Святые заступники: Брахма Нарада, Архангел Гавриил Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011)

Три вещи не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и упущенная возможность.
(Арабская пословица)

 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Святые заступники: Бодхисаттва Гуаньинь, ангел

Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.

Реальное количество православных в России
 
 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Религии, духовные традиции, философия
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Песец



Зарегистрирован: 23.01.2008
Сообщения: 8982
Откуда: Киев

СообщениеДобавлено: Вт Янв 18, 2011 3:49 am    Реальное количество православных в России

Ссылка 1
Ссылка 2

Цитата:
Зачастую приходится слышать как от иерархов высокого ранга, так и от церковных деятелей национал-государственнического направления (типа Дм. Смирнова), что в РФ большинство населения является православным. Цифры при этом называются такие, которые должны это подтвердить. Что же нам говорят факты?


"В рождественскую ночь только в Москве в праздничных богослужениях участвовали около 110 тыс. человек, в России - более 2 миллионов. Вместе с Русской православной церковью в этот день Рождество встречают Иерусалимская, Сербская и Грузинская церкви."

"Более 2,1 млн россиян приняли участие в рождественских богослужениях, состоявшихся минувшей ночью. Об этом ИТАР-ТАСС сообщила пресс-секретарь Департамента охраны общественного порядка МВД России Ольга Шклярова.

По её словам, празднования были совершены в 8 тыс. 11 действующих храмах и монастырях страны. "Все богослужения прошли спокойно и без происшествий, каких-либо нарушений правопорядка не зафиксировано", - подчеркнула пресс-секретарь."


Это важные цифры, они позволяют нам узнать, сколько в России православных верующих на самом деле.

В Москве 10 000 000 (10 млн) жителей. 110 тысяч составляют 1,1 % от их числа

В России 140 000 000 человек. Рождественское богослужение посетили 2, 1 млн. человек. Это составляет 1, 468 %..


_________________
- Какова истинная природа Будды?
- Палочка-подтирка, дырка в отхожем месте (с) Бодхидхарма.
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Акинари
Гость





СообщениеДобавлено: Вт Янв 18, 2011 4:05 am   

Любопытно, откуда такие цифры. Поскольку в храмах люди стоят, плотность заполнения бывает разная, и посчитать вместимость довольно сложно, разброс будет большим. А как ещё считать - непонятно. Кроме того, довольно много практикующих православных ходят не на ночную службу (более тяжёлую физически, и с которой не всегда удобно потом добираться домой), а на утреннюю 7 числа. Для сравнения: в этом году моя быв.жена ходила на ночную, а я с родителями и сыном - на утреннюю. Счёт - 4:1 не в пользу "ночников". В прошлом году, насколько я помню, на ночной не был никто, счёт 5:0. В нашем случае. Но такое - не редкость.

Но в целом - да, православных, живущих церковной жизнью, меньше, чем указывающих свою принадлежность в переписи. Что в условиях нынешнего состояния Православия не удивляет. Не тянет людей в церковь ходить, не тянет... И палкой не гонят, и культурные стереотипы уже не те, что в старину, и, что самое главное, Дух не чувствуют... Sad

К началу темы
  Ответить с цитатой                
Яник



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 6136
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вт Янв 18, 2011 8:16 am   

Песец писал(а):
Зачастую приходится слышать как от иерархов высокого ранга, так и от церковных деятелей национал-государственнического направления, что в РФ большинство населения является православным.
..............................................................................
В России 140 000 000 человек. Рождественское богослужение посетили 2, 1 млн. человек. Это составляет 1, 468 %..

А где здесь противоречие?
Дурацкие выкладки.
Может и не составляет большинство, но в арифметике и статистике автор не разбирается.
Для начала он вводит произвольное определение православного - это только тот, кто посетил ночное рождественское богослужение. dunno (не понимаю!)
А крещенные младенцы, к примеру?
И очень умиляет результат с точностью до тысячных процента 1,468 аpplause (браво)


_________________
Сегодня самый лучший день:
пестреют флаги над полками:
Сегодня самый лучший день.
сегодня битва с дураками.

С уважением
Яков
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Natari



Зарегистрирован: 21.03.2010
Сообщения: 1417
Откуда: Саратов

СообщениеДобавлено: Вт Янв 18, 2011 8:23 am   

Яник писал(а):
Для начала он вводит произвольное определение православного - это только тот, кто посетил ночное рождественское богослужение. dunno (не понимаю!)
А крещенные младенцы, к примеру?
И очень умиляет результат с точностью до тысячных процента 1,468

+
Акинари писал(а):
Но в целом - да, православных, живущих церковной жизнью, меньше, чем указывающих свою принадлежность в переписи. Что в условиях нынешнего состояния Православия не удивляет. Не тянет людей в церковь ходить, не тянет...

Я вот как раз такая "прихожанка" - храм недалеко от дома, а идти туда совсем не хочется. Как вспомню, что там у нас батонами освященными торгуют (не смейтесь - серьезно Sad ).


_________________
iitai koto wa ashita (asu) ie -завтра скажи то, что хочется сказать сейчас
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Песец



Зарегистрирован: 23.01.2008
Сообщения: 8982
Откуда: Киев

СообщениеДобавлено: Вт Янв 18, 2011 12:40 pm   

Natari писал(а):
Я вот как раз такая "прихожанка" - храм недалеко от дома, а идти туда совсем не хочется.

Дело в том, что "просто крещённый в православном храме" - это по собственному представлению церкви ещё не воцерковленный человек.

Яник писал(а):
Для начала он вводит произвольное определение православного - это только тот, кто посетил ночное рождественское богослужение.

Берётся понятие воцерковления, используемого самой церковью:воцерковленный человек - это который с определённой регулярностью посещает церковь, а также ходит к исповеди и причастию. Ночное рождественское и пасхальное богослужения берутся как основные в виду их значительности. Можно сказать, что это либеральный маркер, так как каноническим маркером было бы именно посещение исповедии причастия, но тут статистику отследить сложно.

Добавлено спустя 2 минуты 23 секунды:

Яник писал(а):
А крещенные младенцы, к примеру?

не показатель православности. Показатель, например - дети, которых родители регулярно водят в церковь и к причастию.


_________________
- Какова истинная природа Будды?
- Палочка-подтирка, дырка в отхожем месте (с) Бодхидхарма.
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Акинари
Гость





СообщениеДобавлено: Вт Янв 18, 2011 1:04 pm   

Песец писал(а):
Можно сказать, что это либеральный маркер, так как каноническим маркером было бы именно посещение исповедии причастия, но тут статистику отследить сложно.

Была когда-то и такая статистика. В 1917 году Временное Правительство отменило в армии обязательное участие в Таинстве Евхаристии, и посещаемость мгновенно упала с 99% до 2%. Источник назвать не могу, нам это рассказывали в универе на истории, врезалось.

А потом во время сталинских переписей что-то около 60% населения "канонических территорий" называло себя православными. Именно тогда, когда это было "плевать против ветра". Странный у нас русский народ всё-таки... crazy (ум зашёл за разум)

К началу темы
  Ответить с цитатой                
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Вт Янв 18, 2011 3:39 pm   

http://www.religare.ru/2_20662.html


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Акинари
Гость





СообщениеДобавлено: Вт Янв 18, 2011 4:21 pm   

Цитата:
Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии, представляет в России финскую лютеранскую традицию и опирается на финское и эстонское население. Титульных лютеран финской традиции в России – 63 тыс. человек, из которых финнов – 34 тыс., эстонцев – 28 тыс.

Рауху посчитать забыли! Shhh (ш-ш!) Shhh (ш-ш!) Shhh (ш-ш!)

К началу темы
  Ответить с цитатой                
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Вт Янв 18, 2011 5:44 pm   

Боюсь его там уже забанили Sad


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Natari



Зарегистрирован: 21.03.2010
Сообщения: 1417
Откуда: Саратов

СообщениеДобавлено: Вт Янв 18, 2011 8:14 pm   

Песец писал(а):
Natari писал(а):
Я вот как раз такая "прихожанка" - храм недалеко от дома, а идти туда совсем не хочется.

Дело в том, что "просто крещённый в православном храме" - это по собственному представлению церкви ещё не воцерковленный человек.

Я все же считаю себя воцерквленной. Службы, праздничные богослужения, становление крестной матерью, соборования - все это в моей жизни было.


_________________
iitai koto wa ashita (asu) ie -завтра скажи то, что хочется сказать сейчас
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Вт Янв 18, 2011 10:22 pm   

Natari писал(а):
Я все же считаю себя воцерквленной.


Когда вы в последний раз посещали мессу? Cool
Были ли в церкви в прошлое воскесенье?
Посещаете ли вы церковь чаще чем раз в месяц?
Соблюдали ли вы Рождественский пост?


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Natari



Зарегистрирован: 21.03.2010
Сообщения: 1417
Откуда: Саратов

СообщениеДобавлено: Ср Янв 19, 2011 8:08 am   

Ондатр писал(а):
Когда вы в последний раз посещали мессу? Cool
Были ли в церкви в прошлое воскесенье?
Посещаете ли вы церковь чаще чем раз в месяц?
Соблюдали ли вы Рождественский пост?

Ничего (или давно) из вышеперечисленного, Ондатр-сан. Sad
Natari писал(а):
Я вот как раз такая "прихожанка".

Это к тому, что
Акинари писал(а):
православных, живущих церковной жизнью, меньше, чем указывающих свою принадлежность в переписи.

И я укажу в некой гипотетической анкете "православие" в графе "религия". Не буду там объяснять и расписывать все тонкости своего синтетического мировоззрения.


_________________
iitai koto wa ashita (asu) ie -завтра скажи то, что хочется сказать сейчас
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Ср Янв 19, 2011 10:52 am   

И таких наберётся 60% населения (включая тех которые "я православный, но в бога не верю")


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Ольга Славянская



Зарегистрирован: 17.01.2011
Сообщения: 462
Откуда: Ефремов

СообщениеДобавлено: Ср Янв 19, 2011 10:59 am   

Ага, лол. В переписи, если не ошибаюсь, 2004 года число "православных" превысило число тех, кто верит в бога.
Согласна, то, что человек самоидентифицирует себя как православного, еще не говорит о том, что он им на самом деле является.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Василий



Зарегистрирован: 04.02.2010
Сообщения: 2627
Откуда: Компьютер

СообщениеДобавлено: Ср Янв 19, 2011 11:10 am   

Ондатр писал(а):
"я православный, но в бога не верю"

Я знаю одного "православного атеиста". Smile

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Ср Янв 19, 2011 11:19 am   

Ольга Славянка писал(а):
то, что человек самоидентифицирует себя как православного, еще не говорит о том, что он им на самом деле является.

Но такая самоидентификация всё равно уже связывает его с определённой системой ценностей.


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Ольга Славянская



Зарегистрирован: 17.01.2011
Сообщения: 462
Откуда: Ефремов

СообщениеДобавлено: Ср Янв 19, 2011 11:23 am   

"Однако следует твердо держать в уме, что сама по себе культурная религиозность (религиозная самоидентификация) является определенной мировоззренческой, идеологической позицией, но никак не религиозностью в прямом значении этого слова. Сама по себе самоидентификация автоматически не предполагает, что данный человек разделяет соответствующие религиозные верования и следует определенным религиозным практикам.
Религиозность и религиозная самоидентификация (культурная религиозность)- разные вещи.
Собственно уровень религиозности – это численность практикующих верующих. В отношении "этнических религий"- православия, католичества, лютеранства, ислама, иудаизма и буддизма в современных российских условиях вопрос о том, кого считать практикующим верующим (а, следовательно, кого вообще-то считать представителем данного религиозного течения) сложен и отягощен личными пристрастиями того, кто считает. Общие принципы этого подсчета очевидны: к данной религии или конкретной христианской конфессии принадлежит тот, кто разделяет ее вероучение, соблюдает, предписываемые ей практики. Однако число людей, полностью разделяющих вероучение (и даже жестче – разделяющих вероучительные истины, которые сама данная религия или христианская конфессия считает необходимыми, чтобы к ней принадлежать) и полностью исполняющих требуемые практики (совершение молитвы, участие в богослужении, причащение, исповедь), как показывают и опросы и опыт священнослужителей, ничтожно мало."

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Ср Янв 19, 2011 2:09 pm   

Ондатр писал(а):
Боюсь его там уже забанили

Он сам свой аккаунт удалил.
А вообще - что мы тут обсуждаем? dunno (не понимаю!) Господствующая идеологческая направленность в России и не только - сциентический эклектизм с агностическим уклоном. Традиционная религиозность любой конфессиональности заведомо маргинальна.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Ср Янв 19, 2011 5:48 pm   

Но интерес то в том, Почему, несмотря на всё выше изложенное, эти 60 процентов считаютсебя православными. неужели только потому , что "русский значит православный"?

Добавлено спустя 1 минуту 23 секунды:

Natari писал(а):
И я укажу в некой гипотетической анкете "православие" в графе "религия"

Натари, вот если бы вы жили в Польше, вы бы тоже стали православной, или нет?


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Ср Янв 19, 2011 5:56 pm   

Ондатр писал(а):
Но интерес то в том, Почему, несмотря на всё выше изложенное, эти 60 процентов считаютсебя православными. неужели только потому , что "русский значит православный"?

А почему нет? dunno (не понимаю!) Вот язычники альтернативный бренд проталкивать пытаются, не дай Бог чтоб очень успешно... Просто востребован патриотский самоидентификационный ярлык.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Яник



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 6136
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Ср Янв 19, 2011 10:24 pm   

Воцерковлевный православный и просто православный - тождественные понятия? Имхо нет. Что думает Ондатр?


_________________
Сегодня самый лучший день:
пестреют флаги над полками:
Сегодня самый лучший день.
сегодня битва с дураками.

С уважением
Яков
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Natari



Зарегистрирован: 21.03.2010
Сообщения: 1417
Откуда: Саратов

СообщениеДобавлено: Ср Янв 19, 2011 10:38 pm   

Ондатр писал(а):
Натари, вот если бы вы жили в Польше, вы бы тоже стали православной, или нет?

Не важно, где бы я жила. В православие крестилась я в довольно сознательном (хотя и детском) возрасте.

Добавлено спустя 48 секунд:

Яник писал(а):
Воцерковлевный православный и просто православный - тождественные понятия? Имхо нет.

Имхо также.

Добавлено спустя 9 минут 34 секунды:

Можно говорить о "былой воцерквленности" как о факте биографии?

Для меня вообще не принципиальна религиозная самоидентификация. Сейчас даже честнее было бы в той самой гипотетической анкете поставить прочерк. Который не чуть не омрачил бы моего личного восприятия духовности.


_________________
iitai koto wa ashita (asu) ie -завтра скажи то, что хочется сказать сейчас
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Ср Янв 19, 2011 10:57 pm   

Natari писал(а):
Можно говорить о "былой воцерквленности" как о факте биографии?

Наверно. Я вот, говорю, бывает.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Акинари
Гость





СообщениеДобавлено: Чт Янв 20, 2011 12:56 am   

Natari писал(а):
Для меня вообще не принципиальна религиозная самоидентификация. Сейчас даже честнее было бы в той самой гипотетической анкете поставить прочерк. Который не чуть не омрачил бы моего личного восприятия духовности.

+

Я в последнее время в своей ереси так погряз, что на вопрос о идентификации растерянно чешу в затылке, произвожу нечленораздельные звуки и по существу могу только по-буддийски поднять вверх палец и многозначительно улыбнуться. Neutral

Наверное, надо придумать какое-то название помудрёнее, безо всякого значения, им и обозваться. Пущай думают, что это религия такая. Африканская. Shhh (ш-ш!)

Рауха писал(а):
Наверно. Я вот, говорю, бывает.

Пожалуй. Я значит тоже бывший воцерковлённый, даже под ондатрову анкету подходил. Smile

К началу темы
  Ответить с цитатой                
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Чт Янв 20, 2011 11:02 am   

Яник писал(а):
Воцерковлевный православный и просто православный - тождественные понятия? Имхо нет. Что думает Ондатр?

Что нет подразумевается с самого начала (по нонешним временам).


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Рауха



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 14901
Откуда: Отовсюду всеми возможными

СообщениеДобавлено: Чт Янв 20, 2011 6:41 pm   

Ондатр писал(а):
Что нет подразумевается с самого начала (по нонешним временам).

Think (надо подумать) А по не нонешним?

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ондатр



Зарегистрирован: 13.02.2008
Сообщения: 2253
Откуда: Муммидол

СообщениеДобавлено: Пт Янв 21, 2011 11:09 am   

А по не-нонешним урядник ходил спрашивал почему на исповеди давно не были.


_________________
Максим
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
alexmoon



Зарегистрирован: 17.01.2008
Сообщения: 246
Откуда: Коктебель

СообщениеДобавлено: Пт Янв 21, 2011 12:32 pm   

В церковь ходит мало людей. За время советов привычку у людей отбили. Приучить снова времени много надо и храмов побольше. Верующих у нас много, просто в церковь не ходят, как поляки. Проповедников хороших очень мало. Видимо уже не восстановить дореволюционную посещаемость церквей.


_________________
С уважением, Алексей.
Мое имя в скайпе: alekseymoon
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора AIM Address ICQ Number
Ольга Славянская



Зарегистрирован: 17.01.2011
Сообщения: 462
Откуда: Ефремов

СообщениеДобавлено: Пт Янв 21, 2011 1:17 pm   

Цитата:
Видимо уже не восстановить дореволюционную посещаемость церквей.

Естественно, до революции посещение церкви было принудительно-обязательным. А сейчас какбэ светское государство, Конституция и все такое.
Цитата:
Верующих у нас много, просто в церковь не ходят,

Соответственно на исповеди не бывают и на причастии. Какие ж они тогда верующие?

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
alexmoon



Зарегистрирован: 17.01.2008
Сообщения: 246
Откуда: Коктебель

СообщениеДобавлено: Пт Янв 21, 2011 2:22 pm   

Ольга Славянка писал(а):
Соответственно на исповеди не бывают и на причастии. Какие ж они тогда верующие?


Выполнение ритуалов и вера, это две больших разницы. В мире ритуалы отличаются, а бог и вера в него практически нет.


_________________
С уважением, Алексей.
Мое имя в скайпе: alekseymoon
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора AIM Address ICQ Number
Ольга Славянская



Зарегистрирован: 17.01.2011
Сообщения: 462
Откуда: Ефремов

СообщениеДобавлено: Пт Янв 21, 2011 2:34 pm   

Цитата:
Выполнение ритуалов и вера, это две больших разницы. В мире ритуалы отличаются, а бог и вера в него практически нет.

Это да, не спорю. Но называть себя православными с достаточными на то основаниями такие люди уже не могут.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ольга Славянская



Зарегистрирован: 17.01.2011
Сообщения: 462
Откуда: Ефремов

СообщениеДобавлено: Ср Мар 02, 2011 10:32 pm   

Захожане: Кто и как в России посещает церкви

Автор: Н.Митрохин
| Печать |
На постсоветском пространстве Русская православная церковь – крупнейшая религиозная организация. По количеству приходов она доминирует не только в России, но и в Белоруссии, Молдавии, на Украине. Однако точно оценить количество ее прихожан невозможно.


Узким кругом

В собственном уставе РПЦ расплывчато именует своими прихожанами всех лиц православного вероисповедания, проживающих на ее «канонической территории» (в странах бывшего СССР, за исключением Армении и Грузии), а также «добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах». Статистика количества общин и другой православной инфраструктуры (о ее достоверности я буду говорить ниже) никак и ни в каких официальных документах не коррелируется с данными о количестве прихожан.

Подобная информация отсутствует даже во внутренних документах церкви. Епархиальные отчеты нередко содержат довольно подробные данные о состоянии храмов, но, например, выяснить по ним, на какое количество прихожан они рассчитаны (не говоря уж о том, сколько в них ходит), невозможно. Чаще всего не знают этого и служащие в храмах священники. При личных беседах их приводят в замешательство вопросы о количестве людей, пришедших в храм на Пасху (традиционный пик посещаемости) или даже на последнюю службу. Более или менее точно они могут назвать количество причастившихся, но с учетом того, что это, как правило, малая часть присутствующих, такие данные трудно назвать репрезентативными.

С позиции юриста в России немногим более 100 тыс. прихожан РПЦ, входящих примерно в 11 500 общин. Ведь единственным местом, где фиксируются данные на конкретных верующих церкви, являются списки приходского совета – они подаются в региональное подразделение Министерства юстиции РФ для регистрации прихода (общины).

По существующему законодательству в состав учредителей религиозной организации должно входить не менее 10 человек. Как правило, списки такой численности и подаются в областные управления юстиции. Священникам и работникам храма выгоднее заявить властям узкий круг соучредителей прихода, чем фиксировать на бумаге имена всей активной части общины. Это помогает избежать возможных неприятностей, если вдруг часть актива решит выйти из-под контроля духовенства. Ведь соучредители общины реально входят в приходской совет только на первом этапе. В дальнейшем они могут быть заменены, умереть или перестать посещать этот храм. С точки зрения закона (как государственного, так и церковного) главное, чтобы община была зарегистрирована, а сохранит ли она прежний состав – не имеет значения.

Свечная память

Таким образом, если многие другие религиозные конфессии более или менее твердо знают количество своих верующих в регионах России и странах СНГ (и даже иной раз могут отчитаться поименными списками прихожан), то РПЦ оперирует данными о доле населения, признающего себя православным.

Количество верующих РПЦ можно было бы подсчитать на основе социологических методик, однако последние пять лет между религиоведами и социологами ведутся споры о корректных методах подсчета. Положение осложняется тем, что на постсоветском пространстве весьма низка религиозная культура. Точнее, существует феномен «размытой» религиозности, когда люди, определяющие себя как православные, не только годами не ходят в храм, но даже не крещены.

Это подтверждают результаты социологических опросов. Согласно одному из них (проведенному фондом «Общественное мнение» в 2002 г. в 44 регионах России), 72% респондентов заявили, что никогда в жизни не причащались. Лишь 12% опрошенных держали посты (из них половина – только Великий пост) и лишь 1% соблюдал все пищевые ограничения, предусматриваемые православной догматикой. Согласно другому опросу того же социологического центра (апрель 2003 г.), 59% опрошенных заявили, что они являются православными, однако только 85% из них считали Пасху важным событием. И лишь 16% ответили, что на Пасху намерены сходить в церковь.

Другой, гораздо более оптимистичный для РПЦ опрос, проводившийся службой РОМИР в течение всего 2003 г. (100 городских и сельских населенных пунктов), показал аналогичный процент людей, систематически посещающих храмы, но гораздо больший – по эпизодическим посещениям. Всего, таким образом, о своем посещении православного храма в течение года заявило не более 40% населения России.

В результате дискуссий экспертов и регулярных «замеров» населения различными социологическими группами специалисты сошлись во мнении, что чуть более половины населения России считают себя православными, однако лишь 2–4% населения регулярно посещают храмы, исполняют необходимые обряды, читают религиозную литературу и потому могут всерьез считаться прихожанами РПЦ. В Церкви эту категорию людей называют воцерковленными верующими (далее я буду именовать их воцерковленными).

Все категории верующих, не принадлежащих к духовенству и сообществу воцерковленных и посещающих храм эпизодически, именуются на церковном сленге захожанами. Чаще всего эти люди действительно посещают храм лишь для того, чтобы поставить свечку перед одной-двумя «полезными» иконами и после этого выйти – не проявив особого интереса к литургии. За свою жизнь из всех церковных таинств они участвуют только в крещении и отпевании.

Естественный процесс

Эта практика много раз подвергалась критике внутри самой Церкви, но остается неизменной. Опросы священников (проведенные как мною, так и моими коллегами) показывают, что практически никто из присутствующих при крещении взрослых, в том числе и его крестные родители, не знает элементарных молитв, даже «Символа веры», и, более того, не умеет креститься и не делает этого в храме.

Классическим в этом отношении примером стал культ новой (канонизирована в 1998 г.) московской святой Матроны, чьи мощи в 1997 г. были переданы Покровскому женскому монастырю. «Сарафанное радио» (следуя мифологии, выработанной монашествующими) настойчиво рекомендует посетить его всем женщинам для благополучия в семейной жизни, вне зависимости от их отношения к институту церкви. Монахини монастыря в интервью московской церковной прессе утверждают: «Даже людям, совсем далеким от веры, Матрона помогает. Она соединяет разделенные семьи, помогает найти работу, от наркомании лечит, от онкологии, сейчас много людей пропадает – по молитвам к ней они возвращаются <…> Все, кто хоть раз обращался к ней в трудную минуту жизни, по опыту знают силу ее молитвенного заступления».

Наличие захожан и особенно тех из них, кто ищет в Церкви исцеления, но не веры, объясняет разницу между результатами работы социологов и подсчетами верующих, осуществляемыми МВД. По традиции, оставшейся с советских времен, милиция в крупных городах ведет учет количества людей, посещающих службу в пасхальную ночь. (Для верующего христианина посещение храма в это время обязательно.) Так вот, в десятимиллионной Москве в 2000 г. в православные церкви пришло не более 120 тыс. человек (в 1992–1994 гг. – 180 тыс.). А на Пасху 2003 г. в период с 8 часов вечера Великой субботы до 6 часов утра пасхального воскресенья в храмы зашло всего 63 тыс. человек.

Данные по другим регионам подтверждают ту же картину – на главный православный праздник приходит (во всяком случае, по данным МВД и областных администраций) от 0,5 до 2,1 % населения. Несколько выше число людей, приходящих на Пасху на кладбища (праздники Красная горка и Радоница) поминать своих родственников, однако эта традиция не имеет никакого отношения к учению церкви и рассматривается ею как «народный обычай».

Суммарные данные по стране подтверждают региональную статистику. В 2002 г. МВД, опираясь на опыт предшествующих лет, предсказывало, что во всех пасхальных мероприятиях (включая Страстную седмицу, Пасху, Красную горку и Радоницу) примут участие примерно 15 млн человек, то есть чуть более 10% населения страны. В 2004 г., согласно тому же источнику, на богослужениях в храмах РПЦ присутствовало 4,9 млн человек (3,3% населения России), на которых приходилось 10 млн посетителей кладбищ.

Еще в конце 2003 г. очевидную ситуацию вынужден был признать и патриарх Алексий. В своем выступлении на епархиальном собрании г. Москвы он с горечью сказал: «Храмы пустеют. И пустеют не только из-за того, что увеличивается количество храмов. Это естественный процесс, он будет продолжаться».

А представитель Российской православной автономной церкви московский протоиерей Михаил Ардов советует: «Я бы мог предложить социологам и психологам интереснейшую тему для исследований. Надо провести опросы на городских и сельских кладбищах в день Пасхи. Следует поинтересоваться у людей: почему они приходят сюда именно в этот день? Отчего они тут едят и пьют? Верят ли они в загробную жизнь? Результаты могут быть поразительными, тут может выявиться нечто вроде новой бездуховной религии с грубыми суевериями и примитивными обрядами».
http://www.pravoslavie.be/index.php?option=com_content&view=article&id=141

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
SilverCloud



Зарегистрирован: 10.09.2007
Сообщения: 4805

СообщениеДобавлено: Чт Мар 03, 2011 6:10 pm   

Ольга Славянская писал(а):
весьма низка религиозная культура. Точнее, существует феномен «размытой» религиозности, когда люди, определяющие себя как православные, не только годами не ходят в храм, но даже не крещены
Это может быть свидетельством не только низкой, но и, напротив, высокой религиозной культуры.


_________________
forum.rozamira.ws: двойные стандарты как средство воспитания общечеловеков облагороженного образа
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ольга Славянская



Зарегистрирован: 17.01.2011
Сообщения: 462
Откуда: Ефремов

СообщениеДобавлено: Чт Мар 03, 2011 7:28 pm   

Согласна Smile

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Религии, духовные традиции, философия Часовой пояс: GMT + 3
 
Всё на одной странице

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий