09.2007 Сообщения: 4303
|
Добавлено: Пн Сен 26, 2011 2:13 pm |
|
|
Замечательный человек и художник - Ксения Михайловна Покровская, основательница иконописной мастерской в городе Шерон (шт. Массачусетс, США), основательница и член попечительского совета иконописного общества "Изограф" - позволила мне процитировать здесь её рассказ об одной школе.
Чтобы глубже ощутить специфику греческого искусства и хоть немного пожить им, нам, студентам, изучавшим его, советовали прорисовывать меандр, и в этом был смысл.
Больше приблизиться к православию через занятия иконописью - это ещё более сильная идея (соответствующая более сильной идее иконы рядом с идеей древнего орнамента).
Одновременно это коллективное действие, направляющее и гармонизирующее, осмысленное и одухотворённое.
"Уже одиннадцатый год, как мы – я, моя дочь Анна, и католик Марек, который учится у меня уже 14 лет, вот такая у нас бригада, ведем 2-3 раза в год недельные школы иконописи “Гексамерон”. Ученики, как правило, православные и католики. 18-20 человек. Основная цель – познакомить с основами православия через икону. Редко, по одному-два человека действительно начинают всерьёз заниматься иконописью, и с ними мы работать всерьёз. Но таких мало.
“Долина Мегги” в Северной Каролине –совершенно сказочное место .Это район Аппалачей, одних из древнейших, а значит, выветренных гор планеты, поэтому в местных магазинчиках можно купить местные минералы, вроде азурита и малахита, и тут же растереть их в пигменты и использовать в работе, что приводит публику в восторг. Вот такое место:
Наше рабочее здание стоит прямо над этим ручьём:
...наши ученики:
православный батюшка из Атланты о. Александр:
...Два католика из Бразилии, профессора-психологи: Клебер
и Гильберт, или Жильберто...
...Сюрприз – католический священник из Новой Зеландии, и как его занесло
Таких дальних у нас еще не было...
...Сербка Иванна, моя бывшая коллега, генетик, ушла из науки точно по тем же соображениям, что и я. Встретила родную душу.
Упрямый подросток Ерёма -Jeremiah
И его папа Марк:
И еще много разного народа...
Учим всему – от подготовки доски и приготовления эмульсии до золочения и всех тонкостей разработки одежды и ликов.
Метод обучения возник и разработался у меня постепенно ещё в Москве. Каждый должен увезти по крайней мере одну оконченную икону. Для образцов используем русские и византийские иконы 14-15 веков. Основная трудность – невозможно показать живые иконы, но все, для кого это становится важным делом в жизни, ездят в Грецию и Россию. Каждый день – 10-12 часов. Лекция-работа-лекция работа-лекция-работа...
...Это Дениз,специалист в церковном пении, насколько это возможно в Америке, фанат знаменного роспева и исона, я выискиваю для неё, что возможно, в русских сайтах. А голос!
..Приходят посмотреть на нас поварихи:
В конце о Иоанн приезжает благословить плоды наши трудов...
...И финально-ритуальная фотография"
|
|
К началу темы |
|
|
Мила
Зарегистрирован: 11.09.2007 Сообщения: 4303
|
|
К началу темы |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|
Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий
|