Дорогие друзья, форум закрыт для написания сообщений.
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
a.
Зарегистрирован: 07.09.2007 Сообщения: 4222
|
Добавлено: Пт Янв 23, 2009 12:53 am Зороастризм |
|
|
Предлагаю поговорить о религии, которой уделяется столько внимания на страницах Розы Мира. Но к сожалению, литературы (достойной) о ней очень немного (может, кто что порекомендует? ), поэтому предлагаю начать разговор с книги П. Глобы '''Живой огонь'' (со множеством спорного, но за неимением лучшего под рукой).
Итак, что в первую очередь бросается в глаза при прочтении?
Четкое разделение Добра и зла.
Бог, Творец Вселенной, один. Ахура-Мазда.
Авеста рассматривает человека как часть созданного Господом благого мира, который оказался подвержен вторжению сил зла.
За человеком признается свобода воли, однако не отрицается и жесткая предопределенность как результат прошлого выбора.
Бог - источник добра и не является источником зла. Отсюда название зороастризма ''доброй религией''.
Изначально был сотворен мир Меног (невоплощенный мир, мир идеи). И в процессе его воплощения в силу свободы выбора возникло зло. Три ипостаси зла: Ангра-Майнью (соответствует миру Меног, духу для человека), Аз (соответствует воплощенному миру Гетиг и человеческому телу) и Друдж (соответствует миру Ритаг, поддерживающему равновесие между Меног и Гетиг, душе для человека).
Осуждение рабства в любой форме. Жреческий пояс могли носить все зороастрийцы.
Граница между добром и злом проходит через каждого из нас, и у каждого есть возможность сместить эту границу в ту или иную сторону.
Авестийская традиция считает грехом не только активное распространение зла, но и пассивное пособничество этому распространению.
Жизнь человека - это работа. По восстановлению первозданной гармонии.
Уход из воплощенного состояния, физическая смерть, считается результатом несовершенства нашего мира. Когда зло будет окончательно побеждено, не будет потери физического тела, дух, душа и тело будут всегда едины.
В зороастризме не поощряется ни праздное безделье, ни религиозный аскетизм. Религия не противопоставляется мирской жизни. Отсюда - отсутствие монастырей, весь мир - один большой монастырь.
Самоубийство считается страшным грехом
Непостижимое высшее начало, лежащее в основе всего сущего - Зерван. И если мы будем приписывать Зервану разные качества, мы отнимем у него ровно столько, сколько ему припишем.
Две формы времени - конечное трехликое и бесконечное вечное. Зло несовершенно и лишено творческого начала, потому может проявляться только в конечном времени.
Хумат, хукст, хуварст. Благая мысль, благое слово, благое дело. Соответственно Меног, Ритаг, Гетиг.
Зороастризму присущ оптимизм, исходящий из неминуемой погибели зла. Даже те, кто попадает в ад, не будут находиться в нем вечно.
Шесть высших сил - покровители Огня, Неба (Воздуха), Воды, Земли, Растений, Животных. Покровитель человека - сам Ахура-Мазда.
Огонь почитался как первая, самая чистая и близкая к Творцу, стихия.
Представление о четырех стражах времени.
Фраваши (предвечно существующие в мире идей прообразы человеческих душ) согласились принять телесный облик для того, чтобы оградить духовный мир Меног от посягательств Ангра-манью и, по возможности, одержать над ним верх в материальном физическом мире.
У животных, растений, гор, рек и озер есть своим фраваши.
Наличие женщин-жриц
Тело умершего не предавалось земле и не сжигалось в огне, т.к. это оскверняло стихии. А загрязнение благих творений не допустимо. Тела помещали на небольшие башни, где они становились добычей воронов и грифов. Уже чистые и высохшие кости хоронили в земле вместе с носилками, на которых они лежали. Также запрещалось закапывать, сжигать. бросать в воду и рассеивать в воздухе мусор.
Приветствуется накопление праведным путем богатства. Главная цель накопления богатства - внесение гармонии в этот мир. Поэтому нельзя копить ценности ради самих ценностей.
Осуждалось и нищенство, жизнь за чужой счет.
Убивать растения можно только для нужд человека, животных - при крайней необходимости, когда больше нечего есть, например. _________________ "тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
|
|
К началу темы |
|
 |
Алексей

Зарегистрирован: 01.10.2007 Сообщения: 558 Откуда: Ростов-на-Дону
|
Добавлено: Пт Янв 23, 2009 7:45 pm |
|
|
Из достойных книг я бы выделил Мэри Бойс. "Зороастрийцы. Верования и обычаи." - на первом месте из переведенных, imho. Российские зороастрицы чтят ее.
Также: Дорошенко "Зороастрийцы в Иране", написана отчасти в полемике с Мэри Бойс. |
|
К началу темы |
|
 |
a.
Зарегистрирован: 07.09.2007 Сообщения: 4222
|
Добавлено: Пт Янв 23, 2009 11:24 pm |
|
|
Алексей, спасибо
А по самому зороастризму что скажешь? _________________ "тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
|
|
К началу темы |
|
 |
Art Gratis
Зарегистрирован: 11.09.2007 Сообщения: 93 Откуда: Spb
|
Добавлено: Сб Янв 24, 2009 12:57 pm |
|
|
Зороастризм, как и весь исторический феномен Персии-Ирана, несомненно представляет интерес в свете РМ. Но представленное здесь краткое описание слишком идеализировано. Не все так однозначно.
Например, отношение к животным было двойственным, как один из очищающих обетов сущенствовала практика убийства храфстр, т.е. живых существ сотворенных Ахриманом: змей, пауков, скорпионов, лягушек и т.п. Если не ошибаюсь в одном из текстов упоминалось, что некоторые грехи можно замолить убийством 10000 храфстр. Еще одним фактом была ориентация, на некоторых этапах, зороастризма исключительно на иранский этнос, когда соседние народы (напр.саки), имеющие отличные верования, рассматрвиались как враги веры.
Зороастризм интересен и с другой стороны, пожалуй не найти второй такой религиозной системы, которая была бы столь динамична на всем протяжении своего существования. На мой взгляд, в зороастризме был потенциал стать мировой религией в полной мере, но все многочисленные реформы и революции в этом направлении оказывались несостоятельными: Гаумата, реформа Ксеркса, противостояние идей Мани и Картира, движение маздакитов. Интересны также влияния зороастризма как на тибетский бон, так и мифологический реверс в уже исламизированной персидской культуре 9-11веков. |
|
К началу темы |
|
 |
a.
Зарегистрирован: 07.09.2007 Сообщения: 4222
|
Добавлено: Сб Янв 24, 2009 2:42 pm |
|
|
Art Gratis писал(а): | Интересны также влияния зороастризма как на тибетский бон, так и мифологический реверс в уже исламизированной персидской культуре 9-11веков. |
Art Gratis писал(а): | пожалуй не найти второй такой религиозной системы, которая была бы столь динамична на всем протяжении своего существования |
А можно поподробнее?
Art Gratis писал(а): | Еще одним фактом была ориентация, на некоторых этапах, зороастризма исключительно на иранский этнос, когда соседние народы (напр.саки), имеющие отличные верования, рассматрвиались как враги веры. |
Это было в период, когда религия была государственной? Когда именно?
Art Gratis писал(а): | Зороастризм, как и весь исторический феномен Персии-Ирана, несомненно представляет интерес в свете РМ. Но представленное здесь краткое описание слишком идеализировано. Не все так однозначно. |
КОНЕЧНО, не все так однозначно. Но я решил начать разговор хотя бы с этого. А что ты имел в виду, говоря, что в свете РМ представляет интерес весь исторический феномен Персии-Ирана? Ты бы видел, какой идеализированной выглядит сама книжка Глобы  _________________ "тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
|
|
К началу темы |
|
 |
Art Gratis
Зарегистрирован: 11.09.2007 Сообщения: 93 Откуда: Spb
|
Добавлено: Сб Янв 24, 2009 3:39 pm |
|
|
Подробней можно, но лучше это делать не с моих слов, а по источникам, например:
"Зороастрийская мифология" И.В.Рак, 1998
"Авеста в русских переводах 1861-1996" И.В.Рак, 1998
"Древний Иран и Тибет, история религии Бон" Б.И. Кузнецов, 1998
Еще было много публикаций Луконина В.Г., если не ошибаюсь, есть переводы Авесты Стеблин-Каменского, в общем лучше все научное, где не говорится о родине Зарутуштры в Поволжье .
Темы "мифологического реверса" 9-11вв. вроде уже касался Родион, вкратце, суть в том, что в тот период зороастрийские мифологические сюжеты (напр.Шах-наме) можно сказать обрели вторую жизнь в культуре мусульманского Ирана.
"Враги веры" обычно были кочевники, если не ошибаюсь этот термин был еще до огосударствления зороастризма, возможно и до реформы Зороастра, но здесь могу и ошибаться. Как известно, боги и духи индусов у иранцев были демонами, т.е. мы видим своеобразную проекцию противостояния на очень глубоком идеологическом уровне.
Под историческим феноменом Персии-Ирана я бы назвал само существование зороастрийской религиозной культуры между основными центрами цивилизации Запада и Востока, вполне логично, что в именно этой культуре должны возникнуть объединяющие концепции. Основной базой для подобного возникновения была изначальная идейная пластичность зороастризма, насколько помню, догматизация учения произошла лишь при первых Сасанидах и в угоду новой власти. В этом ключе вполне логично распространение зороастрийских идей, в искаженном виде, от Рима (митраизм, манихейство) до Тибета (следы в Бон). Это распространение шло не военным путем и не в противостояние уже существующим религиям. Идеей Мани было объединить все религии. |
|
К началу темы |
|
 |
a.
Зарегистрирован: 07.09.2007 Сообщения: 4222
|
|
К началу темы |
|
 |
Яник

Зарегистрирован: 07.09.2007 Сообщения: 6136 Откуда: Санкт-Петербург
|
Добавлено: Пт Янв 30, 2009 2:24 pm |
|
|
Я последнее время весьма затруднен с выходом в интернет.
Как только возникло обсуждение, мой старый товарищ по школе ППГлобы прислал мне список для нашего форума. С опозданием публикую.
"Литература по зороастризму на русском языке:
«Авеста» переводы основных зороастрийских текстов.
Интернет-версия: http://avesta.isatr.org/
«Изведать дороги и пути праведных» сборник пехлевийских текстов.
Фирдоуси «Шахнаме»
Мэри Бойс «Зороастрийцы – верования и обычаи».
Иван Рак «Мифы древнего Ирана».
Б.И. Кузнецов «Бон и маздеизм»
Б.И. Кузнецов «Древний Иран и Тибет»
Терапиано Ю. Маздеизм: «Современные последователи Зороастра.»
Зенер Р. Ч. «УЧЕНИЕ МАГОВ» Компендиум зороастрийских верований.
и прошу тебя опубликовать этот список в этой ветке. Пусть народ изучает зороастризм в оригинале.
С Уважением,
Сергей Евтушенко " _________________ Сегодня самый лучший день:
пестреют флаги над полками:
Сегодня самый лучший день.
сегодня битва с дураками.
С уважением
Яков
|
|
К началу темы |
|
 |
a.
Зарегистрирован: 07.09.2007 Сообщения: 4222
|
Добавлено: Пт Янв 30, 2009 2:54 pm |
|
|
Яник писал(а): | Изведать дороги и пути праведных» сборник пехлевийских текстов. |
Языками не владею, в каком переводе рекомендуешь?
Сергею спасибо! А что не зарегистрироваться? _________________ "тот, кто был братом ормом"
Митя Ахтырский
|
|
К началу темы |
|
 |
Лис

Зарегистрирован: 21.11.2008 Сообщения: 1979
|
Добавлено: Сб Янв 31, 2009 3:28 pm |
|
|
Если я не ошибаюсь, то впервые идея о наличие в мире двух противоборствующих начал, добра и зла ( дуализм ), чётко была сформулированна именно в зороастризме. Никакой мешанины.
Потом, очень интересен в авестийской традиции мыслеобраз Саошьянта. Перекликается и с Христом, и с бодхисатвами буддизма. Правда, я не знаю, как трактуют этот архетип современные парсы.
Известная тяга авестийцев к персонификации абстрактных понятий роднит их апологетику и с эйдосами Платона, и вообще со многими мифологемами народов мира.
Как это не покажется странным, но проработку стихиального сектора концепций зороастризма я считаю на отличном уровне, даже на фоне верификаций по этой теме индуистского пантеона. _________________ и делов - то
|
|
К началу темы |
|
 |
Песец

Зарегистрирован: 23.01.2008 Сообщения: 8982 Откуда: Киев
|
Добавлено: Сб Янв 31, 2009 3:54 pm |
|
|
Лис писал(а): | Потом, очень интересен в авестийской традиции мыслеобраз Саошьянта. Перекликается и с Христом, |
Да.
Лис писал(а): | и с бодхисатвами буддизма. |
Кореектнее говорить - махаяны и ваджраяны. _________________ - Какова истинная природа Будды?
- Палочка-подтирка, дырка в отхожем месте (с) Бодхидхарма.
|
|
К началу темы |
|
 |
Рауха

Зарегистрирован: 08.09.2007 Сообщения: 14901 Откуда: Отовсюду всеми возможными
|
Добавлено: Вс Фев 01, 2009 2:41 am |
|
|
Песец писал(а): | Корректнее говорить - махаяны и ваджраяны. |
В тхераваде бодхисатва - ТОЛЬКО "недобуддованный" Шакья Муни (до Просветления). Можно сказать, что там этого понятия просто нет. |
|
К началу темы |
|
 |
Ондатр

Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
Добавлено: Вс Фев 01, 2009 9:34 am |
|
|
В "хинаянских" школах образ бодхисаттв есть, просто не акцентируется. _________________ Максим
|
|
К началу темы |
|
 |
Рауха

Зарегистрирован: 08.09.2007 Сообщения: 14901 Откуда: Отовсюду всеми возможными
|
Добавлено: Пн Фев 02, 2009 1:37 am |
|
|
Ондатр писал(а): | В "хинаянских" школах образ бодхисаттв есть, просто не акцентируется. |
Любопытно. Если не в напряг - кинь ориентирчик, Ондатр-сан. Не то, чтоб остро-актуально, но сгодиться может.
Art Gratis писал(а): | Идеей Мани было объединить все религии. |
Мани нельзя назвать зараострийцем (даже "неортодоксальным"). И "перспективность" его варианта синкретизма показально проявилась и для уйгуров, и для боснийцев... |
|
К началу темы |
|
 |
Ондатр

Зарегистрирован: 13.02.2008 Сообщения: 2253 Откуда: Муммидол
|
Добавлено: Пн Фев 02, 2009 1:39 pm |
|
|
Рауха писал(а): | кинь ориентирчик, Ондатр-сан. |
Все Будды прошлого, настоящего и будушего проходят путь бодхисаттвы протяжённостью в три неисчислимые кальпы. Таким образом, в мире присутствует сразу много бодхисаттв. По Абхидхармакоше, первым царём был бодхисаттва. Встречал также пассажи о бодхисаттвах, которые никогда не достигнут освобождения, так как спасение бесконечного числа живых существ займёт бесконечно много времени. _________________ Максим
|
|
К началу темы |
|
 |
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|
Powered by phpBB © 2001, 2005 & Святой Коннектий
|