Угождай всем больным, которые рядом с тобой, чтобы через это приобрести милосердие. Потом, когда ты сам заболеешь, Бог обязательно воздвигнет рядом человека, который послужит тебе.
Не требуй любви от ближнего, ибо требующий ее смущается, когда ее не встретит. Лучше ты сам покажи любовь к ближнему, и успокоишься. И таким образом приведешь и ближнего к любви.
Сорадуемся друг другу и возлюбим ближнего, ибо чем более кто соединяется с ближним, тем более соединяется с Богом.
Знайте, что от пренебрежения малого и ничтожного мы переходим и к пренебрежению великого. И если кто попирает свою совесть, закосневая, он находится в опасности придти в совершенное нечувствие. Поэтому берегитесь пренебрегать малым и ничтожным, ибо через это образуется худой навык. Будем же внимать себе и заботиться о легком, пока оно легко, чтобы оно не стало тяжким: ибо и добродетели, и грехи начинаются от малого и приходят к великому добру и злу.
Кто не презрит славы и телесного покоя, а вместе с тем и самооправдания, тот не может ни отсечь своих пожеланий, ни избавиться от гнева и скорби, ни успокоить ближнего.
Истинный труд не может быть без смирения; ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что. Лишь тот, кто соединяет смирение с трудом, достигает цели.
Бог знает, удивляясь нечувствию наших душ, что мы можем спастись и не хотим: ибо пока наши страсти еще молоды, мы можем отсекать их, но не заботимся о том, и позволяем им укрепиться против нас, чтобы придти к худшему концу.
Не великое дело судить того или сострадать тому, кто находится в скорби и покоряется тебе, но великое — не судить того, кто тебе противоречит.
Кто совершил дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение, ведь то, что делается ради Бога, не может быть твердым, если не будет испытано искушением.
Знайте, что ни одна злоба, ни одна ересь, ни сам дьявол не может никого обольстить иначе, как только под видом добродетели.
Ничто так тесно не соединяет людей между собой, как то, когда они сорадуются друг другу в одном и том же и имеют одинаковый образ мыслей.
Не делай зла даже в шутку, ибо случается, что иной сначала шутя делает зло, а после, даже нехотя, им увлекается.
Кто не внимает себе и не охраняет себя, тот легко уклоняется или вправо или влево, то есть или в излишество, или в недостаток, и производит в себе недуг, который составляет зло.
Мы всегда должны испытывать себя, успели ли мы сколько-нибудь, или находимся в том же устроении, или впали в худшее. Ибо человек, подчиняющийся своим страстям, подобен тому, кто будучи пораженным стрелами врага, берет эти стрелы и собственными руками вонзает их в свое сердце. Человек, сопротивляющийся страсти, подобен тому, кто осыпаемый стрелами врага, облечен в броню, и потому не получает ран. А искореняющий страсть подобен тому, кто будучи осыпаем стрелами врагов, сокрушает их, или возвращает в сердце врагов.
Каждую страсть врачует соответствующая ей заповедь: против тщеславия — заповедь о смиренномудрии, против сластолюбия — заповедь о воздержании, против сребролюбия — заповедь о милостыне. Здесь нельзя сказать, что лекарства стары и потому не действуют: ибо заповеди Христовы никогда не ветшают, но чем более их исполняют, тем более они обновляются. И ничто не препятствует здравию душевному, кроме бездействия души.
(VII век, Греция; Дорофей был в монастыре врачом). |