Святые заступники: Брахма Нарада, Архангел Гавриил Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011)

Три вещи не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и упущенная возможность.
(Арабская пословица)

 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Святые заступники: Бодхисаттва Гуаньинь, ангел

Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.

Томас Мёртон. Голос средь клятв и ропота
На страницу
1, 2, 3  След. [Всё]

 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Личное -> Персональные подфорумы -> Келья Милы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Ср Июн 30, 2010 4:05 pm    Томас Мёртон. Голос средь клятв и ропота

! Омела:
Из "Заповедника Омелы"


Есть в нас, людях, особое свойство.
Если за цветами ухаживать и любить их - они расцветают ещё пышнее, если забыть о них, они могут засохнуть. А человек способен расти выше и цвести даже тогда, когда всё в его жизни - как ядовитая вода, выливаемая в его корни, или как непрестанный суховей. А когда всё способствует его росту и расцветанию, он клонится и страдает так, словно его шатает буря…

"Господи, Ты учил нас любить смирение, но мы не научились. Мы полюбили только его оболочку — смирение, которое делает нас обаятельными и выставляет в лучшем свете перед другими. Временами мы смотрим на себя, и нам кажется, что — “упражняясь в смирении” — мы и в самом деле стали обаятельны. Будь мы смиренны, мы бы поняли, как мы лживы! Господи, научи меня смирению, которое изобличило бы во мне ложь и притворство и непрестанно влекло бы к истине. Я вижу, что всё во мне отравлено фальшью. Но научи меня, Господи, как мне стать настоящим. Смирение — тяжкое бремя, потому что всегда несовершенно. О, если бы можно было смирится до конца!"

"Неблагодарный ропщет по любому поводу, а кто не любит, тот ненавидит. В духовной жизни нельзя удержаться на грани между любовью и ненавистью. Напускная беспристрастность отвратительна, потому что за ней стоит ненависть, рядящаяся в любовь. Равнодушие делает сердце «не горячим и не холодным». Оно не любит открыто и не ненавидит; оно отвергает Бога и Его волю, но на всякий случай - дабы не уронить себя в глазах окружающих - притворяется, будто любит. Равнодушие быстро настигает того, кто не привык благодарить Бога за Его милости. Тот же, кто искренне откликается на щедрость Божию и дорожит тем, что получил, не может быть равнодушным. Благодарность никогда не уживется с лицемерием. Она делает нас искренними, иначе она - не настоящая".

Любое движение в сторону «подражания Христу» обнаруживает ещё одну фальшивку, которая приросла к человеку так, что просто отбросить её нельзя, а избавиться возможно только с болью и кровью. А боль тоже способна к совершенствованию и изощрению.
Это для меня не абстрактный аспект духовных исканий, я тоже знаю, что такое сумерки и каковы чудовища, которые в них прячутся.

"Ночь в церкви насыщена невнятными шорохами, стены — шелестами, ропотами и шепотами, которые, часы спустя после того как завершились события дня, пробуждаются, стекаются к опустевшим местам и, скопившись там, быстро бормочут что-то нечленораздельное, как будто спеша договорить недосказанное.
В темноте близость к Тебе слишком проста и осязаема, чтобы вызывать волнение. Ночью всем вещам свойственно вести непредвиденную жизнь, но это жизнь призрачная и неподлинная. Призраки гуляющих по стенам церкви звуков только усугубляют бесконечное содержание Твоего молчания".


"Пытаясь же узреть Бога, не повернувшись к Нему целиком, мы в конце концов узрим самих себя или, чего доброго, провалимся в коварный и бездонный мрак собственного разума. А это не тот мрак, в котором можно безопасно почить от своих трудов".

Томас Мёртон, молчальник, сказавший так много, мной ещё по-настоящему не открыт. Я только начала его читать. Его отчётливый голос среди неугомонной невнятицы может дать основу для разговора, нужного, наверное, не только мне, но и многим другим людям из тех, кто сейчас это читает.

"Иногда книги говорят с нами, как Бог, иногда - как человек, а иногда досаждают, как городской шум. Те, что говорят, как Бог, дают свет и мир, наполняют тишиной; с ними никогда не расстаются. Те, что говорят, как человек, хочется послушать еще раз. Те же, что досаждают, как городской шум, завораживают нас, держат в плену, утомляют и ничего не дают - ни мира, ни утешения, ни того, что хотелось бы помнить. Книга от Бога не развлекает, потому что говорит с властью. Книга от доброго человека согревает своим теплом; мы растем, находя в ней себя. Она учит познавать себя, присматриваясь к другим. Но иногда книга погружает в толпу, приводит в отчаяние тягостной пустотой, дразнит огнями ночных улиц, будоражит душу призрачными надеждами. Как ни значительна книга, как ни близка нам по духу, она никогда не заменит живого человека. Книга - только средство. Она приобщает нас к тем, кто сам был велик; кто был не просто одним из нас; кто носил в себе весь мир, а не только самого себя. Ум питает не идея, не слово, а истина, но не отвлеченная, не рассудочная. Истина, которую ищут духовные люди, - это и полнота, и реальность, и существование, и сущность. Ее принимают и любят. Она побуждает молиться и делать добро. Духовные люди ищут не «чего-то», а конкретную личность, Лик, Того, Чья сущность - существование. Они ищут Бога. Христос, Воплощенное Слово, есть Книга Жизни. В Нем мы читаем Бога".



Последний раз редактировалось: Мила (Пн Окт 04, 2010 10:23 pm), всего редактировалось 1 раз
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Яник



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 6136
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Июл 01, 2010 3:08 pm   

Спасибо, Омела, за эту личность.
Я раньше мельком слыхал. Кажется, еще Володя упоминал.
Это обалденная фигура! Стопроцентный Вестник Аримойи!
Католический монах в протестантской стране, обратившийся к религии под влиянием православной подруги. Вполне освоивший восточные религии.
Родившийся во Франции, живший в США, умерший в Таиланде. И т.д.
Младший современник Даниила, проживший ровно столько же лет.
Почитайте, господа, то что вывесила Омела. И еще много есть в сети.


_________________
Сегодня самый лучший день:
пестреют флаги над полками:
Сегодня самый лучший день.
сегодня битва с дураками.

С уважением
Яков
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Чт Июл 01, 2010 4:49 pm   

Я копирую цитаты из эссе Т.Мёртона, которые уже размещала на форуме в другой теме.

"...Теперь задача сторожа неожиданно является в подлинном свете. Ночной обход — это досмотр совести один на Один. Все остальное — лишь предлог, придуманный Богом, чтобы поместить тебя в самое сердце тьмы и оттуда высветить душу огнем вопросов.
Господи Боже мой, Господи, Которого я встречаю во тьме, вечно с Тобой одно и то же! Всегда один и тот же вопрос, на который никто не знает ответа!
Я молился Тебе в дневные часы в напряжении рассудка, а ночью Ты являлся и опрокидывал все мои резоны, обоснования и соображения. В ясном свете утра я обращался к Тебе с прошениями, и в неизъяснимости ночи Ты нисходил ко мне, с великой нежностью и терпеливым молчанием рассеивая свет и отменяя все мои прошения. Я сотни раз объяснял Тебе, что побудило меня пойти в монастырь; Ты слушал и ничего не отвечал, и тогда я, пристыженный, отворачивался и плакал.
Неужели мои побуждения ничего не значат? А мои желания — только заблуждения?
Пока я задаю Тебе вопросы, на которые Ты не даешь ответа, ты задаешь мне вопрос, который так прост, что я не могу на него ответить. Он так прост, что я и понять его не умею.
Этой ночью, и каждой ночью — один и тот же вопрос.<...>
Господи, в Своей подлинности Ты обращаешься ко мне как к близкому другу, Один посреди множества фикций — этих стен, крыши, арок, этой смехотворно высокой и непрочной башни над головой".

"Господи Боже мой, сегодня ночью весь мир кажется сделанным из бумаги. Самые крепкие вещи вот-вот сомнутся, скомкаются, порвутся и разлетятся по ветру. А что до этого монастыря, в который мы все так верим, — его, быть может, уже и не существует вовсе.
Боже мой, Боже, в ночи есть такой смысл, что дню и не снился. Всё на свете — спит оно или бодрствует — приходит в смятенье, осознавая близость своего конца. Только человек устраивает для себя иллюминацию, уверенный, что она достаточно надежна, чтобы вечно освещать ночную тьму. Но пока мы ставим вопросы и принимаем решения, Бог сдувает их, словно пылинки: сторожа старательно вычисляют теорию прочности, — а в это время крыши наших домов рушатся, муравьи подкапываются под могучие башни, стены трещат, падают и самые святые здания сгорают дотла".

"Из полей вокруг спящего аббатства поднимается дымка влажного жара. Вся долина залита лунным светом; на юге можно сосчитать холмы за водокачкой, на севере — перечислить деревья в роще. Внизу гигантский хор живых существ возносит свои рулады: жизнь поет в ручьях, трепещет в речках, полях, деревьях — миллионы и миллионы прыгающих, летающих и ползающих тварей. А наверху, высоко надо мной прохладное небо раскрывается навстречу студеным звездным просторам.<...>
Господи Боже этой великой ночи, видишь ли Ты этот лес? Слышишь ли шепот его одиночества? Проникаешь ли его тайну? Помнишь ли его укромные тропы? Видишь ли Ты, что моя душа оплывает, подобно воску?
Clamabo per diem et non exaudies et nocte et non ad insipientiam mihi!*
А место около речного притока Ты помнишь? А тот момент осенью на вершине Виноградничного холма, когда поезд шел по долине? А лощину МакГинти и поросший редким лесом склон, что за домом Ханекампа? А лесной пожар? Знаешь ли, что стало с молодыми тополями, которые мы высадили весной? Ведешь ли наблюдение за долиной, где я помечаю деревья, предназначенные для срубки?
Нет на свете зеленого листа, о которым бы Ты не заботился. Нет крика, не услышанного Тобой еще до того, как он исторгнется из горла. Нет подземных вод, не укрытых Тобой в глинистых слоях почвы. И всякий потаенный родник тоже спрятан Тобою. Нет такой лощины с одиноким домом, которая не была бы задумана Тобой для этого уединения. Нет человека на этом акре леса, не рожденного тобой для этого акра леса.
В тишине все-таки больше успокоения, чем в ответе на вопрос. В настоящем присутствует вечность, вот она у меня в руке. Вечность — как огненное семя: его стремительно выпирающие корни сокрушают оковы, не дающие разверзнуться моему сердцу.

Вещи времени в сговоре с вечностью. Тени состоят у Тебя на службе. Животные поют Тебе, пока не умрут. Тугие холмы опадают, как изношенные одежды. Все меняется, умирает, исчезает. Вопросы возникают, кажутся насущными, и тоже исчезают без следа. В этот час я перестану их задавать, и тишина будет мне ответом. И тогда мир, сотворенный Твоей любовью и исказившийся от летнего зноя, тот мир, которому мой разум способен давать только ложные истолкования, — он не будет больше служить помехой нашим голосам.
Мысли, путешествующие вовне, приносят из окружающего мира сообщения о Тебе; но диалог с Тобой, если вести его через посредство мира, всегда оказывается разговором с моим собственным отражением в реке времени. Да и возможен ли диалог с Тобой? Разве только если Ты Сам выберешь гору, и покроешь ее густым облаком, и огнем высечешь слова в сознании Моисея.
Этот раскаленный плод грома и молнии, некогда явленный ему на каменных скрижалях, мы теперь носим в себе естественно и тихо, легче дыхания.
Ладонь раскрыта. Сердце немо. Душа, эта твердая жемчужина в пустом дупле моего мнимого могущества, удерживающая вместе мое физическое существо, однажды уступит и сдастся.
Я вижу звезды, но больше не притворяюсь, что знаю их. Я много раз ходил по этому лесу, но смею ли я сказать, что люблю его? Одно за другим я забуду имена отдельных вещей.
Тебя, Кто спит в моей груди, не встретить в словах, но только в прорастании жизни изнутри жизни и мудрости изнутри мудрости. Найти Тебя можно в причастии: Ты во мне и я в Тебе, Ты в них и они во мне — отрешение в отрешении, бесстрастие в бесстрастии, пустота внутри пустоты, свобода внутри свободы. Я один. Ты один. Отец и я — одно.

В раю слышится Божий голос:

“Что было ничтожным, стало драгоценным. Что сейчас драгоценно, никогда не было ничтожным. Я всегда знал, что ничтожное драгоценно, ибо для Меня нет ничего ничтожного.
Что было жестоким, стало милосердным. Что сейчас милосердно, жестоким не бывало. Я всегда покрывал Иону Моим милосердием, ибо Мне неведома жестокость. Иона, дитя мое, видел ли ты Меня? Милосердие внутри милосердия внутри милосердия. Я простил мирозданье во веки веков, ибо Мне незнаком грех.
Что было нищим, стало несметным. Что сейчас несметно , никогда не было нищим. Я всегда знал, что бедность неиссякаема — и никогда не любил богатства. Тюрьма внутри тюрьмы внутри тюрьмы. Не копи для себя радостей на этой земле, ибо пространство разлагается, а время лукавит, и минуты не столько дают, сколько крадут. Иона, сын мой, не вверяй себя времени, дабы эта река не унесла тебя.
Что было слабым, стало крепким. Я люблю самое хрупкое. Я призрел то, что было ничем. Я прикасаюсь к не имеющему субстанции, и где ее нет, там Я пребываю”.

Восходит великое солнце, капли росы сапфирами сверкают в траве, и листья деревьев трепещут вослед бесшумно улетающему голубю.

__________
*Я вопию днем, — и Ты не внемлешь мне; ночью — и нет мне успокоения. Пс 21:3".


Томас Мёртон, "Ночной дозор"



Томас Мёртон

Вот ещё:

"Жизнь среди других людей не означает непременно, что мы живем в общении с ними или даже просто имеем с ними сношения. Ведь массовому человеку нечего сказать. И очень часто есть что сказать как раз отшельнику-одиночке. Хотя он и не многословен, но то, что он говорит, ново, существенно, неповторимо. Он говорит свое. Хоть говорит он мало, у него есть то, что он хочет передать другим, что-то личное, чем он может поделиться с другими. Он может дать другим что-то реальное, потому что он сам реален.
Когда люди живут скученно, но без подлинного общения, кажется, что они делятся друг с другом больше и общаются глубже. На самом деле это не общение, а погружение в общую бессмысленность бесчисленных и бесконечно повторяемых лозунгов и штампов, так что в результате их слушают, не слыша, и отвечают на них, не думая. Постоянный звон пустых слов и машинного шума, нескончаемые оглушающие громкоговорители в конце концов делают подлинное общение и связь между людьми почти невозможными. В массе каждая индивидуальность изолирована толстым слоем нечуткости. Такому человеку все равно, он не слышит, он не думает. Он не действует, его толкают. Он не говорит, он производит условные звуки, вызываемые соответствующим шумом. Он не думает, он выделяет штампы.
Сама по себе жизнь в одиночку не изолирует человека, как и жизнь сообща не непременно приводит к общению".


"Грех не в убежденности в своем отличии от других, а в уверенности, что быть таким, как все, вполне достаточно, чтобы покрыть любой грех".

"...единственное оправдание сознательного уединения это уверенность, что оно поможет любить не только Бога, но и людей. Если идешь в пустыню только чтобы уйти от тех, кто тебе неприятен, не найдешь ни мира, ни уединения, но уединишься с бесами".

Томас Мёртон, "Новые семена созерцания"

И это - такой чрезвычайно трудный акт. Оставить людей тогда, когда серцем устремляешься к ним, уже надеясь (хотя бы умом и с помощью раздражённой чувствительности) полюбить их, стать для них наконец источником радости. И, наоборот, понимать, что нельзя поддаваться порыву оставить всех и всё - в минуты гнева и разочарования. Как это сложно.
Как много такого, что кажется сейчас вывернутым, противоречивым, нуждается в усвоении, и усваивать это надо теперь, не дожидаясь лучших времён...

"Пусть никто не ищет в созерцании избавления от конфликтов, сомнений и душевных мук. Наоборот, глубокая и словами невыразимая несомненность созерцательного опыта пробуждает в душе трагические муки и поднимает множество вопросов, подобных незаживающим ранам. Ибо с укреплением уверенности возрастает поверхностное «сомнение». Это сомнение никоим образом не противостоит настоящей вере, но оно безжалостно исследует и ставит под вопрос ложную бытовую «веру», человеческую веру, которая не больше, чем пассивное принятие общепринятого мнения. Эта ложная «вера» — по которой мы часто живем и которую нередко смешиваем с нашей «религией» — подвергается неумолимому анализу. Эти муки — как бы испытание огнем, в котором сам свет невидимой истины, коснувшийся нас в созерцании, заставляет нас ставить под вопрос и в конце концов отвергать все предрассудки и условности, которые мы до тех принимали чуть ли не за догматы. Созерцание — это не просто пассивное согласие с существующим порядком вещей, как иногда утверждают; это свело бы его на уровень духовного наркоза. Созерцание — не болеутоляющее. Но каким пожаром в нем полыхают и превращаются в пепел старые изношенные слова, штампы, лозунги, рационализации! Хуже всего, что даже по видимости святые понятия пожираются огнем вместе со всем остальным. Это жуткое разрушение и сожжение идолов, очищение храма, чтобы ничто созданное человеком не занимало места, которому Бог повелевает быть незанятым: центр, экзистенциальный алтарь, который просто «есть». В результате этого созерцающий мучается сознанием того, что он больше не знает, что такое Бог..."

"Чтобы войти в мир созерцания, надо в каком-то смысле умереть, но эта смерть оказывается выходом в высшую жизнь. Это смерть во имя той жизни, которая оставляет позади все, что мы знаем и ценим как нашу жизнь и мысль, наш опыт, наши радости".


Томас Мёртон, "Новые семена созерцания"

Что уже не уцелеет и что останется?

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Сб Авг 07, 2010 5:37 pm   

И передо мной встал вопрос о том, буду ли я ещё способна высказать то, что высказать необходимо? Найдутся ли у меня слова для этого? До сей поры я была так уверена в этом своём ремесле, что пропустила тот день, когда я ещё могла в последний раз сказать твёрдо: я сказала то и так, что и как хотела сказать. А теперь я могу так же твёрдо сказать: я нахожу не те слова, которые мне нужны, и меня перестают понимать даже те люди, которые прежде меня понимали.
Вот, утирая пот со лба, высказала нечто внятное. Но это удалось из-за банальности мысли.
И вот я думаю: не та ли самая простота, которую я клеймлю как банальность, угодна Богу, раз ей позволяется мигрировать между людьми? И другая сторона того же вопроса: а нужна ли доступность тому дорогому мне невысказанному? И если она не нужна, то почему? Потому что это хранится для Того, кто поймёт это без слов? Или потому, что это сокровенное не нужно никому, даже Ему?
Томас Мёртон, находясь в родной себе стихии, преодолев то, что для меня ещё непреодолимо, может сказать:
Т.Мёртон писал(а):
Созерцание — не болеутоляющее. Но каким пожаром в нем полыхают и превращаются в пепел старые изношенные слова, штампы, лозунги, рационализации! Хуже всего, что даже по видимости святые понятия пожираются огнем вместе со всем остальным. Это жуткое разрушение и сожжение идолов, очищение храма, чтобы ничто созданное человеком не занимало места, которому Бог повелевает быть незанятым: центр, экзистенциальный алтарь, который просто «есть».
А я, не придя к созерцанию, уже перед пожарищем. Это, видимо, о таких, как я:
Т.Мёртон писал(а):
Хотя мои естественные поступки и добры, они только естественны, и каждый из них старается приковать моё внимание к тому, кто не я и кем я не могу быть, к ложному «я» во мне, персонажу, которого Бог не знает.
Т.Мёртон писал(а):
Только мои нагота, бессодержательность, пустота будут говорить мне, что я - своя собственная ошибка.
Сколько бы я не старалась сейчас уточнить собственную мысль, это будут новые и новые слои отсыхающей шелухи, а невысказанность останется, как сердцевина, до которой никак не добраться. Поэтому, простите меня, я снова остаюсь с полуслетевшим с языка словом, с наполовину проглоченной мыслью.
..А ещё мне кажется теперь, что потеря точных слов и образов, осознание того, что прежний успех – ничто, и страдание от тщетности поиска и подступающей немоты – примета того, что и Бог как образ удаляется и растворяется, может, и навсегда. И тает то самое Слово, которое, казалось, ещё чуть-чуть – и можно будет прочитать и повторить.
Т.Мёртон писал(а):
научи меня, Господи, как мне стать настоящим.
...

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Alta



Зарегистрирован: 29.09.2008
Сообщения: 2518

СообщениеДобавлено: Сб Авг 07, 2010 6:02 pm   

Мертон прекрасный! Он у нас в университете учился, поэтому у нас в отделе есть его архив (не весь, но много), мы делаем про него выставки и т.д.

Про него есть еще байка, по-моему я уже ее на форуме рассказывала, что он пошел, как раз будучи у нас студентом, слушать лекцию некоего приезжего буддистского учителя, очень впечатлился, потом спросил у этого учителя о своем духовном поиске - и учитель ему посоветовал искать внутри родной ему христианской традиции, ибо там тоже все есть. Так Мертон и ушел в траппистские монахи. Но в просветительской деятельности насчет других мировых религий ему до сих пор нет равных ИМХО.

Добавлено спустя 47 секунд:

Жалко, что далеко не все, что он написал, переведено на русский.


_________________
А Баба-Яга против!
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Андрей



Зарегистрирован: 19.04.2008
Сообщения: 289
Откуда: Украина

СообщениеДобавлено: Вс Авг 08, 2010 3:17 pm   

Омела, спасибо. Ты открыла для меня новую духовную звезду.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Владимир



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 2631
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Авг 10, 2010 8:39 am   

Существует Российское Общество Мертона. Почему-то не сразу можно попасть на подборку стихотворений. Добавлю к ним уже многим знакомое, просто чтобы было в одном месте:
Цитата:
Тихо, бесшумно
Ходит Христос по саду,
Гладит деревья,
И ветви легко выносят
Невыносимый свет.

Тихо, бесшумно
Ходит Христос по щебню,
Ищет ученика,
А тот, образован и робок,
Не верит словам.

Тихо, бесшумно
Ходит Христос полями,
Готовыми к жатве,
А ученик во сне
Бормочет: «Сейчас, сейчас...»

Что ж, ученик проснётся,
Когда расслышит историю,
А так — тихо, бесшумно
Господь этой самой истории
Роняет слёзы в огонь.

(Перевод Наталии Трауберг)


И ещё рекомендую короткий биографический очерк из энциклопедии "Мистики XX века".

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Ср Авг 11, 2010 12:59 pm   

Первое стихотворение оттуда не вдохновило, нет... поддержало меня в уверенности, что и такое имеет право на то, чтобы его рифмовали и записывали.
И было срифмовано и записано.

«Дай мне побыть печальным
Сегодня…»
Т.Мёртон

Вновь зовёт многоголосый хор.
Вновь слова слагаются ночами.
Только проклято стихов начало,
Безнадёжен и финал стихов.

Что звучите: «только не молчи…»?
Что ж вам надо, звуки окаянны?
В рот мне смотрите, как в волчью яму,
Чтоб обрушиться в меня в ночи,

Чтоб в испепеляющий зенит
Вновь извергнуться потом на волю
Синей пропасти над головою,
В лета иссыхающие дни.

В перевёрнутое неба дно.
Отсылаю вас почти немыми.
Дайте мне побыть печальной ныне –
Синей бездне это всё равно.

Если б вас никто не написал,
Не рифмуя вздохи и стенанья,
Мы могли б иссохнуть вместе с вами –
Всё равно бы было небесам.



Именно то, что Томас Мёртон не заслонил печальным, отчаявшимся, гневным, отвернувшимся от света и радостей людям выход на свет, сделало писателя близким мне. Печаль и гнев человека не допускают, чтобы человек просто отказался от них, впечатлившись рассказами о том, как славно быть славным парнем, радоваться и любить весь мир. И подобные рассказы на тёмной стороне бытия не открывают перед человеком дверей к Богу. Они закрывают их.
Мёртон оказался воистину милосердным привратником.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лена



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 2367
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Авг 11, 2010 1:13 pm   

Омела
Могу ли я выразить благодарность за эту веточку тебе? Или "прошу не писать в моём заповеднике" ещё в силе?

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Ср Авг 11, 2010 1:25 pm   

Лена, та проблема, которая нас разъединила, слишком специфична и мелка против того, что нас объединяет. Пиши, если тебе хочется.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лена



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 2367
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Авг 11, 2010 1:32 pm   

Спасибо, я так и подумала, просто хотела уточнить.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Владимир



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 2631
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Авг 11, 2010 11:43 pm   

Т. Мёртон писал(а):
«Дай мне побыть печальным
Сегодня…»

Подкупает интонация. Есть подобные ей необычные молитвы на трудные дни (не все, приглаженность чувствуется, но всё же есть непосредственная правда переживания ситуации):

Цитата:
Молитва человека, уставшего от жизни

Господи, я с детства мечтал о жизни активной, полной движения, впечатлений, неожиданностей. А на самом деле, все серо, буднично, каждый день одно и то же - та же обстановка, те же люди, та же работа - скучная и однообразная. И, наверное, уже так будет всегда. Я уже никогда не буду другим. Тяжело расставаться с мечтой. О, я прекрасно знаю, что многие на моем месте были бы вполне довольны. Но понимание этого вовсе не помогает мне справиться со скукой. Господи, позволь мне излить перед Тобой мою усталость, мое желание убежать. Кому я могу сказать об этом, если не Тебе? Никто меня не понимает. Люди спрашивают: "Чем ты недоволен?" И в каком-то смысле они правы. Ведь это совершенно нормально: быть человеком, выполняющим свою обычную работу. Поэтому я прошу Тебя об одном. Нет, не надо изменять мою жизнь. Надо изменить меня самого. Помоги мне обращать меньше внимания на самого себя, а увидеть, что есть еще и другие люди, такие же, как я. И у них тоже каждый день происходит все то же самое.


Цитата:
Когда мы устаем от других

Господи, как они все меня достали. Как напрягают меня те, кого Ты дал мне в братья. Они такие занудные. Каждый от меня что-то хочет, каждому я что-то должен. Требуют моего участия в их жизни, помощи, сочувствия, внимания. А у меня самого проблем выше крыши.

Я устал от всех них, а они продолжают навязывать то, что мне мешает и ставит меня в затруднительное положение. Вынуждают меня что-то признавать, что-то понимать. Они хотят, чтобы я их любил и уважал, а они меня просто раздражают. Они для меня совершенно другие, далекие. И это плохо. Открой мое сердце для них, Господи.

Иногда мне так хочется замкнуться в узком кругу друзей, с которыми так легко расслабиться. С ними уютно, тепло, спокойно и не стараешься казаться лучше, чем ты есть на самом деле. Но все остальные, Господи! Каких усилий стоит общение с ними!

Но они ведь тоже люди и Твои дети. Им так же бывает одиноко, скорбно, грустно, больно. У них свои тревоги, свое горе, беды. Не дай, Господи, мне очерстветь и относиться к ним с каменным бесчувствием.


И ещё вспомнились «Восемнадцать молитв для тех, кто не молится» Яноша Корчака, полностью в интернете их не нашёл, на днях выложу.

Добавлено спустя 12 часов 14 минут 21 секунду:

Выложил: http://rozamira.ws/texts/Korchak_Naedine_s_Bogom.htm

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Чт Авг 12, 2010 10:34 pm   

Прочитала, спасибо.
То, что не созвучно, всё равно восприняла как отличную литературу, а несколько молитв написаны моими словами.

"ПОЧЕМУ ОНИ МОЛЯТСЯ?" напомнило детей из Давыдова, страдающих, заблудившихся в реальности, но каждый день терпеливо шагающих на гору в храм...

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ахтырский



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 6989

СообщениеДобавлено: Пт Авг 13, 2010 12:50 am   

Будучи в Нью-Йорке, пробовал изучать английский, как раз читая Мертона. Многое не переведено. Можно заняться, кстати.


_________________
War is Over
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Вс Сен 19, 2010 11:21 am    Из главы 15, "Сентенции" ("Семена созерцания")

"Труднее и нужнее всего отказаться от досады. Это почти невозможно, ведь без досады нынешняя жизнь просто исчезнет. Досада помогает нам вытерпеть нелепость современного города. Это последняя остановка какой-никакой свободы в полной бестолочи. Бестолочь неизбежна, но мы хоть можем её не принять, сказав "НЕТ". Мы можем жить, молча противясь ей.
Выжить досада поможет, а вот быть живым - помешает. Ведь свобода здесь - мнимая. Мы не выражаем своей внутренней сути, а тупо протестуем, как низший организм. Если зайти далеко, мы сойдём с ума; тоже, можно сказать, "просветление". А скорее - побег.
Хорошо, если мы, уйдя из одной партии, не переметнёмся в другую, - отвергнув досаду, не окажемся в стане рьяных организаторов, которые хотят, чтобы все с радостной готовностью принимали их вздор и нравственную анархию. У большинства из нас на это нет сил. Монастырь, кстати, тоже не выход. Досады и там хватает.
Если хотите расправиться с досадой, расправьтесь сначала со своим мнимым "я". Ему будто бы угрожает царящая вокруг бестолочь, но жить без неё оно уже не может. Всё дело в том, что человек рабски зависит от системы, организации, сообщества, презираемых им и вместе ненавистных ему людей. Он привык к своей "роли" и вынужден принимать то, что ненавидит. Он играет роль раба и непрестанно льстит тирану, которому исподволь подчинён.
В конце концов всё дело в раболепии. Часто оно ничем не вызвано: мы просто считаем себя рабами. Нас никто не тиранит, но мы не можем существовать без тирана. Тогда досада поможет нам выжить, но так и не исцелит. Мы же всё киваем на обстоятельства и воображаем. что стали бы свободны, если бы могли. Каково бы нам было, если бы мы узнали, что на самом деле мы уже свободны?"

Т.Мёртон

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Личное -> Персональные подфорумы -> Келья Милы Часовой пояс: GMT + 3
На страницу
1, 2, 3  След. [Всё]
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий