Святые заступники: Брахма Нарада, Архангел Гавриил Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011)

Три вещи не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и упущенная возможность.
(Арабская пословица)

 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Святые заступники: Бодхисаттва Гуаньинь, ангел

Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.

Стихи глазами гештальтиста
 
 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Психология
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Angelinna



Зарегистрирован: 07.01.2009
Сообщения: 81
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: Вс Апр 18, 2010 10:14 pm    Стихи глазами гештальтиста

Исходя из принципов гештальт-подхода попробую прокомментировать стихи прекрасных русских поэтов А. Ахматовой, М. Цветаевой и Е. Евтушенко.
Мои комментарии ни не затрагивают личности автора, и ни с какой стороны (кроме психологической) не затрагивают самих произведений. То есть ни к поэтической, ни к смысловой и ни к какой-другой стороне они не имеют отношение. Более того, в принципе, каждый человек имеет право на иррациональность. И не известно, была ли бы на свете поэзия и многие другие виды искусства, если бы у человека не было бы такого права.
Цель данных комментариев: облегчить для себя понимание человеческой природы в целом, понять работу внутренних конфликтов, попробовать представить поэзию в качестве действенного механизма психологической помощи человеку. Возможно стихотерапия (чтение стихов, а еще лучше их написание) поможет любому человеку разобраться в себе, при условии реального взгляда человека на природу, атмосферу, фон стиха, в чем и будет заключаться помощь психотерапевта

***
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче – все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, -
Все жаворонки нынче - вороны!

Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»

Увозят милых корабли.
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сведала?!»

Вчера еще в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки раздал –
Жизнь выпала копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду
Стою – немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»

Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что теплю и бедствую?»
«Отцеловал – колесовать:
Другую целовать - , ответствуют.

Жить приучил в самом огне,
Сам бросил – в степь заледенелую!
Вот, что ты милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе я сделала?

Все ведаю – не прекословь!
Вновь зрячая – уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.

Само – что дерево трясти!
В срок яблоко спадает спелое…
- За все, за все меня прости,
Мой милый, - что тебе я сделала!

Марина Цветаева, 1920 г.
«Мой милый, что тебе я сделала?», что ты меня разлюбил, оставляешь меня одну, бросаешь меня на произвол судьбы. Так можно продолжить тему отверженности. Это слова не взрослой женщины, это слова брошенного ребенка, не способного самостоятельно стоять на ногах.
К сожалению, большинство из нас в процессе развития и воспитания застревает в незрелых и детских паттернах зависимости. Существует несколько видов детских переживаний, которые могут встать на пути развития здоровой личности. Часто родители лишают ребенка поддержки тогда, когда он не способен стоять на ногах, когда ему требуется защита и забота, а иногда ребенка реально бросают, оставляют. Человеку, который не пережил такие ситуации тяжело представить какую тревогу испытывает этот ребенок, с ней он живет практически всю жизнь и доживает до взрослого состояния.
Вырастая в женщину, девочка продолжает искать родительскую заботу и поддержку в ком-то другом, обычно в своем возлюбленном. Свои отношения она строит по схеме «ребенок-родитель». Но взрослого мужчину, который является зрелой личностью обычно не хватает на долго в таких отношениях, он начинает испытывать потребность в отношениях с самостоятельной женщиной, такой же зрелой личностью, как и он.
Женщина-ребенок в данном стихотворении не осознает, что с ней происходит, она в другой реальности, других взаимоотношений не знает. Она только догадывается, что что-то с ней не так. Она ощущает собственную несостоятельность: «Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая». Пытается просить прощения у своего друга «За все, за все меня прости…», и тут же находит единственное объяснение своему горю – виноват он (жить приучил в самом огне, сам бросил в степь заледенелую»).
Стихотворение передает ощущение внутреннего конфликта женщины: с одной стороны желание оставаться в состоянии ребенка, так как там безопаснее, с другой стороны – жизнь, опыт толкает к тому, что надо взрослеть, но быть взрослой, значит надо отвечать за себя, за свою жизнь, за свой личностный рост. И тогда включается страх расплаты за независимость и неверие в свои возможности. Возникает ощущение тупика, и тогда «подступает Смерть-садовница». Слова «я и в аду тебе скажу, мой милый, что тебе я сделала?» говорят о не осознавании ответственности за свою жизнь, перекладывание ее на плечи другого. Но в тое же время, мысли об аде для себя говорят о том, что человек по ощущениям догадывается о том, что он является причиной своего теперешнего состояния, причем собственная несостоятельность кажется приговором к смерти.

Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

Анна Ахматова, 1911г.
Зачем человек прибегает к манипуляции другими, когда можно просто о чем-то попросить? Но разве можно сказать открыто мужчине «Я не имею внутренних ресурсов, чтобы быть взрослым человеком и отвечать за свою жизнь, а значит, отвечать за нее будешь ты, и поэтому я за тебя буду держаться»? Конечно же, нет. Невротики не хотят взрослеть, им легче манипулировать и контролировать свое окружение в целях поддержки. А потому они продолжают изображать тупых, беспомощных, помешанных, разъяренных, чтобы заставить позаботиться о себе других людей, прежде всего своих возлюбленных. Невротикам легче продолжать свои маневры, потому что большая часть времени и энергии, необходимых на развитие самостоятельности, у них уходит на выработку и оттачивание эффективных манипуляций. Так человек неосознанно стремится к зависимым отношениям, и если возлюбленный попадается на удочку из-за уже своих собственных неврозов, тогда отношения становятся созависимыми, что отдаляет обоих от реальности и самореализации в жизни.

Со мною вот что происходит:
ко мне мой старый друг не ходит,
а ходят в мелкой суете
разнообразные не те.
И он
не с теми ходит где-то
и тоже понимает это,
и наш раздор необъясним,
и оба мучимся мы с ним.
Со мною вот что происходит:
совсем не та ко мне приходит,
мне руки на плечи кладёт
и у другой меня крадёт.
А той -
скажите, бога ради,
кому на плечи руки класть?
Та,
у которой я украден,
в отместку тоже станет красть.
Не сразу этим же ответит,
а будет жить с собой в борьбе
и неосознанно наметит
кого-то дальнего себе.
О, сколько
нервных
и недужных,
ненужных связей,
дружб ненужных!
Во мне уже осатаненность!
О, кто-нибудь,
приди,
нарушь
чужих людей соединённость
и разобщённость
близких душ!

Евгений Евтушенко, 1957
Здоровый взрослый человек обычно осознает, что обладает способностью к реагированию, к мыслям, реакциям и эмоциям, которые принадлежать исключительно ему. Эта зрелая ответственность представляет способность быть тем, кто мы есть. Он также осознает, что любой другой взрослый человек в равной степени способен отвечать за себя. Мы расстаемся с детскими чувствами всемогущества и всезнания и примиряемся с тем, что другие люди знают себя лучше, чем мы когда-либо сможем узнать их, и могут управлять собственной жизнью лучше, чем мы можем направлять их действия. Мы позволяем другим людям быть самодостаточными и отказы-ваемся от потребности вмешиваться в их жизнь. Другие люди существуют не для того, чтобы соответствовать нашим представлениям о жизни. Автор же стихотворения уверен, что у окружающих его людей такая же проблема, как и у него, он практически проецирует свое состояние (похожее на состояние подростка) на других людей.
Здоровая личность не озабочена своими социальными ролями, не приспосабливается к обществу, тем более такому безумному как наше.
По мере взросления человек лучше осознает себя, он начинает понимать, что взросление – дело рискованное. Если мы отличаемся от требований своих родителей, то мы рискуем потерять их любовь и одобрение. В современном обществе нас ожидает еще больший риск, откажись мы играть роли или приспосабливаться к социальным установкам. Мы можем потерять работу, друзей, возлюбленных, деньги, и даже быть распятыми, если решим выйти за рамки общества. Но если задуматься, так ли важны те деньги, та работа, те друзья, за которые мы держимся? То ли это, что нам действительно надо в жизни? Ведь появилась же у автора мысль о ненужности тех друзей, любимых, которые он имеет, о ненужности тех связей, которые создают только видимость наполненной жизни, а на самом деле есть пустота.
Но мы не можем перекладывать вину на общество, Бога, и кого-нибудь (как в стихотворении) за то, что мы сами отказываемся принять на себя риск стать здоровой личностью: отказываться от не нужных связей и принимать только тех людей, которые нам интересны и важны.


_________________
Ангелина
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Психология Часовой пояс: GMT + 3
 
Всё на одной странице

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий