Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Ондатр
Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
Добавлено: Вт Сен 06, 2011 11:20 am |
|
|
Мила писал(а): | Пыталась начаться она, конечно, немного раньше... |
Это не попытка. Пейзаж появляется только тогда, когда именно он становится главным действующим лицом, а не примерно набросанным задником.
Добавлено спустя 1 минуту 11 секунд:
Ондатр писал(а): | между аллегорическими Олимпами, Аркадиями, Голландиями, Китаями, Египтами с их мифологическими обитателями |
Если бы в них ещё верили, было бы почти странствие по андреевским затомисам _________________ Максим
|
|
К началу темы |
|
|
Мила
Зарегистрирован: 11.09.2007 Сообщения: 4303
|
Добавлено: Вт Сен 06, 2011 11:25 am |
|
|
Ондатр писал(а): | герои странствовали между аллегорическими Олимпами, Аркадиями, Голландиями, Китаями, Египтами с их мифологическими обитателями и сами постоянно что-то символизировали. |
Константин Сомов |
|
К началу темы |
|
|
Ондатр
Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
Добавлено: Вт Сен 06, 2011 11:26 am |
|
|
Ондатр писал(а): | Они были очень конкретными аллегорическими львами |
Вообще всё было очень конкретно, как в Агитропе. если предполагалось, что в источнике должна бы обитать нимфа, то мраморная нимфа немедленно являлась собственной персоной. Зато среда её обитания была обозначена очень условно.
В этом отличие символизма барочного парка от символизма, например, китайского сада.
Добавлено спустя 6 минут 26 секунд:
Мила писал(а): | Лицедейство, конечно, - не правда |
Оно не должно было быть правдой. Оно символизировало (аллегоризировало) должное. И даже не должное само по себе а аллегорию должного, в виде символического Олимпа где обитают боги и герои принесшие стране "всеобщее шастие и благоденствие".
И даже "старательный ребяческий разврат" был частью этого "олимпийского" образа жизни. _________________ Максим
|
|
К началу темы |
|
|
Мила
Зарегистрирован: 11.09.2007 Сообщения: 4303
|
Добавлено: Вт Сен 06, 2011 11:33 am |
|
|
Ондатр писал(а): | Пейзаж появляется только тогда, когда именно он становится главным действующим лицом, а не примерно набросанным задником. | Чистый жанр - это отлично, но жанр, если живой, и проявляется мизерными элементами, и мигрирует, протекает по разным жанровым смешениям. И портрет, и пейзаж, и натюрморт развивались из множества семян, из которых пекли другой хлеб.
Добавлено спустя 6 минут 9 секунд:
Ондатр писал(а): | Мила писал(а): | Лицедейство, конечно, - не правда |
Оно не должно было быть правдой. | Ну, вы же поняли, Ондатр, что я написала это, говоря о толчках к развитию пейзажа в живописи) |
|
К началу темы |
|
|
Ондатр
Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
Добавлено: Вт Сен 06, 2011 11:41 am |
|
|
В случае России он не развился, а был заимствован как эйдос. Я думаю, это ключевой момент, когда становится возможной сама идея, что можно рисовать конкретно пейзаж.
Добавлено спустя 3 минуты 3 секунды:
Ондатр писал(а): | рисовать конкретно пейзаж |
И это был конкретно усадебный пейзаж ) _________________ Максим
|
|
К началу темы |
|
|
Мила
Зарегистрирован: 11.09.2007 Сообщения: 4303
|
Добавлено: Вт Сен 06, 2011 11:45 am |
|
|
Ондатр писал(а): | ключевой момент, когда становится возможной сама идея | Да, что интересно, утверждение идей происходит толчками, без плавности. Однажды открываются некие шлюзы, и то, что считалось невозможным или совсем не звучало, становится очевидным. |
|
К началу темы |
|
|
Ондатр
Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
|
К началу темы |
|
|
Яник
Зарегистрирован: 07.09.2007 Сообщения: 6136 Откуда: Санкт-Петербург
|
Добавлено: Вт Сен 06, 2011 8:51 pm |
|
|
Вообще прелестная ветка. Спасибо, Максим.
Я эти парковые пейзажи очень люблю. Около них в Русском Музее много времени провожу. (В меру). Их там навалом. А вот эти извращенцы из XVIII-XIX вв в парках еще помимо сфинксов еще искусственные руины строили! Вот это да. _________________ Сегодня самый лучший день:
пестреют флаги над полками:
Сегодня самый лучший день.
сегодня битва с дураками.
С уважением
Яков
|
|
К началу темы |
|
|
Ондатр
Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
Добавлено: Вт Сен 06, 2011 9:39 pm |
|
|
Яник писал(а): | еще искусственные руины строили! |
Как раз тот случай, когда парковый пейзаж строили по образцу картины)
Добавлено спустя 20 минут 43 секунды:
Сохранился очень интересный документ это альбом и статьи Болотова о его работах по устроению парка в Богородске (1780-е).
Там сам замечательный мастер садового искусства подробно описывает свои действия, и сам же зарисовывает результат.
Без руины не обощлось естественно:
"Разсудил я всю сию часть горы обработать получше и из всей оной сделать развалину, дабы она представляла образ некоего огромного мраморного и разавалившегося дома или храма. Вырубленные и отчасти ещё стоящие, отчасти лежащие остатки столбов без капителей, коробок, сводов, карнизов, ступеней, крылец и других архитектурных частей здания придали месту сему отменную красу и вид такой развалины, какой подобную едва ли где найти можно" _________________ Максим
|
|
К началу темы |
|
|
Яник
Зарегистрирован: 07.09.2007 Сообщения: 6136 Откуда: Санкт-Петербург
|
Добавлено: Вт Сен 06, 2011 10:06 pm |
|
|
Так выпьем же за Советскую Власть, которая прекратила эти безобразия (С) _________________ Сегодня самый лучший день:
пестреют флаги над полками:
Сегодня самый лучший день.
сегодня битва с дураками.
С уважением
Яков
|
|
К началу темы |
|
|
Ондатр
Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
|
К началу темы |
|
|
Мила
Зарегистрирован: 11.09.2007 Сообщения: 4303
|
Добавлено: Вт Сен 06, 2011 11:34 pm |
|
|
Сцена в парке. Середина XVIII в.
Прошу простить за качество изображения - я не нашла в сети этих картинок и была вынуждена сделать и разместить фотографии. У Ондатра тоже прошу прощения за самовольство. Если всё это не вписывается в тему, уберите куда угодно, Максим.
Ондатр писал(а): | Английский парк екатерининской эпохи конечно не менее насыщен символикой, чем барочный, но она уже не столь навязчива. | Полновесная характеристика эпохи в сфере нашего интереса - не для вас, Ондатр, а ради полноты картины:
."В петровские времена русское барокко подчинилось утилитарной и просветительской миссии... Барокко сочетало пропагандистскую устремлённость с документализмом и идеей триумфа. Этот сложный синтез наглядной агитации, вещественной убедительности, триумфа и просветительства можно видеть в создании увеселительных садов, в устройстве огненных представлений фейерверков... в организации травестированных вечеров и гротескных карнавалов... Наконец, петровское время было эпохой ещё одного триумфа - триумфа светской культуры.
<...>
Барокко не любит пустоты (ибо она ничего не значит)... мироздание полно звёзд ("открылась бездна, звёзд полна, звездам числа нет, бездне дна"), мир - людей и животных разных видов, земля - металлов, материя - атомов. Всё это богатство и роскошество мира определённым образом организовано... по законам метафизики и механики. Оно и имеет характер универсума. Такое универсальное бытие мира имеет чувственно-прекрасный облик. Человек, освободившийся от средневековых запретов, смог любоваться улыбкой мира, пусть и символически переистолкованного. В универсум были включены и религиозные, и политические, и эстетические идеалы. Там хе нашло место и аллегорически истолкованное прошлое. Универсум "опирался" на историческую традицию, на открытие эпохи античности, но сама эта традиция под тяжестью такого чудовищного плода, как барочный универсум", готова была обломиться. Классицизм - в чём была его историческая функция - сорвал этот плод, дав вольно расти традиции освоения античности в культуре Нового времени".
"Со смертью царя-реформатора дворяне толпами стали покидать Петербург и возвращаться в старую столицу...
...Петровский указ о запрещении каменного строительства в Москве отменила Анна Иоанновна".
"Барокко оказало влияние на всё развитие русской усадьбы. Усадьба потеряла утилитарный характер, став сложным художественно-культурным комплексом. Барокко создало особую культуру планировки усадьбы... Барокко насытило мир усадьбы аллегориями и поэтическими символами, от которых она потом уже никогда не откажется".
В.С.Турчин
Шпалера фламандской работы во Второй гостиной дворца в Кускове. Конец XVII - XVIII в.
Аллея в парке Кусково
Грот. Лист из альбома М.И.Махаева с видами усадьбы Кусково
Голландский домик. Лист из альбома М.И.Махаева с видами усадьбы Кусково
"Мир кусковской усадьбы великолепен, наряден и уютен... Кусково ждёт гостя, непринуждённо раскрывая свои чудеса. А их здесь, оказывается, немало.
В доме встречают гостя зеркала, расположенные вдоль стен. Зеркала отражают друг друга, противоположные окна и сад, видимый за ними. В эти зеркала смотреться неудобно, да они и не для этого предназначались.Они отражают стены, иллюзионистически раздвигая пространство комнат, отражают деревья сада и пруд, связывая дом с миром природы вокруг. В конце центральной анфилады гостиных зеркало удлиняет перспективу комнат до бесконечности. Гость вводится в обман. Где он видит мрамор, там умелой кистью раскрашено дерево, где видится лепнина - живопись гризайлью или прессованное папье-маше заменяют её. В саду, в тупиковых аллеях расположены замаскированные зеркала и живописные транспаранты, на которых изображён пейзаж; они тоже скрывают реальные пространства. Между деревьев стояли расписные деревянные фигуры, представляющие крестьянок или нарядно одетых дам. Кирпичный Голландский домик ещё и раскрашен снаружи "под кирпич", который, однако, смотрится ярче натурального.
<...>
Главный дом усадьбы построен из дерева, но в пропорциях каменной архитектуры. Напротив, "легкомысленные" павильоны в саду возведены из кирпича... Трапециевидные пруды только кажутся прямоугольными... Всё здесь словно отражено в слегка искривлённом зеркале".
В.С.Турчин
Ондатр писал(а): | Английский парк екатерининской эпохи конечно не менее насыщен символикой, чем барочный, но она уже не столь навязчива. Гамма чувств и эмоций которую должен вызывать парк более сложна и насыщена |
"Для усадебной культуры из просветительских идей помимо питавших искусство было особенно важно положение, весьма утопичное по своему существу, о том, что возможно создать прекрасный мир, где бы человек чувствовал себя вольготно, счастливо..."
В.С.Турчин
"Прекрасно то, чего нет". Жан-Жак Руссо
В другие времена подобные эстетские и идейные поиски назовут модерном, эклектикой, а тогда архитекторы и художники вслушивались (и всматривались) в смысл заказа и добросовестно исполняли его. Замечательно то, что эти искусственные идеи и формы располагались не на искусствеппом фундаменте, а на живой земле. Присутствие живой натуры и спасло парковое искусство от откровенного эклектизма.
Использованы материалы книги "...в окрестностях Москвы. Из истории русской усадебной культуры XVII-XIX веков", М.А.Аникст, В.С.Турчин.
Добавлено спустя 3 минуты 34 секунды:
Книга хорошая, а в сети не нашла...
Про живопись - завтра. То есть уже сегодня. |
|
К началу темы |
|
|
Ондатр
Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
Добавлено: Вт Сен 06, 2011 11:40 pm |
|
|
Уже в эпоху романтизма парки перестали перенасыщать архитектурными формами. Теперь было достаточно нескольких штрихов, несколько точно расставленных акцентов, чтобы ландшафт заиграл. Парк всё ещё литературен и полон цитат из романов и поэм, но природа уже главная. Новые приёмы позволили создать поистине грандиозные парковые ансамбли во многие десятки и даже в сотни гектар. Всё точнее вписывается парк в окружающий ландшафт, используя его наиболее выгодные точки. Пространство само стало играть решающую роль, втягивая, поглощая , заманивая вошедшего, уже не в аллегорически а в реально преображённое идеальное пространство мечты.
В такои парке как в Белая берёза в Павловске идеал естественности нашёл уже полное воплощение, как результат 25 летней упорной работы крупнейшего театрального декоратора). _________________ Максим
|
|
К началу темы |
|
|
Мила
Зарегистрирован: 11.09.2007 Сообщения: 4303
|
Добавлено: Ср Сен 07, 2011 12:35 am |
|
|
Идея "создать прекрасный мир, где бы человек чувствовал себя вольготно, счастливо" - из мира избытка, когда ищут не просто удовлетворённость, а изысканную удовлетворённость. К ней прилагается идея о том, что этого достичь можно. А ещё изощрённая фантазия ценится выше естественности... Ондатр писал(а): | в эпоху романтизма парки перестали перенасыщать архитектурными формами | Но "механический соловей" всё же ценнее живого.
"Востребованная" живопись зависит от заказчика и благодаря ему существует (созданная на заказ или по собственному порыву художника). Говоря иначе - картины не было бы, если бы этого кто-то не захотел. И картина такова, как захотел кто-то.
Меня чрезвычайно трогает Григорий Сорока, потому что он превозмог идею искусственной красоты и видел природу без умозрительности, непосредственно.
Прочие всё ещё писали деревья вообще на лужке вообще с цветочками вообще... Простите за жаргон.
Собственно, хорошая пейзажная живопись была и остаётся предметом штучным.
Добавлено спустя 12 часов 40 минут 27 секунд:
А что такое, впрочем, Мила писал(а): | изощрённая фантазия | ? Как вы думаете, Ондатр, её плоды соперничают по форме с явлениями природы? Они могут быть прекраснее и содержательнее последних или являются выродками, мутантами творения?
Вот архитектура. Действительно ли ландшафт обогащается смыслами в её присутствии (с её лучшими образцами, конечно) или это вынужденный компромисс при необходимости вмешаться в природу, компромисс, оправданный в разное время разными умозрительными категориями?
Я не говорю о прочей человеческой бутафории.
Настолько ли прекрасно "совершенствование" природы, как мы думаем?
Только не подумайте, что у меня уже припасён ответ. Кроме того, что я с младенчества напрямую "контактирую" с природой, я ещё и эстетка, застрявшая в ренессансе и барокко. |
|
К началу темы |
|
|
Ондатр
Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
Добавлено: Чт Сен 08, 2011 12:03 am |
|
|
Ондатр писал(а): | статьи Болотова о его работах по устроению парка в Богородске |
Только что оттуда вернулся
Добавлено спустя 15 минут 11 секунд:
Парк в лучшем состоянии, чем я опасался.Но все изощрённые фантазии сгинули почти без следа. Но парк стоит, его "держат" дубы в два обхвата, могучие ясени, сохранились частично аллеи. стоит дом над огромным прудом, хорошо стоит..
Время сглаживает все искусствености и нарочитости. то что остаётся входит в ландшафт прочно и естественно. Видимо, это и есть саби.
Вот это и есть то самое, что произошло с усадебными парками ко второй половине 19 в. Само собой произошло, выросло вместе с деревьями. То чего безуспешно пытались добиться с помощью искусственных руин и "готических" построек. Печать времени.печать истории, печать жизни.
Мила писал(а): | Настолько ли прекрасно "совершенствование" природы, как мы думаем? |
а кто ещё об этом думает? помимо людей? _________________ Максим
|
|
К началу темы |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|
Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий
|