Святые заступники: Брахма Нарада, Архангел Гавриил Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011)

Три вещи не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и упущенная возможность.
(Арабская пословица)

 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Святые заступники: Бодхисаттва Гуаньинь, ангел

Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.

Томас Мёртон. Голос средь клятв и ропота
На страницу Пред.  
1, 2, 3  След. [Всё]

 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Личное -> Персональные подфорумы -> Келья Милы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Владимир



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 2631
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Дек 11, 2010 12:28 am   

Прослушал цикл бесед Натальи Трауберг о Мёртоне, интересно.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Вс Дек 12, 2010 8:38 pm   

"Сегодня, когда мир словно обезумел; когда никто не знает, что думать, а на самом деле — не берёт на себя ответственность подумать; когда человек, отрываясь от реальности, с головой уходит в собственные фантазии и не слышит здравых рассуждений о морали; когда все его силы уходят на то, чтобы какой-нибудь новой выдумкой оправдать свою моральную несостоятельность, — сегодня становится ясно, что никакие усилия и добрые устремления миротворцев не спасут мир от новой бойни и всеобщего разрушения. Всё очевидней становится разрыв между благой целью и негодным результатом, между вялым стремлением к миру и рьяной подготовкой к войне. Международные встречи всё больше походят на посмешище, как бы тщательно и умело их ни готовили. Тем, кто пытается наладить диалог, больше не верят. Более того, их презирают и ненавидят. И именно этих "людей доброй воли", хоть что-то сделавших для примирения, скоро начнут нещадно поносить и гнать. В конце концов их принесут в жертву обуявшей человека ненависти к самому себе, которую они, к несчастью, только распалили бесплодностью своих благих начинаний.

Мы, видимо, всё ещё находимся в плену суеверий и по привычке считаем, что всякий потерпевший неудачу был так или иначе нечестен и виноват, а неудача дана ему в наказание. Если человек не осуществил своих благих замыслов, мы склонны думать, что он допустил какой-то промах — согрешил или просто ошибся. Чужие ошибки выводят нас из себя. Того, кто их делает, мы или судим свысока, или свысока же прощаем. Мы не можем ни пожалеть его, ни принять смиренно и с пониманием. Оттого-то мы никак не поймём простой истины, которая помогла бы нам выйти из политического и нравственного тупика: все мы в той или иной степени никуда не годны, все виноваты, все ограничены, все ослеплены жадностью, самодовольством, гневом, притворством, все раздвоены и обманываем самих себя...

<...> Если бы люди действительно хотели мира и искренне просили о нём Бога, Он дал бы просимое. Но почему Он должен давать то, чего никто по-настоящему не хочет? Люди стремятся к чему угодно, только не к миру.

<...> Итак, любите не свой выдуманный мир, а прежде всего друг друга и Бога. Ненавидьте не тех, кого считаете разжигателями войны, а ненасытность и хаос в собственных душах - войны рождаются только оттуда. Если вы любите мир, ненавидьте несправедливость, тиранию, алчность - но только в самих себе, а не в ближних".


"Семена созерцания, гл.16, "Корень войны - страх".

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Чт Дек 16, 2010 11:44 pm   



"Вера так или иначе связана с принятием освящённой авторитетом истины, и важно об этом помнить. Однако покорность - это ещё не всё. Лишённая любви, непросвещённая, угрюмая готовность подчиняться ещё не делает нас "верующими". Ставя на волю, мы стираем грань между разумной верой и простым повиновением. Пользы от этого смешения мало, потому что без света, внутреннего озарения, благодати, которая помогает принять истину как бы от Самого Бога, в её, если можно сказать, Божественной достоверности, разум лишён мира и благодатной опоры. Без света люди не могут верить по-настоящему...
Можно сказать, что в каком-то смысле "сомнение" будет с нами всегда - ведь даже без колебаний приняв истинное учение, мы видим, как немощен и непостоянен наш дух перед страшной тайной Бога. Мы не столько сомневаемся в том или ином предмете, сколько ощущаем собственную беспомощность, что вполне совместимо с настоящей верой...




...непонятность веры - признак её совершенства. Она - мрак для разума, потому что действенна там, где тот совершенно бессилен. И чем совершенней вера, тем плотнее мрак. Чем ближе мы к Богу, тем дальше наша вера от полутьмы идей и образов тварного. Она дарит нам уверенность, но не избавляет от мучительных - и порой существенных - сомнений...
В этом великом совершенстве веры Сам бесконечный Бог становится светом погружённой во мрак души и целиком обладает ею в Своей истине. В этот невыразимый миг глубокую ночь сменяет рассвет, а вера становится ведением".


"Семена созерцания", гл.19, "От веры к мудрости".




Использованы фрагменты работ Павла Корина и "Портрет девочки" Льва Бакста.

Добавлено спустя 14 часов 48 минут 18 секунд:

Вместо череды освещаемых - и, может быть, очень хорошо освещаемых - объектов, которые выстраиваются перед человеком (откушавшим от плода познания), создавая иллюзию того, что кругом - светло, "достоверность" от Бога не совершенствует человеческий мрак. Мрак остаётся мраком, она же сама - свет. Это трудный поворот для человека. Полутона и приглушённый свет соблазнительны. И если человек ещё готов сопротивляться вере и отделяться от неё, её свет для него пронзителен.
Бывает и так, что человек, подошедший к вере, не может простить свету веры, что этот свет не делает того же, что до сих пор делал для него свет познания. И он готов от него отказаться.

У Томаса Мёртона в "Семенах..." "вЕдение", приходящее с верой, только обещано. Эта мудрость - не заменитель человеческой мудрости, она не служит тем же целям, только лучше. Сдаётся мне, что человеку, ищущему в вере мощи, этого не проверить никогда...

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Чт Янв 13, 2011 5:58 pm    Неулыбчивое небо


Фрагмент внешнего оформления часовни в местечке Иорвас под Хельсинки. Автор - Ирина Затуловская.

"...на рассвете безмятежного утра
Мы должны быть чуткими дозорными,
Пересекая небесную сферу под плач планет,
Тоскующих по дому дня..."

Т.Мёртон

Снова дождаться света. Вчера небеса были прекрасны, а сегодня – будто грязный гипс. Сверху солнце украшает блёклую пелену, скрывающую его, своим золотом, однако я не могу восхититься этим, задрав голову. Надо мной равномерно-тусклое небо, обещающее только скорые сумерки.
Солнце – привычный образ Божьего Света, Истины. Но в мире перевёртышей, где мы находимся, солнечный свет прячет от нас красоту вселенной. А возможность её видеть оборачивается слепым мраком.

Отчаяние приходит не только к самым слабым и безнадёжно ошибающимся. Христос переносил искушения, нам ли говорить о том, что нас не тревожат бесы?
Одни из людей наслаждаются дневным блеском, другие с содроганием ожидают сумерек, кто-то прячется в свете дня от вопросов, кому-то свет кажется лишь милостыней в мире мрака. Все они касаются и света, и тьмы.


Лука Синьорелли, "Кончина века. Ад"

"Всё дело в том, что нас очень легко ввести в заблуждение. Приобщиться к Богу - самое заветное из человеческих желаний; именно оно толкает нас на поиски счастья. Даже грешник, ищущий счастья там, где его нет, следует слепому, неосознанному и превратно истолкованному желанию быть с Богом. Получается, что, в каком-то смысле, не стремиться к Нему невозможно...
Многие на моих глазах поступали в монастырь, снедаемые неподдельной жаждой Бога, а потом уходили, измученные и подавленные собственным рвением... нет страшнее поражения, чем поражение человеческого сердца, доведённого до отчаяния погоней за мистическим миражём.
Как же страдали эти несчастные души от непреклонных и самодовольных духовников, которые твердили им: "Ты не нашёл Бога, потому что отказал ему. Ты не заплатил всю цену". Будто бы союз с Богом - нечто выставленное в монастырях на продажу... этакий ходовой товар на чёрном рынке созерцателей, предложенный человеку тогда, когда его карман пуст.
Разве пророк Исайя не говорил, что живой воды напьются те, кому нечем платить?"
Т.Мёртон

То, что я испытываю ежедневную беспомощность, что не нахожу утешения, - не особо редкий вид душевной боли.
"Окропиши меня иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся". Псалом 50
Как я хочу, чтобы эти слова были моими...

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Сб Фев 05, 2011 10:29 am   

Как редко улыбаются небеса. Молитва как гимнастика не привилась, и, наверное, это правильно. Горечи не убавилось, и с этим тоже пришлось примириться. На всё моё "благочестие" реальность отвечает с каждым днём всё грубее и грубее, и я покоряюсь этому.
Снова дождаться сумерек. Они не истоньшают ту пелену, которая мешает увидеть настоящий свет оттуда, сверху. Это время, когда художник думает о том, что будет, если он ослепнет, когда поэт неожиданно для самого себя обнаруживает на листе бумаги не белый, а чёрный стих. И думается в темноте, что сумерки вернутся после любого проблеска света.
И жалко всех.

"Созерцательный опыт - это чистый дар Божий, - да он и должен быть даром, ибо такова его суть.Заслужить его невозможно. Поистине, созерцание как таковое - знак милости Божией, а не награда за святость или заслуги".
Т.Мёртон
Целителен ли этот опыт? Да. А его даже желать нельзя. И не желать тоже.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Вт Мар 22, 2011 12:48 am   



"Учитесь богомыслию с карандашом в руке. Рисуя или записывая, мы хорошо себе помогаем. Учитесь молиться, разглядывая картины, гуляя по городу или деревне. Возводите свой ум к Богу, не только держа в руках книгу, но и стоя на автобусной остановке или трясясь в поезде...
...В конце концов опыт свидетельствует об одном: чем ближе мы к Богу, тем меньше спрашиваем себя, удалось ли нам постичь Его или узнать о нём что-нибудь новое...
...Возможно, ваша молитва станет такой простой и тёплой, что ваша воля почти без слов устремится в скрывающий Бога мрак, повинуясь немому, но сверхъестественно твёрдому желанию знать и любить Его".

Т.Мёртон, "Умная молитва"
Примечание переводчика: Умная молитва - Mental prayer. В понимании автора - это молитва, рождающаяся из богомыслия, или даже само богомыслие, а не практика, известная в православии как "умное делание".



Добавлено спустя 2 часа 32 минуты 39 секунд:

Это - совсем не утешительная истина. Оттого, что человек не читает, не напрягается, чтобы стать "ближе к Богу", не спрашивает себя ни о чём, он обретает иную "нищету Духом". Сказанное Мёртоном не имеет "обратной силы".

И, отпускаемые в мир, мы часто созерцаем то, что будит в нас отчаяние, гнев и ропот, а не новые силы для богомыслия.

Александр Мень: "Отдых, прогулки на природе, встречи с людьми, даже труд - всё это открывает возможности для богомыслия. Нужно стремиться вырабатывать в себе чувство постоянного пребывания перед лицом Отца. Тогда для нас не будет ничего "светского", всё станет священно, всё будет протекать "в поле Бога". Вне его - только грех, но даже и он через чувство раскаяния возвращает нас ко Христу".



Антоний Сурожский: "Я вас посылаю, как овец среди волков (МФ 10:16). В этом нет горя, в этом чистая радость, в этом нет страха, в этом победа, ликование нашего единства со Христом. Но вместе с этим, конечно, и трагический момент: ведь идём-то мы в мир, потому что мир во зле лежит, потому что есть заблудшие овцы, потому что есть горе, потому что князь мира сего называется сатана, а не Христос".



Фома Кемпийский: "Пиши, читай, пой, воздыхай; безмолвствуй, молись, все неприятности переноси мужественно. Стоит всего этого жизнь вечная, стоит ещё и большего борения".



Александр Мень: "...христианство может быть и истинным, и "псевдо". "Псевдо" всегда удобнее, всегда нас больше устраивает, и поэтому в религиозной жизни наших современников очень часто господствует церковная нечестность: когда человек предпочитает то, что ему удобно, сплокойно и хорошо, то, что ему нравится. Совсем не к этому призывал нас Господь, Который сказал, что "врата тесны" и "путь узок". Понимаете, ещё и ещё раз нужно понять, что вот этоот Дух - это не тепло, а это огонь. Если мы будем жить в этом огне, который будет сокровенно в нас гореть, - мы тогда сможем идти по холодным местам и не замёрзнем".



Франциск Ассизский: "Брат волк, повелеваю тебе, во имя Иисуса Христа, без всяких сомнений идти со мной, и мы пойдём, заключим этот мир во имя Божие".

Буквально:


Со съёмок "Весьегонской волчицы".


Мальчиков-гопников, братающихся с неформалами, в сети не видела. Собственно, как и в жизни.



Последний раз редактировалось: Мила (Вт Мар 22, 2011 10:36 am), всего редактировалось 1 раз
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лис



Зарегистрирован: 21.11.2008
Сообщения: 1979

СообщениеДобавлено: Вт Мар 22, 2011 3:45 am   

Мила писал(а):
Молитва как гимнастика не привилась,

Странно. У меня почти тоже. Жизнь требует других форм. Однажды я даже почувствовал это. Чтоб я сменил экограту. Не отвергая литаний при этом. Почти противоречие. Мне хочется жизни. И молитвы в жизни. Чтоб она не била пустой воздух. "Стрекало воздуха..." помнишь у Мандельштама?

Добавлено спустя 2 минуты 28 секунд:

Мила писал(а):
Как редко улыбаются небеса.

Мила, ты сама исповедь.

Добавлено спустя 15 минут 55 секунд:

Мила, вдруг ты это восприняла как иронию. Нет. Я не иронизирую. Я помню, что когда я пришёл на форум ты была очень закрыта, и часто резка. Сейчас ты совсем другой человек. Добрая и открытая. А если сердишься, то за других. Уже не за себя. Спасибо Богу за тебя.


_________________
и делов - то
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype-имя
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Вт Мар 22, 2011 4:03 am   

А я больше полагаюсь на всякие приёмы. "Пиши, читай, пой, воздыхай..." "Рисуя или записывая, мы хорошо себе помогаем..." Хотя так хочется иногда вдохнуть без усилий не пустого, чистого воздуха, соединиться с творением непосредственно. И Мандельштаму было тесно в своей искушённости.
А потом я опять думаю, что мои "приёмы" - тоже дар Божий, и остаюсь с ними.

В храме - воистину служба. Молитва же в одиночестве необузданна и нецеленаправленна. Хотя мне не с чем сравнивать.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лис



Зарегистрирован: 21.11.2008
Сообщения: 1979

СообщениеДобавлено: Вт Мар 22, 2011 4:36 am   

Творчество неумолимо. Оно всегда потребует от тебя жертвы. Тогда и появляется что - то стоящее. Ты посмотри на меня. Я сейчас уже ни к чему не стремлюсь и ни чего не желаю. И плодов нет. Потому что теку по теченю. И нет мне соплодий. Хотя могу встрепенутся. Не знаю как и куда. Остыл. На страшном Суде таким как я Господь скажет, наверно, что я был тёпл. А ты страдаешь, но... жива.

Добавлено спустя 2 минуты 46 секунд:

Мила писал(а):
В храме - воистину служба.

Тебе уж в упрёк никто не скажет. Ты действительно что - то делала. Ошибалась. Но делала. "Лучше плохо свершаться свою дхарму, чем в чужой преуспеть, сын Кунти..."


_________________
и делов - то
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype-имя
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Ср Май 18, 2011 11:02 am   

"Когда мы любим волю Божию, мы находим Бога и Его радость во всём. Когда же идём Ему наперекор, иначе говоря, любим себя больше Него, всё становится нашим врагом. Творение невольно противится нашим беззаконным и эгоистичным притязаниям, ибо во всё, что Бог сотворил, Он вложил Своё безграничное бескорыстие. Мир может быть только бескорыстным другом..."
Томас Мёртон.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Чт Июн 02, 2011 12:04 am   

Тем, кто идёт по протоптанной дороге, кто теперь привычно говорит о встрече разных культур и путей, легче тех, кто шёл впереди. Теперь есть за что держаться. Духовные прорывы немногих идущих впереди закономерно становятся достоянием арьергарда, общим местом. Но сначала были шаги тех, кто топтал целину. И Мёртон шёл, мало заботясь о том, хорошо ли протоптана эта дорога.

"Я был поражён духовностью, которую разглядел в человеке, исповедующем христианскую веру. Со мной такое было впервые... Именно Мёртон раскрыл мне настоящий смысл слова "христианин"".
Далай Лама

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Вт Июн 07, 2011 12:45 am   

"Пытаясь поделиться с другими опытом созерцания, мы делаем много ошибок. Чего стоит одна только наивная убеждённость, что все готовы смотреть на вещи нашими глазами! Это, очевидно, не так, и, выслушав нас, люди начинают возражать буквально на каждое наше слово; разгорается богословский спор (или, ещё хуже, - псевдонаучный), а для созерцателя нет ничего бесполезнее спора. Невозможно увлечь людей иного призвания рассказом о том строе внутренней жизни, каторый так значим для нас самих.
...Тот, кто поспешно решает, будто ему пора идти к людям и делиться с ними своим опытом, вредит собственному созерцанию и вводит в заблуждение других. Словами и рассуждениями он пытается сделать то, что только Божественный свет совершает в глубине человеческих душ.
<...>
Итак, думая послужить ближним, не старайтесь узнать побольше о созерцании. Бегите от бесед и споров, пребывайте в молчании и смирении сердца, чтобы Бог очистил вашу любовь от человеческой ущербности. Когда придёт время, Он Сам поставит вас на дело, которого от вас хочет, и вы будете исполнять его, не понимая толком, как всё сложилось и с чего началось..."

Т.Мёртон, "Делясь плодами созерцания"

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Чт Июн 30, 2011 11:17 pm   

Мы, называющие себя интеллигентами, любим порассуждать. Всё может быть предметом обсуждения и поводом для рассуждения. Например, одна из любимых тем - о душе. Отличная тема. Особенно если о собственной душе.

У меня благодаря доброму человеку есть вторая книга Томаса Мёртона. Embarassed Я похвалилась)) Наверное, эта похвальба смешно звучала бы в Москве или в Питере, но вряд ли кто-то ещё в моём квартале читает сейчас Мёртона. У нас в городе нет ни одного приличного книжного магазинчика. Наверное, виноват спрос - не родил предложение.

Ну вот, я снова цитирую.

"Прежде всего, верно, что созерцательная жизнь требует особых психических и духовных способностей, и тот, кто ими не наделён, пусть не дерзает в неё вторгаться. Только не думайте, что созерцатели образуют касту избранных или водятся только в монашеских орденах. Целиком и всерьёз посвятить себя описанному мной созерцанию можно, только подготовившись к нему психически и духовно. Созерцательная жизнь - это интенсивная внутренняя борьба. Мир наступает только после войны или приходит на время в самый её разгар. Поэтому человек, внутренне разделённый, воюющий сам с собой, должен сначала собрать себя воедино и только потом покорять царство аскетической медитации и созерцательной молитвы".

"Мы подошли к ещё одному очень глубокому символическому толкованию святых отцов на главу из Книги Бытия, где описано грехопадение. Росшее посреди сада дерево, плоды которого Бог запретил вкушать человеку, это, по мысли отцов, наше "я", которое мы не должны замечать. Все прочие деревья подкрепляют нас своими плодами. Мы сознаём их присутствие и пользуемся ими с любовью к Богу. Но если мы начинаем сознавать самих себя, слишком пристально вглядываемся в себя, ища покоя в самих себе, то мы вкушаем запретный плод и становимся "как боги, знающие добро и зло", потому что отрезаем себя от внешней реальности, а внутри находим разделение. Присутствие и свет Бога до тех пор наполняют "нечто" внутри нас (именно из него исходит наша свобода), пока наш взгляд не устремлён на самих себя. Пока этого не произошло, наша свобода воедино слита со свободой Бога, и ничто не препятствует нашей радости и творческой силе любви. Но если мы посмотрим на источник нашей свободы, если мы захотим испытать его, подчинить его своей власти, то присутствие и сила Божие покинут нас (Бог не хочет, чтобы мы видели, как он действует), а мы останемся один на один со своей ничтожностью. Именно так мы теряем свободу..."

Т.Мёртон, "Внутренний опыт. Заметки о созерцании", "Созерцание и невроз"

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Вт Июл 05, 2011 5:04 pm    Читая Мёртона, снова вернулась к Братусю.

"Путешествие во мрак созерцания искусительно для людей шизоидного склада, потому что созерцательную сосредоточенность легко спутать с болезненным неприятием мира. А чтобы оправдать бегство от внешней реальности внутрь себя, бывает достаточно нескольких фраз из созерцательного жоргона.
Созерцатель от реальности не бежит. Он видит поверхностное бытие насквозь и поднимается над ним...
<...>
Невротик не способен принять реальность как она есть. Он замыкается в себе, и если смотрит на мир, то однобоко, подмечая в нём лишь то, что не слишком сильно его задевает.
Неразумный, манихейский аскетизм таит в себе огромную опасность. Он прививает человеку извращённое отношение к реальности, и тот может стать ложным мистиком, который бежит во внутренний мрак, замуровывает себя в молчании..."

Т.Мёртон, "Созерцание и невроз"

Томас Мёртон, по моему первому впечатлению от книги "Внутренний опыт...", интегрируя главные положения мирового духовного наследия и универсального опыта человеческого развитии, имел задачу описать здоровый вариант духовного пути, а анализ результатов усилий на этом пути личности невротичесого склада был ему необходим, лишь чтобы выявить разграничение между "истинным" и "ложным" созерцанием. Я не справлюсь сейчас с обзором книги, потому что не дочитала её и почти не осмыслила. Но страницы, которые я успела прочитать, напомнили мне о работе, которую совершают в той же заданной ситации (когда активно проявляются ложные "я" и не слышны истинные "я"), профессиональные психологи, ориентирующиеся на христианские ценности. Эта работа посвящена проблемам людей, по каким-либо причинам не способным на здоровый вариант развития, тех, кто в книге Мётрона предстал в роли литературного отрицательного примера...
"В сочинениях святых отцов, например, Иоанна Касиана Римлянина, обнаруживаются порой удивительно глубокие психологические описания возникновения вожделений, половых чувств и сублимаций. Возможно, тонкости подобных наблюдений позавидовал бы любой психоаналитик, но даны они в свете совершенно иного целостного представления о человеке. Или - возьмем экспансию трансперсональной психологии в духовную сферу. Последняя понимается здесь вообще без различия внутренних цветов, уровней, бесов или ангелов. Если вспомнить рассуждения отца Александра Ельчанинова, то это можно уподобить вламыванию с черного хода". (Б.Братусь, "Христианская и светская психотерапия")
Между проповедью и психоанализом есть исповедь. Она не расширяется до коллективного масштаба и не тонет в подсознательном. В её сфере находится то, что Борис Братусь создавал, синтезируя психологию и христианскую картину мира - христианская психотерапия.
"Психология и психотерапия ...должны просто не отделяться от полноценного образа человека, его антиномичной реальности. Другое дело, что в психологии XX века этот образ стал уплощенным, частичным, лишенным метафизического измерения и высоты. Строго говоря, душу изъяли не из психологии как таковой, а из образа человека, которому она призвана была соответствовать. Им стал человек «физиологический», «рефлекторный», «поведенчес­кий», «подсознательный» и т.п. <...> ...душа во втором (религиозном) понимании, действительно, не входит, не вмещается в психологию... <...>
Религия отражает вертикальную устремленность человека к высшему смыслообразующему началу и в этом плане отвечает его насущной потребности поиска смысла, неуничтожимого, неустранимого фактом его смерти. Психология занята по пре­имуществу горизонтальной плоскостью, человеком как деятелем во времени и пространстве. Сопряжение здесь более чем необходимо - оно неизбежно, ибо движение жизни подразумевает осознание ее смысла, а смысл подразумевает реализацию, то есть определенное движение, осуществляемое в конкретном времени и пространстве".
"...преобразование терапевтического поля из диады в триаду на самом деле не упрощает задачу христианского психотерапевта, не перекладывает тяжесть на иную инстанцию и, уж конечно, не освобождает от личных усилий, требований методического совершенства и т.п. Христианский терапевт, как и всякий христианин, продолжает действовать в условиях антиномии: с одной стороны, спасение возможно только по снисхождению благодати («без Мене не можете творити ничесоже»); с другой стороны, царство Божие «силой берется», изнутри - активностью и стремлением (решимостью, по слову св. Серафима). Житейская мудрость разрешает эту антиномию присловьем, что надо на Бога надеяться, но и самому не плошать, или что Бог ведет, но я иду. В любом случае речь идет о работе, жизни в постоянном предстоянии, соприсутствии, соработе Богу".
(Б.Братусь, там же)
Здесь речь идёт не о модели, которая вбирает в себя то, что должно быть преодолено в праведном варианте развития и прихода к созерцанию. Монашеский "успех", если можно так сказать, в созерцании, который вызывает особую радость, когда читаешь Томаса Мёртона, и который в его описании более реален, чем мрачные образы ложных путей, оказывается менее близок к реальности, чем ложные пути, стоит лишь задуматься о мире вне монашеского ордена.
Люди нуждаются более не в том, чтобы быть литературными примерами, а в том, чтобы их ошибки были обнаружены и преодолены.
"В светской терапии поле взаимодействия - диада: терапевт-пациент, и все происходит внутри нее. Присутствие третьего исключается, терапевтический сеанс нельзя даже подсмотреть, в нем можно только участвовать с той или иной стороны. В терапии христианской, что справедливо подчеркивает Ф.Е.Василюк, взаимодействие построено не на диаде, а на триаде, где взаимоотношения терапевта и пациента опосредованы отношением к Богу. Эта триада может быть полнокровной в том случае, если верует не только терапевт, но и пациент, если они оба способны уповать, соотносить себя с третьей и высшей силой. Но даже если эта триада разомкнута с одной стороны и пациент не верует, она остается триадой как базовым условием христианской, а не какой-либо иной психотерапии". (Б.Братусь)
Меня всегда заботило то, как же работать с тем, что великими услилиями добываешь из подсознания, опыта прежних жизней, плодов вспоминания и существования до рождения. Меня учили аффирмации, правильному дыханию, магичесим практикам, но могу сказать: не всё поддаётся этим приёмам. И не потому, что я была нерадивой ученицей.
Уникальность и самоценность личности и её опыта оказываются однажды совсем не теми плодами, которыми можно насладиться после трудов праведных. Братусь в своей работе напоминает "остроумную критику В.Франклом центрального тезиса гуманистически-ориентированной психологии о самоактуализации личности. Он приводит сравнение с бумерангом. В чем смысл, задача бумеранга? Обычный ответ - чтобы вернуться назад, к человеку, его пославшему. Но задача вовсе не в том, чтобы вернуться назад, а в том, чтобы поразить цель. Бумеранг - орудие, и возврат его, на деле, есть свидетельство не прибытка, а неудачи, промаха. То же с самоактуализацией личности. Будучи направленной на себя, на возврат, она означает промах в главном. В руках оказывается то, что вы должны были потерять".
"Личность - внутренний ключ. Сложный, уникальный, бесценный, трудноовладеваемый. Но на определенном этапе зрелости («когда человек понимает свое назначение») он исчерпывает свои возможности открытия, и требуется новый. В этом плане личность как бы отходит, отбрасывается как отслужившее, усвоенное, и открывается во всей полноте то, чему она служила.
Эта полнота, эта ступень остается пока не представленной в светской психологии и психотерапии. Она может открыться в христианском подходе, поскольку для него исходным является представление о человеке как образе и подобии Божием, то есть человек дан в полном, предельном масштабе и росте. Что касается подсознания, характера, личности, то они должны быть представлены не как инстанции конечные, но как служебные, служащие становлению человека, его полноте или - говоря по-церковному - спасению как приведению человека в соответствие с Богом. Только тогда разрешается коллизия личности, она занимает свое место и проявляется фундаментальное соответствие, в котором она рассматривается масштабной человеку, а человек - масштабным Богу".
(Б.Братусь)

"Спаситель - фокус, спасение, оправдание развития, путь вочеловечивания человека, олицетворение его образа и сущности, тот пункт, точка устремления, выше которой нельзя поставить, но и ниже не должно опускаться. Очень интересно и психологически необыкновенно тонко, что по-гречески «грех» (амортано) означает промах, непопадание, минование цели. В широком, предельном понимании всякое действие, не направленное, не устремленное в конечном итоге ко Христу, оборачивается в результате (часто, конечно, весьма отдаленном, не сразу усматриваемом) промахом, минованием смысла, цели назначения и удовлетворением ложными, преходящими, пустыми целями".
Б.Братусь, "Христианская и светская психотерапия"
"Созерцание не есть нечто отвлечённое, а напротив, нечто предельно конкретное, личное, экзистенциальное".
Т.Мёртон, "Общество и внутреннее "я""
Два акцента - на промахах, которые являются предметом насущных забот на земле, и на созерцании как маяке в земных заботах создают объём темы этих разных работ об одном и том же по сути.
Интересно и замечательно то, что размышления разных философов, о разных сторонах проблемы, с разными подходами и ракурсами оказываются похожи на части единого размышления. Для меня это тоже является подтверждением их верного направления - потому что они не умножают смыслы, а возвращают меня к главному смыслу. И авторы мне равно симпатичны.

Простите, но я приведу большую цитату Братуся. Кто устал от цитат - может чтение завершить. А те, кому эта тема интресна, возможно, вдохновятся ещё на какие-то мысли, когда прочитают то, что ниже.

"Прежде всего, светская психотерапия, ее методы должны быть соотнесены с задачами человека, испытаны вопросом; чему служить? куда идти? Используя ...метафору профессора Нельсона Малони, необходимо «как?» светской психологии соотнести с «почему?» христианства. Причем здесь можно не начинать сразу с введения предельных христианских постулатов. Вполне возможно как с опоры соединения светского и христианского начать с критериев нравственного развития, с нравственности, этики, то есть с того, с чем согласятся многие светские психологи и что одновременно не противоречит совести христианского психолога.
Но как только будет введен критерий нравственности, неизбежно станет вопрос о его основаниях. Относительны они или абсолютны. Временное и вынужденное соглашение, общественный договор, субъективное мнение или абсолютное, Богом данное установление. Первое решение вернет нас к хлябям релятивизма, к тому, что все возможно и все дозволено, второе покажется слишком строгим и недоступным, кроме того, подразумевающим понятие души, то самое понятие, отбрасывание, игнорирование которого по-прежнему воспринимается как условие научной психологии, равно как большинства форм современной психотерапии. Не берясь здесь, конечно, решать эту проблему, заметим, однако, следующее.
Прежде всего, необходимо ввести различие в самом понятии души. Душа воспринимается, по крайней мере, двояко (Ф.И.Тютчев писал о ее «как бы двойном бытии», о том, что она «жилица двух миров»). С одной стороны, подразумевается живое вместилище, средоточие (орган) переживаний, мы говорим - «душа болит, поет, ликует, страдает, рвется на части, падает» и даже «уходит в пятки», она имеет представляемые параметры, может быть широкой или узкой, высокой или низкой, теплой или холодной. С другой стороны, душа как вечная бессмертная энергия и субстанция, которая может отпечататься, проявиться, опредметиться в переживаниях, быть уловлена в тех или иных параметрах, но отнюдь к ним не сводима. Это и есть душа в религиозном понимании или, чтобы подчеркнуть ее отличие от душевного мира - дух (см. подробнее: Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа, тело. Брюссель, 1978)".

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Ср Июл 06, 2011 7:22 pm   

Вот слова созерцателя, не отворачивающегося от действительности, а способного на "переживание того, что невозможно пережить на Земле... познание Того, Кто выше всякого знания" в этой действительности:
"...род человеческий утопает в грехах, ответственность за которые делается всё более коллективной, а потому и всё более расплывчатой"...
<...>
...Созерцание в век Аушвица и Дахау, Соловков и Караганды темнее, чем в святоотческую эпоху.
Именно поэтому может оказаться греховным желание идти путём духовного света. А оно греховно, когда оно сопряжено с отказом от бремени нашей эпохи, с бегством в нереальность, с духовной иллюзией, с отказом делить с другими людьми их горести...
<...>
Ницше от лица нашего мира объявил, что Бог умер. Именно поэтому созерцателю часто кажется, что он покинут, как если бы Бог был мёртв. Но вот в чём истина: сегодня, как никогда прежде, именно Своим отсутствием Бог даёт нам ощутить, что Он рядом. Поэтому и наша верность Ему в том, чтобы предбывать во мраке в глубине наших душ, ценить пустоту и кажущееся отсутствие. Жалки, смехотворны и тщетны все наши попытки вынудить Бога открыться. Оставьте ничтожность как она есть. В ней-то Он и присутствует".
Т.Мёртон, "Чувство греха"
Это трудно безоговорочно усвоить, однако это - то, что находится в общей сфере, где популяризуются разные духовные знания и учения. Это замечательно.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Личное -> Персональные подфорумы -> Келья Милы Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  
1, 2, 3  След. [Всё]
Страница 2 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий