Святые заступники: Брахма Нарада, Архангел Гавриил Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011)

Три вещи не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и упущенная возможность.
(Арабская пословица)

 
Перейти на сайтСайт   АльбомАльбом   ПомощьПомощь   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Святые заступники: Бодхисаттва Гуаньинь, ангел

Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.

Рассылка "перекличка вестников"
 
 
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Искусства -> Литература
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Е. Морошкин



Зарегистрирован: 09.09.2007
Сообщения: 146
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 19, 2007 10:56 pm    Рассылка "перекличка вестников"

Представляю свой большой проект – рассылку «Перекличка вестников». Первые выпуски появились еще весной здесь: http://rozamira.org/lib/vestniki/ , теперь они будут появляться в виде интернет-рассылки: http://subscribe.ru/catalog/lit.poetry.vestniki , а также накапливаться на сайте. В ближайшее время Володя напишет о том, как оформить подписку.

Идея рассылки возникла в ходе работы над «Библиотекой вестничества» ( http://rozamira.org/lib/themes/vestniki/index.htm , она тоже будет пополняться, работа еще в самом начале). Собирая стихи многих авторов и отбирая среди них те, где наиболее проявляется «сквозящий» взгляд, я почувствовал, что атмосфера, создаваемая некоторыми стихотворениями, как бы стремится развиваться дальше, самостоятельно, за гранью произведения. И мне захотелось по возможности реализовать эти стремления, и сделать это я мог только одним способом – формировать маленькие циклы из двух-трех стихотворений, чтобы они между собой создавали некоторый резонанс, усиливали бы смысл друг друга. Я стремился к тому, чтобы в каждом из мини-циклов возникала собственная внутренняя логика, собственный ритм. Часто они объединены какой-нибудь общей мыслью, иногда даже мысль последовательно разворачивается от одного стихотворения к другому. Но чаще их объединяет нечто трудно поддающееся описанию – какое-то интуитивно схваченное соответствие интонаций, родство внутренних состояний; иногда – апелляция к единому культурно-стилистическому полю.

Сами имена, оказывающиеся здесь рядом, иногда звучат парадоксально: хотя они все и принадлежат единой русской литературе, но мы по инерции относим их к разным смысловым сферам, почти не соприкасающимся. Я старался разрушать эту инерцию, точнее – старался не принимать ее во внимание. Мне кажется, в результате возникает иногда свежий, неожиданный и непредвзятый взгляд на давно известных авторов.

Выпуски будут появляться два раза в неделю, рассылка будет продолжаться, как минимум, два года (200 выпусков), а возможно – значительно больше. Круг поэтов довольно быстро обозначится, но эпизодически будут появляться и произведения других авторов, у которых также иногда случались прорывы в вестничество.

Мне хочется показать огромное разнообразие тем, подходов, интонаций, жанрово-культурных ориентиров, доступных русской поэзии, из чего складывается особый внутренний простор, дающий представление о масштабе и потенциальных возможностях метакультуры. Он будет разворачиваться постепенно, от одного цикла к другому, постепенно захватывая все новые духовные пространства.

Пишите о ваших впечатлениях, всегда ли мини-циклы убедительно составлены, какие темы хочется увидеть более подробно разработанными. Мне это поможет в дальнейшей работе.


_________________
О, сколько их на полях!
Но каждый цветёт по-своему –
В этом высший подвиг цветка!

Басё
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Владимир



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 2631
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Окт 20, 2007 7:37 am   

Е. Морошкин писал(а):
В ближайшее время Володя напишет о том, как оформить подписку.

Адрес http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/ или http://subscribe.ru/catalog/lit.poetry.vestniki , вписать e-mail и нажать "Подписаться".

Рассылка задумывалась не как спам, но - приглашение к расширению поэтического кругозора, обмен находками и, конечно, обсуждение.

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Е. Морошкин



Зарегистрирован: 09.09.2007
Сообщения: 146
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Янв 19, 2008 4:04 pm   

Хочется подвести первые итоги рассылки «Перекличка вестников». Она регулярно выходит уже около трех месяцев, вышли 33 выпуска (считая несколько первых выпусков, появившихся весной). Обозначились некоторые авторы, которые там появляются наиболее часто; но это картина предварительная, спектр предпочтений полнее и объективнее станет виден еще через несколько месяцев. Еще не все поэты успели появиться в рассылке даже по первому разу (например, Пушкин). Некоторые, представленные пока одним произведением, в дальнейшем займут здесь более значительное место (Жуковский, Лермонтов, Мандельштам, Гумилев, Пастернак и другие).

Итак, список авторов, представленных в первых 33 выпусках:


И. Бунин (10)

В. Набоков (9)

А. Блок (9)

А. Фет (7)

Д. Андреев (7)

М. Волошин (6)

А. Тарковский (5)

М. Цветаева (4)

М. Петровых (4)

Ф. Тютчев (3)

С. Есенин (3)

Л. Патракова (3)

А. Ахматова (2)

Н. Языков (2)

И. Анненский (2)

Д. Самойлов (2)

О. Мандельштам (1)

М. Лермонтов (1)

А. Толстой (1)

Б. Пастернак (1)

В. Андреев (1)

В. Жуковский (1)

Н. Заболоцкий (1)

Ф. Сологуб (1)

Вяч. Иванов (1)

В. Кюхельбекер (1)

Н. Клюев (1)

Н. Гумилев (1)


_________________
О, сколько их на полях!
Но каждый цветёт по-своему –
В этом высший подвиг цветка!

Басё
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Владимир



Зарегистрирован: 07.09.2007
Сообщения: 2631
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Мар 17, 2008 11:07 am   

Теперь можно подписаться тут. (Предложение разместить форму подписки поступило от администрации сервера subscribe.ru .)

А интересно, много ли народу у нас любит поэзию? Или в рассылке "не то" - а тогда что бы хотелось?

Конечно, слово должно звучать, а не только быть прочитанным. Предлагаю вашему вниманию короткую запить: стихотворение Райнера Марии Рильке "Созерцание" (перевод с немецкого Бориса Пастернака) (1:52, 1.1 Мб)

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Кораблик



Зарегистрирован: 10.09.2007
Сообщения: 3154
Откуда: с Моря-Окияна

СообщениеДобавлено: Пн Мар 17, 2008 9:40 pm   

Хочу Николая Гумилёва, Киплинга, Роберта Бёрнса.... не только вестников


_________________
Спой о том, как в даль идут корабли Не сдаваясь буре. Спой о том, что ради нашей любви Весь этот мир придуман.
(слова Л. Дербенева, музыка М. Дунаевского, исполняет М. Боярский)
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Е. Морошкин



Зарегистрирован: 09.09.2007
Сообщения: 146
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Мар 26, 2008 11:09 pm   

На сегодня число выпусков рассылки перешло за 50, и она, как живой, растущий организм, уже определила некоторые присущие ей качества. Эти качества складываются спонтанно и одновременно становятся открытием и для меня самого, заранее они не определялись.

Сейчас выделилось несколько основных тем, вокруг которых по смыслу можно сгруппировать большинство выпусков. В каждом конкретном выпуске тема выражается с той или иной силой и определенностью, с разными стилевыми и смысловыми оттенками, но все-таки каждое из направлений ясно прослеживается, и внутри него постепенно вырастает свой смысловой объем.

Начну с наиболее простого и понятного – со стихов о природе. Таких выпусков уже довольно много:

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200702/26213534.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200710/22003228.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200711/15001308.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200711/22000856.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200712/09000731.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200801/19000539.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200803/01000855.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200803/15000901.html


В одних произведениях природа становится поводом, отправной точкой для углубления автора в свой собственный мир, иногда – некоторым каркасом для авторских мыслительных построений. В других – природа самоценна, она сама предстает перед поэтом в богатстве и загадочности своих смыслов.

Выход автора в сферу сверхсознания также часто начинается с созерцания природы, но не обязательно: свехчувственный и трансфизический опыт могут произрасти на любой почве:

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200710/29002101.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200801/09000712.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200801/26000607.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200802/05000732.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200802/08000751.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200802/12001118.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200802/26001008.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200803/19000937.html


Это пока не самые сложные образцы по этой теме, более значительное и сложное появится позднее.

Появилась тема смерти и посмертия – в ее сквозящем, полном светлых надежд преломлении:

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200710/17082009.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200712/13000722.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200712/23000757.html


Есть отражения и темного опыта (тоже пока не самые сильные):

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200710/26001143.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200712/06000912.html


Стихи, отражающие социум с его дисгармонией и разрушительным воздействием на человека не будут здесь занимать много места, но все-таки они есть:

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200711/01001109.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200711/29000923.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200712/16000738.html


Естественно, одна из центральных тем для поэта – тема творческого самораскрытия; при этом художник предстает здесь не столько представителем своей профессии, сколько воплощением человека в целом, его внутренней сущности, а проблемы творческого созревания и творческого пути становятся проекцией универсальных проблем всякой одухотворенной личности:

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200710/17082406.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200711/12001106.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200712/20000816.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200712/30000600.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200801/02000621.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200801/05000614.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200801/12000652.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200801/16003319.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200802/02000558.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200802/22000847.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200803/12000915.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200803/25000837.html


Ряд произведений как бы наводят мосты между личностью и сложившими в человечестве духовно-культурными сферами. Таковы три стихотворения, в которых легко, ненавязчиво присутствует веяние античной культуры:

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200801/22001011.html

Ориентальный цикл:

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200711/26001014.html


Еще два цикла с живым ощущением единства настоящего и истории:

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200711/08000846.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200803/22000656.html


Ни один из русских поэтов не миновал темы национального менталитета; прароссианский колорит может проявляться во множестве преломлений, включая иронический (как у Заболоцкого):

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200702/26213024.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200712/02000630.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200801/29001819.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200802/15001049.html


Также по-разному может выходить на поверхность и христианская основа культуры:

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200702/27001432.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200711/05001230.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200711/19000954.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200712/27000707.html

И, наконец, стихи о любви. Их тоже будет относительно немного, но появятся самые разные повороты темы, в том числе и замутненно-дуггурская. Но больше светлых:

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200802/19000756.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200803/05000916.html

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200803/08000719.html


Женственность как явно обозначенный и самостоятельный предмет созерцания поэта также давно присутствует в русской поэзии (начиная с Жуковского), только никто еще, кажется, целенаправленно этого не проследил. Я попытаюсь это сделать; а пока – только первое приближение к теме:

http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200710/19225225.html


_________________
О, сколько их на полях!
Но каждый цветёт по-своему –
В этом высший подвиг цветка!

Басё
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Е. Морошкин



Зарегистрирован: 09.09.2007
Сообщения: 146
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Июл 08, 2008 12:11 pm   

Спешу сообщить: в рассылке «Перекличка вестников» появился новый момент, во многом изменяющий ее восприятие. В каждом выпуске теперь будут даваться ссылки на другие выпуски, образующие с ним смысловые и эмоциональные параллели.

Так, выпуск № 81 ( http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200807/05001535.html ) объединяет с пятью другими ощущение родства человека с природными стихиями. В одних случаях это выражается весьма эмоционально, наполнено человеческими чувствами восхищения и благодарности, в других примерах больше самоуглубления, желания постичь некую светлую тайну природы.

Сегодняшний цикл (№ 82 http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200807/08004317.html ), посвященный совсем другой теме, также имеет две ссылки. Здесь, правда, не нашлось достаточно близких выпусков из числа имеющихся, и данный объединяющий макро-цикл вышел несколько рыхлым. Но по мере накопления материала (сейчас рассылка выходит два раза в неделю, с сентября станет выходить через день) у меня будет возможность каждый раз находить соответствующие, художественно корректные параллели. Тогда рассылка станет в полной мере выполнять задачу, которую я перед ней поставил с самого начала: представить вестническую традицию в русской поэзии как целостный и непрерывный процесс, показать широту тем, ей доступных, и интонационно-стилевое многообразие.


_________________
О, сколько их на полях!
Но каждый цветёт по-своему –
В этом высший подвиг цветка!

Басё
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Е. Морошкин



Зарегистрирован: 09.09.2007
Сообщения: 146
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Авг 11, 2008 10:06 pm   

С разрешения Ирины Николаевой публикую здесь несколько ее писем ко мне. Речь в них идет о некоторых последних выпусках рассылки.


12.07.08
О выпуске 83 http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200807/12001750.html

Женя! Вот, этот выпуск менее определен поэтически, менее явен философски, - так на первый взгляд, по крайней мере. Читала его несколько раз и только потом оценила. Но зато здесь тема смерти отчетливо звучит как тема расставания с земным. Соответственно, дух человеческий или удивляется единству жизни и смерти, как у Бунина, или страдает сомнением, как у Тарковского. И как это хорошо прочитывается, что у Тарковского сомнение это более чем мучительно, потому что расставания он познал уже на путях самой жизни. И так становится понятно, что вера у Бунина и Тарковского одна, но ее дороги - разные. И сколько времени их отделяет друг от друга? Совсем не много, но... Прямо оторопь берет, как много пришлось пережить и передумать русскому человеку в такой короткий исторический срок с тем, чтобы остаться поэтом и мыслителем. А потому и звучат эти стихи мучительно по-разному. А вот Анненский совершенно точно знает, что есть какие-то мгновения земной красоты, которые устрояют в нас гармонию жизни и смерти. Вот это у Анненского очень хорошо: как будто он находит светлую и отчетливо звучащую уверенность в том, что не может для нас умереть красота, если мы способны о ней помнить и чтить ее в земных созданиях. Спасибо! И.Н.


15.07.08
О выпуске 84 http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200807/15001543.html

Женя! По своему звучанию 84 выпуск - очень необычный. Казалось бы: точно выбранный для сопоставления поэтический образ морских волн облегчает восприятие. Ан нет, наоборот. Удивительно, насколько круто и насколько исторически предопределенно разнится вот это особое, поэтически выразительное, а значит и осмысленно человеческое, сознание жизни природы!.. Майков переживает ее прямо-таки как антик. Для него каждое ее действие есть действие какого-то огромного, отдельного от самого человека, точно и особо организованного, единого и живого механизма, способного самостоятельно производить то, что сам человек воспринимает уже как естественное чудо. И у этого живого и огнедышащего механизма есть масса способов это чудо производить, в том числе и битва. А Мандельштам мыслит и видит природу совершенно противоположным чувством и образом: он видит и чувствует не ее целое, а ее отдельную часть, робкую и обреченную. Но Мандельштам, обрати внимание, чувствует себя и свой поэтический язык как некоторую возможность быть больше природы и уникальнее ее. По сути, это очень библейское чувство, а лучше сказать, - видение: только оно позволяет сознавать Бога совершенно отдельно от Природы. У Мандельштама это очень органично и очень трагично, потому и оборвано: на мой взгляд, понятно, почему стихотворение так и не было окончено, хотя он возвращается к нему спустя семнадцать лет... Ведь эта отдельность Бога и Природы оправдывается только существованием человека! А если история и мысль ее - против человека и против Бога? Тогда в истории и ее действиях уже нет ни Бога, ни человека. Вот что чувствует, угадывает и не может сказать Мандельштам! Так, по крайней мере, кажется, если оценивать и сопоставлять Мандельштама и Майкова...

И как очевидно иначе переживает то же самое чувство М. Волошин!! У него все органично, все есть жизнь и ее переливы, в которых и сам человек - только дитя... А вот Бунин куда более интересен: он природу переживает как храм. И это очень определенное и очень точное чувство, которое мало кто замечает и мало кто отмечает. И в "Сумерках" эта мысль и это отношение звучит у него очень мощно, прямо поразительно. И поразительно вот это его понимание, что природа сама не сознает своих богов и не может их, соответственно определять. Ее славословие неведомым богам стихийно, и иным быть не может. Это уже не библейское чувство. Более того, это особая оценка сил природы, существующих без человека. Наверное, это отношение евангельское, но еще нераскрытое до конца, еще только робко приложимое к началам природы, для самого поэта пока еще полубессознательное. И это очень трудное отношение, его регистров мы практически не знаем. И Бунин как раз и ценен тем, что попытался выразить то, что еще невыразимо. Спасибо, Женя, эти выпуски очень непростые, но они соприкасаются с давними и заветными моими размышлениями. Во всяком случае, бунинское осознание природы как храма (но не наоборот!) мне очень близко! И.


15.07.08

Жень, я перечитала письмо и вдруг увидела: а ведь у Бунина это переживание природы и ее сил и действий не только не библейское, но и не античное, что очень важно. Важно для того, чтобы понять и ли хотя бы почувствовать, какой именно скачок в своем сознании самого себя попытался совершить мировой процесс путем явления Христа. Даниил Андреев, по сути, об этом и размышляет, возвращаясь к Будде именно потому, что совершившаяся история и социальный человек очень много в этом скачке сознания пропустили и не учли. Но, конечно, и повторить его символически, образно или интеллектуально было очень трудно. И, кажется, я понимаю, с какими именно трудностями и ограничениями самосознания столкнулся человек... Понимаю, но сформулировать ясно пока не в силах. Бунинские стихи 63 выпуска в этом отношении очень ценны. Они показывают, что мысль Бунина развивала новое, совершенно необычное понимание евангельских смыслов жизни и отношений человека и природы. И если бы его можно было довершить, - а основания к этому есть, мы могли бы надеяться преодолеть очень многие опасные повороты в развитии истории и социальных начал жизни. Спасибо. Пока. И.А.


19.07.08
О выпуске 85 http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200807/19001308.html

Женя, я потеряла текст письма о выпуске 85. А в письме я высказывала несколько мыслей. Во-первых, мысль о том, что поэтический язык человека обладает большим эволюционным потенциалом, чем умения и образы научной деятельности. Современные биотехнологии, писала я, скорее «контр-эволюционны», чем революционны и значимы. Поэтический язык способен сохранить открытость человека истории и природе в куда большей степени, чем это принято думать, о чем свидетельствует выпуск 85. Потом, я ссылалась на выпуск 24 и короткое, но такое печальное стихотворение Давида Самойлова, где точно было сказано о том, что только в поэзии человек преображает "человеческое, слишком человеческое" и создает для этого естественный ход и развитие традиций культуры. Обрыв этого естественного хода чреват смертельными разрывами для ума человека. У меня была эта мысль очень точно выражена, но сейчас, после потери письма - не помню как. Тему этого выпуска я назвала самой музыкальной темой, темой поэтической Музы. Ее образ действительно музыкален и отклик на этот выпуск требует абсолютного музыкального слуха, и в течении письма я его так хорошо отладила, но письмо потерялось.

... Хотя продолжим. В письме я писала, что Муза - это преображенное Я человека, не альтер-эго, а преображенное Я, столь значимое для истории и природы, что отказ от внимания к этой возможности преображения и воскресения человека чреват искажением смыслов его существования. Я прямо выразила там эту проблему как проблему Христа, ибо Его завет можно на языке культуры истолковать так, что... вот там я это сформулировала, а теперь - от горя потери - не помню как... Но вывод был: для истории и природы, следовательно, поэтический язык человека не менее значим, чем наука и философия.

Во-вторых, была мысль о том, что специфика поэтического языка как раз состоит в том, что он позволяет выразить особые и непростые отношения человека со смертью. Не столько язык науки и философии, но первоначально язык поэзии находит пластичные формы для выражения духовной сущности человека. А значит, поэтически человек более точно и глубоко может почувствовать грань жизни и смерти и, соответственно, дать уму более гибкие инструменты для того, чтобы ограничить права смерти. Да, почти так я и писала, упоминая о том, что известно каждому настоящему поэту: об уверенности смерти в своей неизбежности. Это ранит человека более всего, если он думает об этом. Иногда он отказывается думать, и это его сознательный выбор. Иногда он признает абсолютность прав смерти и начинает считать выгоды жизни, и это есть выбор судьбы и образа жизни. Но этому все равно что-то противостоит: некоторая стихия чувства, о которую закоротило стихотворение Д.Самойлова. Но здесь думать действительно трудно, потому что нет у ума инструментов. У меня именно поэтому и возникали там новые смыслы, которые нес с собой сам выпуск. Ну, например, я писала о том, что тема Музы - тема, пришедшая из глубин античности и отколовшаяся от ее глыб, но оказавшаяся для христианской традиции такой органичной... Что она развивалась очень неровно и медленно (во всяком случае, несопоставимо медленнее в сравнении со скоростями науки и техники), судя по различиям ее разработки у Афанасия Фета и Владимира Набокова. Поразило меня то, что у Набокова уже как бы и нет Музы, но есть Дар. Это очень хорошо чувствуется в его стихотворении. Я писала, что, как кажется, для него Муза утратила черты женственности. А это очень интересный момент в развитии его писательского самосознания. Лично мне представляется, что это связано с тем, что физическое расставание с Россией оказалось для него событием, равносильным утрате представлений о естественной женственности жизни и природы. И только его поэтическая память цепко хранила женственный образ родины. Я даже вспоминала в связи с этим А. Блока и его знаменитое восклицание: "О, Русь моя! Жена моя!". Как кажется, такой же символический, а не естественно-родовой смысл этого отношения к России сознавал в себе и Набоков, только для него это уже было поэтической нормой, тогда как А. Блок только угадывал это в самом себе. Отсюда столь большая разница в творческих задачах его поэзии и прозы. Но там, в том письме, все это было в свернутом виде, потому что это рассуждение, в сущности - побочная ветвь главной темы выпуска - темы Музы как преображенного Я поэта.

Еще я хотела написать о том, что мужчина и женщина переживают это преображение совершенно по-разному, что тоже естественно. У Ахматовой само преображение выражено куда более интенсивно: она чувствует само действие преображения, переживает его как этапы страдания, отрешения, соприкосновения с вдохновением природы, а затем уже как явление единственно доступной в личной жизни благодати творчества и слова. И у нее все это не столько чувственно, сколь объективно и самостоятельно действенно. Это очень серьезное и глубокое отличие от Дара, которым владеет Набоков. А он именно владеет. Вот такие мысли, Женя. Пиши. Ирина Александровна.


24.07.08
О выпусках 86, 70 http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200807/22002716.html

Женя, этот выпуск и смежные с ним выпуски - пример и образец поэтически зрелой мудрости. И вообще они свидетельствуют, что один из творческих оплотов поэзии суть стремление к единству добра и благодати, в жизни не всегда достижимое, увы. Это единство сакрально и освящено религией, пока оно и удерживает тайны бытия. Поэт его только угадывает. Но оно оплот: вне этого поэтически зрелого стремления нет и не может быть поэзии как традиции, объединяющей свободный ум и слово. Не может быть, соответственно, и открытого в поэзии человеческого Я. Представь себе мир и природу без этой возможности!? Поэзия больше, чем что-либо иное, может открывать нам самих себя, сообщать нашим чувствам их опыт и обновлять их действенные силы. Живопись удерживает в нас силы восприятия, памяти и восторга перед красочностью мира или событийностью истории. Но каждый из нас рано или поздно возвращается к самому себе, и тогда очень нужно поэтическое слово. Ну, хотя бы для того, чтобы этот возвратный путь не становился бегством от самого себя. Поэт - всегда немного мистагог, и иначе быть не может. Он не может не чувствовать жизнь как почти необъяснимую тайну и от многих скрытую мистерию. Объяснить ее - нельзя, но можно в ней пребывать, оставляя метки слов и образов. И тогда одно из дел поэзии - предоставлять нам следы для наведения в выборе добра и зла, правды и лжи - оправдывает самое себя. Оправдывает тем, что облегчает нам вечную ношу греха. Или несовершенства - в версии Н.Рериха. Или ношу колебаний и страхов, - в версии М.Петровых. Обрати внимание - как чудно хорошо перед лицом и традицией поэзии согласны с этим поиском "узла жизни" О. Мандельштам и Н. Рерих. Даже несмотря на то, что по тропам поэзии их ведет разная религиозная традиция и разный личный опыт. Что, на мой взгляд, индивидуализируется и различается, в конечном итоге, ритмикой и интонацией их стиха. А лучше сказать - дыханием поэта. Тема зла - тема, корневая для поэзии? Нет, думаю, не совсем так, скорее это - внезапно отраженный светом образ наших долгих блужданий впотьмах. Вот так я бы и оценила чувства, отраженные в Ларисином стихотворении... Спасибо! Пиши. И.А.


_________________
О, сколько их на полях!
Но каждый цветёт по-своему –
В этом высший подвиг цветка!

Басё
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Е. Морошкин



Зарегистрирован: 09.09.2007
Сообщения: 146
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Авг 16, 2008 7:49 am   

Публикую здесь (пока ОРГ на ремонте) мои комментарии к двум последним выпускам.

Вып. 92 http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200808/12002305.html и открывающиеся с него 2 и 45 объединяются интересом к динамическому, праздничному моменту в жизни природы, каким становится гроза. Так, наверное, воспринимает большинство людей: обычным состоянием является спокойное, когда всякий предмет имеет свое известное, предсказуемое качество, а гроза – нечто праздничное, выход за привычные пределы, раскрытие невиданных возможностей. И это вызывает ответ в самом человеке, строй его чувств становится интенсивнее, раскованнее; он, забывая про земные условности, приближается к своему истинному Я. Особенно ясно эта мысль высказана в стихотворении М.Петровых (в вып. 2)

В каждом из этих циклов я старался дать движение по нарастающей: от более спокойного, объективного, внимательного взгляда на природу к большему раскрытию субъективности поэта. Во втором выпуске ( http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200702/26213534.html ), мне, кажется, удалось передать через последовательность стихотворений и некоторый естественный ритм природного дыхания. В начале – у Бунина – напряженная статика, каждая деталь рисует ожидание грядущего взрыва, и вместе с тем выражает состояние придавленное, гнетущее. Затем – у Тарковского – постепенное приближение чего-то неясного, грозного и обновляющего. Интересно проследить, как культурные ассоциации, наполняющие стихотворение, тоже возникают в какой-то естественной, природной последовательности, как бы рождены природными силами. И затем – открытый, эмоциональный авторский монолог у Петровых.

Следующий цикл ( http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200803/01000855.html ) – тоже движение к все более глубоко высказанной авторской позиции. У Заболоцкого здесь почти нет субъективного взгляда: стих пытается воссоздать саму природу, ее изначальность, чистоту, животворящую силу. Бунин здесь ближе к традиционному (вполне раскрывшемуся в искусстве 19 века) отношению к природе как среде дружественной, могущей помочь человеку выразить свои собственные чувства, дать человеку моменты радости и утешения. Но не более того.

Такое же отношение берет за отправную точку и Пастернак. Но затем – ряд неожиданных поворотов мысли, приводящих в итоге к образу природы-храма, ощущению таинственности, неразгаданности мироздания. И к признанию своего долга как вестника, обязанного не утерять и не растратить впустую своей способности слышать «далекий отголосок хора».

Примерно такая же логика прослеживается и в трех стихотворениях последнего выпуска. Еще их объединяет волевой, мужественный колорит и наполненность мифологическими ассоциациями (у Заболоцкого они тоже присутствуют, только в скрытом виде, у Вяч. Иванова – наиболее открыто и красочно).


Два стихотворения 93 выпуска ( http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200808/16002326.html ) близки по музыкальности звучания, но разрабатывают разные аспекты одной темы. У Цветаевой – ощущение внутренней дисгармоничности, несогласованности собственных душевных сил. Впрочем, сама эта дисгармония понимается (во всяком случае – подается вовне) как признак отмеченности автора, его художническое достоинство.

У Ахматовой в большей степени акцент делается на коллизии непонимания между поэтом и «другими». Та же ситуация непонимания, отсутствия точек соприкосновения, иронически обрисована у Самойлова (вып. 54).

Другие параллельные выпуски по разному раскрывают причины постоянной неудовлетворенности художника (естественно, он здесь выступает моделью человека вообще). В первую очередь это несовместимость внутренних ощущений с той разумно упорядоченной формой, к которой поэту приходится прибегать для их передачи. Об этом – стихи Блока и Фета (вып. 13), Патраковой (вып. 64). У М.Петровых осознание драматичности ситуации доходит до признания фатального разобщения между мыслящими существами и бесполезности всяких усилий.

С этого же начинается и стихотворение Тарковского. Но по ходу его развертывания происходит некое расширение спектра восприятий героя, постепенно раскрывается его слух и в отношении окружающего мира, и, как ответ на это – слух к внемирному голосу Музы.

В стихотворениях 53 выпуска показаны некоторые пути к обретению гармонии. Поэт оставляет за собой право на утонченность, аристократизм чувств, даже на некоторую браваду артистизмом своего слога (у Мандельштама), но все это – не от замкнутости поэта на себе. Это только избранная им форма восхищения миром, в котором могут гармонически сосуществовать и взаимно дополнять и красота физических, зримых проявлений, и мир человеческой субъективности, и мир незримого.


_________________
О, сколько их на полях!
Но каждый цветёт по-своему –
В этом высший подвиг цветка!

Басё


Последний раз редактировалось: Е. Морошкин (Вт Авг 26, 2008 8:39 am), всего редактировалось 2 раз(а)
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Opsis



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 329
Откуда: Russia, Moscow

СообщениеДобавлено: Сб Авг 16, 2008 9:13 am   

Я подписался.... Smile

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора ICQ Number
Е. Морошкин



Зарегистрирован: 09.09.2007
Сообщения: 146
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Авг 26, 2008 8:34 am   

У стихотворений выпуска 96 ( http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200808/26002544.html ) и смежных с ним 7, 50, 75, и также недавнего 94 выпуска ( http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200808/19003407.html ) есть одна объединяющая их черта. В них человек оказывается перед лицом природы (или в своем обыкновенном, зримом виде, или, как в вып. 50 – перед своим личным ощущением мироздания), и каждый раз переживание ее высокой гармонии заставляет человека забыть про свой статус «царя вселенной». В нем исподволь возникает понимание своего настоящего места среди космоса природы – это не роль хозяина, законотворца, но и не унизительная роль ничего не значащей песчинки.

Спектр чувств, которые при этом раскрываются в человеке, очень многообразен. Это какая-то душевная тихость, бережность, благоговение, возникающие от созерцания первых примет осени (в выпуске 96), или строгого, заколдованного пейзажа Севера (вып. 75); исповедальные, благодарственные интонации в стихах Бунина и Андреева (вып. 7). Ощущение величия космических ритмов и своего скромного масштаба рядом с ними может выразиться через наивно-чистое, почти детское звучание стиха (у Есенина в вып. 94), или напротив – воплотиться в изысканной словесной вязи (у Пастернака).

В стихах 50 выпуска, уже не связанных с непосредственным созерцанием природы, эти ощущения даны в еще более чистом, концентрированном виде. Здесь (особенно у Марии Петровых и Ларисы Миллер) открыто декларируется модель поведения и самоощущения человека – полная внутреннего достоинства, легкости, свободы, внимания и любви к окружающему миру.


_________________
О, сколько их на полях!
Но каждый цветёт по-своему –
В этом высший подвиг цветка!

Басё
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Opsis



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 329
Откуда: Russia, Moscow

СообщениеДобавлено: Чт Авг 28, 2008 10:09 am   

Е. Морошкин, ты бы сайт сделал... у тебя полно материала... fа мне уже показали, что есть

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора ICQ Number
Е. Морошкин



Зарегистрирован: 09.09.2007
Сообщения: 146
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Авг 28, 2008 2:46 pm   

Я скоро начну размещать выпуски здесь: http://rozamira.org/lib/vestniki/

А также заполнять "Библиотеку вестничества": http://rozamira.org/lib/themes/vestniki/index.htm

Материала для нее действительно много.


_________________
О, сколько их на полях!
Но каждый цветёт по-своему –
В этом высший подвиг цветка!

Басё
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Е. Морошкин



Зарегистрирован: 09.09.2007
Сообщения: 146
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Сен 08, 2008 9:40 am   

Вышел юбилейный, сотый номер моей рассылки: http://subscribe.ru/archive/lit.poetry.vestniki/200809/08001446.html

Теперь выпуски будут появляться каждые два дня. Сейчас я более активно размещаю комментарии на ОРГе. Но могу писать и сюда, если читатели проявят интерес.


_________________
О, сколько их на полях!
Но каждый цветёт по-своему –
В этом высший подвиг цветка!

Басё
К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Opsis



Зарегистрирован: 08.09.2007
Сообщения: 329
Откуда: Russia, Moscow

СообщениеДобавлено: Пн Сен 08, 2008 10:54 am   

Хорошие паралели в последнем выпуске... а к выпуску № 66 я добавлю

http://stihi.ru/poems/2008/08/04/2973.html

Однажды солнечный Горний ветер
Мне череду прозрений преподнес.
Сильнее голода, депрессий, смерти
К вершинам Духа вмиг донес.

Морей кипящих образа
Мне в душу хлынули потоком.
Всего отрадней для меня
Та песнь Небесным звонким Хором.

Я с каждым вдохом рвался ввысь,
Туда, где карусель времен.
Там Родина для слова Имена.
И Родина Сияющих Имен!

К началу темы
  Ответить с цитатой                 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора ICQ Number
Показать сообщения:   
Добавить тему в избранное   Ответить на тему    Клуб друзей и читателей Розы мира (2007-2011) -> Беседка -> Искусства -> Литература Часовой пояс: GMT + 3
 
Всё на одной странице

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий