Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Песец
Зарегистрирован: 23.01.2008 Сообщения: 8982 Откуда: Киев
|
Добавлено: Вт Янв 18, 2011 3:49 am Реальное количество православных в России |
|
|
Ссылка 1
Ссылка 2
Цитата: | Зачастую приходится слышать как от иерархов высокого ранга, так и от церковных деятелей национал-государственнического направления (типа Дм. Смирнова), что в РФ большинство населения является православным. Цифры при этом называются такие, которые должны это подтвердить. Что же нам говорят факты?
"В рождественскую ночь только в Москве в праздничных богослужениях участвовали около 110 тыс. человек, в России - более 2 миллионов. Вместе с Русской православной церковью в этот день Рождество встречают Иерусалимская, Сербская и Грузинская церкви."
"Более 2,1 млн россиян приняли участие в рождественских богослужениях, состоявшихся минувшей ночью. Об этом ИТАР-ТАСС сообщила пресс-секретарь Департамента охраны общественного порядка МВД России Ольга Шклярова.
По её словам, празднования были совершены в 8 тыс. 11 действующих храмах и монастырях страны. "Все богослужения прошли спокойно и без происшествий, каких-либо нарушений правопорядка не зафиксировано", - подчеркнула пресс-секретарь."
Это важные цифры, они позволяют нам узнать, сколько в России православных верующих на самом деле.
В Москве 10 000 000 (10 млн) жителей. 110 тысяч составляют 1,1 % от их числа
В России 140 000 000 человек. Рождественское богослужение посетили 2, 1 млн. человек. Это составляет 1, 468 %.. |
_________________ - Какова истинная природа Будды?
- Палочка-подтирка, дырка в отхожем месте (с) Бодхидхарма.
|
|
К началу темы |
|
|
Акинари Гость
|
Добавлено: Вт Янв 18, 2011 4:05 am |
|
|
Любопытно, откуда такие цифры. Поскольку в храмах люди стоят, плотность заполнения бывает разная, и посчитать вместимость довольно сложно, разброс будет большим. А как ещё считать - непонятно. Кроме того, довольно много практикующих православных ходят не на ночную службу (более тяжёлую физически, и с которой не всегда удобно потом добираться домой), а на утреннюю 7 числа. Для сравнения: в этом году моя быв.жена ходила на ночную, а я с родителями и сыном - на утреннюю. Счёт - 4:1 не в пользу "ночников". В прошлом году, насколько я помню, на ночной не был никто, счёт 5:0. В нашем случае. Но такое - не редкость.
Но в целом - да, православных, живущих церковной жизнью, меньше, чем указывающих свою принадлежность в переписи. Что в условиях нынешнего состояния Православия не удивляет. Не тянет людей в церковь ходить, не тянет... И палкой не гонят, и культурные стереотипы уже не те, что в старину, и, что самое главное, Дух не чувствуют... |
|
К началу темы |
|
|
Яник
Зарегистрирован: 07.09.2007 Сообщения: 6136 Откуда: Санкт-Петербург
|
Добавлено: Вт Янв 18, 2011 8:16 am |
|
|
Песец писал(а): | Зачастую приходится слышать как от иерархов высокого ранга, так и от церковных деятелей национал-государственнического направления, что в РФ большинство населения является православным.
..............................................................................
В России 140 000 000 человек. Рождественское богослужение посетили 2, 1 млн. человек. Это составляет 1, 468 %.. |
А где здесь противоречие?
Дурацкие выкладки.
Может и не составляет большинство, но в арифметике и статистике автор не разбирается.
Для начала он вводит произвольное определение православного - это только тот, кто посетил ночное рождественское богослужение.
А крещенные младенцы, к примеру?
И очень умиляет результат с точностью до тысячных процента 1,468 _________________ Сегодня самый лучший день:
пестреют флаги над полками:
Сегодня самый лучший день.
сегодня битва с дураками.
С уважением
Яков
|
|
К началу темы |
|
|
Natari
Зарегистрирован: 21.03.2010 Сообщения: 1417 Откуда: Саратов
|
Добавлено: Вт Янв 18, 2011 8:23 am |
|
|
Яник писал(а): | Для начала он вводит произвольное определение православного - это только тот, кто посетил ночное рождественское богослужение. dunno (не понимаю!)
А крещенные младенцы, к примеру?
И очень умиляет результат с точностью до тысячных процента 1,468 |
+
Акинари писал(а): | Но в целом - да, православных, живущих церковной жизнью, меньше, чем указывающих свою принадлежность в переписи. Что в условиях нынешнего состояния Православия не удивляет. Не тянет людей в церковь ходить, не тянет... |
Я вот как раз такая "прихожанка" - храм недалеко от дома, а идти туда совсем не хочется. Как вспомню, что там у нас батонами освященными торгуют (не смейтесь - серьезно ). _________________ iitai koto wa ashita (asu) ie -завтра скажи то, что хочется сказать сейчас
|
|
К началу темы |
|
|
Песец
Зарегистрирован: 23.01.2008 Сообщения: 8982 Откуда: Киев
|
Добавлено: Вт Янв 18, 2011 12:40 pm |
|
|
Natari писал(а): | Я вот как раз такая "прихожанка" - храм недалеко от дома, а идти туда совсем не хочется. |
Дело в том, что "просто крещённый в православном храме" - это по собственному представлению церкви ещё не воцерковленный человек.
Яник писал(а): | Для начала он вводит произвольное определение православного - это только тот, кто посетил ночное рождественское богослужение. |
Берётся понятие воцерковления, используемого самой церковью:воцерковленный человек - это который с определённой регулярностью посещает церковь, а также ходит к исповеди и причастию. Ночное рождественское и пасхальное богослужения берутся как основные в виду их значительности. Можно сказать, что это либеральный маркер, так как каноническим маркером было бы именно посещение исповедии причастия, но тут статистику отследить сложно.
Добавлено спустя 2 минуты 23 секунды:
Яник писал(а): | А крещенные младенцы, к примеру? |
не показатель православности. Показатель, например - дети, которых родители регулярно водят в церковь и к причастию. _________________ - Какова истинная природа Будды?
- Палочка-подтирка, дырка в отхожем месте (с) Бодхидхарма.
|
|
К началу темы |
|
|
Акинари Гость
|
Добавлено: Вт Янв 18, 2011 1:04 pm |
|
|
Песец писал(а): | Можно сказать, что это либеральный маркер, так как каноническим маркером было бы именно посещение исповедии причастия, но тут статистику отследить сложно. |
Была когда-то и такая статистика. В 1917 году Временное Правительство отменило в армии обязательное участие в Таинстве Евхаристии, и посещаемость мгновенно упала с 99% до 2%. Источник назвать не могу, нам это рассказывали в универе на истории, врезалось.
А потом во время сталинских переписей что-то около 60% населения "канонических территорий" называло себя православными. Именно тогда, когда это было "плевать против ветра". Странный у нас русский народ всё-таки... |
|
К началу темы |
|
|
Ондатр
Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
|
К началу темы |
|
|
Акинари Гость
|
|
К началу темы |
|
|
Ондатр
Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
Добавлено: Вт Янв 18, 2011 5:44 pm |
|
|
Боюсь его там уже забанили _________________ Максим
|
|
К началу темы |
|
|
Natari
Зарегистрирован: 21.03.2010 Сообщения: 1417 Откуда: Саратов
|
Добавлено: Вт Янв 18, 2011 8:14 pm |
|
|
Песец писал(а): | Natari писал(а):
Я вот как раз такая "прихожанка" - храм недалеко от дома, а идти туда совсем не хочется.
Дело в том, что "просто крещённый в православном храме" - это по собственному представлению церкви ещё не воцерковленный человек. |
Я все же считаю себя воцерквленной. Службы, праздничные богослужения, становление крестной матерью, соборования - все это в моей жизни было. _________________ iitai koto wa ashita (asu) ie -завтра скажи то, что хочется сказать сейчас
|
|
К началу темы |
|
|
Ондатр
Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
Добавлено: Вт Янв 18, 2011 10:22 pm |
|
|
Natari писал(а): | Я все же считаю себя воцерквленной. |
Когда вы в последний раз посещали мессу?
Были ли в церкви в прошлое воскесенье?
Посещаете ли вы церковь чаще чем раз в месяц?
Соблюдали ли вы Рождественский пост? _________________ Максим
|
|
К началу темы |
|
|
Natari
Зарегистрирован: 21.03.2010 Сообщения: 1417 Откуда: Саратов
|
Добавлено: Ср Янв 19, 2011 8:08 am |
|
|
Ондатр писал(а): | Когда вы в последний раз посещали мессу? Cool
Были ли в церкви в прошлое воскесенье?
Посещаете ли вы церковь чаще чем раз в месяц?
Соблюдали ли вы Рождественский пост? |
Ничего (или давно) из вышеперечисленного, Ондатр-сан.
Natari писал(а): | Я вот как раз такая "прихожанка". |
Это к тому, что
Акинари писал(а): | православных, живущих церковной жизнью, меньше, чем указывающих свою принадлежность в переписи. |
И я укажу в некой гипотетической анкете "православие" в графе "религия". Не буду там объяснять и расписывать все тонкости своего синтетического мировоззрения. _________________ iitai koto wa ashita (asu) ie -завтра скажи то, что хочется сказать сейчас
|
|
К началу темы |
|
|
Ондатр
Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
Добавлено: Ср Янв 19, 2011 10:52 am |
|
|
И таких наберётся 60% населения (включая тех которые "я православный, но в бога не верю") _________________ Максим
|
|
К началу темы |
|
|
Ольга Славянская
Зарегистрирован: 17.01.2011 Сообщения: 462 Откуда: Ефремов
|
Добавлено: Ср Янв 19, 2011 10:59 am |
|
|
Ага, лол. В переписи, если не ошибаюсь, 2004 года число "православных" превысило число тех, кто верит в бога.
Согласна, то, что человек самоидентифицирует себя как православного, еще не говорит о том, что он им на самом деле является. |
|
К началу темы |
|
|
Василий
Зарегистрирован: 04.02.2010 Сообщения: 2627 Откуда: Компьютер
|
Добавлено: Ср Янв 19, 2011 11:10 am |
|
|
Ондатр писал(а): | "я православный, но в бога не верю" |
Я знаю одного "православного атеиста". |
|
К началу темы |
|
|
Ондатр
Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
Добавлено: Ср Янв 19, 2011 11:19 am |
|
|
Ольга Славянка писал(а): | то, что человек самоидентифицирует себя как православного, еще не говорит о том, что он им на самом деле является. |
Но такая самоидентификация всё равно уже связывает его с определённой системой ценностей. _________________ Максим
|
|
К началу темы |
|
|
Ольга Славянская
Зарегистрирован: 17.01.2011 Сообщения: 462 Откуда: Ефремов
|
Добавлено: Ср Янв 19, 2011 11:23 am |
|
|
"Однако следует твердо держать в уме, что сама по себе культурная религиозность (религиозная самоидентификация) является определенной мировоззренческой, идеологической позицией, но никак не религиозностью в прямом значении этого слова. Сама по себе самоидентификация автоматически не предполагает, что данный человек разделяет соответствующие религиозные верования и следует определенным религиозным практикам.
Религиозность и религиозная самоидентификация (культурная религиозность)- разные вещи.
Собственно уровень религиозности – это численность практикующих верующих. В отношении "этнических религий"- православия, католичества, лютеранства, ислама, иудаизма и буддизма в современных российских условиях вопрос о том, кого считать практикующим верующим (а, следовательно, кого вообще-то считать представителем данного религиозного течения) сложен и отягощен личными пристрастиями того, кто считает. Общие принципы этого подсчета очевидны: к данной религии или конкретной христианской конфессии принадлежит тот, кто разделяет ее вероучение, соблюдает, предписываемые ей практики. Однако число людей, полностью разделяющих вероучение (и даже жестче – разделяющих вероучительные истины, которые сама данная религия или христианская конфессия считает необходимыми, чтобы к ней принадлежать) и полностью исполняющих требуемые практики (совершение молитвы, участие в богослужении, причащение, исповедь), как показывают и опросы и опыт священнослужителей, ничтожно мало." |
|
К началу темы |
|
|
Рауха
Зарегистрирован: 08.09.2007 Сообщения: 14901 Откуда: Отовсюду всеми возможными
|
Добавлено: Ср Янв 19, 2011 2:09 pm |
|
|
Ондатр писал(а): | Боюсь его там уже забанили |
Он сам свой аккаунт удалил.
А вообще - что мы тут обсуждаем? Господствующая идеологческая направленность в России и не только - сциентический эклектизм с агностическим уклоном. Традиционная религиозность любой конфессиональности заведомо маргинальна. |
|
К началу темы |
|
|
Ондатр
Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
Добавлено: Ср Янв 19, 2011 5:48 pm |
|
|
Но интерес то в том, Почему, несмотря на всё выше изложенное, эти 60 процентов считаютсебя православными. неужели только потому , что "русский значит православный"?
Добавлено спустя 1 минуту 23 секунды:
Natari писал(а): | И я укажу в некой гипотетической анкете "православие" в графе "религия" |
Натари, вот если бы вы жили в Польше, вы бы тоже стали православной, или нет? _________________ Максим
|
|
К началу темы |
|
|
Рауха
Зарегистрирован: 08.09.2007 Сообщения: 14901 Откуда: Отовсюду всеми возможными
|
Добавлено: Ср Янв 19, 2011 5:56 pm |
|
|
Ондатр писал(а): | Но интерес то в том, Почему, несмотря на всё выше изложенное, эти 60 процентов считаютсебя православными. неужели только потому , что "русский значит православный"? |
А почему нет? Вот язычники альтернативный бренд проталкивать пытаются, не дай Бог чтоб очень успешно... Просто востребован патриотский самоидентификационный ярлык. |
|
К началу темы |
|
|
Яник
Зарегистрирован: 07.09.2007 Сообщения: 6136 Откуда: Санкт-Петербург
|
Добавлено: Ср Янв 19, 2011 10:24 pm |
|
|
Воцерковлевный православный и просто православный - тождественные понятия? Имхо нет. Что думает Ондатр? _________________ Сегодня самый лучший день:
пестреют флаги над полками:
Сегодня самый лучший день.
сегодня битва с дураками.
С уважением
Яков
|
|
К началу темы |
|
|
Natari
Зарегистрирован: 21.03.2010 Сообщения: 1417 Откуда: Саратов
|
Добавлено: Ср Янв 19, 2011 10:38 pm |
|
|
Ондатр писал(а): | Натари, вот если бы вы жили в Польше, вы бы тоже стали православной, или нет? |
Не важно, где бы я жила. В православие крестилась я в довольно сознательном (хотя и детском) возрасте.
Добавлено спустя 48 секунд:
Яник писал(а): | Воцерковлевный православный и просто православный - тождественные понятия? Имхо нет. |
Имхо также.
Добавлено спустя 9 минут 34 секунды:
Можно говорить о "былой воцерквленности" как о факте биографии?
Для меня вообще не принципиальна религиозная самоидентификация. Сейчас даже честнее было бы в той самой гипотетической анкете поставить прочерк. Который не чуть не омрачил бы моего личного восприятия духовности. _________________ iitai koto wa ashita (asu) ie -завтра скажи то, что хочется сказать сейчас
|
|
К началу темы |
|
|
Рауха
Зарегистрирован: 08.09.2007 Сообщения: 14901 Откуда: Отовсюду всеми возможными
|
Добавлено: Ср Янв 19, 2011 10:57 pm |
|
|
Natari писал(а): | Можно говорить о "былой воцерквленности" как о факте биографии? |
Наверно. Я вот, говорю, бывает. |
|
К началу темы |
|
|
Акинари Гость
|
Добавлено: Чт Янв 20, 2011 12:56 am |
|
|
Natari писал(а): | Для меня вообще не принципиальна религиозная самоидентификация. Сейчас даже честнее было бы в той самой гипотетической анкете поставить прочерк. Который не чуть не омрачил бы моего личного восприятия духовности. |
+
Я в последнее время в своей ереси так погряз, что на вопрос о идентификации растерянно чешу в затылке, произвожу нечленораздельные звуки и по существу могу только по-буддийски поднять вверх палец и многозначительно улыбнуться.
Наверное, надо придумать какое-то название помудрёнее, безо всякого значения, им и обозваться. Пущай думают, что это религия такая. Африканская.
Рауха писал(а): | Наверно. Я вот, говорю, бывает. |
Пожалуй. Я значит тоже бывший воцерковлённый, даже под ондатрову анкету подходил. |
|
К началу темы |
|
|
Ондатр
Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
Добавлено: Чт Янв 20, 2011 11:02 am |
|
|
Яник писал(а): | Воцерковлевный православный и просто православный - тождественные понятия? Имхо нет. Что думает Ондатр? |
Что нет подразумевается с самого начала (по нонешним временам). _________________ Максим
|
|
К началу темы |
|
|
Рауха
Зарегистрирован: 08.09.2007 Сообщения: 14901 Откуда: Отовсюду всеми возможными
|
Добавлено: Чт Янв 20, 2011 6:41 pm |
|
|
Ондатр писал(а): | Что нет подразумевается с самого начала (по нонешним временам). |
А по не нонешним? |
|
К началу темы |
|
|
Ондатр
Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
Добавлено: Пт Янв 21, 2011 11:09 am |
|
|
А по не-нонешним урядник ходил спрашивал почему на исповеди давно не были. _________________ Максим
|
|
К началу темы |
|
|
alexmoon
Зарегистрирован: 17.01.2008 Сообщения: 246 Откуда: Коктебель
|
Добавлено: Пт Янв 21, 2011 12:32 pm |
|
|
В церковь ходит мало людей. За время советов привычку у людей отбили. Приучить снова времени много надо и храмов побольше. Верующих у нас много, просто в церковь не ходят, как поляки. Проповедников хороших очень мало. Видимо уже не восстановить дореволюционную посещаемость церквей. _________________ С уважением, Алексей.
Мое имя в скайпе: alekseymoon
|
|
К началу темы |
|
|
Ольга Славянская
Зарегистрирован: 17.01.2011 Сообщения: 462 Откуда: Ефремов
|
Добавлено: Пт Янв 21, 2011 1:17 pm |
|
|
Цитата: | Видимо уже не восстановить дореволюционную посещаемость церквей. |
Естественно, до революции посещение церкви было принудительно-обязательным. А сейчас какбэ светское государство, Конституция и все такое.
Цитата: | Верующих у нас много, просто в церковь не ходят, |
Соответственно на исповеди не бывают и на причастии. Какие ж они тогда верующие? |
|
К началу темы |
|
|
alexmoon
Зарегистрирован: 17.01.2008 Сообщения: 246 Откуда: Коктебель
|
Добавлено: Пт Янв 21, 2011 2:22 pm |
|
|
Ольга Славянка писал(а): | Соответственно на исповеди не бывают и на причастии. Какие ж они тогда верующие? |
Выполнение ритуалов и вера, это две больших разницы. В мире ритуалы отличаются, а бог и вера в него практически нет. _________________ С уважением, Алексей.
Мое имя в скайпе: alekseymoon
|
|
К началу темы |
|
|
Ольга Славянская
Зарегистрирован: 17.01.2011 Сообщения: 462 Откуда: Ефремов
|
Добавлено: Пт Янв 21, 2011 2:34 pm |
|
|
Цитата: | Выполнение ритуалов и вера, это две больших разницы. В мире ритуалы отличаются, а бог и вера в него практически нет. |
Это да, не спорю. Но называть себя православными с достаточными на то основаниями такие люди уже не могут. |
|
К началу темы |
|
|
Ольга Славянская
Зарегистрирован: 17.01.2011 Сообщения: 462 Откуда: Ефремов
|
Добавлено: Ср Мар 02, 2011 10:32 pm |
|
|
Захожане: Кто и как в России посещает церкви
Автор: Н.Митрохин
| Печать |
На постсоветском пространстве Русская православная церковь – крупнейшая религиозная организация. По количеству приходов она доминирует не только в России, но и в Белоруссии, Молдавии, на Украине. Однако точно оценить количество ее прихожан невозможно.
Узким кругом
В собственном уставе РПЦ расплывчато именует своими прихожанами всех лиц православного вероисповедания, проживающих на ее «канонической территории» (в странах бывшего СССР, за исключением Армении и Грузии), а также «добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах». Статистика количества общин и другой православной инфраструктуры (о ее достоверности я буду говорить ниже) никак и ни в каких официальных документах не коррелируется с данными о количестве прихожан.
Подобная информация отсутствует даже во внутренних документах церкви. Епархиальные отчеты нередко содержат довольно подробные данные о состоянии храмов, но, например, выяснить по ним, на какое количество прихожан они рассчитаны (не говоря уж о том, сколько в них ходит), невозможно. Чаще всего не знают этого и служащие в храмах священники. При личных беседах их приводят в замешательство вопросы о количестве людей, пришедших в храм на Пасху (традиционный пик посещаемости) или даже на последнюю службу. Более или менее точно они могут назвать количество причастившихся, но с учетом того, что это, как правило, малая часть присутствующих, такие данные трудно назвать репрезентативными.
С позиции юриста в России немногим более 100 тыс. прихожан РПЦ, входящих примерно в 11 500 общин. Ведь единственным местом, где фиксируются данные на конкретных верующих церкви, являются списки приходского совета – они подаются в региональное подразделение Министерства юстиции РФ для регистрации прихода (общины).
По существующему законодательству в состав учредителей религиозной организации должно входить не менее 10 человек. Как правило, списки такой численности и подаются в областные управления юстиции. Священникам и работникам храма выгоднее заявить властям узкий круг соучредителей прихода, чем фиксировать на бумаге имена всей активной части общины. Это помогает избежать возможных неприятностей, если вдруг часть актива решит выйти из-под контроля духовенства. Ведь соучредители общины реально входят в приходской совет только на первом этапе. В дальнейшем они могут быть заменены, умереть или перестать посещать этот храм. С точки зрения закона (как государственного, так и церковного) главное, чтобы община была зарегистрирована, а сохранит ли она прежний состав – не имеет значения.
Свечная память
Таким образом, если многие другие религиозные конфессии более или менее твердо знают количество своих верующих в регионах России и странах СНГ (и даже иной раз могут отчитаться поименными списками прихожан), то РПЦ оперирует данными о доле населения, признающего себя православным.
Количество верующих РПЦ можно было бы подсчитать на основе социологических методик, однако последние пять лет между религиоведами и социологами ведутся споры о корректных методах подсчета. Положение осложняется тем, что на постсоветском пространстве весьма низка религиозная культура. Точнее, существует феномен «размытой» религиозности, когда люди, определяющие себя как православные, не только годами не ходят в храм, но даже не крещены.
Это подтверждают результаты социологических опросов. Согласно одному из них (проведенному фондом «Общественное мнение» в 2002 г. в 44 регионах России), 72% респондентов заявили, что никогда в жизни не причащались. Лишь 12% опрошенных держали посты (из них половина – только Великий пост) и лишь 1% соблюдал все пищевые ограничения, предусматриваемые православной догматикой. Согласно другому опросу того же социологического центра (апрель 2003 г.), 59% опрошенных заявили, что они являются православными, однако только 85% из них считали Пасху важным событием. И лишь 16% ответили, что на Пасху намерены сходить в церковь.
Другой, гораздо более оптимистичный для РПЦ опрос, проводившийся службой РОМИР в течение всего 2003 г. (100 городских и сельских населенных пунктов), показал аналогичный процент людей, систематически посещающих храмы, но гораздо больший – по эпизодическим посещениям. Всего, таким образом, о своем посещении православного храма в течение года заявило не более 40% населения России.
В результате дискуссий экспертов и регулярных «замеров» населения различными социологическими группами специалисты сошлись во мнении, что чуть более половины населения России считают себя православными, однако лишь 2–4% населения регулярно посещают храмы, исполняют необходимые обряды, читают религиозную литературу и потому могут всерьез считаться прихожанами РПЦ. В Церкви эту категорию людей называют воцерковленными верующими (далее я буду именовать их воцерковленными).
Все категории верующих, не принадлежащих к духовенству и сообществу воцерковленных и посещающих храм эпизодически, именуются на церковном сленге захожанами. Чаще всего эти люди действительно посещают храм лишь для того, чтобы поставить свечку перед одной-двумя «полезными» иконами и после этого выйти – не проявив особого интереса к литургии. За свою жизнь из всех церковных таинств они участвуют только в крещении и отпевании.
Естественный процесс
Эта практика много раз подвергалась критике внутри самой Церкви, но остается неизменной. Опросы священников (проведенные как мною, так и моими коллегами) показывают, что практически никто из присутствующих при крещении взрослых, в том числе и его крестные родители, не знает элементарных молитв, даже «Символа веры», и, более того, не умеет креститься и не делает этого в храме.
Классическим в этом отношении примером стал культ новой (канонизирована в 1998 г.) московской святой Матроны, чьи мощи в 1997 г. были переданы Покровскому женскому монастырю. «Сарафанное радио» (следуя мифологии, выработанной монашествующими) настойчиво рекомендует посетить его всем женщинам для благополучия в семейной жизни, вне зависимости от их отношения к институту церкви. Монахини монастыря в интервью московской церковной прессе утверждают: «Даже людям, совсем далеким от веры, Матрона помогает. Она соединяет разделенные семьи, помогает найти работу, от наркомании лечит, от онкологии, сейчас много людей пропадает – по молитвам к ней они возвращаются <…> Все, кто хоть раз обращался к ней в трудную минуту жизни, по опыту знают силу ее молитвенного заступления».
Наличие захожан и особенно тех из них, кто ищет в Церкви исцеления, но не веры, объясняет разницу между результатами работы социологов и подсчетами верующих, осуществляемыми МВД. По традиции, оставшейся с советских времен, милиция в крупных городах ведет учет количества людей, посещающих службу в пасхальную ночь. (Для верующего христианина посещение храма в это время обязательно.) Так вот, в десятимиллионной Москве в 2000 г. в православные церкви пришло не более 120 тыс. человек (в 1992–1994 гг. – 180 тыс.). А на Пасху 2003 г. в период с 8 часов вечера Великой субботы до 6 часов утра пасхального воскресенья в храмы зашло всего 63 тыс. человек.
Данные по другим регионам подтверждают ту же картину – на главный православный праздник приходит (во всяком случае, по данным МВД и областных администраций) от 0,5 до 2,1 % населения. Несколько выше число людей, приходящих на Пасху на кладбища (праздники Красная горка и Радоница) поминать своих родственников, однако эта традиция не имеет никакого отношения к учению церкви и рассматривается ею как «народный обычай».
Суммарные данные по стране подтверждают региональную статистику. В 2002 г. МВД, опираясь на опыт предшествующих лет, предсказывало, что во всех пасхальных мероприятиях (включая Страстную седмицу, Пасху, Красную горку и Радоницу) примут участие примерно 15 млн человек, то есть чуть более 10% населения страны. В 2004 г., согласно тому же источнику, на богослужениях в храмах РПЦ присутствовало 4,9 млн человек (3,3% населения России), на которых приходилось 10 млн посетителей кладбищ.
Еще в конце 2003 г. очевидную ситуацию вынужден был признать и патриарх Алексий. В своем выступлении на епархиальном собрании г. Москвы он с горечью сказал: «Храмы пустеют. И пустеют не только из-за того, что увеличивается количество храмов. Это естественный процесс, он будет продолжаться».
А представитель Российской православной автономной церкви московский протоиерей Михаил Ардов советует: «Я бы мог предложить социологам и психологам интереснейшую тему для исследований. Надо провести опросы на городских и сельских кладбищах в день Пасхи. Следует поинтересоваться у людей: почему они приходят сюда именно в этот день? Отчего они тут едят и пьют? Верят ли они в загробную жизнь? Результаты могут быть поразительными, тут может выявиться нечто вроде новой бездуховной религии с грубыми суевериями и примитивными обрядами».
http://www.pravoslavie.be/index.php?option=com_content&view=article&id=141 |
|
К началу темы |
|
|
SilverCloud
Зарегистрирован: 10.09.2007 Сообщения: 4805
|
Добавлено: Чт Мар 03, 2011 6:10 pm |
|
|
Ольга Славянская писал(а): | весьма низка религиозная культура. Точнее, существует феномен «размытой» религиозности, когда люди, определяющие себя как православные, не только годами не ходят в храм, но даже не крещены | Это может быть свидетельством не только низкой, но и, напротив, высокой религиозной культуры. _________________ forum.rozamira.ws: двойные стандарты как средство воспитания общечеловеков облагороженного образа
|
|
К началу темы |
|
|
Ольга Славянская
Зарегистрирован: 17.01.2011 Сообщения: 462 Откуда: Ефремов
|
Добавлено: Чт Мар 03, 2011 7:28 pm |
|
|
Согласна |
|
К началу темы |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|
Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий
|