Святые заступники: Брахма Нарада, Архангел Гавриил Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011)

Три вещи не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и упущенная возможность.
(Арабская пословица)

 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Святые заступники: Бодхисаттва Гуаньинь, ангел

Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.

русская дворянская усадьба
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5  След. [Всё]

 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Личное -> Персональные подфорумы -> Заповедник Ондатра
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 11:20 am   

Мила писал(а):
Пыталась начаться она, конечно, немного раньше...

Это не попытка. Пейзаж появляется только тогда, когда именно он становится главным действующим лицом, а не примерно набросанным задником.

Добавлено спустя 1 минуту 11 секунд:

Ондатр писал(а):
между аллегорическими Олимпами, Аркадиями, Голландиями, Китаями, Египтами с их мифологическими обитателями

Если бы в них ещё верили, было бы почти странствие по андреевским затомисам Cool


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 11:25 am   

Ондатр писал(а):
герои странствовали между аллегорическими Олимпами, Аркадиями, Голландиями, Китаями, Египтами с их мифологическими обитателями и сами постоянно что-то символизировали.



Константин Сомов

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 11:26 am   

Ондатр писал(а):
Они были очень конкретными аллегорическими львами

Вообще всё было очень конкретно, как в Агитропе. если предполагалось, что в источнике должна бы обитать нимфа, то мраморная нимфа немедленно являлась собственной персоной. Зато среда её обитания была обозначена очень условно.
В этом отличие символизма барочного парка от символизма, например, китайского сада.

Добавлено спустя 6 минут 26 секунд:

Мила писал(а):
Лицедейство, конечно, - не правда

Оно не должно было быть правдой. Оно символизировало (аллегоризировало) должное. И даже не должное само по себе а аллегорию должного, в виде символического Олимпа где обитают боги и герои принесшие стране "всеобщее шастие и благоденствие".
И даже "старательный ребяческий разврат" был частью этого "олимпийского" образа жизни.


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 11:33 am   

Ондатр писал(а):
Пейзаж появляется только тогда, когда именно он становится главным действующим лицом, а не примерно набросанным задником.
Чистый жанр - это отлично, но жанр, если живой, и проявляется мизерными элементами, и мигрирует, протекает по разным жанровым смешениям. И портрет, и пейзаж, и натюрморт развивались из множества семян, из которых пекли другой хлеб.

Добавлено спустя 6 минут 9 секунд:

Ондатр писал(а):
Мила писал(а):
Лицедейство, конечно, - не правда

Оно не должно было быть правдой.
Ну, вы же поняли, Ондатр, что я написала это, говоря о толчках к развитию пейзажа в живописи)

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 11:41 am   

В случае России он не развился, а был заимствован как эйдос. Я думаю, это ключевой момент, когда становится возможной сама идея, что можно рисовать конкретно пейзаж.

Добавлено спустя 3 минуты 3 секунды:

Ондатр писал(а):
рисовать конкретно пейзаж

И это был конкретно усадебный пейзаж )


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 11:45 am   

Ондатр писал(а):
ключевой момент, когда становится возможной сама идея
Да, что интересно, утверждение идей происходит толчками, без плавности. Однажды открываются некие шлюзы, и то, что считалось невозможным или совсем не звучало, становится очевидным.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 6:33 pm   

Добавлено спустя 8 минут 30 секунд:

Ондатр писал(а):
И это был конкретно усадебный пейзаж )


Семён Щедрин (кон. 18 в.)






Добавлено спустя 14 минут 43 секунды:

Это конечно уже несколько иная эпоха. Английский парк екатерининской эпохи конечно не менее насыщен символикой, чем барочный, но она уже не столь навязчива. Гамма чувств и эмоций которую должен вызывать парк более сложна и насыщена. Но повествовательность никуда не исчезает : литературные произведения описывают парки, парки создаются как иллюстрация литературный произведений. Паркоустроителями порой выступают театральные декораторы.

Добавлено спустя 1 час 36 минут 40 секунд:

Галактионов. пер. пол 19 в.


Италия, городской вид, усадебный пейзаж по-прежнему доминируют.


_________________
Максим


Последний раз редактировалось: Ондатр (Пн Окт 03, 2011 10:49 pm), всего редактировалось 1 раз
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Яник



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 6136
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 8:51 pm   

Вообще прелестная ветка. Спасибо, Максим.
Я эти парковые пейзажи очень люблю. Около них в Русском Музее много времени провожу. (В меру). Их там навалом. А вот эти извращенцы из XVIII-XIX вв в парках еще помимо сфинксов еще искусственные руины строили! Вот это да.


_________________
Сегодня самый лучший день:
пестреют флаги над полками:
Сегодня самый лучший день.
сегодня битва с дураками.

С уважением
Яков
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 9:39 pm   

Яник писал(а):
еще искусственные руины строили!

Как раз тот случай, когда парковый пейзаж строили по образцу картины)

Добавлено спустя 20 минут 43 секунды:

Сохранился очень интересный документ это альбом и статьи Болотова о его работах по устроению парка в Богородске (1780-е).
Там сам замечательный мастер садового искусства подробно описывает свои действия, и сам же зарисовывает результат.
Без руины не обощлось естественно:
"Разсудил я всю сию часть горы обработать получше и из всей оной сделать развалину, дабы она представляла образ некоего огромного мраморного и разавалившегося дома или храма. Вырубленные и отчасти ещё стоящие, отчасти лежащие остатки столбов без капителей, коробок, сводов, карнизов, ступеней, крылец и других архитектурных частей здания придали месту сему отменную красу и вид такой развалины, какой подобную едва ли где найти можно"


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Яник



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 6136
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 10:06 pm   

Так выпьем же за Советскую Власть, которая прекратила эти безобразия (С) Sad Smile


_________________
Сегодня самый лучший день:
пестреют флаги над полками:
Сегодня самый лучший день.
сегодня битва с дураками.

С уважением
Яков
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 10:08 pm   



А это "жилище Эхи с ванною внутри"








Добавлено спустя 1 минуту 58 секунд:

Яник писал(а):
Так выпьем же за Советскую Власть, которая прекратила эти безобразия

Чёрта с два. Столько живописных руин сколько она нагородила, ни одному Болотову не снилось.

Добавлено спустя 32 минуты 2 секунды:

Вообще складывается впечатление, что садово-парковое искусство в России пейзажную живопись значительно опережало, достигнув полной зрелости уже в конце 18-нач. 19 вв.
Даже поворот к реализму произошёл в нём несколькими десятилетиями раньше.

Добавлено спустя 3 минуты 1 секунду:

Сорока 1840-е




_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 11:34 pm   


Сцена в парке. Середина XVIII в.


Прошу простить за качество изображения - я не нашла в сети этих картинок и была вынуждена сделать и разместить фотографии. У Ондатра тоже прошу прощения за самовольство. Если всё это не вписывается в тему, уберите куда угодно, Максим.

Ондатр писал(а):
Английский парк екатерининской эпохи конечно не менее насыщен символикой, чем барочный, но она уже не столь навязчива.
Полновесная характеристика эпохи в сфере нашего интереса - не для вас, Ондатр, а ради полноты картины:
."В петровские времена русское барокко подчинилось утилитарной и просветительской миссии... Барокко сочетало пропагандистскую устремлённость с документализмом и идеей триумфа. Этот сложный синтез наглядной агитации, вещественной убедительности, триумфа и просветительства можно видеть в создании увеселительных садов, в устройстве огненных представлений фейерверков... в организации травестированных вечеров и гротескных карнавалов... Наконец, петровское время было эпохой ещё одного триумфа - триумфа светской культуры.
<...>
Барокко не любит пустоты (ибо она ничего не значит)... мироздание полно звёзд ("открылась бездна, звёзд полна, звездам числа нет, бездне дна"), мир - людей и животных разных видов, земля - металлов, материя - атомов. Всё это богатство и роскошество мира определённым образом организовано... по законам метафизики и механики. Оно и имеет характер универсума. Такое универсальное бытие мира имеет чувственно-прекрасный облик. Человек, освободившийся от средневековых запретов, смог любоваться улыбкой мира, пусть и символически переистолкованного. В универсум были включены и религиозные, и политические, и эстетические идеалы. Там хе нашло место и аллегорически истолкованное прошлое. Универсум "опирался" на историческую традицию, на открытие эпохи античности, но сама эта традиция под тяжестью такого чудовищного плода, как барочный универсум", готова была обломиться. Классицизм - в чём была его историческая функция - сорвал этот плод, дав вольно расти традиции освоения античности в культуре Нового времени".

"Со смертью царя-реформатора дворяне толпами стали покидать Петербург и возвращаться в старую столицу...
...Петровский указ о запрещении каменного строительства в Москве отменила Анна Иоанновна".

"Барокко оказало влияние на всё развитие русской усадьбы. Усадьба потеряла утилитарный характер, став сложным художественно-культурным комплексом. Барокко создало особую культуру планировки усадьбы... Барокко насытило мир усадьбы аллегориями и поэтическими символами, от которых она потом уже никогда не откажется".

В.С.Турчин



Шпалера фламандской работы во Второй гостиной дворца в Кускове. Конец XVII - XVIII в.


Аллея в парке Кусково


Грот. Лист из альбома М.И.Махаева с видами усадьбы Кусково


Голландский домик. Лист из альбома М.И.Махаева с видами усадьбы Кусково


"Мир кусковской усадьбы великолепен, наряден и уютен... Кусково ждёт гостя, непринуждённо раскрывая свои чудеса. А их здесь, оказывается, немало.
В доме встречают гостя зеркала, расположенные вдоль стен. Зеркала отражают друг друга, противоположные окна и сад, видимый за ними. В эти зеркала смотреться неудобно, да они и не для этого предназначались.Они отражают стены, иллюзионистически раздвигая пространство комнат, отражают деревья сада и пруд, связывая дом с миром природы вокруг. В конце центральной анфилады гостиных зеркало удлиняет перспективу комнат до бесконечности. Гость вводится в обман. Где он видит мрамор, там умелой кистью раскрашено дерево, где видится лепнина - живопись гризайлью или прессованное папье-маше заменяют её. В саду, в тупиковых аллеях расположены замаскированные зеркала и живописные транспаранты, на которых изображён пейзаж; они тоже скрывают реальные пространства. Между деревьев стояли расписные деревянные фигуры, представляющие крестьянок или нарядно одетых дам. Кирпичный Голландский домик ещё и раскрашен снаружи "под кирпич", который, однако, смотрится ярче натурального.
<...>
Главный дом усадьбы построен из дерева, но в пропорциях каменной архитектуры. Напротив, "легкомысленные" павильоны в саду возведены из кирпича... Трапециевидные пруды только кажутся прямоугольными... Всё здесь словно отражено в слегка искривлённом зеркале".

В.С.Турчин













Ондатр писал(а):
Английский парк екатерининской эпохи конечно не менее насыщен символикой, чем барочный, но она уже не столь навязчива. Гамма чувств и эмоций которую должен вызывать парк более сложна и насыщена


"Для усадебной культуры из просветительских идей помимо питавших искусство было особенно важно положение, весьма утопичное по своему существу, о том, что возможно создать прекрасный мир, где бы человек чувствовал себя вольготно, счастливо..."
В.С.Турчин

"Прекрасно то, чего нет". Жан-Жак Руссо







В другие времена подобные эстетские и идейные поиски назовут модерном, эклектикой, а тогда архитекторы и художники вслушивались (и всматривались) в смысл заказа и добросовестно исполняли его. Замечательно то, что эти искусственные идеи и формы располагались не на искусствеппом фундаменте, а на живой земле. Присутствие живой натуры и спасло парковое искусство от откровенного эклектизма.




Использованы материалы книги "...в окрестностях Москвы. Из истории русской усадебной культуры XVII-XIX веков", М.А.Аникст, В.С.Турчин.

Добавлено спустя 3 минуты 34 секунды:

Книга хорошая, а в сети не нашла...

Про живопись - завтра. То есть уже сегодня.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 11:40 pm   

Уже в эпоху романтизма парки перестали перенасыщать архитектурными формами. Теперь было достаточно нескольких штрихов, несколько точно расставленных акцентов, чтобы ландшафт заиграл. Парк всё ещё литературен и полон цитат из романов и поэм, но природа уже главная. Новые приёмы позволили создать поистине грандиозные парковые ансамбли во многие десятки и даже в сотни гектар. Всё точнее вписывается парк в окружающий ландшафт, используя его наиболее выгодные точки. Пространство само стало играть решающую роль, втягивая, поглощая , заманивая вошедшего, уже не в аллегорически а в реально преображённое идеальное пространство мечты.
В такои парке как в Белая берёза в Павловске идеал естественности нашёл уже полное воплощение, как результат 25 летней упорной работы крупнейшего театрального декоратора).


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Мила



Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 4303

СообщениеДобавлено: Ср Сен 07, 2011 12:35 am   

Идея "создать прекрасный мир, где бы человек чувствовал себя вольготно, счастливо" - из мира избытка, когда ищут не просто удовлетворённость, а изысканную удовлетворённость. К ней прилагается идея о том, что этого достичь можно. А ещё изощрённая фантазия ценится выше естественности...
Ондатр писал(а):
в эпоху романтизма парки перестали перенасыщать архитектурными формами
Но "механический соловей" всё же ценнее живого.
"Востребованная" живопись зависит от заказчика и благодаря ему существует (созданная на заказ или по собственному порыву художника). Говоря иначе - картины не было бы, если бы этого кто-то не захотел. И картина такова, как захотел кто-то.
Меня чрезвычайно трогает Григорий Сорока, потому что он превозмог идею искусственной красоты и видел природу без умозрительности, непосредственно.
Прочие всё ещё писали деревья вообще на лужке вообще с цветочками вообще... Простите за жаргон.



Собственно, хорошая пейзажная живопись была и остаётся предметом штучным.

Добавлено спустя 12 часов 40 минут 27 секунд:

А что такое, впрочем,
Мила писал(а):
изощрённая фантазия
? Как вы думаете, Ондатр, её плоды соперничают по форме с явлениями природы? Они могут быть прекраснее и содержательнее последних или являются выродками, мутантами творения?
Вот архитектура. Действительно ли ландшафт обогащается смыслами в её присутствии (с её лучшими образцами, конечно) или это вынужденный компромисс при необходимости вмешаться в природу, компромисс, оправданный в разное время разными умозрительными категориями?
Я не говорю о прочей человеческой бутафории.

Настолько ли прекрасно "совершенствование" природы, как мы думаем?

Только не подумайте, что у меня уже припасён ответ. Кроме того, что я с младенчества напрямую "контактирую" с природой, я ещё и эстетка, застрявшая в ренессансе и барокко.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Чт Сен 08, 2011 12:03 am   

Ондатр писал(а):
статьи Болотова о его работах по устроению парка в Богородске

Только что оттуда вернулся

Добавлено спустя 15 минут 11 секунд:

Парк в лучшем состоянии, чем я опасался.Но все изощрённые фантазии сгинули почти без следа. Но парк стоит, его "держат" дубы в два обхвата, могучие ясени, сохранились частично аллеи. стоит дом над огромным прудом, хорошо стоит..
Время сглаживает все искусствености и нарочитости. то что остаётся входит в ландшафт прочно и естественно. Видимо, это и есть саби.
Вот это и есть то самое, что произошло с усадебными парками ко второй половине 19 в. Само собой произошло, выросло вместе с деревьями. То чего безуспешно пытались добиться с помощью искусственных руин и "готических" построек. Печать времени.печать истории, печать жизни.
Мила писал(а):
Настолько ли прекрасно "совершенствование" природы, как мы думаем?

а кто ещё об этом думает? помимо людей?


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Личное -> Персональные подфорумы -> Заповедник Ондатра Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5  След. [Всё]
Страница 2 из 5

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий